Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FAMILISTIC EDUCATIONAL SPACE: INFORMATION AND INVIRONMENTAL ASPECT OF THE OPERATION

Semina M.V. 1
1 Zabaikalsky State university
In the article the author reveals the essence and fundamentals of creating information environment of the multidimensionality of as a characteristic of functioning familistic educational space of University. Familistic educational space is represented as a pilot pedagogical construct that provides students a significant developmental impact. In the context of the theory of social interaction describes the variation techniques, effective in the formation of familistic metacompetachion student youth: organizational meeting-meetings remote collaboration with social partners on the basis of Internet-technologies; use of local information network of the educational institution. Special attention is focused on the existing educational practices of humanitarian-pedagogical University experience of cooperation with other institutions of higher education and organisations advocating the values of family life and contribute to the formation of familistic of culture of the Russian youth.
technology.
social interaction
information and multidimensionality of environmental
familistic educational space

Под фамилистической метакомпетентностью мы понимаем интегративное качество личности, суть которого - владение фамилистическими компетентностями, обуславливающими успешность в брачно-семейных отношениях, а также достаточную осведомленность в технологиях их профессионального сопровождения.

Целью данной статьи является представление опыта преобразующего педагогического эксперимента по созданию локального фамилистического образовательного пространства в условиях гуманитарно-педагогического вуза. В развитии фамилистической метакомпетентности студенческой молодежи [6, с.154] значимое место отводится созданию информационно-средовой многомерности образовательного пространства вуза. Эта составляющая педагогического конструкта формируется посредством интеграции идеи, хода и результатов исследования в образовательное пространство университета и их экспансии за его пределы, в образовательное пространство региона/федерации, в том числе через технологии социального взаимодействия [8, с. 61-62].

Многомерность в выстраивании социального партнерства как формы социального взаимодействия субъектов социализации молодежи проявляется как в разнообразии видов потенциально возможных социальных связей (научно-исследовательские, образовательные, информационные, практические), так и в вариативных характеристиках уровней взаимодействия (вузовский, факультетский, кафедральный, индивидуально-групповой) и его «продуктах». Так, интеллектуальный продукт может быть в форме образовательных программ, программ развития, планов, методических разработок, сценариев, алгоритмов; информационный продукт в виде печатной продукции, материалов в СМИ, ресурсов на сайте вуза и города, в сети Интернет. Кадровый продукт сотрудничества представляют студенты, преподаватели, сотрудники, владеющие технологией разработки/применения технологии развития фамилистической метакомпетентности молодежи.

Само исследование возможности становления фамилистической метакомпетентности обучающихся в образовательном пространстве вуза, в силу его социальной актуальности и определенной научно-практической инновационности, может рассматриваться с позиций эксклюзивной полезности как для вуза, организующего собственный аудит «точек превосходства», так и для его партнеров, проводящих мониторинг общественных запросов и образовательных ресурсов региона [1].

В ходе исследования наработан значительный опыт организации сотрудничества в области развития фамилистической метакомпетентности молодежи. К наиболее эффективным технологическим приемам можно отнести: организационные встречи-совещания организаторов, экспертов, тьюторов исследования, в т. ч. с приглашением социальных партнеров; интерактивное взаимодействие с использованием интернет-технологий; открытые мероприятия фамилистической направленности (тематические презентации, акции, конференции, просветительские лекции, обучающие семинары, конкурсы и соревнования).

Организационные встречи-совещания в становлении фамилистической метакомпетентности обучающихся в вузе выступают средством делового общения заинтересованных лиц, в ходе которого обсуждается, корректируется и принимается к реализации конкретный интеллектуальный продукт (программа исследования, план работы научно-исследовательской группы, алгоритм действия, технология экспертной деятельности по предмету исследования, методика фамилистически направленного тьюторства, анализ промежуточных/итоговых результатов экспериментальной деятельности и др.).

