Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE LEASING RELATIONS AT THE ORGANIZATION OF THE EQUIPMENT´S SECONDARY MARKET

Kozenko K.Yu. 1
1 All-Russia Researce Institute of irrigative agriculture
Agricultural producers interested in the formation and functioning of the secondary market equipment, used equipment market in terms of lack of own funds, lack of collateral base for the acquisition of expensive new cars on credit are disclosed in the article. The concept of secondary market of agricultural machinery as part of the reproductive system and agro-technical support tool of rural producers, determines the place and role of the secondary market of agricultural machinery in the reproductive system of agribusiness is formed. The most important use-value property is used equipment reliability ratings quantitative and qualitative determination is shown. The use of a residual resource of tractors, combines and other agricultural machines and their structural elements is disclosed, the features of the organizational structure, prospects and directions of development of leasing in the secondary market equipment are considered.
features of the leasing relations
warranty period
technical and technological maintenance
agrarian leasing
residual cost
secondary market of equipment
residual resource of cars

В создании материально-технической базы аграрного сектора страны, её формировании в сложившихся условиях значительная роль отводится заинтересованности сельхозтоваропроизводителя в использовании остаточного ресурса тракторов, комбайнов, других сельскохозяйственных машин и их конструктивных элементов. В условиях недостатка собственных денежных средств, отсутствия залоговой базы для приобретения новых дорогостоящих машин на условиях кредита, появляется заинтересованность в формировании и функционировании вторичного рынка техники, рынка подержанной техники. Безусловная актуальность этого аспекта аграрной экономики порождает необходимость исследования особенностей вторичного рынка техники и особенностей лизинговых отношений на этом рынке. Прежде необходимо определиться с содержанием ключевого понятия - вторичный рынок сельскохозяйственной техники - как источник подержанных и восстановленных машин для формирования системы их поставок на пополнение техническими средствами малых и средних сельскохозяйственных предприятий. Столь же важно определить роль и место этого рынка в агропромышленной воспроизводственной системе, раскрыть особенности его организационного построения, форм и способов регулирования экономических отношений участников вторичного рынка техники, перспективы и направления развития лизинга на вторичном рынке техники.

Ещё в 1991 г. академик Ю.А. Конкин первым из российских ученых обратил внимание на актуальность проблемы вторичного рынка сельскохозяйственной техники: «На современном этапе развития АПК рынок подержанной техники - крайне необходимая мера для сохранения машинно-тракторного парка как по численности, так и в надлежащем техническом состоянии» [4]. Он обозначил основополагающие организационно-экономические проблемы рынка подержанной техники, сопровождающего его ремонтно-технического сервиса и направления их решения. Опыт стран со сложившейся рыночной экономикой, развитым сельским хозяйством, сельскохозяйственным машиностроением и ремонтно-техническим сервисом показывает, что потребитель с большой охотой приобретёт машину, если она будет качественно отремонтирована и обеспечена весомыми гарантиями. Сельхозтоваропроизводитель должен быть уверен, что если появится отказ, он будет устранён ремонтным предприятием качественно и в срок. На современном этапе потребитель техники, приобретая её на вторичном рынке, готов согласиться с более высокой ценой на машину хорошего качества ремонта и гарантированного обслуживания.

Основополагающей особенностью лизинговых отношений при организации и функционировании вторичного рынка сельскохозяйственной техники, рынка подержанной техники является методология определения остаточной стоимости сельскохозяйственных машин, которая представляет собой один из главных ориентиров при определении их рыночной цены. Научной школой Ю.А. Конкина был поднят вопрос о соответствии действительной стоимости сельскохозяйственных машин и оборудования их балансовой стоимости. Было выявлено, что начисляемый по действующим нормам амортизации износ не всегда отражает действительную потерю средствами производства их потребительной стоимости и стоимости. Реальная остаточная или восстановительная стоимость машины далеко не всегда совпадает, да и не может совпасть с вычисленной оценкой и тем более с рыночной ценой. В трудах учёных МГАУ отмечается, что продажа техники машинно-тракторных станций колхозам была организована формально правильно. Машины оценивались по остаточной стоимости, по нормам амортизации исчислялся износ. Разработки МГАУ дополнили, конкретизировали и адаптировали к современной ситуации в сфере технического обеспечения аграрного производства Л.Ф. Кормаков, Л.С. Орсик и Ю.Д. Бахтеев [5, 6].

Можно выделить две группы наиболее важных методологических положений, которые содержатся в этих работах. Первая группа раскрывает содержание понятий «вторичный рынок сельскохозяйственной техники», «подержанная техника», «рынок подержанной техники». Во вторую группу выделены положения, которые раскрывают специфические черты вторичного рынка как подсистемы аграрного рынка. В частности, выдвинуто принципиально важное методологическое положение, которое заключается в том, что между рынками сельскохозяйственной продукции и рынком сельскохозяйственной техники существуют прямые и обратные связи. Иными словами, рынок сельскохозяйственной техники рассматривается авторами названных работ как составная часть агропромышленной воспроизводственной системы. Поэтому от уровня организации рынка сельскохозяйственной техники зависят ключевые параметры рынка сельскохозяйственной продукции - предложение, спрос, цены, в свою очередь детерминирующие доходность и рентабельность аграрного производства.

По нашему мнению, утверждение авторов о том, что вторичный рынок сельскохозяйственной техники и рынок ремонтно-технических услуг следует рассматривать как отдельно взятые, обособленные рынки, - требует дополнительного уточнения. Именно наличие прямых и обратных связей даёт основание полагать, что рынок ремонтно-технических услуг - это не отдельно взятый рынок, а всего лишь один из сегментов вторичного рынка сельскохозяйственной техники. Другие его сегменты - лизинг, рынки подержанной техники, которую можно использовать без ремонта и рынок техники, восстановленной на ремонтном предприятии. В целом же концепция вторичного рынка сельскохозяйственной техники как составной части агропромышленной воспроизводственной системы и инструмента технического обеспечения сельских товаропроизводителей определяет место и роль вторичного рынка сельскохозяйственной техники в воспроизводственной системе АПК. Она позволяет обосновать цель реорганизации ныне действующего рынка; организационную структуру и технологические потоки; подходы к формированию и регулированию цен, организации взаиморасчетов; формы и методы государственной поддержки сельхозтоваропризводителя через аграрный лизинг; возможности и перспективы формирования конкурентной среды и регулирования рынка; классификацию условий развития.

Важной особенностью лизинга на рынке подержанной сельскохозяйственной техники является то, что он также выступает подсистемой общей системы воспроизводственных отношений в АПК и поэтому влияет на эффективность сельскохозяйственного производства и как следствие - на рынок конечной сельскохозяйственной продукции. Прямые и обратные связи между рынком сельскохозяйственной техники и рынком сельскохозяйственной продукции проявляются в том, что стоимость и качество новой и восстановленной техники (в том числе и поставленной на условиях лизинга), ремонтно-технических услуг существенно влияют на экономическое положение сельских производителей и платежеспособный спрос на технику (прямая связь). Это в свою очередь влияет на годовой объем её производства и экономическое положение производителей и поставщиков техники и ремонтно-технических услуг (обратная связь).

Прямые и обратные связи существуют не только между рынком конечной сельскохозяйственной продукции и рынком техники, но и между сегментами последнего - подержанной и восстановленной техники, ремонтно-технических услуг. Так ситуация на первичном рынке (соотношение спроса и предложения, конкуренция, цены и др.) будет влиять на ситуацию на вторичном рынке и наоборот. Предложение и спрос на подержанную технику и её состояние (частично изношенная, полностью изношенная и др.) влияют на цены такой техники, следовательно, на себестоимость и цены восстановленной техники и ремонтно-технических услуг. Это в свою очередь детерминирует спрос на восстановленную технику, что вновь диктует спрос на подержанную технику и её цену.

При широкомасштабном развитии и хорошей организации вторичного рынка сельскохозяйственной техники он становится конкурентом рынка новой техники, и поэтому будет положительно влиять на экономическое поведение её производителей и поставщиков (продавцов) в отношениях с её потребителями - сельскими производителями. Отношения между ними во многом определяются величиной гарантийного срока, который предоставляется технике на вторичном рынке, является показателем, позволяющим сравнить уровень ремонтного производства и степень обеспеченности услугами по сопровождению подержанной техники, приобретённой на вторичном рынке. Величина гарантийного срока и перечень услуг ремонтного производства обеспечивают сравнительную характеристику однотипных ремонтных заводов, степень их технологического совершенства.

Величина гарантийного срока и условия гарантийных обязательств являются объектом пристального внимания потребителя и конкурирующих ремонтных предприятий, что послужит толчком к дальнейшему совершенствованию этого производства, значительному улучшению качества ремонта средств производства и технологических услуг по её сопровождению. Улучшение качества ремонта машин и обслуживания техники в условиях формирования вторичного рынка становится жизненно важным для агропромышленного сектора экономики страны.

Существование и уровень организации вторичного рынка - это факторы, которые влияют на отечественное сельскохозяйственное машиностроение, объемы и структуру производства новых машин, на их качество и стоимость. Сказанное подводит к выводу, что вторичный рынок сельскохозяйственной техники является не только инструментом воспроизводства (кругооборота) внутренних товарообменных отношений - отношений продавцов и покупателей подержанной техники, ремонтно-технических услуг и лизинга восстановленной техники. Его роль значительно шире: он является частью общей воспроизводственной системы АПК и в этом своем качестве влияет на эффективность сельскохозяйственного и агропромышленного производства.

В экономической литературе прослеживается различная трактовка рынка сельскохозяйственной техники. Одни авторы определяют его как совокупность юридических и физических лиц, взаимодействующих по определенным правилам в связи и по поводу купли-продажи сельскохозяйственных машин (услуг по их ремонту и техническому обслуживанию) [1, 5], другие авторы различают трактовки и более конкретных понятий вторичного рынка сельскохозяйственной техники и рынка подержанной сельскохозяйственной техники. Например, вторичный рынок сельскохозяйственной техники определяется как система взаимоотношений между юридическими и физическими лицами в соответствии с экономическими правилами по поводу купли-продажи и выполнению предусмотренных при этом обязательств по пред- и послепродажному обслуживанию подержанной и восстановленной сельскохозяйственной техники [8]. Или как совокупность взаимоотношений его участников, возникающих при покупке, восстановлении, продаже, гарантийном обслуживании, обеспечении услугами технического сервиса техники, оформленная в виде правовых, организационных, финансовых и других необходимых нормативных документов [7].

Главная причина расхождений в толковании понятий, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме организации и развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, заключается в том, что вопросы рынка вторичной техники и рынка сельскохозяйственной техники в целом изучались с разными целями и рассматривались с различных точек зрения. В результате толкование понятие, правомерное в рамках цели, изучаемых сторон и условий функционирования объекта научного анализа, поставленной одним исследователем, может оказаться непригодным для другого исследователя, если его цели и позиция существенно отличаются.

В контексте формулировок цели, задач, объекта и предмета нашего исследования вторичный рынок сельскохозяйственной техники правомерно определить как совокупность хозяйствующих субъектов, вступающих в экономические отношения с целью приобретения и реализации бывших в эксплуатации сельскохозяйственных машин, а также их узлов и агрегатов. В контексте проблематики исследования следует уточнить и понятие бывшей в эксплуатации сельскохозяйственной техники, которая традиционно подразделяется в отечественной научной литературе на две категории. Подержанная техника представляет собой сельскохозяйственные машины, поступающие к потребителю без предварительного ремонта и модернизации. Вторая группа - восстановленные машины, прошедшие не только обычную предпродажную обработку, но и подвергшиеся непосредственно в хозяйствах или на специализированных ремонтных предприятиях замене физически изношенных и морально устаревших базовых составных частей (агрегатов, узлов, систем) деталями с неизрасходованным моторесурсом, либо аналогами более современной конструкции, отличающимися более высокими эксплуатационными показателями - надежностью, ремонтопригодностью.

Приведенные выше соображения позволяют сделать вывод, что в контексте цели и задач настоящего исследования можно охарактеризовать организационно-экономический механизм лизинга вторичного рынка сельскохозяйственной техники как систему организационных, экономических и правовых инструментов (средств) прямого и косвенного воздействия на продавцов и покупателей бывшей в эксплуатации сельскохозяйственной техники и ремонтно-технических услуг с целью достижения запланированных результатов развития и функционирования этого рынка.

