Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POSSIBILITY OF MULTIMEDIA PRESENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

Semenov V.I. 1 Semenova E.V. 1 Semenova N.I. 2
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute – the branch of Siberian Federal University
2 Lesosibirsk branch of Siberian State Technological University
The articlehighlights the problem of identifying opportunities of multimedia presentations in the educational process of higher education. We consider the inclusion of multimedia presentations in the course of lectures and practical klassesto be a requirement. The experience of work on the use of multimedia presentations in a professional education of bachelors is given. The data about the peculiarities of perception by modern person and the types of listeners are underlined. The categories of "presentation " and "multimedia" are analyzed . The causes of inefficient usage of PowerPoint as the most common packet creation and usage of multimedia presentations are represented as well as the reasons and the typical errors of incorrect usage of PowerPoint package at lecturing. The examples of the creative usage of PowerPoint package in order to enhance the audience are given. Attention is drawn to the need in complying with specific principles for the use of multimedia presentations. The requirements on the creation and usage of multimedia presentations regardless of the direction of bachelor’s education in the system of higher education are presented.
Higher professional education
multimedia presentations
multimedia
presentations

Введение

Человек меняет среду обитания, а она в свою очередь меняет его. При этом перемены могут быть весьма разительны, ускоряться во времени, затрагивать одновременно жизнь нескольких поколений и проявляться практически во всех областях деятельности человека. В образовании эта ситуация имеет свою специфику. Здесь можно наблюдать сосуществование новейших подходов, технологий, приемов и следование стереотипам, многие из которых не просто устарели, но и в определенной степени не дают развиваться системе высшего образования в контексте современных требований. Следуя этой тенденции, сама образовательная среда склонна к «забалтыванию» нового, появляющегося в ней, что позволяет говорить о консерватизме как сущностной характеристике образования в целом. Такая участь постигает начинания, многие из которых существуют не просто на уровне энтузиазма преподавателей, но носят нормативный характер. К таким требованиям относится сопровождение чтения лекций в высшей школе с использованием мультимедийных презентаций, созданных в программах PowerРoint компании Microsoft, CorelPresentations фирмы Corel и StarOfllaj компании SterDivision GMBH.

В настоящей статье мы намерены описать возможности мультимедийных презентаций и проанализировать опыт работы в данном направлении при чтении лекций в курсах гуманитарных дисциплин, а также при проведении практических занятий с будущими бакалаврами. Опытная работа проводилась на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета и Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета.

Известно, что развитие цивилизации свело практически к минимуму способности человека воспринимать мир равномерно с помощью органов чувств, данных ему природой. Д. Руэ приводит данные об особенностях восприятия информации современным человеком. Так, она пишет: «Люди воспринимают информацию в следующих соотношениях: на 1 % через вкус; на 2 % посредством осязания; на 4 % с помощью обоняния; на 10 % на слух; на 83 % визуально». При этом люди обычно запоминают: 10 % прочитанного; 20 % услышанного; 30 % увиденного; 50% того, что они услышали и увидели; 70 % того, что они сказали и записали; 90 % того, что они сказали в то время, когда они что-нибудь делали и говорили» [6. C. 83].

Нет необходимости доказывать всю непродуктивность чтения лекций под диктовку. Отдельные примеры чтения - общения лектора с аудиторией являются исключениями из правил.

Ситуацию усугубляет тот факт, что современная студенческая молодежь - поколение с ярко выраженным «клиповым» или «мозаичным» мышлением. Выросшая и живущая в век высоких технологий, она с детства впитала «диктат картинки», чем переполнены современные средства массовых коммуникаций. В нынешнее время главным источником формирования новой картины мира выступает Интернет, где молодежь является потребителем информации визуального формата.

Д. Руэ приводит факты о том, что «...глаза запечатлевают в 8-9 раз эффективнее, чем мозг, благодаря зрению усвоение повышается на 35 % за один и тот же промежуток времени, зрение помогает запомнить на 55 % больше» [Там же. С. 85].

