Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MONITORING OF NEGATIVE TENDENCIES IN BEHAVIOUR OF TEENAGERS AND MEASURES OF THEIR PREVENTION AND CORRECTION

Shamsutdinova D.V. 1 Gayfutdinova A.M. 1
1 Kazan state university of culture and arts, chair of welfare activity
In the Volga and Vakhitovsky districts of Kazan together with department of culture of municipal areas for 2013 research of negative tendencies in behavior of teenagers is conducted, and measures of prevention and correction of deviant behavior of teenagers are developed. Optimization of social prevention of deviations in the teenage and youth environment by use of methods and means of welfare activity. Development and deployment of preventive and rehabilitation actions through creation of the program of psikhologo-pedagogical diagnostics and the correction revealing defects of the informative sphere. In areas the system of welfare prevention of the offenses, directed on fight against alcoholism and alcoholism, neglect and homelessness of minors works. The technique of functional development of establishments of systems of prevention of offenses of minors is approved: educational educational institutions, social and pedagogical communities, territorial groups and associations, family support services and to the childhood, establishments of additional education, teenage clubs, the sports objects directed on social protection and realization of the rights of the teenager, on his personal versatile development and self-realization.
sense of justice.
crisis
formation
social
deviant behavior
teenagers

Актуальность исследования

Доминирующей проблемой в актуальности подрастающего поколения являются подростки, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения с позиции трудных или трудновоспитуемых и социально невосприимчивых к проблемам общества и личности [1, 2]. Социальной профилактике и дальнейшей коррекции подлежит сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением учебных программ, знаний, навыков, требований и норм целенаправленного обучения и воспитания [3, 4]. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, является одной из проблем в воспитании нового поколения, так необходимого окружающему его миру[5, 6, 7]. Изменчивость в социальной сфере формируется в процессе педагогической деятельности и выражается направлением поведения воспитуемого, взаимодействующего с окружающей средой, в процессе профилактики и коррекции его активности [8, 9, 10].

Новизна исследования. На основе современной концепции организации деятельности социально-культурных учреждений в системе воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних, основанной на современных технологиях социально-культурного прогнозирования и проектирования, проведено исследование оптимизации социальной профилактики девиаций в подростковой и молодежной среде.

Цель исследования

Создание адекватных программ коррекции и профилактики отклонений от общепринятых норм форм самореализации и самоутверждения на этапе первичной социализации, характеризующейся преобладанием аморальных действий и поступков, для создания предпосылок для доминирования формирования осознанной духовной и трудовой деятельности и стремления к социально-культурным потребностям.

Задачи исследования

  • Разработка и внедрение профилактических и реабилитационных мероприятий через создание программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, выявляющей дефекты познавательной сферы.
  • Формирование адекватного поведения трудновоспитуемого подростка в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
  • Решение проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Материалы и методы. В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию [11, 12, 13]. Исследование проведено за 2011-2013 годы, всего подлежало наблюдению 247 подростков.

Материалы собственных исследований

В процессе социально-педагогической профилактики негативного поведения подростков приоритетное направление принадлежит социальной, экономической и моральной обстановке в семье, совместно с микросоциальными факторами (семья, школа, группа сверстников) отрицательное влияние на подростков оказывают и макросоциальные факторы нестабильности [11, 12]. Перемены в общественном сознании и деидеологизация прежних установок ведут сегодня к разрушению процесса социализации во всех сферах жизнедеятельности, к распаду целостной среды обитания подростка, детерминирующих формирование диспозиции личности, ее нравственно-правовой направленности, содержанием которой выступает личностная композиция социально-ценностных отношений [13]. Направленность несовершеннолетних к совершению правонарушений отражает соответствующую диспозицию личности: прежде всего, ценностное предписание, которое как бы дает санкцию на совершение правонарушений и определяет в криминогенной ситуации адекватный его содержанию стиль поведения субъекта.

Необходимо отметить следующие социальные причины в формировании девиантного поведения:

  1. Провоцирующими факторами в развитии негативных тенденций является разлад в семье и, как следствие, противоречия в межличностных отношениях с обществом.
  2. Основной доминантой проявления негативных тенденций на фоне противоречия в межличностных отношениях является деградация морально-ценностных установок.
  3. Негативные тенденции в развитие личности подростка не закономерны, а динамично корригируются взаимосвязью вышеуказанных факторов, влияющих как на углубление отклонений, так и на их преодоление.
  4. Профилактическим факторам является гармоничность развития отношений ближайшего окружения и подростка, направленных на развитие личности и его самореализацию.

Для решения назревшей проблемы создана достаточно широкая сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией данного контингента:

  1. Социально-реабилитационные учреждения.
  2. Социальные приюты.
  3. Центры социально-педагогической реабилитации.
  4. Областные центры реабилитации, включающие сеть центров социальной защиты и адаптации подростков.
  5. Центры психологической и социальной службы.
  6. Центры педагогической коррекции.
  7. Центры социально-педагогической реабилитации на базе вечерне-сменных школ.
  8. Подростковые клубы, досуговые центры и молодежные объединения.
  9. Государственные и негосударственные центры по работе с семьей.
  10. Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства.

Создаются центры и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия культуры и досуга, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, где работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.

Рассмотрим особенности работы перечисленных социальных центров.

В Центрах педагогической коррекции работают специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем - его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. В данных центрах поставлена широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о педагогической коррекции и ее возможностях. Это позволяет своевременно, на ранних этапах, выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции.

Эффективным средством предупреждения девиантного поведения является работа центров педагогической реабилитации. Предметом особого внимания здесь является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации. В таких центрах представлены комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей девиантных детей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. В данных центрах решаются вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др. При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них подростки имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения.

Наиболее сложные и глубокие формы подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Социально-реабилитационная работа с таким подростками начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего, игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

У подростков, поступающих в социальные приюты, большие проблемы с учебной деятельностью: некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать. Для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы. Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они, прежде всего, рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), где учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с девиантными детьми и подростками. В своей деятельности такие центры опираются на коррекционно-развивающие программы, в основе которых лежит:

  • Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  • Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
  • Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
  • Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
  • Коррекционная направленность обучения и воспитания.

В процессе деятельности таких центров лежат осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»; преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса; разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу; обеспечение социально-правовой защиты подростков; обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Основными задачами социально-реабилитационных центров, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации, является осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др., а также выбор оптимального способа обучения для каждого подростка, выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность.

Деятельность современных социальных учреждений иного направления (досуговых центров, клубов, детских и молодежных творческих центров дополнительного образования и т.д.) основана на обновлении и актуализации воспитательных программ работы с детьми различного возрастного уровня. Проводимые занятия, тренинги, спортивные занятия, семинары, индивидуальная работа и т.п. способствуют решению проблематики воспитания девиантных подростков с целью их самоопределения и саморазвития. Основу работы социальных учреждений по организации работы с такими подростками составляют взаимная информированность участников о его взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками; взаимопомощь, взаимоподдержка в решении проблем развития личности подростка; заинтересованность в успешной работе, в решении проблем ребенка; совместный поиск способов поддержки подростка, создания условий для самореализации и самореабилитации подростка; совместное определение общих задач и согласованная конкретизация задач для каждой из сторон по оказанию поддержки ребенку.

В Казани очень развита система социально-культурной профилактики правонарушений, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних. В Вахитовском и Приволжском районах г. Казани создана Антинаркотическая комиссия, которая ежеквартально рассматривает вопросы профилактики употребления спиртных напитков и других психоактивных веществ.

В целях организации досуга несовершеннолетних ведется работа по их вовлечению в подростковые клубы и спортивные секции. Так, на территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани работают 18 подростковых клубов, 7 стадионов, Дворец спорта, Дворец шахмат, Дворец игровых видов спорта «Баскет-холл», Фитнесс-центр, Аква-парк, Центр волейбола, Центр гребных видов спорта, Центр гимнастики, 13 ДЮСШ, 11 бассейнов, 1 спортивно-технический клуб, 21 клуб по месту жительства, 24 пластиковые хоккейных коробки, 1 каток массового катания.

Согласно календарному плану, в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани за первое полугодие 2013 года проведены следующие спортивно-массовые мероприятия по месту жительства, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ и безнадзорности несовершеннолетних: районные туры фестиваля эстрадного искусства «Созвездие», первенства по авиамодельному спорту, атлетической гимнастике, боксу, шахматам, более 20 мероприятий спортивной направленности, а также ведется работа по вовлечению в спортивные игры по месту жительства - хоккей в зимнее время и футбол в летний период. Традиционным стало участие подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в ежегодных турнирах по хоккею и футболу на призы клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Также проводятся тематические лектории, классные часы, радио-, телепередачи, публикуются статьи по проблемам подростковой преступности, неблагополучных семей, противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи, детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо отметить, что во исполнение Закона Республики Татарстан от 29.10.2009 №50-ЗРТ «О профилактике наркомании и токсикомании», постановления Мэра г. Казани от 10.08.2009 №259 «Об организации антинаркотической профилактической работы» [3] в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани осуществляется информационно-просветительская работа по предупреждению употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи, посещающих учреждения дополнительного образования, культуры и искусства, физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения [1].

