Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUTURE ENGINEERS’ SAFE BEHAVIOUR FORMATION ON THE BASE OF REFLEXIVE APPROACH

Grosheva I.V. 1
1 Transbaikal State University
The article is devoted to an actual problem of future specialists’ safety behaviour formation. In this article the author presents theoretical overview of contemporary approaches to the definition of the notion «safe behaviour». The necessity of engineers’ safe behaviour formation in educational space of university is identified. The idea that a reflexive approach to the educational process is one of the ways to personality’s self and complete development is proved by the author. The model of engineers’ safe behaviour formation on the base of reflexive approach is created, implemented into the educational process and described in the article. The positive dynamics of the level of safe behaviour formation confirms the effectiveness of the model of future engineers’ safe behaviour formation on the base of reflexive approach as a result of its introduction into the educational process.
future engineer
model
students
education
formation
reflexive approach
reflexion
safe behaviour

Изучение безопасного поведения личности особенно актуально в последнее время и является важной составляющей профессиональной деятельности будущих специалистов. В соответствии с социальным заказом востребована личность, самостоятельно принимающая стратегические решения, осознающая потенциальные проблемы и опасности.

Стратегия управления безопасным поведением инженеров ориентирует их работу не только на предупреждение аварийных ситуаций, но и на обеспечение безопасной деятельности в нормальных условиях. Обеспечение безопасной деятельности работников достигается путем повышения уровня профессиональной подготовки, оптимизации и контроля качества организации работ, культуры безопасности и безопасного поведения.

Цель нашей работы состоит в анализе взглядов и представлений о безопасном поведении, а также научном обосновании потенциала рефлексивного подхода в процессе становления безопасного поведения будущего инженера

Исследования процессов становления безопасного поведения будущих инженеров открывают широкие перспективы интенсификации их подготовки, при этом профессиональное самосознание обусловливает саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания своих возможностей, эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности (А.А. Бизяева, Н.В. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, и др.).

Ключевым элементом современного этапа модернизации высшей школы и в частности образовательного процесса должно стать планомерное развитие профессионального самосознания будущих специалистов, что является основой для становления безопасного поведения. Вузовская подготовка должна обеспечивать будущему специалисту умение обобщать собственную практику, выяснять необходимость и логичность действий по становлению безопасного поведения. Личность студента и его профессиональное поведение должно строиться на процессах саморазвития, самопроектирования, саморегулирования. Становление безопасного поведения будущих инженеров должно наполняться рефлексивным содержанием.

В современной научной психологической и педагогической литературе описаны множество различных подходов к становлению и развитию безопасного поведения будущих специалистов. В ряде концепций безопасное поведение чаще всего рассматривается с точки зрения системного и личностно-деятельностного подходов.

Плешкова Н.А. считает, что безопасное поведение представляет собой состояние деятельности в производственной среде, при которой уровень защищенности деятельности соответствует допустимым значениям наличия опасностей, Попков А.В. понимает его как «специфическую форму реализации субъекта, выраженную в системе действий или поступков, направленных на обеспечение оптимального уровня защищенности во всех сферах жизнедеятельности», А.В. Новоян рассматривает безопасное поведение как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. Черных С.П., руководствуясь принципами личностно-деятельностного подхода, все же отметил, что безопасное поведение - это осознанные действия, основанные на рефлексивной деятельности и находящиеся под интеллектуальным контролем.

Складывающаяся в последнее время проблемная ситуация в понимании рефлексивных процессов в деятельности профессионала наблюдается как в педагогике и психологии, так и в других науках, но в то же время для современного высшего образования актуальна задача обеспечения условий развития рефлексивности будущих специалистов на ранних этапах. Проблемой высшей школы является то, что в обучении студентов практически не применяются целостные технологии формирования профессиональной рефлексии в период их вузовской подготовки.

Изучая и анализируя научную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что в последнее десятилетие значительно активизировались исследования в области развития профессионализма на базе становления метапознавательной деятельности студентов, осознанного использования ими собственных приемов построения поведения, понимания сущности будущей профессиональной деятельности. В качестве зарубежных примеров можно привести модели CRASP (О. Зубер-Скеритт), ITDEM (Л. Нортон), PRIDE (П. Коуэн), инструменты диагностики и развития рефлексивности LASER (М. Кулсон, С. Торранс, С. Нун), RIFE (А. Вайнбергер, К. Сейфрид), ReaLiSE (К. Мэйр) и др.[1]

Одним из выдающихся современных теоретиков в данном вопросе считают Д. Шон,, который рассматривает практическую рефлексию в контексте способности профессионала интегрировать собственный опыт и знания для поиска оптимального решения неоднозначных профессиональных проблем. Рефлексия в специальной литературе позиционируется как специфическая форма теоретической, метакогнитивной деятельности, направленной на осмысление собственных действий человека.

Исследования рефлексивных процессов личностного и профессионального становления студентов, основанные на теоретических подходах к развитию метакогнитивности. стали в последнее время достаточно популярным. (Дж. Буд, Д. Даннинг, Д. Дьюи, А.В. Карпов, Д. Колб, С. Кутиньо, Д.А. Леонтьев, Дж. Мун, А.В. Орлов, Дж. Флейвелл, Д. Шон, О.М. Щербакова и др.)