Существенным является также то, как аудитория обрабатывает информацию. Вновь сошлемся на работу Д. Руэ [6], где приводятся типы слушателей. В общем виде это выглядит следующим образом. Адаптивный тип слушает и воспринимает любые стили; эмоциональный - остро реагирует, отзывчив, гибок и открыт всему; слушающий - стремится услышать, как можно больше; гипотетический старается уследить за общей картиной, целенаправленно задает вопросы, которые пытается систематизировать; кинестетический - делает выводы, исходя из своих ощущений; вычисляющий - взаимодействует на основе опыта, идет от деталей к общей картине, ищет логику, восприимчив к статистическим данным и цифрам; рациональный - выстраивает умозрительные связи, тщательно планирует, выступает за новые идеи; визуальный - принимает решения, основываясь на увиденном.

В идеале каждый преподаватель должен знать, какая перед ним аудитория с точки зрения типов обработки информации. Для этого нужна целая служба психологов, которая предоставляла бы преподавателю такую информацию. В силу целого ряда причин это сделать невозможно. Поэтому преподаватели интуитивно выстраивают логику и выбирают стиль чтения лекций и проведения занятий, в значительной степени опираясь на собственный доминирующий тип модальности.

В данной ситуации чтение лекций и проведение занятий с сопровождением мультимедийных презентаций мог бы считаться эффективным выходом из положения и решением проблемы. Но это преждевременный вывод, более того, упомянутое выше «забалтывание» благих намерений приводит к формализму, а порой и резко снижает эффективность образовательного процесса.

Для решения поставленной задачи обратимся к понятию «презентация» и «мультимедиа».

Известно, что термин «презентация» (от лат. praesento - передаю, вручаю или англ. -present) имеет значения: широкое и узкое. «В широком смысле презентация - доклад, защита целого проекта или его части ... результатов внедрения и т.п.» [8. С. 5]. В этом смысле защита курсовой, дипломной работы или диссертации, выступление с докладом - это тоже презентация. «В узком значении презентация - это электронный документ особого рода. Он отличается комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведения (автоматическим или интерактивным)» [Там же. С. 6].

Категория «мультимедиа» в данном контексте является ключевой и может быть интерпретирована как «...взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [5].

Наибольшее распространение в образовательном процессе высшей школы получила программа MSPowerРoint, которая позволяет объединять различные цифровые ресурсы в единый интегрированный вид.

Опыт создания мультимедийных презентаций убеждает нас в том, что использование MSPowerРoint только для создания простых слайд-шоу в значительной степени обедняет ее ресурсные возможности. Дополнительное использование текстовых и графических редакторов, инструментов для создания диаграмм и иллюстраций, звукового сопровождения, видеофрагментов и пр. ведет к созданию презентаций со статусом мощного аудиовизуального средства обучения.

Методическое обеспечение лекционных занятий с использованием презентацией PowerРoint зачастую содержит типичные ошибки. К ним можно отнести следующие недочеты:

  • чтение текста слайдов преподавателем, что ведет, как правило, к потере контакта с аудиторией;
  • некорректное использование шрифтов, цвета фона, букв и т.д.;
  • злоупотребление спецэффектами;
  • огромное количество слайдов;
  • несовпадение логики чтения лекции и содержания слайд-шоу;
  • механическое переписывание студентами текста слайдов и др.

В этом, далеко не полном списке ошибок, на наш взгляд, следует искать неприятие студентами использования презентаций PowerPoint на лекциях. Иногда они откровенно признаются, что им гораздо легче писать под диктовку. Есть смысл согласиться с М. Кушнером, который пишет: «На карикатуре в журнале NewYorkerизображено интервью претендента на рабочее место в преисподней: «Мне нужен человек весьма искусный в применении пыток, - говорит бес. - Вы знакомы с PowerРoint?» Умница-карикатурист, возможно, преувеличивает, но не так уж сильно. Большинство из нас присутствовало на презентациях PowerРoint, которые никак нельзя назвать увлекательными. ... К тому времени, как лектор заканчивает, вам кажется, что вас обстреляли настоящей дробью, а не дробью маркированных списков» [3. С. 371].

