Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DECISION MAKING CONSALTING IN DEVELOPMENT OF SMALL COMPANIES IN DENTAL MARKET

Shtey A.Yu. 1
1 Saint-Petersburg State University of Economics
The article proposes variants of creation and implementation decision making consulting in development of small dental companies. Currently there is no single and centralized consulting device capable to provide support services to the small dental companies. Author offers the creation of information-analytical center to solve this identified problem. The main purpose of information-analytical center – providing information, consulting, scientific and methodological support for the formation of managerial decisions on the development of small companies and the establishment of dental scientific and methodical and institutional framework for the devel-opment of regional programs for the development of the dental market. Making center represented in the form of the algorithm includes four stages. Thus, the information-analytical center is a complex project of introduction of modern information technologies in conjunction with the scientific method of decision-making.
development decision making
dental companies
consulting in health care

В современной практике открытия стоматологической клиники есть два пути. Первый, создатель бизнеса – врач-стоматолог, который хочет открыть свое дело, однако кроме профессионального умения лечить и желания заработать, у него нет административных навыков и соответствующих навыков ведения предпринимательского дела. И второй, стоматологическая клиника основывается опытным предпринимателем, который рассматривает ее с позиции бизнеса, приносящего доход. Из этого следует, что от того, кто и как будет создавать и развивать стоматологическое дело, зависит дальнейший его результат. В России консалтинг в области здравоохранения, и в частности, в области оказания стоматологических услуг, еще не получил должного развития, хотя в Европейских странах это явление достаточно распространенное. Это актуализирует тему данного исследования, подтверждая, что обеспечение доступа к профессиональным консультациям для малых стоматологических предприятий представляется одним из важных средств для создания и развития отрасли оказания стоматологических услуг малыми предприятиями на рынке России.

Основная задача консалтингового обеспечения в стоматологической области для предприятий – фокусировка на вопросах управления и развития данного бизнеса, а именно: улучшение финансовых, экономических показателей, усиление конкурентных позиций, своевременный анализ внешней среды для опережающего изменения внутренней среды предприятия, изучение и внедрение современных информационных технологий и систем, оптимизация различных видов учета, взаимодействие с государственными органами управления и контроля в области здравоохранения.

Разработки и внедрение такого консалтингового обеспечения для стоматологических предприятий требует аккумулирования знаний, методов и средств и создания специальных рабочих групп, со смешанным экспертным составом: управленческие консультанты, IT-консультанты, специалисты по маркетингу, рекрутингу, инжинирингу, финансам, праву; при этом все специалисты должны хорошо знать специфику отрасли здравоохранения и, главное, – стоматологической отрасли.

В этих условиях разработка и внедрение единого информационно-аналитического центра (ИАЦ) обеспечит повышение эффективности управления малыми предприятиями сферы здравоохранения на основе широкого применения новейших информационно-аналитических методов и технологий для оперативного управления.

Исходя из выявленной проблемы, перед информационно-аналитическим центром ставится цель – оказание информационной, консультационной, научно-методической помощи для формирования управленческих решений по развитию малых стоматологических предприятий и создание научно-методических и организационных основ для разработки региональных программ развития рынка стоматологических услуг.

В связи с этим можно предложить алгоритм разработки и реализации информационно-аналитического центра (рис. 1).

Как видно из представленного алгоритма, процесс разработки и реализации ИАЦ состоит из нескольких этапов.

Рис. 1. Алгоритм разработки и реализации информационно-аналитического центра

Этап 1. На данном этапе происходит выявление целесообразности создания регионального информационно-аналитического центра – выявление проблем. Для этого проводится анализ рынка оказания стоматологических услуг населению выбранного региона. Анализ рынка проводится на основе показателей, характеризующих основные проблемы функционирования и развития малых стоматологических предприятий данного региона, и выявляются предпосылки для создания информационно-аналитического центра. Оценки значимости проводятся на основе экспертного анализа. Для проведения данного анализа предварительно формируются специальные рабочие группы. В состав специальных рабочих групп должны входить: специалисты-консультанты области управления отраслью здравоохранения, руководители стоматологических предприятий данного рынка, представители государственных органов в области здравоохранения РФ, активная часть населения данного региона, выбранная специальными агентствами, проводящими социологические и иные виды опросов населения.

