Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF MIGRATION ON THE SYSTEM OF SOCIAL AND LABOUR RELATIONS IN RUSSIA

Anikina E.A. 1 Rakovskaya V.S. 1 Tumanova I.A. 1
1 Tomsk Polytechnic University
This article is devoted to the impact of migration on the system of labor relations in Russia. This paper presents a brief analysis of the current demographic situation in Russia. It is proved that the achievement of sustainable economic development and economic growth is not possible without replenishment of the population and labor force by bringing in foreign workers into the country. Migrants are quickly filled a niche of the Russian market, and make it so rapidly that some of its sectors begin to belong to migrants. It presents the estimation of the impact of external migration flows to the system of labor relations in Russia in four groups of indicators, which revealed the current problems in international migration. It concludes with recommendations for policy development in the field of migration, in order to overcome and mitigate the negative impact of external migration flows to the system of labor relations in Russia.
the system of labor relations
wages
unemployment
employment
migrant labor force
labor migration

Современная ситуация такова, большинство прогнозов относительно демографической ситуации в России носят пессимистичный характер, исследователи едины во мнении, что в ближайшие 15-20 лет население страны будет уменьшаться. Так, согласно различным оценкам к 2015 г. численность населения России составит 130-140 млн чел., а к 2025 г. - 115-130 млн [2].

И это объективная реальность, с которой мы сталкиваемся уже сегодня. Принимаемые правительством меры по стимулированию рождаемости и естественного прироста населения являются необходимыми, важными и своевременными, но недостаточными. Очевидно, что они не могут в полной мере способствовать решению складывающихся демографических проблем. Достижение стабильного экономического развития и экономического роста невозможно без пополнения трудовых ресурсов и населения за счет привлечения в страну внешних мигрантов, даже при реальном увеличении производительности труда.

Внешние миграции, так же как и естественный прирост населения, влияют на изменение численности населения страны. В современном мире быстрыми темпами возрастает значение миграции в изменении численности и состава населения. Ее влияние на динамику населения особенно значительно, учитывая негативные демографические тенденции в большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, а именно, наблюдается устойчивая тенденция естественной убыли населения, а также практически нулевые или близкие к нулю уровни естественного прироста.

Сегодня в Россию привлекается иностранная рабочая сила почти из 120 стран мира [5]. Трудовые мигранты приезжают из Новой Зеландии, Австралии, более чем 40 стран Европы, 28 стран Африки, примерно из 30 государств Азии и из некоторых стран Северной и Латинской Америки. По официальным данным на сегодняшний момент в России трудятся более 7 млн иностранных рабочих, из которых всего около 3 млн работают легально.

В структуре легальной трудовой миграции в Россию крупнейшим экспортером трудовых ресурсов из ближнего зарубежья являются Узбекистан и Украина (на двоих они обеспечивают 35 % [1] от общей численности легальной иностранной рабочей силы, поступающей из СНГ).

Что касается профессионально-квалификационного состава иностранных работников, то здесь преобладают в основном лица со средним или низким уровнем квалификации, что позволяет им выполнять малоквалифицированные, не престижные и тяжелые виды работ. Однако потребность в таких кадрах практически полностью удовлетворена и превалирующим на сегодняшний день является спрос на квалифицированные рабочие кадры, который составляет более 70 % от общей потребности.

Мигранты очень быстро наполняют ниши российского рынка, и делают это настолько стремительно, что уже некоторые его отрасли начинают принадлежать мигрантам. Последние исследования Федеральной миграционной службы [4] подтверждают, что во многих регионах России уже сложились «мигрантские» сектора занятости.

Учитывая неизбежность указанных процессов, а также их неоднозначность и противоречивость, необходимо исследовать воздействия внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России.

Социально-трудовые отношения - это сложная система многоуровневых общественных отношений, существующих между наемными работниками, работодателями и государством в процессе трудовой деятельности, нацеленная на обеспечение необходимого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества, системное представление которых позволяет выделить в их структуре взаимосвязанные экономические и социальные элементы [3]. Социально-трудовые отношения отражают правовые, психологические и экономические стороны взаимодействия людей и социальных групп в процессе труда. Исходя из чего, социально-трудовые отношения отражают степень совмещения интересов субъектов этих отношений.