Но ситуация должна быть изменена, и перемены касаются в равной степени технических моментов, содержания и методики чтения лекций с использованием презентаций PowerPoint.

Технические моменты несложны, для их выполнения достаточно изучить эргономические и технические требования, которые предъявляются к созданию презентаций PowerРoint. Речь идет о количестве слайдов, формате шрифта, цветовом оформлении и пр. Следование этим правилам в значительной степени облегчает студентам восприятие содержания.

Следующий вопрос, который неизбежно возникает при создании презентаций в PowerРoint, касается взаимодействия содержания лекции, излагаемого преподавателем, и содержания текстов слайдов. Начнем с того, что это разные виды речи, и логика устной речи в принципе не совпадает с логикой речи письменной. Студент, если он не записывает за преподавателем текст, настроен на устную форму, что предполагает большую степень личностного отношения к содержанию, поэтому переход лектора на чтение текста слайда справедливо оценивается студентом как формализация материала, знак отчуждения преподавателя от содержания лекции. Здесь наблюдается прямая связь с методикой работы с использованием презентации PowerРoint. Приемом, который может в некоторой степени смягчить проблему, служит использование в текстах слайдов лексики неформального стиля, риторических вопросов, цитат, юмора, противоречивой информации, способной вызвать недоумение, шок и пр. Так, в презентации лекции о том, какие последствия экономический кризис оказал на образование, канд. пед. наук Е. А. Ленская в выступлении на конференции «Педагогика развития» в г. Красноярске в 2008 г. в трех слайдах подряд использовала эмоциональное восклицание: «Так ведь кризис же!», чем привлекла внимание аудитории к содержанию слайдов, тем более, что вопрос оказался своего рода провокацией к рассуждению на тему, предложенную докладчиком. Хорошо смотрятся вопросы в конце текста слайда, которые могут вызвать желание у студентов высказать свое мнение. Ярким примером умелого использования презентаций PowerРoint может служить сочетание противоречивой информации на одном слайде. Например, в презентации на тему «Изменение практик развития и его последствия», представленной на конференции «Педагогика развития» в 2009 году в г. Красноярске, д-р психол. наук К. Н. Поливанова, опираясь на возрастную периодизацию З. Фрейда, расположила информацию в следующей очередности. На вступительном слайде в конце самой периодизации следует вывод: «Каждая фаза характеризуется, по Фрейду, запретом - конфликтом - разрешением». Это позволило автору раскрыть суть каждой фазы с точки зрения нормы, по Фрейду, и соотнести эту норму с нынешней ситуацией. Так, на следующем слайде слева высвечена сущность первой фазы - «0-1 год - первый укус при кормлении», справа высвечивается современная ситуация - «искусственное вскармливание». На следующем слайде слева - «1-3 года - приучение к горшку», справа - «памперсы», далее слева - «4-6 лет - Эдипов комплекс», справа - «неполная семья». Содержание каждого слайда несет в себе противоречие, обостряет его содержание с помощью краткости текста, точно подобранных, порой шокирующих иллюстраций, обращения к слушателям. Данный пример не из области учебной лекции или занятия, но, исходя из собственного опыта, можно утверждать, что такие приемы вполне приемлемы и в учебной аудитории при чтении проблемных лекций.

