Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL INNOVATION A.S. MAKARENKO IN THE CONTEXT OF MODERNITY

Neustroev A.N. 1
1 FGAOU VPO "North- Eastern Federal University named after M.K. Ammosova"
In the early 90-ies of XX century deidealization educational institutions in the country, cut off the roots of social and civic education, and there was a whole generation of young people who had no ideas of social development. It is vitally important spiritual values rather quickly changed the psychology of private selfishness, aggressiveness and easy money. At present, life itself has shown that socialization, ie surrounding reality has, in many ways more powerful formative influence than education. Now there is a revival of the idea of AS Makarenko about education and work in a team, it is a priority of identity formation. In his works, he often mentions his commitment to the Soviet social education. Formation of economic consciousness of pupils, as zealous workers host has been gradual , in the person of a certain psychological rebirth in a new capacity on the basis of everyday household chores and work. This is the result of a deliberate system of labor education, where the main task was teaching production and economic education.
feeling master-worker.
rebirth of industrial and economic activity
identity
education
spiritual values
parenting
education
pedagogical innovation

Творчество выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) - значительная веха в истории педагогики. Его труды продолжают оказывать плодотворное влияние на разработку и развитие теории, методики и практики воспитательного процесса.

Блестящий педагог-практик, он создал два воспитательных учреждения, выпустивших в жизнь сотни достойных граждан нового социалистического общества. Опыт трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, основанный на сочетании общего образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки на базе общественного производства, особенно ценен в условиях современных экономических отношений. Речь идет об обязательном участии всех школьников в общественно-полезном, производительном труде, о переходе ко всеобщему профессиональному образованию, о воспитании личности в труде и коллективе.

На современном этапе, когда мы говорим о гуманизации и демократизации образования и воспитания подрастающего поколения, часто вспоминается то, что в основе педагогических взглядов Макаренко и его практической деятельности лежит глубоко гуманный подход к воспитаннику. Этот гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество Макаренко, необходима в наше время, когда приходиться сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, культа легкого обогащения, агрессии и насилия [5].

Как отметил в своем выступлении по телевидению Президент РАО Н.Д. Никандров (апрель 2008 г.), в начале 90-х годов ХХ века деидеологизация образовательных учреждений в стране срезала корни общественно-гражданского воспитания и появилось целое поколение молодых людей, не обремененное идеями общественного развития. Жизненно важные духовные ценности довольно быстро сменились частнособственнической психологией эгоизма, агрессивности и легкой наживы. В настоящее время сама жизнь показала, что социализация, т.е. окружающая действительность, оказывает во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы... и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества... За годы реформ уровень жизни понизился у 60 % россиян, остался неизменным - 25-30 %, повысился - у 15-20 %, заметно повысился - у 3-5 %. При этом всеми отмечается большая дифференциация доходов, когда самая состоятельная десятипроцентная группа населения получает доход в 16 раз больше самой бедной. Этот относительно низкий уровень жизни даже при политической стабильности приводит к демографическим проблемам, об остроте которых не раз говорил Президент РФ В.В. Путин [2].

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, уже много раз пребывая в Республике Саха (Якутия), подчеркивал о необходимости формирования на современном этапе личности школьников в духе коллективизма, умения жить и трудиться в сообществе. В данном случае, мы видим возрождение идеи А.С. Макаренко о воспитании в коллективе и труде, речь идет о приоритете формирования личности.

В своих произведениях 20-х годов А.С. Макаренко не раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов. Последовательное изучение отдельных эпизодов жизни и деятельности воспитанников Антона Семеновича показывает, что формирование их экономического сознания происходило постепенно, в течение определенного времени психологического перерождения на основе повседневных хозяйственных забот и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс перерождения личности в новом качестве является результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко, где главной педагогической задачей было хозяйственное воспитание, под которым по существу подразумевалось производственное, т.э. экономическое воспитание [4].

В связи с реализацией Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (1992) многие из вышеназванных идей выдающегося педагога-новатора приобрели как бы «второе дыхание», т.е. массовую актуализацию в деятельности сельских национальных школ. Появились школы-хозяйства, школьные кооперативы, подсобные хозяйства, агрошколы и т.д. Одной из первых экспериментальных школ республиканского значения по реализации идей Концепции развития национальной школы стала Жабыльская сельская средняя школа Мегино-Кангаласского улуса. В частности, создание школьного кооператива по производству и реализации изделий традиционных народных промыслов имело большой резонанс и распространение не только в школах республики, но и в других национальных регионах Российской Федерации. Также данную школу посещали делегации зарубежных стран (США - Аляска, Колорадо, ЮНЕСКО). Учащиеся 5-9 классов под руководством народных мастеров своими руками изготовляли предметы домашнего обихода по традиции материальной и духовной культуры предков в духе современного дизайна. Реализуя через торговые центры, школьный кооператив имел свой доход по принципу хозяйственного расчета. Школьники - члены кооператива получали зарплату за трудовую деятельность и продукцию, что вдохновляло их к самостоятельному полезному труду и заинтересованности в личном доходе. Школьное подсобное хозяйство ежегодно дает прибыль от урожая, часть которой идет на горячее питание учащихся. Школьные бригады из старшеклассников работали на полях совхоза по посевным и сенокосным работам, а также по уборке урожая. Активно участвуя во всех мероприятиях в жизни села, школьники воспитывались самой жизнью со взрослыми, из года в год становились патриотами и хозяевами родного села, сознательными тружениками. Исходным началом здесь были школьные авторские программы «Урун Уолан» для мальчиков, «Домашнее хозяйство» для девочек, а также общее для всех «Трудовое воспитание в сельской школе» и другие.