Этап 2. На данном этапе происходит определение всех параметров создания информационно-аналитического центра: определение субъектов системы здравоохранения РФ; определение формы и методов взаимодействия; определение задач, принципов, функций информационно-аналитического центра.

Определение субъектов системы здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Конституции РФ и статьями 12–14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», в Российской Федерации выделяют три системы здравоохранения: государственную; муниципальную; частную. К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие предприятия, учреждения, организации. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

Затем происходит определение формы и методов взаимодействия участников рынка стоматологических услуг. Под формами взаимодействий понимается процесс воздействия участников рынка стоматологических услуг.

В свою очередь участники рынка оказания стоматологических услуг населению, взаимодействуя через информационно-аналитический центр, могут с помощью системы экономических методов влиять на других участников данного процесса. К системе экономических методов данного процесса можно отнести: прогнозирование, планирование; таможенное регулирование; финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценообразование.

К числу основных задач информационно-аналитического центра следует отнести: построение единого информационного пространства; внедрение информационных технологий во все процессы деятельности информационно-аналитического центра; мониторинг социально-экономического развития региона и страны для выявления приоритетных направлений развития и информационно-аналитическое обеспечение данного процесса; оказание консультационных услуг; помощь при принятии управленческих решений по развитию стоматологических предприятий.

Далее определяются основные принципы функционирования информационно-аналитического центра и его функции.

Этап 3. Составление программы реализации информационно-аналитического центра. Программа создания информационно-аналитического центра должна содержать комплекс мероприятий и алгоритм последовательных действий по его созданию.

В соответствии с представленными выше принципами программа мероприятий по реализации информационно-аналитического центра должна включать следующие основные разделы: исходные данные – описание информационно-аналитического центра; комплексы мероприятий по взаимодействию каждого из участников рынка оказания стоматологических услуг.

Этап 4. Мониторинг ситуации на рынке стоматологических услуг региона. Данный этап необходим для получения обратной связи и адекватного реагирования на происходящие изменения.

Исходя из предлагаемого алгоритма разработки и реализации информационно-аналитического центра в регионе, можно констатировать, что отсутствие на данный момент единого организационно-управленческого механизма, направленного на связь всех необходимых ресурсов и участников рынка стоматологических услуг, является одной из основных причин недостаточности развития предприятий данной сферы.

Информационно-аналитический центр, оказывающий комплексную помощь всем участникам рынка оказания стоматологических услуг населению определенного региона, – это комплексный проект внедрения современных информационных технологий совместно с научной методикой принятия управленческих решений. Это автоматизированная система, обеспечивающая комплексный анализ сфер жизнедеятельности территории (города, области, региона, страны), выявление важнейших тенденций и закономерностей ее развития.

Создание и функционирование информационно-аналитического центра позволит обеспечить:

  • развитие малых стоматологических предприятий;
  • организацию помощи в управлении деятельности по развитию малых предприятий в сфере оказания стоматологических услуг;
  • обеспечение информационных и ресурсных потребностей управления малыми стоматологическими предприятиями;
  • координацию и научно-методическое обеспечение процессов взаимодействия информационно-аналитического центра, малых стоматологических предприятий и всех остальных участников данного процесса;
  • предоставление специализированного программного обеспечения для предприятий сферы оказания стоматологических услуг;
  • концентрацию всех ресурсов, их анализ и использование при принятии управленческих решений по развитию малых стоматологических предприятий.

Рецензенты:

Крупанин А. А., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург.

Цветков А. Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента организации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург.