Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Машникова О.В., Мирошникова Т.А.

Высшее экономическое образование находится в настоящий момент в стадии коренных структурно-функциональных изменений. Мы становимся свидетелями и участниками его качественной перестройки. Сложившаяся в России традиционная система обучения сменяется новой, основанной на компетентностном подходе, который ориентирован на результаты обучения. Реформа образования диктует необходимость внедрения новых методов и форм преподавания. О необходимости использования инновационного подхода к подготовке кадров неоднократно обращалось внимание в докладах и выступлениях первых лиц государства. При этом, совершенствуя нашу систему, мы обязаны сохранить огромный научно-методический потенциал, накопленный российской высшей школой, фундаментальные ценности и конкурентные преимущества отечественной системы образования.

Сложившиеся к настоящему времени формы обучения характеризуются линейным построением изложения сведений. Такой подход не обеспечивает учета индивидуальных особенностей и способностей студентов. Основное время чаще отводится сообщению учебного материала и значительно меньше внимания уделяется практическому применению знаний, выяснению результатов обучения.

Компетентностный подход рассматривает результаты образования как усвоенные компетенции, на основании которых формируется компетентность - интегральная характеристика выпускника вуза, включающая, кроме совокупности знаний, умений, навыков, способность реализовывать их на практике. Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в умении анализировать и решать сложные задачи, но и в способности совершенствовать технологии собственной деятельности, определять стратегию и уметь выстраивать траекторию развития своей профессиональной деятельности.

В этих условиях перестройка организации учебного процесса должна быть направлена на повышение свободы выбора студентом индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом для каждого студента. В прежних стандартах высшего профессионального образования оценка уровня образования осуществлялась по объему пройденных дисциплин в часах. В отличие от этого в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения вводится понятие кредитной единицы, которая определяет общую трудоемкость учебной работы в учебных планах, включающую время на посещение лекций и семинаров, на самостоятельную работу, на подготовку к занятиям, сдачу экзаменов и зачетов.

Кредиты могут быть получены только после выполнения требуемой работы и получения положительной оценки за достигнутые результаты обучения, которая гарантирует, что студент освоил необходимые знания и умеет их применить.

Система кредитных единиц - это системный способ описания образовательной программы, являющийся основой ее проектирования. Учебные планы, спроектированные в зачетных единицах, позволяют осуществить переход на асинхронное планирование учебного процесса, при котором каждый студент учится по индивидуальному плану, т. е. реализуется гибкая и мобильная система подготовки с индивидуальным подходом к каждому студенту.

В этом случае необходимо на базе ФГОС ВПО разрабатывать три формы учебного плана по каждому направлению подготовки:

  • 1) базовые учебные планы - общие по направлению, которые будут определять содержание и общую трудоемкость работы всех студентов, обучаемых по одному направлению;
  • 2) индивидуальные учебные планы - различные для каждого студента, определяющие его образовательную траекторию.
  • 3) рабочие планы - планы для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета учебной нагрузки преподавателя.

Управление учебным процессом при асинхронном планировании требует коренной перестройки работы соответствующих подразделений вуза, введения новых составляющих организации учебного процесса, более высокой квалификации работников, занимающихся этой деятельностью.

При новом подходе существенно возрастает роль преподавателя в учебном процессе. При кажущемся уменьшении объема работ (снижении аудиторной нагрузки) нагрузка на преподавателя существенно возрастает. Требуется перестроить учебный процесс, обеспечив освоение дисциплины в условиях ограниченного объема лекций и семинаров за счет изучения необходимого материала при выполнении индивидуальных заданий. Изменяется профессиональная позиция преподавателя, фактически он становится организатором процесса обучения студентов. Для обеспечения квалифицированной помощи студентам должна быть организована служба тьюторов (академических консультантов), в обязанности которых будет входить регулярное консультирование студентов по вопросам формирования индивидуальных учебных планов, решение задачи логического построения системы знаний, контроль своевременной подготовки и наличия необходимого для обучения методического обеспечения и многое другое.

Цель перестройки системы высшего образования - обеспечить подготовку профессионалов, обладающих профессиональным мышлением, готовых всесторонне проявлять свои знания, креативные способности, сохранять готовность к обучению в течение всей жизни. Выполнение этой задачи прямо зависит от того, какими будут ФГОС ВПО третьего поколения для бакалавров и магистров.

Для подготовки востребованного на рынке труда выпускника образовательные программы должны содержать набор дисциплин, позволяющий сформировать компетенции, необходимые для осуществления эффективной деятельности в конкретной профессиональной области. В проекте компетентностной модели ФГОС, подготовленном Финансовой академией при Правительстве РФ (Финакадемия) совместно с группой вузов, предложено выделить два вида компетенций: профессиональные и общекультурные. Каждая компетенция должна обеспечиваться определенным набором дисциплин. Важно, чтобы перечень дисциплин базовой части и тем более вариативной части каждого цикла ФГОС ВПО действительно обеспечивали получение необходимых компетенций.

