Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INVESTMENTS APPEAL AND CONDITIONS OF INVESTMENT PROCESSES ACTIVATION IN FOREST SECTOR OF MARI EL REPUBLIC

Smolennikova L.V. 1
1 Volga State University of Technology
Methodical approaches to assessment of investment appeal have been stated, factors influencing the formation of investment appeal at the branch level have been identified. Indexes that are essential to consider while estimating and forecasting investment appeal of branches of economy have been revealed. Role of forest sector in Mari El Republic’s economy and its investment appeal have been analyzed. The paper concludes that it is necessary to improve key components of investment appeal in forest sector branches (development prospect, protection from investment risks) radically. Role and responsibility of the government, governmental support for investors, stimulation of profound wood processing also need special attention. Suggestions on investment processes activation including introduction of state-private partnership mechanism while reclaiming forests and forming forest infrastructure objects, working out territorially attached strategy of forest sector development, setting up conditions for complex processing of forest resources and wood wastes have been formulated.
investment processes
investment appeal factors
investment appeal
branch
forest sector

Введение

Анализ состояния лесного сектора России, произошедших изменений в его структуре за годы осуществления в стране радикальных экономических трансформаций показывает, что лесная промышленность и лесное хозяйство трудно адаптируются к рыночным условиям хозяйствования и демонстрируют относительно невысокие результаты развития из-за низкой рентабельности и устаревшей технологической базы. В докладе «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года», представленном в ходе сессии международного Комитета по лесному хозяйству в штаб-квартире Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в Риме, отмечается, что, хотя Российская Федерация является самой крупной страной мира по площади лесов, их потенциал используется незначительно, возможности и перспективы лесного сектора недооцениваются экономической политикой государства [6].

Обеспечение экономического развития лесного сектора в условиях повышения степени открытости экономики России вследствие вступления страны во Всемирную торговую организацию не представляется возможным без повышения инвестиционной активности, увеличения объемов инвестиций для модернизации на основе внедрения прорывных технологий и инноваций в ведущих отраслях лесного сектора.

В Республике Марий Эл лес является главным природным богатством, оказывая определяющее влияние на формирование ее природно-ресурсного потенциала. Высокий уровень лесистости, близость к основным потребителям, удобное географическое расположение для рекреационного освоения лесов создают хорошие возможности развития лесного сектора республики [8].

Цель исследования - анализ инвестиционной привлекательности лесного сектора Республики Марий Эл и выявление условий активизации инвестиционных процессов.

Для достижения указанной цели поставлены и последовательно решаются логически взаимосвязанные задачи:

  • генезис методических подходов к определению инвестиционной привлекательности;
  • выявление факторов, оказывающие ключевое влияние на формирование инвестиционной привлекательности на отраслевом уровне;
  • анализ инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики Республики Марий Эл;
  • формирование предложений по активизации инвестиционных процессов в лесном секторе экономики Республики Марий Эл.

Материалы и методы исследования

Объект исследования - инвестиционные процессы и условия их осуществления в Республике Марий Эл. Предмет исследования - инвестиционная привлекательность как совокупность объективных признаков и возможностей инвестирования в лесной сектор экономики Республики Марий Эл.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и ведение инвестиционной деятельности, статистические данные Росстата и органов государственной статистики Республики Марий Эл, статистические и аналитические данные Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, интернет-ресурсы.

Теоретические и практические вопросы инвестирования раскрыты в научных трудах ведущих ученых Абалкина А.И., Аганбегяна А.Г., Бочарова В.В., Игошина Н.В., Ясина Е.Г. и др. Особенности инвестиционных процессов в лесном секторе отражены в работы Антонова А.В., Бурдина Н.А., Кныша М.И., Кожухова Н.И., Моисеева Н.А., Петрова А.П., Петрова В.Н. и др.Трудности адаптации лесной промышленности и лесного хозяйства к рыночным условиям хозяйствования, особенности современного этапа рыночной трансформации российской экономики актуализировали вопросы определения инвестиционной привлекательности и выявления факторов и условий повышения инвестиционной активности в лесном секторе.

