Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATION OF SUBJECTS OF ART–AESTHETIC CYCLE IN MODERN SCHOOL AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Sokolova Y. N. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev»
The article considers the integration of subjects of art-aesthetic cycle in the conditions of modern secondary schools, providing formation of bases of aesthetic education and holistic world views of students on the basis of a simultaneous development of various art forms (music, fine arts, literature, choreography, theatre, history of art and other). Defined the purpose of the integrated teaching of subjects of the field of Art in the structure of secondary (complete) General education and major types of integration, capable in the synthesis to create a unified aesthetic integration space in the school. The article presents analytical review of existing today programmes on art, focused on the development of artistic and creative potential of students, and also identified the need for training teachers capable of integration of artistic and aesthetic cycle in practice.
art education
integration
integrity training
integration of artistic and aesthetic cycle
integration aesthetic space in the school.

Современная школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей окружающую действительность, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы смены приоритетов - от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «...освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» [5]. Учитывая данный факт, сегодня одной из основных задач общеобразовательной школы становится одномоментный охват искусства, культуры, природы, человека в качестве единого предмета изучения. А именно - создание такого педагогического комплекса, который объединяет предметы не произвольно, а исходя из собственной природы, сохраняя при этом самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Отсюда следует, что логика современной образовательной ситуации есть логика интегративного познания мира. Принимая это во внимание, возникает потребность в рассмотрении интеграции предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогической проблемы, так как процесс взаимосвязи и взаимопроникновения знаний области «Искусство» осуществляется естественно и активно.

Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова. На необходимость развития интеграционных художественно-образовательных процессов при обучении в школе указывали и указывают многие исследователи и практики: Н. Э. Басина, Г. Г. Ефремова, И. В. Кошмина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, Н. А. Терентьева, Н. И. Чинякова, Б. П. Юсов и др.

Интерес исследователей к процессу интегративности в обучении обусловлен его положительным влиянием на многие стороны образования и воспитания. Это, в частности, подчеркивает и Г. Г. Ефремова, которая пишет, что «интеграция в школе способствует увеличению глубины и объема формулируемых понятий; осознанию значимости предмета в системе других наук, а также взаимосвязей знаний и явлений; развитию продуктивной познавательной деятельности учащихся; формированию умений и навыков на основе систематического применения этих знаний» [2]. В свою очередь, Л. Г. Савенкова среди реальных причин интереса к интеграции предметов художественно-эстетического цикла определяет: минимальное количество учебного времени, отводимого в школе на искусство; потребность освоения культуры и искусства с опорой на регион и общечеловеческие ценности; оторванность предметов художественно-эстетического цикла от реальной жизни; требование времени в воспитании творчески активной целостной личности [6].

Целостная личность, как отмечается в научной литературе, должна иметь целостное представление об окружающей действительности, что зачастую проблематично при нынешней парадигме образования, расчленившей все педагогическое и культурное наследие на отдельные, не взаимосвязанные друг с другом, области. В свою очередь учителя-предметники не особо стремятся соотносить содержание изучаемого учащимися материала с другими предметными знаниями. Так, И. В. Кошмина, сравнивая учебный процесс с партитурой музыкального произведения, отмечает, что «каждый предметник стремится исполнить свою партию только «соло», да ещё так, чтобы она прозвучала громче, чем «соло» других учителей. Какая же какофония возникает в голове ученика!?». И вот здесь на помощь может прийти интеграция, которая понимается как сложный процесс взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимовлияния разных видов художественной деятельности на целостность восприятия окружающего мира личностью [9].

Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования имеет своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.

Практики и исследователи на сегодняшний день выделяют следующие виды интеграции: интегрированный урок, интегрированные предметы, интеграция различных видов искусств, интеграция всей системы базового и дополнительного образования на основе некой общей идеи [1; 2; 4; 8; 9]. Все перечисленные тенденции интеграции не исключают, а дополняют и конкретизируют друг друга, а самое главное, что в синтезе они способны создать единое эстетическое интеграционное пространство в школе. Учащиеся овладевают умением видеть общее в частном и наоборот, умением комплексного использования полученных знаний, выработкой рациональных путей решения сложных задач. Ведь становление и развитие личности, как правильно отмечает П. В. Замкин, «происходит под влиянием совокупности факторов» [3].

Определяя основные особенности создания интеграционного эстетического пространства школы, И. Кашекова указывает на следующие принципы ее деятельности: культурологичности, диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности и свободы выбора [4]. Введение этих принципов в образовательную среду обеспечивает четкую систему совместной работы всех ее подразделений. Предметы художественно-эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, история искусств и т.д., взаимодействуя между собой, вовлекают в свое пространство остальные школьные предметы - историю, иностранные языки, географию, математику и другие. В результате выигрывает каждый ребенок, так как он учится целостно воспринимать окружающий мир, снимаются перегрузки, вызванные разорванностью учебного процесса и внеклассной деятельности, появляется личностная заинтересованность, повышается самооценка, тем самым «создается максимально возможная среда для адаптации и развития личности» [1].

В настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции в педагогике художественного образования, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Коротко остановимся на них.

Анализ методической литературы показал, что межпредметные связи явились важными составляющими программы «Музыка», созданной под руководством Д. Б. Кабалевского, а также специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю. Б. Алиева. Программа И. В. Кошминой основана на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О. С. Нечаевой; программа общего художественного развития младших школьников А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской, а также программа по музыкально-эстетическому воспитанию Н. А. Терентьевой и Р. Г. Шитиковой. Принцип интеграции полностью прослеживается в программе «Синтез искусств в эстетическом воспитании» (авторы О. А. Куревина, Л. С. Васильева). Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Сербиной, Л. И. Греховой) направлена на гармоническое развитие личности ребенка. Программа «Синтез» (авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой) представляет цельную педагогическую систему (задачи, цели, формы) эстетического развития ребенка на основе взаимодействия трех основных искусств - музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Нетрадиционный взгляд на эстетическое воспитание и развитие детей представлен в экспериментальной программе «Эстетическое обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет» (авторы Г. В. Арзямова, З. П. Морозова, Т. Д. Стульчик). Программа обращена к структурам дополнительного образования и опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства под руководством Б. П. Юсова. Та же основа взаимодополнения и взаимодействия искусств представлена в программе Ю. В. Ушаковой «Образная хореография». Развитие творческих способностей средствами театрального искусства - цель программы Н. Сорокиной и Л. Миланович «Театр - творчество - дети». Технология художественно-творческого развития «Росток» А. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Основываясь на различных видах искусства - изобразительном, музыкальном и литературе, программа предлагает технологию освоения их языка. Авторская программа «Введение в язык искусства» (авторы Н. Э. Басина, О. А. Суслова) является результатом исследовательской и педагогической работы, связанной с проблемами психологии и восприятия искусства, психологии детского творчества, с углубленным изучением природы детской игры. Она основана на интеграции разных видов искусства - музыки, изобразительного искусства, архитектуры, литературы.

Главной целью всех вышеназванных программ является целостное эстетическое формирование личности, ее интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Во всех программах сделана попытка ввести ребенка в мир «Искусства» средствами, адекватными самой природе искусства. Эмоциональность, ассоциативность образов делает возможным их интеграцию, создающую новое органическое единство.

Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе - альтернативная система обучения; альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а следовательно - необходимое направление в современной педагогике. Как уже было сказано выше, в настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции на практике, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Однако следует отметить, что в практической деятельности идеи интеграции не находят большого отклика у учителей, преподающих предметы художественно-эстетического цикла. А если и происходит сближение знаний области «Искусство», то лишь «на уровне межпредметных связей, что, конечно же, есть проявление предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция» [7].

Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:

  • между потребностью осуществления интеграции дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе и неподготовленностью учителей к руководству данным процессом;
  • между необходимостью разработки теоретической базы интеграции предметов области «Искусство» и отсутствием механизмов ее реализации в подготовке современного учителя.

Хотя проблема интеграции учебных предметов не нова, в педагогике художественного образования она во многом остается нерешенной и продолжает быть весьма актуальной на сегодняшний день. В частности, в системе высшего педагогического и художественного образования недостаточно разработаны научно-методические основания и педагогические технологии подготовки учителей, способных осуществлять интеграцию предметов художественно-эстетического цикла в условиях современной общеобразовательной школы. Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в том числе в художественно-педагогической науке, зачастую не соответствуют сегодняшним реалиям, тем набирающим силу тенденциям, которые происходят в развивающейся системе российского образования.

Работа выполнена в рамках программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.) при финансовой поддержке Минобрнауки РФ.

Рецензенты:

Кобозева И.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой музыкального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Якунчев М.А., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.