Учитывая территориальную удаленность Забайкалья от центра России, во многом аккумулирующего научный потенциал государства, отметим особую значимость для нас электронных способов делового общения в проведении исследования. Освоенными приемами в организации фамилистически направленного социального партнерства стали использование электронной почты и работа с электронным сервером вуза. Технические возможности этих средств позволяют оперативно распространять информацию по экспериментальной деятельности с молодежью (информационные письма и пресс-релизы мероприятий, аналитические матрицы, промежуточные отчеты, адресные материалы для участников и др.), отвечать на возникающие вопросы.

Содержание электронных рассылок и организуемая в последующем переписка с их адресатом становятся основой многолетнего плодотворного сотрудничества, в частности с Управлением развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена и научно- методическим советом по развитию воспитательной деятельности (г. С-Петербург). В период осмысления методологической основы исследования фамилистической метакомпетентности как самостоятельного направления научного исследования на базе вуза была создана и функционировала программа «Развитие социальной компетентности студентов вуза», имеющая статус опорной инновационной площадки РГПУ [4, с. 57-58]. Проблема, на решение которой она была направлена, заключалась в относительно слабо представленной в регионе технологии проектирования образовательного пространства вуза, обеспечивающего развитие социальных компетенций обучающихся. Цель площадки предполагала создание таких условий на базе ЗабГГПУ/ЗабГУ. В рамках сотрудничества с РГПУ по программам повышения квалификации для работников системы ВПО прошли обучение несколько сотрудников вуза, позднее вошедших в группу организаторов научно-практического исследования фамилистической метакомпетентности студенческой молодежи. Электронные средства связи сделали возможным оперативный обмен информацией по инновационным методам работы с молодежью и обеспечили консультативную поддержку данного направления.

Также, благодаря дистанционным контактам через Интернет, возникло и укрепилось сотрудничество исследовательской группы с Национальным общественным комитетом «Российская семья» (Москва, С-Петербург), цель которого состоит в возрождении и развитии в государстве ценности семейного образа жизни, идеала полной здоровой семьи [5]. Большую роль в организации и проведении исследования имело знакомство с деятельностью региональных площадок комитета: «Семья как ресурс демографической политики» (г. Курск); «Социальная работа с семьями по профилактике жестокого обращения с детьми» (г. Мурманск); «Гендерная социализация в современной семье» (г. Пятигорск); «Семья в структуре институтов гражданского общества» (г. Уфа); «Школа семейного права» (г. Анапа); «Семья в полиэтничном социуме» (г. Сочи). В настоящее время обсуждается вопрос об открытии регионального отделения Комитета на территории Забайкальского края.

Посредством интернет-технологий исследовательская группа изучила опыт Комитета по проведению Всероссийских акций фамилистической направленности и использовала его в своей работе с молодежью г. Читы и Забайкальского края, организовав региональный федеральному аналог: «Каждого ребенка школьного возраста - за парту» (цель федеральной акции - профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних), региональный аналог «Собери ребенка в школу»; Благотворительная социальная акция «Новогодние поздравления детям» (цель акции - поздравление детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов), региональный аналог «Праздник в каждый дом»; благотворительная акция «Моя любимая игрушка» (цель акции - сбор и передача мягких игрушек детям из детских домов); акция «Общественность в защиту нравственности детей» (цель акции - предотвращение пропаганды насилия и жестокости в электронных СМИ, демонстрации фильмов, стимулирующих асоциальные формы), региональный аналог акция «Доброе кино» в рамках кинофестиваля; акция «Подари мне жизнь!» (цель акции - актуализировать защиту права нерожденного человека на жизнь), региональный аналог - акция «Нерожденные хотят жить».

Плодотворным стало участие студентов и преподавателей вуза в работе ежегодных международных конгрессов «Российская семья» как действенной площадки общественного диалога субъектов семейной политики в РФ, а также механизмом распространения накопленного опыта регионов: «Семья и образование», «Семья и здоровье», «Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики Российской Федерации», «Духовно-нравственное воспитание молодёжи: семейные национальные традиции», «Семейная педагогика: традиции и инновации», «Семья и демография: социальный потенциал развития межнационального согласия», соответственно годам.