Результаты исследования и их обсуждение

В экономической литературе существуют различные подходы к определению инвестиционной привлекательности, что обусловлено многоаспектностью данного понятия. Так, по мнению Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой, инвестиционная привлекательность может быть охарактеризована как совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [2]. Э.И. Крылов инвестиционную привлекательность определяет на основе эффективности использования собственного и заемного капитала, платежеспособности и ликвидности [3]. По нашему мнению, инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность объективных характеристик объекта инвестирования, выявляемых на основе анализа данных, отражающих уровень риска и доходности осуществления инвестиции, и обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции.

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики могут осуществляться в той же последовательности, что и на макроэкономическом уровне: мониторинг показателей функционирования отрасли; построение системы аналитических показателей, их анализ и оценка; прогнозирование инвестиционной привлекательности.

Анализ существующих методик определения инвестиционной привлекательности отрасли позволил выявить следующие подходы:

1) инвестиционная привлекательность отрасли определяется на основе исследования комплекса факторов, влияющих на отраслевую доходность и риск: отношения собственности и монополизм в отрасли, степень государственной поддержки отрасли, уровень спроса на продукцию, финансовое состояние и перспективность развития отрасли, воздействие на природную среду, социальный климат на предприятиях отрасли;

2) инвестиционная привлекательность отрасли определяется на основе исследования ее финансового состояния (текущей доходности) и совокупного уровня доходности, оцениваемого по доходности продаж, доходности активов, доходности собственного капитала, доходности инвестированного капитала;

3) инвестиционная привлекательность отрасли определяется на основе макроэкономического мультипликатора, отражающего механизм создания косвенных макроэкономических эффектов через дополнительный спрос в результате осуществления инвестиционных проектов и показывающего, насколько увеличится валовой внутренний продукт при росте инвестиции в отрасль на единицу.

Согласно методике, предложенной в работах И.А. Бланка, анализ инвестиционной привлекательности проводится на основе системы показателей, в наибольшей степени оказывающих влияние на ее формирование: уровень прибыльности деятельности отрасли; уровень перспективности развития отрасли; уровень инвестиционных рисков, характерных для отрасли. Каждый из трех синтетических критериев оценивается по совокупности входящих в него аналитических показателей, определяемых на основании статистических данных [1].

Таким образом, при оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности отраслей экономики важно учитывать эффективность деятельности и динамику развития отрасли, перспективность ее развития, степень государственной поддержки, уровень отраслевых инвестиционных рисков.

Для характеристики фактического состояния отрасли могут быть использованы показатели рентабельности, прибыльности и финансовой обеспеченности отрасли (коэффициент капиталоотдачи; коэффициент рентабельности инвестиций (капитала); уровень рентабельности активов; уровень рентабельности затрат на производство продукции).

Динамику развития отраслей экономики принято оценивать с помощью индексов роста или темпов прироста в процентах от объема произведенной продукции.

Перспективность развития отрасли определяется на основе результатов SWOT-анализа, изучения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе на мировом рынке, защищенности от импорта, инфляционной защищенности, социальной и общественной значимости отрасли и др. Индикаторами уровня перспективности развития отрасли могут служить:

  • значимость отрасли в экономике страны, региона (фактическая и прогнозируемая доли продукции в валовом внутреннем продукте, валовом региональном продукте);
  • устойчивость отрасли к неблагоприятным изменениям в экономике (уровень спроса на продукцию отрасли, соотношение динамики объема производства отрасли и ВВП (ВРП));
  • обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств отрасли, доля собственного капитала в используемых активах), трудовыми ресурсами, информационными ресурсами;
  • состояние и развитие инфраструктуры (расположение объекта инвестирования по отношению к основным источникам сырья, энергоресурсов и потребителям продукции, транспортная обеспеченность, способность к использованию современных информационных технологий);
  • государственная поддержка развития отрасли (наличие федеральных и региональных целевых программ, объемы государственных капитальных вложений и государственного кредитования, налоговые льготы, субсидии и др.).

Степень защищенности от воздействия отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе анализа инфляционной устойчивости и уровня дифференцируемости продукции, механизма входа в отрасль и выхода из нее, уровня конкуренции на рынке, наличия механизмов защиты от недобросовестных зарубежных конкурентов, надежности рынка ресурсов, наличия разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность инвестора, устойчивости политической ситуации и др.