Следует отметить, что в современной теории и методике высшего образования имеется множество работ, посвященных указанной проблематике. Особое внимание уделяется следованию как общедидактическим, так и частным принципам в качестве основы, на который должен быть построен образовательный процесс с использованием мультимедийных презентаций. К таким принципам, носящим специфический характер, относятся:

  1. Требование адаптивности, которое подразумевает приспособление процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Здесь большое значение имеет градация уровней и условий адаптации: от индивидуального темпа изучения материала до разработки индивидуальных заданий для студентов.
  2. Требование интерактивности, что предполагает интерактивный диалог и обратную связь с аудиторией. Это способствует осуществлению контроля деятельности обучающихся.
  3. Требование развития интеллектуального потенциаластудентовпри работе с мультимедийной презентацией предполагает формирование различных стилей мышления.
  4. Требование обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что мультимедийная презентация должна предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной техникой [2].

На наш взгляд, соблюдение этих принципов важно в равной степени для преподавателя и для студентов, создающих мультимедийные презентации для использования их на занятиях, при защите проектов, на экзаменах и зачетах.

Наш опыт работы показал, что существуют универсальные подходы и требования к созданию и использованию мультимедийных презентаций независимо от направления подготовки бакалавров в системе высшего профессионального образования. Обозначим их.

  1. Следование техническим и эргономическим требованиям к созданию мультимедийных презентаций.
  2. Тщательный отбор текста и иллюстративного материала к презентациям, сделанным в пакете PowerPoint. Предпочтение отдается ассоциативным картинкам, где отражена главная идея, что позволяет открыть дискуссию, провоцирует вопросы со стороны студентов. Собственно иллюстративный материал (портреты, аутентичная визуальная информация) должны быть конкретны и соотноситься с текстом.
  3. Наличие методико-дидактического обеспечения использования мультимедийных презентаций.
  4. При чтении лекции используются различные приемы: чтение лекции с опорой на презентацию, затем работа собственно с текстом (запись основных пунктов, при этом в тетрадях остается чистой правая сторона, где дома студенты дополняют материал лекции собственными записями, проводя самостоятельную работу с литературой). Другой прием - не все слайды показываются на лекции, в только основные, дома студенты самостоятельно работают со всеми слайдами презентации.
  5. На практических занятиях мультимедийные презентации могут стать опорой для дискуссии, обсуждения вопросов семинара или выполнения задания в ходе выполнения лабораторной работы. Здесь возникает целый ряд возможностей для формирования презентационной компетентности, необходимой для разнообразной деятельности в учебном, производственном планах и в реальной жизни.
  6. Создание и использование мультимедийных презентаций не должно быть самоцелью, а предполагать «сверхзадачу» - формирование медиакультуры будущего профессионала [7].

Вместе с тем в системе высшего профессиональногообразования есть дисциплины, где мультимедийные презентации имеют свою специфику и в равной степени возможности, позволяющие формировать специфические компетентности [4]. К таким дисциплинам можно, вне сомнения отнести иностранный язык как предмет, имеющий многоцелевое назначение и позволяющий в максимальной степени формировать такие составляющие коммуникативной компетентности, как лингвистическая, социокультурная, компенсаторская и др. компетентности.

Студенты высоко оценивают такой опыт работы, что еще раз подтверждает мысль о том, что «... успех любого выступления (и это доказано) на 60-70 % зависит от того, что публика видит, на 20-30 % - от того, как говорит оратор, и только на 10 % от того, что он говорит» [1. C. 93].

Подведем итог. Мультимедийные презентации в образовательном процессе высшей школы не являются данью моде или инновацией ради ее самой. Широкое использование данного средства обучения обусловлено спецификой современного информационного пространства и взаимодействием с ним обучающихся, в изменившихся условиях организации высшего профессионального образования. Ликвидация причин некорректного создания и использования мультимедийных презентаций, а также соблюдение универсальных требований к внедрению данного средства обучения в практику высшей школы позволит в значительной степени оптимизировать подготовку будущих бакалавров, сделать ее адекватной задачам, которые стоят перед современной системой высшего профессионального образования.

Рецензенты:

Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им.В. П. Астафьева, г. Красноярск.

Морозова О.П., д.п.н., профессор, директор Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.