Электронные средства связи во многом содействовали установлению контактов организаторов исследования с основными подразделениями Комитета: научно-педагогическим центром «Семья, гендер, демография» и инновационно-внедренческим центром «Российская семья». Интересной формой сотрудничества с НПЦ «Семья, гендер, демография» и созданным в нем Международным дискуссионным клубом «Семья: открытый диалог» стало участие преподавателей и студентов, участников исследования фамилистической метакомпетентности молодежи в организации свободных дискуссий on-line по наиболее острым проблемам современной семейной политики в России и мире. В частности, на интернет форумах клуба с нашим участием обсуждались темы: «Государство и семья: диалог и перспективы развития»: меняющиеся стратегии государственной семейной политики; «Семья - активный субъект семейной политики: опыт России и зарубежных стран»; «Семья и гражданское общество в России: общественные объединения как фактор развития семейной и демографической политики»; «Российская семья как институт гражданского общества»; «Молодежь и семейные отношения: модели современной успешной семьи - взгляд молодежи»; «Основы семейной культуры»; «Формирование стратегий ответственного родительства: основы формирования ответственного репродуктивного поведения»; «Ответственное отцовство - перспективная жизненная стратегия современного мужчины».

Основной целью инновационно-внедренческого центра «Российская семья» является обобщение существующего опыта работы с семьями посредством разработки студентами РГСУ инновационных фамилистически направленных технологий. Методы работы Центра во многом созвучны методам, используемым и в нашей практике: разработка и реализация научно-исследовательских, образовательных, социальных проектов; проведение лекций-презентаций по использованию социальных технологий в работе с различными категориями семей; встречи с интересными людьми, имена которых ассоциируются с семейными ценностями; выставочная и благотворительная деятельность; тренинги.

Существует реальная возможность делового и личного общения студентов и преподавателей РГСУ и ЗабГУ, занятых в реализации сходных проектов: «Музыкальный салон», «Семейная гостиная» (РГСУ) - «Литературно-музыкальная гостиная» (ЗабГУ), «Клуб молодой семьи» (РГСУ) - Семейный клуб (ЗабГУ), «Центр консультирования «Семья» (РГСУ) - психологическая служба (ЗабГУ), творческая мастерская «Добро без границ» (РГСУ) - Ассоциация волонтерских студенческих отрядов (ЗабГУ), театр марионеток «И оживают куклы», Театр Равных Возможностей, театр моды «Авангард» (РГСУ) - студенческие театры «уЛИКа», «Странник» (ЗабГУ), «Школа будущих мам», «Школа отцов» (РГСУ) - детский клуб (ЗабГУ), «Курсы домоводства» (РГСУ) - дизайнерский центр и мастерская по пошиву одежды (ЗабГУ) и т. д. Как показывает опыт, общение студентов из разных городов России позитивно влияет на учебную мотивацию по дисциплинам фамилистической группы, продуктивность работы с семьями родного региона, способствует расширению межличностных контактов [3, с.11].

Большие возможности в развитии фамилистической метакомпетентности молодежи имеет научная библиотека ЗабГУ посредством аккумуляции информационных технологий и ресурсов фамилистического содержания. Качественное информационно-организационное сопровождение фамилистически направленной деятельности осуществляется путем осуществления планового комплектования фонда литературы по различным отраслям фамилистики; обработки, описания, систематизации новых поступлений фамилистического содержания; персонального обслуживания пользователей информационными ресурсами фамилистического содержания. В вузе действует сервер тонких технологий, позволяющий участникам экспериментальной группы работать в АБИС ИРБИС, пользоваться электронными ресурсами РГБ, eLibrary, системой дистанционного обучения Мооdlе (количество постоянных пользователей более 600 человек в год). Справочно-поисковый аппарат филиалов библиотеки университета представлен не только традиционными карточными каталогами, но и электронными каталогами, что дает возможность существенно ускорить поиск необходимой информации по фамилистике и более полно удовлетворять растущие информационные запросы читателей. С 2008 года функционирует диссертационный зал для преподавателей, аспирантов и студентов университета, в том числе исследующих проблемы фамилистического содержания. Значимое место в деятельности научной библиотеки вуза занимают выставочные мероприятия, посвященные молодежи, партнерству, браку, семье: «Мир семьи» - к международному дню семьи, «Студенческая жизнь» и «Молодёжь: выбор пути» - ко Дню российского студенчества, «Молодежные субкультуры» - к Всемирному дню молодежи, «За гранью возможного» - к Всемирному дню Книги рекордов Гиннеса, «Образ матери в живописи» - ко Дню Матери; выставка, посвященная Православному Празднику Покрову Пресвятой Богородицы, «Здоровый образ жизни» - к Международному дню отказа от курения и др.