Проведенное исследование инвестиционных процессов в лесном секторе экономики Республики Марий Эл свидетельствует о незначительной привлекательности отраслей лесного сектора для инвесторов, масштабной рецессии капитальных вложений, что привело к деградации материально-технической базы, увеличению износа основных средств, а, как следствие, низкой рентабельности активов. Лесной сектор республики, как и в целом Российской Федерации, требует обновления и модернизации на новой технологической основе, привлечения значительных инвестиционных ресурсов.

По экспертным оценкам, представленным в докладе «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года», если ежегодный поток инвестиций в лесной сектор увеличить в пять раз с текущего уровня в размере около 2 млрд. долл. США до 10 млрд. долл. США в год, то производство круглого леса в Российской Федерации к 2030 г. удвоится со 143 млн.м3 в 2010 г. до более 300 млн.м3, производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности вырастет с 7,7 млн.т. до 25,5 млн.т. [6].

Для достижения этих целей необходимо улучшение ключевых составляющих инвестиционной привлекательности отраслей лесного сектора (перспективность развития, защищенность от инвестиционных рисков). Особого внимания при этом требуют вопросы усиления роли и ответственности государства, государственной поддержки инвесторов, стимулирования глубокой переработки древесины:

  • ориентация на развитие крупных лесоперерабатывающихкластеров при одновременном создании достаточных условий для развития малого и среднего лесного предпринимательства;
  • формирование сети лесных дорог, государственная поддержка строительства новых и расширения возможностей имеющихся лесных дорог;
  • повышение эффективности предупреждения возникновений и распространения лесных пожаров на основе повсеместного внедрения систем противопожарного обустройства лесов;
  • повышение эффективности планирования и осуществления системы лесозащитныхмероприятий;
  • разработка и применение механизмов экономической оценки нефинансовых услуг, получаемых за счет использования лесов (средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных услуг, услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода);
  • разработка и реализация мер государственного регулирования на рынке древесного сырья с учетом проведения антидемпинговой политики, а также государственной поддержки потребления конечной лесной продукции глубокой переработки и товаров народного потребления, в том числе посредством государственных закупок;
  • государственная поддержка развития производства экологически чистых продуктов леса, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
  • экономическое стимулирование повышения темпов технологического обновления лесопромышленногопроизводства с высокой долей ручного труда, низкой производительностью и высокой энергоемкостью;
  • создание условий развития рынка мелкотоварной древесины, второстепенных лесных ресурсов, побочных лесных пользований, охоты, спортивного рыболовства;
  • разработка региональных программ развития деревянного домостроения.

Повышению инвестиционной привлекательности отраслей лесного сектора Республики Марий Эл будет способствовать также внедрение механизмов государственно-частного партнерства при освоении лесов, строительстве объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог), в том числе предоставление государственных гарантий для инвесторов, создание более благоприятных инвестиционных условий и повышение доступности кредитных средств, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 419, к приоритетным инвестиционным проектам относятся проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений, в которые составляет не менее 300 млн. рублей. Присвоение проекту статуса приоритетного дает инвестору право на получение лесосечного фонда без аукциона. На период окупаемости проекта устанавливается льготная ставка арендной платы за лесные участки с коэффициентом 0,5. В долгосрочной перспективе целью инвестора является получение прибыли на вложенный капитал и увеличение стоимости гудвилла за счет признания государством приоритетности его бизнеса. Экономические интересы собственника лесов - государства - заключаются в привлечении инвестиций в лесной сектор, освоении новыхлесных массивов, создании рабочих мест и получении налогов, сборов и иных платежей.

Заключение

22 октября 2012 года в рамках форума «Лес и человек» состоялся семинар «Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов» [4], где отмечалось, что в настоящее время в перечне приоритетных инвестиционных проектов находится 117 проектов на общую сумму инвестиций 379 млрд. руб. К сожалению, в Республике Марий Эл такие проекты не реализуются. Поэтому необходима разработка территориально привязанной стратегии развития лесного сектора, создание условий для комплексной переработки лесных ресурсов и древесных отходов, что требует конструктивного взаимодействия региональных органов власти и бизнес-сообщества.

Рецензенты:

Азарская М.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Короткова А.В., д.э.н., профессор кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.