Народные традиции составляют ядро этнопедагогики. С их помощью от старших поколений к младшим передаются нормы поведения людей, требования к личности. В народных традициях отчетливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово, труд, обычаи, искусство. Каждое новое поколение людей, прежде чем приступить к созданию духовных и материальных ценностей, должно усвоить все то, что создано предыдущими поколениями [1].

Следует особо подчеркнуть педагогический подвиг А.С. Макаренко в такой сложный и противоречивый период революционного переустройства общества. Несмотря на неоспоримые положительные результаты и создание уникального опыта образовательно-воспитательного учреждения нового типа, Антону Семеновичу пришлось пережить тяготы и лишения со стороны всякого рода противников. При жизни он подвергался критике справа и слева. Например, ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма и дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности, увлечённости коллективистскими формами работы и пр. На наш взгляд, в исторические времена Макаренко вряд ли удалось справиться пусть даже с малолетними преступниками без каких-либо жестких форм дисциплинирования и военизирования. Далее, в конце 80-х - начале 90-х гг. вновь проявляется яростная критика Макаренко как сталиниста, якобы чуть ли не архитектора ГУЛАГа. Отмечается, что ряд положений, высказанных педагогом в статьях, опубликованных во второй половине 30-х гг., имеет мало общего с гуманизмом и т.п. Только в последние годы жизни ему как-то удалось в определенной степени обобщить свою богатую педагогическую деятельность.

Согласно принципу историзма и научности при изучении любого вопроса мы отдаем должное объективности суждений относительно педагогического наследия А.С. Макаренко. Несмотря на огромный его вклад в теорию и практику воспитания, который дает мощный импульс и для современного развития педагогики и школы, все сделанное им не следует рассматривать в виде некоего «идеального образца». Он сам не раз говорил по этому поводу, отмечая диалектичность системы воспитательных средств. И некоторые высказанные им теоретико-педагогические и методические положения со временем изменялись, корректировались, отражая ход развития его опыта.

Особенно значимо само ядро педагогической системы Макаренко - созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Не случайно она привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества. Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. Это особенно рельефно и гуманистично проявилось на фоне той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко на переломе 20-30-х гг.

Международное педагогическое сообщество с давних времен постоянно проявляет глубокий интерес к наследию Макаренко. Значительную исследовательскую, текстологическую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х гг. действовала макаренковская лаборатория (осн. Л. Фрёзе). В 1988 г. в Берлине (ГДР) вышли из печати первые два тома «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко на немецком языке. Это перевод одноименного советского издания в восьми томах (М., 1983 -1986 гг.). Западно-немецкий макаренковед Гёц Хиллиг, будучи членом редколлегии Московского восьмитомника, высказал пожелание о том, что «к сожалению, это не весь А.С. Макаренко на немецком..., надо издавать его труды дальше без сокращений». Тогда на Востоке и на Западе наблюдался настоящий ренессанс макаренковедения. Даже больше на Западе, в частности в ФРГ, проведены международные симпозиумы в г. Флото (1966 г.) и в г. Фалькенштейн (1971 г.). Зарубежные исследователи в большей части утверждают положение о том, что главная заслуга А.С. Макаренко, имеющая огромное значение для современности, состоит в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». В этом глубинная суть его конфликта со своим и последующим временем, включая современность.

В СССР первый всесоюзный симпозиум по Макаренко проведен в 1972 г. на тему: «Макаренко и современность». Это начало продолжалось на Украине. В качестве знаменательного мероприятия по макаренковедению следует отметить Международный семинар «А.С. Макаренко и мировая педагогика», проведенный в г. Полтаве в 2002 г. Руководителями были президент Международной Ассоциации Макаренко, член-корр. АПН Украины Г. Хиллиг (г. Марбург, Германия), президент Украинской Ассоциации Макаренко, член-корр. АПН Украины В.А. Пащенко (г. Полтава, Украина), вице-президент Международной Ассоциации Макаренко, действ. член АПН Украины И. Зязюн (г. Киев, Украина).

В дальнейшем творческом использовании наследия А.С. Макаренко на первый план выступает мысль об опережающей социальной функции воспитания, ускорении этого процесса, обогащении общественной значимости и содержания воспитания. Современная ориентация среднего образования на получение профессии, углубленная дифференциация и индивидуализация общих целей воспитания, образовательная и трудовая политехническая профилизация в старших классах убедительно демонстрируют большое перспективное значение актуализации педагогических идей А.С. Макаренко. Современным последователям Антона Семеновича хочется поставить себя на его место и пережить творческие порывы тех времен, которые сейчас кажутся хорошо забытыми старыми, но становятся новыми: «... Полный хозрасчет коммуны Дзержинского пришел просто и почти без усилий и для нас самих уже не казался такой значительной победой... Советская страна по преимуществу страна коллективов... Еще в тридцать первом году построили коммунары свой первый завод - завод электроинструмента. Из рук коммунаров выходили изящные сложные машинки, в которых сотни деталей и дышит интеграл» [1].

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.