Принимая во внимание неоднозначность качества доступных молодежи интернет-ресурсов при их общей растущей популярности [2, с.117], мы сочли возможным, в контексте организационно-педагогического сопровождения виртуального общения студенческой молодежи, порекомендовать наиболее содержательные и «корректные» адреса сайтов по различным областям фамилистики. В составлении списка активное участие приняли студенты старших курсов экспериментальных групп и тьюторы, отразив в нем адреса государственных интернет-систем по вопросам семьи и семейной политики, официальные сайты профильных ведомств, учреждений и организаций, занимающихся различными видами помощи семье. Аналогичный перечень по вопросам организации работы с молодежью в высшей школе был составлен организаторами и экспертами для тьюторов эксперимента.

Как показали материалы анализа «Портфолио фамилиста» у студентов наиболее популярны следующие виртуальные сообщества, в разной степени отражающие фамилистическую тематику (на примере социальной сети «Вконтакте»): по социальной или профессиональной принадлежности: «Студенческая семья», «Молодые мамы» «Студенческий сервис», «Центр занятости молодежи», «Открыть свое дело», «Профессиональное сообщество психологов», «Юристы России» и др.; по гендерным характеристикам: « Мы - девушки», «Мужчины and женщины», «Мужской клуб» и др.; по выражению собственной социальной позиции: «Моя семья - супер!», «Мир без наркотиков», «Аборту НЕТ», «Красота спасет мир», «Я очень люблю своих родителей» и др.; по общему хобби: «Буду хорошей хозяйкой», «Клуб фотолюбителей», «Клуб любителей животных», «Учимся готовить быстро и вкусно», «Знаки зодиака», «Делаем сами» и др. [6, с. 154].

Важным для нас каналом коммуникации служит сайт университета, поддерживаемый Центром информационных технологий и пресс-службой вуза. Материалы фамилистической направленности размещены на следующих разделах сайта: история вуза (сведения о преподавательских династиях; информация о подразделениях вуза и их ведущих преподавателях, сотрудниках, включая информацию о характере их профессиональных предпочтений и личных достижениях, в том числе в деятельности фамилистической направленности); обращение к посетителям руководящего состава вуза (информация об образовательных возможностях вуза, его кадровом потенциале; достижениях молодежной деятельности фамилистической направленности; праздничное обращение руководителей вуза в канун значимых фамилистических дат и др.); анонсы фамилистически направленных мероприятий (научного - симпозиум, конференция, круглый стол, презентация; образовательного - открытая лекция, VEB семинар, занятия курсов повышения квалификации; прикладного значения - конкурс, шоу, выставка, соревнование, турнир, смотр); новостной блок (подробная информация о прошедшем событии фамилистической направленности, его представительстве и итогах); фотогалерея сайта (подборка тематических фото, освещающих фамилистические события в жизни вуза с комментариями пользователей); вопросы и ответы пользователям сайта, например, по социальной поддержке и защите студенческих семей и других категорий обучающихся, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, информационно-средовая многомерность фамилистического образовательного пространства эффективно обеспечивает овладение обучающимися способами фамилистически направленной образовательной и квазипрофессиональной деятельности, способствует формированию и накоплению аксиологически значимых надпредметных знаний, умений, навыков, детерминирующих в дальнейшем процесс самостоятельных фамилистических поисков и открытий.

Рецензенты:

Виноградова Н. И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования ЗабГУ, г.Чита.

Клименко Т. К., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ЗабГУ, г.Чита.