Так, ежемесячно по плану работы в подведомственных учреждениях молодежной политики Вахитовского и Приволжского районов г. Казани проводятся мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, лекции о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. В филиалах библиотеках Вахитовского и Приволжского районов г. Казани для учащихся школ и читателей проводятся информационно-познавательные часы, беседы, книжные выставки на тему здорового образа жизни.

В рамках проекта «Клубная жизнь без наркотиков» организуются рейды в ночных клубах с целью выявления лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, реализующих курительные смеси, алкогольную и табакосодержащую продукцию несовершеннолетним.

В рамках проведения мероприятий, посвященных Международному дню детских телефонов доверия, проведена разъяснительная и агитационная работа среди подведомственных учреждений в целях обеспечения их активного участия в указанных мероприятиях, организации воспитательной работы среди учащихся.

На территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани активно ведется работа с подростками и молодежью, по привлечению их к занятиям физической культурой и спортом, формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни: проводятся соревнования по хоккею на приз клуба «Золотая шайба» среди учащихся образовательных учреждений Вахитовского и Приволжского районов г. Казани; соревнования по зимнему футболу; районный этап соревнований по атлетической гимнастике и пауэрлифтингу среди воспитанников подростковых клубов Вахитовского и Приволжского филиалов МПУ «Подросток»; месячник оборонно-спортивной работы среди учащихся образовательных учреждений районов; турнир по конькобежному спорту среди учащихся образовательных учреждений районов; 3 этапа соревнований по лыжным гонкам республиканской спартакиады «Спортивная Казань - 2013»; «Лыжня России - 2013»; районный отборочный тур фестиваля эстрадного искусства «Созвездие - 2013»; спортивный конкурс «Мама, папа, я - дружная семья»; соревнования по легкой атлетике, легкоатлетические эстафеты, дзюдо, армспорту, художественной гимнастике, спортивной акробатике среди общеобразовательных учреждений Вахитовского и Приволжского районов г. Казани; соревнования по футболу на призы клуба «Кожаный мяч».

Ведется работа в городских округах и муниципальных районах республики клубов технического творчества, картинг-клубов (секции), авто -, мотоклубов. На территории Приволжского и Вахитовского районов г. Казани проводят работу 18 подростковых клубов МПУ «Подросток». Различными формами деятельности занято свыше 3000 детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет.

В подростковых клубах работа осуществляется по следующим направлениям: художественно-эстетическое, техническое, прикладное творчество, спортивное культурно-образовательное. Организованы группы свободного посещения.

Организовывается проведение военно-патриотических мероприятий с учащимися подшефных образовательных учреждений, воспитанниками детских домов, иными представителями молодежной среды путем проведения дней открытых дверей и встреч с ветеранами.

На основании письма-заявки Республиканского центра молодежных формирований по охране общественного порядка, с целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отделом образования Вахитовского и Приволжского районов г. Казани был организован выезд учащихся - активистов молодежного правоохранительного движения «Форпост» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)» на Спартакиаду юных патриотов «45 лет подвигу Артема Айдинова» в оздоровительный лагерь «Заречье».

Резюме

Вышеперечисленные мероприятия направлены на создание условий творческой самореализации личности в различных сферах социально-культурной деятельности. Они обеспечивают оптимальный социальный контроль негативных явлений в подростково-молодежной среде; реализуют координацию усилий государственных, медицинских, образовательных, социальных и иных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации и социально-культурных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков.

Выводы

В результате проведенных мероприятий по профилактике и коррекции негативных тенденций в развитии личности подростка достигнуты определенные положительные результаты в формировании и гармоничном развитии личности подростка, являющегося трудовым, научным и оборонным потенциалом страны.

Рецензенты:

Шамсутдинова Д.В., д.п.н., профессор, декан факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.

Терехов П.П., д.п.н., профессор, проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.