Социально-трудовые отношения являются главным элементом, составляющим основу всей системы отношений общества, и таким образом, они образуют определенный «центр» социально-экономического развития. Степень развития социально-трудовых отношений обуславливает социальную ориентированность экономической системы, уровень демократизации общества и совершенство общественных отношений в целом.

Что же касается влияния внешней миграции на тип социально-трудовых отношений, то стоит отметить, что большинство мигрантов в России остается нелегальными, а это значит, что отношения между работниками-мигрантами и государством больше похожи на конфликт.

В целом воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России можно оценить по четырем группам показателей (Таблица 1): общие показатели развития территории; рынок труда, безработица и занятость; социально-трудовые отношения на предприятиях; уровень жизни и доходы населения.

Таблица 1 - Воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России

Воздействие миграционных потоков

на доходы и уровень жизни населения

Положительное влияние

Отрицательное влияние

- переориентация инвестиций с потребления на освоение производственных ресурсов

- миграционные потоки способствуют развитию производительных сил

- положительное влияние на государственный бюджет (официально-устроенные мигранты уплачивают налоги)

- играют позитивную роль для экономического развития в целом

- рост зарплаты квалифицированных рабочих при притоке неквалифицированных мигрантов

- предприниматели имеют возможность нанимать более дешевую рабочую силу, что позволяет им снижать издержки

- потребители покупают более дешевую продукцию и услуги

- часть дохода, которую мигранты используют на покупку товаров и услуг на территории России кратно увеличивается под действием эффекта мультипликатора

 

- миграция и в особенности нелегальная порождает существенные финансовые убытки бюджета (так как основные доходы мигранты вывозят на родину)

- миграция порождает санитарно-эпидемиологические проблемы, которые помимо всего прочего приводят к большой нагрузке на учреждения здравоохранения и бюджет, оплачивающий лечение

- увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей, связанные с выплатой социальных пособий, перегрузкой общественных больниц, школ и т.д.

- рост инфляции

- снижение цены неквалифицированного труда на национальном рынке рабочей силы

- рост издержек предпринимателей за счет роста цены труда квалифицированных работников

- возможность межнациональных конфликтов

- возможен рост преступности, особенно при нелегальной миграции

на общие показатели развития территории

Положительное влияние

Отрицательное влияние

- способствует урбанизации и развитию отдельных территорий

- в некоторой степени влияют на темпы, направления и скорость реструктуризации региональных экономик

- порождает неравномерность развития территорий, обусловленную тем, что мигранты сосредотачиваются в наиболее успешных с экономической точки зрения городах и регионах

на рынок труда, занятость и безработицу

Положительное влияние

Отрицательное влияние

- активизируют самозанятость российских граждан

- рост уровня формальной занятости

- миграционные потоки увеличивают аграрную занятость

- способствуют развитию и росту эффективности трудовых институтов

- в ситуации миграции квалифицированной рабочей силы в страну поступают обогащенные передовым опытом и новыми идеями трудовые ресурсы

- кроме того, страна экономит на подготовке квалифицированной рабочей силы

- растут масштабы неформальной занятости (особенно в городах)

- снижение занятости местных граждан, проблема в их трудоустройстве вследствие замещения рабочих мест мигрантами

- усиление напряженности и осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы

- деформация половозрастной структуры населения

- избыток неквалифицированных трудовых ресурсов

на социально-трудовые отношения на предприятиях

Положительное влияние

Отрицательное влияние

- обмен опытом (как профессиональным, так и образовательным, культурным, жизненным и т.д.), консолидация и выработка новых передовых идей

- появляются новые прогрессивные формы дифференциации и кооперации труда

- формируется новое профессиональное мышление

- усиление конкуренции среди работников (не выходящей за рамки нормального соперничества), что способствует повышению производительности труда и росту деловой активности на предприятии

- в нормальных условиях труда способствуют росту толерантности и сглаживанию социальных различий среди работников

- формируется более ответственное отношение к труду

- вырабатываются единые цели и появляются новые механизмы поведения в трудовой среде

- возникают проблемы распределительных и перераспределительных отношений

- сложность функционального взаимодействия, когда в организации существует сложная кооперация и дифференциация труда, которая, в свою очередь, рождает более ответственное и деятельное отношение местных граждан к своему труду и вероятность столкновения по поводу бездействия мигрантов достаточно велика

- деловые разногласия, базирующиеся исключительно на профессиональных расхождениях во взглядах на то, как нужно выполнять и организовать работу и т.д.