Исходной целью применения рефлексивного анализа в обучении Д. Дьюи ставил рассмотрение и устранение недостатков в образовательном процессе, Студент, применяющий в своем обучении рефлексивные подходы, включается в процесс метапознания что дает значительные результаты в развитии и становлении его безопасного поведения.

На современном этапе теоретическими разработками рефлексивного подхода занимаются ведущие российские педагоги: А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.М Дюков, М.Н. Коптева, И.С Якиманская и др. Интенсивно разрабатываются инновационные технологии, направленные на развитие и саморазвитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса, среди которых можно отметить рефлексивный анализ, рефлексивный контроль, рефлексивно-игровые и тренинговые методы и др. (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Е.И. Исаев, И.В. Орлова, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.)

Анализируя традиционный, привычный процесс обучения, мы отметили, что система общеобразовательной естественнонаучной подготовки будущих специалистов ориентирована на формирование только предметных знаний и умений, а не на всестороннее развитие и саморазвитие личности, что противоречит концепции модернизации высшего образования. Рефлексивный подход выступает одним из способов решения проблем. На этапе экспериментальной работы нами была разработана модель формирования безопасного поведения будущих инженеров на основе рефлексивного подхода. Целью нашего исследования является становление безопасного поведения будущего инженера на основе рефлексивного подхода, которую мы конкретизировали следующими педагогическими задачами:

  • Вооружение знаниями в области безопасности;
  • Формирование компетентностей безопасного поведения;
  • Совершенствование личностных качеств будущих инженеров.

Среди принципов рефлексивного подхода мы выделили: творчество, адекватность, опора на опыт и традиции, а также позитивные установки. Основными компонентами выступили:

  • Лекции-семинары, проблемные лекции, лекция-визуализация, лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.), имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование как формы организации учебного процесса;
  • Тесты, семинары, доклады, дискуссии, как формы контроля знаний;
  • Конференции, конкурсы, соревнования как формы внеучебной работы.

Средствами обучения мы выбрали ФГОС ВПО, учебные пособия, тестовый материал, видеотека, мультимедийный комплекс, информационная база данных.

В процессе развития и становления безопасного поведения, будущих инженеров был создан комплекс следующих педагогических условий:

  • Обеспечение единства личностного, деятельностного и содержательного компонентов безопасного поведение в процессе развития и становления на основе рефлексивного подхода;
  • Учет индивидуальных особенностей будущих инженеров;
  • Осуществление управляемого мониторинга всего процесса развития и становления безопасного поведения будущих инженеров;
  • Внедрение в учебный процесс элективного курса «Становление безопасного поведения будущих инженеров» с применением интегрированного мультимедийного комплекса.

Анализ результатов внедрения данной модели выявил положительную динамику уровня сформированности безопасного поведения будущих инженеров. Данное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ЗабГУ» с 2010 по 2013 гг. В эксперименте принимали участие 200 студентов инженерных специальностей. Эксперимент проводился в три этапа с обязательным учетом индивидуальных способностей будущих инженеров, что является обязательным условием реализации рефлексивного подхода. При развитии и становлении безопасного поведения будущих инженеров обеспечивалось единство личностного, деятельностного и содержательного компонентов. Контрольная диагностика проводилась на основе диагностических методик: многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, результативно-рефлексивный компонент определялся с помощью опросника Столина В.В. и Пантелеева С.Р. (МИС)а также психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (Карпов А.В.).[7]

Обработка и анализ результатов контрольного обследования уровней развития безопасного поведения будущего инженера подтверждают динамику ее развития. Оценка эффективности модели производилась посредством обобщения и сравнения количественно-качественных показателей учебного процесса.

В результате реализации модели и создания определенных педагогических условий в экспериментальной группе произошли изменения в распределении респондентов по уровням. За период экспериментального обучения количество студентов, демонстрирующих низкий уровень безопасного поведения, уменьшилось на 36% в контрольной группе, в экспериментальной группе - на 51%. В то же время, число студентов с высоким уровнем, увеличился на 44 % в экспериментальной группе и на 26% в контрольной. Проверка достоверности различий результатов экспериментального обучения осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента на зависимых выборках (результаты группы респондентов до эксперимента и после его проведения). При проведении анализа была использована SPSS (19 версия).С целью определения информационно-когнитивного компонента безопасного поведения студентов принимавших участие в экспериментальном обучении проводилось отсроченное тестирование. Через месяц динамика потери знаний в контрольной группе составила 0,21 б., в экспериментальной группе - 0,09 б.

Таким образом, качественные и количественные изменения результатов подтвердили эффективность предлагаемой модели становления безопасного поведения будущих инженеров в образовательном пространстве вуза. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нам модели становления безопасного поведения будущих инженеров, основанной на рефлексивном подходе.

Работа выполнена по заданию Министерства образования РФ (ГБ) Регистрационный номер: 6.7906.2013 от 30.01.2013 «Системные исследования сознания субъекта инновационного развития на основе на основе психосемантического подхода»

Рецензенты:

Воронов Е.Т., д.т.н., профессор, вице - президент Забайкальского отделения МАНЭБ, г.Чита.

Каплина С.Е., д.п.н., зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «ЗабГУ», г.Чита.