Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESULTS OF A QUESTIONNAIRE SURVEY OF DOCTORS OF DENTAL PROFILE, STUDENTS AND INTERNS, ABOUT WAYS OF INCREASING THE PROFESSIONAL LEVEL

Vorobev M.V. 1
1 Ivanovo Clinical Hospital Kuvaeva
According to an anonymous questionnaire survey among physicians of dental profile, faculty of Dentistry students and interns were analyzed ways of improving of their professional literacy. The survey results showed that the maximum part of the medical doctors have worked for more than 20 years, most of them have the qualification category. Analysis of the doctors of dental profile for the post revealed that the major portion of them were dentists (62.0 %). Most of the respondents were doctors health clinics belonging to the community (67.8 %), almost one in five runs in non-health care (22.2 %), lowest part – in-patient municipal health care (0.6 %). Due to the low wages paid every expert would like to work in a public institution. Professional level students and interns increase through reading books and online resources, while doctors – by communicating with colleagues to share experiences and read articles in professional journals.
professional level and sources of information
doctors
interns
students
survey

Актуальность

Состояние здоровья населения является одним из важнейших критериев благополучия общества [8]. Однако сохранение и укрепление его во многом зависит от уровня квалификации специалиста, своевременности обращения за специализированной медицинской помощью, от социально-экономических и экологических условий общества [9, 3]. В этой связи изучению путей повышения профессиональной грамотности и удовлетворенности специалистов посвящен ряд трудов отечественных ученых [4, 5, 6]. В целях сохранения здоровья населения, помимо современных организационно-профилактических аспектов, важное значение имеет образ жизни [1, 2, 7, 10]. С учетом вышеизложенного, сохранение стоматологического здоровья населения и повышение профессиональной грамотности специалистов являются чрезвычайно актуальными.

Целью исследования явилась установление возможных и доступных путей повышения профессионального уровня врачами стоматологического профиля, студентами стоматологического факультета и интернами.

Материал и методы

По данным анонимного анкетного опроса среди врачей стоматологического профиля, студентов стоматологического факультета и интернов проведен анализ путей повышения их профессиональной грамотности.

Результаты и их обсуждение

По данным опроса возрастной состав врачей был в интервале до 30 и старше 60 лет. Преимущественная часть из них была в возрасте от 30 до 40 лет (32,7 %). Распределение врачей по возрастным характеристикам представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение врачей стоматологического профиля по возрастной характеристике

Как представлено на рисунке 1, основная часть врачей стоматологического профиля Ивановской области находится в активном трудоспособном возрасте.

Студенты третьего – пятого курсов стоматологического факультета, принявшие участие в анкетном опросе, были практически в равных долях.

Соотношение интернов и студентов с учетом курса обучения представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение студентов стоматологического факультета и интернов Ивановской медицинской академии по курсам обучения

Анализ врачей стоматологического профиля по занимаемой должности показал, что преимущественную часть из них составили зубные врачи (62,0 %). Врачи – стоматологи терапевтического и хирургического профиля составили минимальную часть: 6,4 % и 2,1 % соответственно. Распределение респондентов по занимаемой должности представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение врачей стоматологического профиля по специальностям

Несколько менее половины опрошенных имели стаж работы более 20 лет (43,4 %). Практически каждый пятый работал по специальности – от 10 до 15 лет (18,8 %). Минимальная часть врачей стоматологического профиля, принявших участие в анонимном анкетном опросе, имели стаж менее одного года (2,6 %). Практически в равных отношениях были специалисты, имевшие стаж работы в учреждениях стоматологического профиля, от одного до пяти (11,1 %) и от пяти до десяти лет (11,3 %). Распределение респондентов по стажу работы в стоматологических учреждениях по вышеизложенным специальностям представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение врачей стоматологического профиля по стажу работы

Большинство опрошенных составили врачи поликлинических учреждений здравоохранения муниципального подчинения (67,8 %), практически каждый пятый работает в негосударственных учреждениях здравоохранения (22,2 %), минимальная часть – в стационарных отделениях муниципальных учреждений здравоохранения (0,6 %). По профилю учреждения на третьем месте была доля специалистов, занимающихся частной практикой (9,4 %). Желание работать в частой системе оказания стоматологических услуг выразили чуть более одной трети респондентов (34,2 %), у 29,3 % – возникало желание сменить место работы в случае, если найдется более высокооплачиваемая работа.

Большинство студентов и интернов (69,5 %) после окончания обучения в медицинской академии имели желание заниматься частной практикой. Практически каждый третий (26,7 %) желал работать в стоматологической поликлинике муниципального подчинения, остальные (3,8 %) к моменту опроса еще не определились с желаемым местом работы с учетом формы принадлежности учреждения здравоохранения.

У большинства (87,0 %) респондентов в процессе обучения не возникало желания сменить специальность, сомнения возникали у 3,8 %, желание сменить специальность возникало у 9,2 %.

Оценка квалификационного уровня специалистов показала, что чуть более каждого пятого (22,4 %) имели первую, незначительно меньшая часть (18,2 %) – высшую квалификационную категории. Распределение респондентов по наличию квалификационной категории по специальности представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Распределение врачей стоматологического профиля по квалификационному уровню

Половина врачей (50,0 %) за время работы по специальности более трех раз прошла курсы усовершенствования, три раза – 18,2 %, два раза – 14,5 %, всего один раз – 17,3 %. Помимо сертификационных курсов повышения квалификации большинство специалистов повышали свои знания посредством обмена опытом с коллегами (77,6 %), чтения статей в журналах по своей специальности (45,3 %). Для получения знаний по специальности большинство студентов стоматологического факультета и интерны, помимо лекций, читали учебники (81,7 %), каждый третий пользовался Интернет ресурсами (35,1 %), а также использовали другие доступные источники повышения знаний, которые представлены на рисунке 6.

врачи

студенты и интерны

Рисунок 6. Дополнительные пути повышения квалификации специалистов стоматологических учреждений, студентов и интернов

Из числа опрошенных врачей 0,4 % имели ученую степень кандидата медицинских наук.

Таким образом, результаты анонимного анкетирования среди врачей стоматологического профиля, студентов стоматологического факультета и интернов показали, что максимальная часть врачей имеют медицинский стаж работы более 20 лет, большинство из них имеют квалификационные категории. В связи с низкой заработной платной не каждый специалист желал бы работать в государственном учреждении. Профессиональный уровень студенты и интерны повышают посредством чтения учебников и интернет ресурсов, в то время как врачи – посредством общения с коллегами по обмену опытом и чтения статей в профильных журналах.

Рецензенты:

Иванова М.А., д.м.н., профессор, заместитель заведующего отделением нормирования труда ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава», г. Москва.

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «НИМЦ «ГЕРОНТОЛОГИЯ», г. Москва.