- рост количества социально-трудовых конфликтов на основе

ненормального соперничества и доминирования, протекающие как борьба за занятость, доходы и пр.

- ролевые противоречия, обусловленные разными ролями, целями и разными способами поведения местных граждан и мигрантов в трудовой среде, и нереализация взаимных ролевых ожиданий

- социальные различия, выражающиеся в политических, сословно-классовых, религиозных, расовых и других различиях людей

- несовместимость мигрантов и местных граждан в квалификации, образовании, опыте, в экономической психологии и отношении к труду и т.д., приводящие к увеличению числа конфликтов

- миграционные потоки сдерживают внедрение трудосберегающих технологий, что в свою очередь порождает плохие условия труда, в частности теснота на рабочем месте, устаревшая техника и т.д., которые приводят к социально-трудовым конфликтам на предприятии

- как следствие не стимулируют развитие требующих внедрения трудосберегающих технологий секторов экономики

Следует отметить, что положительные или отрицательные последствия воздействия трудовой миграции зависят от общей социально-экономической ситуации в стране. Результативность воздействия трудовой миграции также в значительной степени определяется качественными характеристиками миграционных трудовых потоков.

Сложившаяся ситуация требует разработки политики и мер в области миграции, для того чтобы преодолеть и сгладить негативное воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России.

Решением вышеперечисленных проблем могли бы стать следующие действия со стороны государства:

  • органам государственной власти следует рассмотреть вопрос о воссоздании на новой основе Государственной комиссии по миграционной политики, включив в ее состав представителей бизнеса, профсоюзов и общественных организаций, работающих в сфере миграции;
  • необходимо усовершенствовать законодательство в области миграции населения;
  • следует считать одними из основных направлений реализации государственной миграционной политики обеспечение конституционного принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина - как обязанности государства и организацию работ по содействию репатриации;
  • в целях совершенствования системы управления миграционными процессами реформировать Федеральную миграционную службу, в том числе придать ей статус самостоятельного органа федеральной исполнительной власти Российской Федерации и укрепить ее состав профессиональными кадрами, способными управлять этими процессами в новых условиях.
  • органам государственной власти следует разработать предложения по совершенствованию процессов регулирования трудовой миграции с участием, как государственного, так и негосударственного (общественного, коммерческого и иного) секторов; формирование механизма и инфраструктуры координации деятельности этих секторов; создание предпосылок для развития программ легального, цивилизованного трудоустройства и адаптации трудовых мигрантов, как в России, так и за рубежом; организацию системы эффективной информационно-консультационной деятельности по вопросам трудовой миграции;
  • производить активную международную маркетинговую деятельность высших учебных заведений по привлечению иностранных граждан с целью обучения, профессиональной переподготовки;
  • проводить форумы и съезды международного уровня в сфере научной деятельности;
  • необходимо расширить список заболеваний, по которым можно и нужно выводить больных иммигрантов из страны.

В целом следует отметить главное, влияние внешней миграции на систему социально-трудовых отношений носит противоречивый, неоднозначный и вероятностный характер, при этом данное влияние в значительной мере определяется особенностями, качеством и типом складывающего трудопотока. В результате чего количественная и качественная оценка последствий воздействия внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России является весьма сложной и в большей степени субъективной, что в свою очередь препятствует созданию продуманных специализированных программ, которые бы включали в себя объективную и взвешенную систему мер по регулированию миграционных трудопотоков.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Влияние миграции на систему социально-трудовых отношений), проект № 11-32-00305а2.

Рецензенты:

Нехорошев Ю.С., д.э.н., профессор, профессор-консультант кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Нехода Е.В., д.э.н., профессор кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.