Не менее важным является вопрос о том, как оценивать результаты обучения. При достаточной свободе вузов по формированию основных образовательных программ (ООП) в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения пройденные дисциплины не могут являться показателем освоения ООП, так как перечень дисциплин и их объем в учебном плане не устанавливается стандартом, а определяется вузом. Таким образом, определить качество работы вуза по подготовке бакалавров и магистров можно, только оценивая компетенции выпускников - готовности к эффективной деятельности в определенной сфере, востребованности на рынке труда.

Пока не разработаны критерии и оценочные средства для проверки качества образования в свете нового компетентностного подхода. Поскольку вузы переходят к новым образовательным стандартам в следующем учебном году, необходимо сейчас обратить внимание на подготовку, наряду с разработкой учебных планов и программ учебных дисциплин, включаемых в подготовку бакалавров и магистров, методического обеспечения для контроля за формированием компетенций, на создание информационной среды, построенной на основе новых подходов в электронных технологиях обучения.

Особая роль в новом методическом обеспечении учебного процесса должна быть отведена тестированию. При всех отрицательных сторонах, которые отмечают противники тестирования (неспособность оценить глубину знания, умения мыслить логически, обосновывать ответы), тестирование остается универсальным и достаточно эффективным методом определения уровня усвоения учебного материала, инструментом мониторинга образовательного процесса.

Понятие компетентности принято рассматривать как совокупность многих компонентов, среди которых, как правило, выделяются компетенции, описывающие знания, способности, умения, понимание, навыки и другие. Таким образом, знания предметов, понимание основных положений изучаемых дисциплин, успешно проверяемые с помощью уже используемой многими преподавателями процедуры тестирования, можно эффективно проверять и при компетентностном подходе.

Кроме того, не нужно ограничиваться тестовыми заданиями, проверяющими только знания фактов. Нужно дополнять тесты заданиями, требующими умения применять знания к новым непредвиденным ситуациям, умения обобщать знания, полученные в разных дисциплинах. Тестовые задания на развитие способностей, задания, построенные на неизвестных ситуациях, требующие принятия самостоятельного решения уже используются в Финакадемии на кафедрах «Экономическая теория», «Денежно-кредитные отношения и банки» и других.

Кроме контроля за формированием компетенций, тестирование дает возможность эффективной организации самостоятельной работы студентов, которая при переходе на уровневую систему занимает существенно большую долю в общем объеме подготовки. Чтобы достигнуть освоения программ учебных дисциплин в условиях значительного уменьшения объемов аудиторной работы, требуется организовать, методически обеспечить и регулярно контролировать самостоятельную работу. Сейчас на многих кафедрах Финакадемии усиленно ведется работа над созданием необходимого методического обеспечения для этой работы. Очевидно, что реализация тренингового тестирования для самоподготовки и самоконтроля как элемента обучающей технологии позволит поднять организацию самостоятельной работы студентов на современный уровень, соответствующий решению задачи создания инновационной системы финансово-экономического образования.

Для того чтобы тестирование было эффективным при введении компетентностного подхода, необходимо четко определить порядок работы кафедр по созданию тестовых материалов, регламент их взаимодействия со структурами, участвующими в проведении тестирования, прописать все правила проведения контрольного тестирования, определить порядок организации самоподготовки с использованием тестов. В Финакадемии для решения этих задач разработано «Положение о системе тестирования», в котором жестко закрепляется ответственность участников процесса тестирования за отдельные этапы работ.

Разработка хороших тестов - это очень трудоемкий процесс, который требует очень хорошей профессиональной подготовки: глубокого знания дисциплины, стандартов, правил разработки и использования тестовых материалов. Безусловно, такая квалифицированная работа должна быть адекватно оценена и оплачена. Вопросы стимулирования работы преподавателей по разработке тестовых заданий ставятся и решаются в Финакадемии. Одним из шагов в этом направлении является проведение конкурса на лучший банк тестовых заданий, который объявлен в академии в октябре 2008 года.

В заключение, отметим, что российская высшая экономическая школа, достойно прошедшая трудности 90-х годов, смогла в то нелегкое время сохранить кадровые ресурсы и продолжить подготовку специалистов, существенно обновив учебно-методическое обеспечение в соответствии с новыми экономическими условиями. Используя богатый научно-педагогический потенциал, опыт профессорско-преподавательского состава ведущих экономических вузов, сейчас мы имеем все необходимое для построения современной инновационной системы экономического высшего образования.

Тенденция развития Финакадемии, наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, современная учебно-методическая база, прогрессирующая научно-исследовательская работа, востребованность выпускников на рынке труда дает нам уверенность в успешной реализации поставленных задач.