Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Дмитриев В.И.

Видеопрограммы в системе образования могут использоваться в различных аспектах:

  • а) протокольные записи, которые создаются путем фиксирования реальных педагогических явлений, фактов и событий с протокольной точностью. Примерами протокольных записей служат записи уроков и частей, воспитательных мероприятий, классных собраний, педагогических советов и т.д. Отличительной чертой протокольной видеозаписи является точное фиксирование реальных событий педагогического процесса.
  • б) синтезированные видеопрограммы создаются на основе фиксирования ситуаций и явлений, инсценирующих реальную действительность: интервью, учебные кинофильмы, телевизионные передачи, игровые эпизоды и т.д. Синтезированные видеопрограммы могут включать в себя фрагменты протокольных записей. Характерной чертой синтезированных учебных видеозаписей является использование при их создании видеоматериалов различного происхождения и назначения, которые организуются в соответствии с поставленными дидактическими целями.
  • в) видеоотчеты создаются студентами самостоятельно при помощи преподавателей. Видеоотчет представляет собой отчет по итогам самостоятельной работы студентов оформленной в образной видеоформе.
  • г) значительное место в вузах занимают видеолекции - фиксированные на видео лекции преподавателей по некоторым наиболее важным проблемам учебного курса.
  • д) тематические сборники видеопрограммы содержат видеоматериалы по определенной теме, проблеме. Тематические сборники создаются посредством записи на одну видеодиск разных видеоматериалов, объединенных единой темой. Тематические учебные видеосборники могут быть использованы в разных формах организации обучения: на аудиторных занятиях, при организации самостоятельной работы студентов, в заочном обучении и в качестве инструктивно-методического материала в период педагогической практики. Преимущество тематических учебных видеосборников состоит в возможности использования видеоматерилов различного происхождения: фрагментов видеолекций, видеотекстов, демонстрацию таблиц, схем, графиков, фрагментов телевизионных передач, разного рода кинофильмов, видеозаписей натуральных объектов, явлений и процессов.
  • е) видеотренинги - тип видеопрограмм, используемый в ходе подготовки учителей для формирования умений и навыков педагогической техники.

В последнее время в практике применения видеопрограмм находят такие приемы как моделирование, то есть запись на видеодиск, так называемых, «академических игр». При создании таких искусственных ситуаций студенты ставят себя в положение учителя и учащихся. Просмотр имитированных уроков позволяет студентам посмотреть на себя со стороны, критически подходить к своим действиям, предупреждать возможные методические ошибки.

В практике формирования у студентов конкретных педагогических умений используются микроуроки, то есть проведение студентами непродолжительных пробных уроков. Микроуроки записываются на видеодиск, затем они просматриваются, анализируются. На каждом микроуроке применяется одно педагогическое умение. Запись таких уроков позволяет проводить целенаправленный самоанализ деятельности студента как учителя.

Практикуется и такой прием применения видеопрограмм как миникурсы, то есть показ студентам коротких уроков опытных учителей. Этот прием позволяет изучать и обобщать опыт учителей в действии, анализировать педагогический процесс.

На педагогической практике с целью формирования у студентов основ педагогических умений находит применение прием, получивший название «микрообучение». Схематично «микрообучение» можно представить в виде нескольких взаимосвязанных этапов. На первом этапе обучаемым демонстрируется модель - образец действий учителя или практиканта в типичной ситуации с применением основных педагогических умений и навыков. После тщательного изучения студентами моделируемых ситуаций под руководством методиста проводится психолого-педагогический анализ просмотренного. В ходе разбора устанавливается содержание педагогической задачи, выделяются компоненты основного формируемого умения и последовательность их выполнения. На следующем этапе студент воспроизводит формируемое умение. Получив соответствующее задание, он воспроизводит ситуацию, сходную с показанной в модели. После просмотра видеозаписи, воспроизводящей работу студента, проводится разбор записи. Это позволяет студенту видеть себя со стороны и помогает лучше воспринимать и усваивать изучаемый материал.

Исследования позволяют утверждать, что «микрообучение» повышает самостоятельность практикантов в подготовке к урокам, помогает преодолеть замеченные недостатки и освободиться от общей неуверенности и напряженности, способствует совершенствованию психолого-педагогической наблюдательности и внимания, помогает развивать организаторские умения, развивает функции контроля и самоконтроля за деятельностью на уроке, в целом способствует формированию качеств личности учителя.

Видеозапись тренингов, пробных уроков, «микрообучения» с последующей самооценкой деятельности направляет студентов к рефлексированию, самосовершенствованию, способствует интенсификации работы студентов по профессиональному самовоспитанию и саморазвитию.

Применение учебных видеопрограмм в общепедагогической подготовке дидактически оправдано и эффективно, если оно позволяет:

  • - создавать условия для самостоятельной учебной деятельности будущих учителей;
  • - формировать у студентов образные представления о педагогическом процессе;
  • - обеспечивать тесную взаимосвязь теоретического и практического компонентов общепедагогической подготовки, применение теоретических знаний для анализа и организации педагогического процесса, а знания педагогических фактов для объяснения положений теории педагогики;
  • - решать задачи, реализовывать функции общепедагогической подготовки, повышать эффективность методов и форм ее организации;
  • - развивать «видение» педагогического процесса;
  • - создавать проблемные ситуации на основе их наглядного описания;
  • - развивать профессионально значимые качества личности учителя, его ориентацию на предстоящую реальную профессиональную деятельность;
  • - организовывать комплексное применение средств обучения.