Структурными единицами аграрного лизинга на вторичном рынке, непосредственными субъектами гражданско-правового оборота подержанной и восстановленной техники, ремонтно-технических услуг, являются сельские производители, ремонтные предприятия и посредники по сделкам купли-продажи, лизинга и других форм приобретения вторичной техники. При этом ремонтные предприятия выступают как промежуточные покупатели подержанной техники, приобретающие её у одних хозяйств и после восстановления поставляющие другим хозяйствам. Представители аграрного лизинга - различного рода снабженческие структуры - в отличие от ремонтных предприятий продают технику в том виде, в каком её приобрели. Например, предприятия агролизинга являются перекупщиками, и их коммерческий интерес заключается в получении комиссионного вознаграждения и организации возможных вариантов движения подержанной и восстановленной техники.

Возможны различные формы приобретения ремонтными предприятиями подержанной техники. Это безвозмездная её уступка владельцами, передача по цене металлолома, передача в обмен на исправную технику с доплатой разницы в цене, приобретение отремонтированной техники на вторичном рынке. Важной формой взаимодействия является передача в обмен на определённые услуги, например, ремонт другой, остающейся в хозяйстве машины.

Главным фактором, который определяет организационную структуру и важнейшие параметры вторичного рынка сельскохозяйственной техники - спрос и предложение, возрастную структуру и цены выставляемых на продажу машин - является структура сельских производителей по финансовому положению, техническому состоянию машин, периодичности их выброса на рынок. По этим признакам сельские производители могут быть разбиты на три группы. К первой группе относятся сельские производители, которые имеют возможность часто обновлять парк базовых машин - тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, другой сложной техники. Это преимущественно крупные, с большими доходами, высокорентабельные предприятия, которые при необходимости могут пользоваться банковскими кредитами (обеспеченными залоговым имуществом) без риска невозможности их своевременного возврата. Они заменяют подержанные машины новыми с периодичностью не более пяти-семи лет. Таким образом, от сельских товаропроизводителей первой группы на вторичный рынок будут поступать машины, как правило, имеющие большой остаточный ресурс работоспособности.

Вторая группа - экономически менее состоятельные сельские производители, которые будут эксплуатировать сложную технику в большинстве случаев в пределах нормативного срока её амортизации, таким образом, периодичность приобретения новых машин сельскими товаропроизводителями второй группы составит 8-10 лет. Продавать они будут главным образом машины исправные и работоспособные, но требующие постоянных и достаточно высоких вложений, а также неработоспособные машины, нуждающиеся в том или ином ремонте.

Третья группа - преимущественно малорентабельные и убыточные сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, владельцы личных подсобных хозяйств, их кооперативы. Основная их масса будет покупать подержанные машины, отработавшие более 8-10 лет; подержанные агрегаты, узлы и детали, в том числе неисправные, но которые можно восстановить собственными силами. Выставлять же на продажу они будут машины, которые прослужили значительно более 12 лет, выработав нормальный срок износа. В большинстве случаев таким машинам присущ малый остаточный ресурс и серьёзные технические неисправности. В продажу от них будут поступать также неисправные машины, восстановить которые невозможно.

Машину, не находящую спроса у сельских товаропроизводителей третьей группы, её последний собственник продаст ремонтному предприятию или посреднику для демонтажа и последующего использования сохранивших остаточный ресурс узлов и агрегатов, либо предприятию вторчермета как металлолом. Любое предприятие, ремонтирующее ту или иную машину или техническое устройство, гарантирует потребителю его исправную безотказную работу с сохранением всех его первоначальных технических характеристик в течение всего срока гарантии.

На вторичном рынке сельскохозяйственной техники можно выделить три вида цен: цена, по которой продавец бывшей в эксплуатации машины хотел бы её продать, цена, по которой покупатель считает целесообразным машину приобрести, и цена покупки. Последняя цена представляет собой некий компромисс между ценой продавца и ценой покупателя. Цена покупки машины и является её свободной рыночной ценой.

Среди основных ценообразующих факторов для бывшей в эксплуатации машины прежде всего необходимо выделить: остаточный ресурс работоспособности; внешний вид. Следует чётко определить мотивы покупки - для использования по назначению или для перепродажи по более высокой цене; срок, в течение которого покупатель намерен эксплуатировать машину до её списания или перепродажи; ожидаемый эффект от использования или перепродажи машины и вероятность его получения (экономический риск покупателя); наличие или отсутствие возможности оплатить покупку машины на льготных условиях лизинга. Качество и стоимость послепродажного сервиса необходимо соотносить с расходами, связанными с ремонтом и заменой деталей, затратами по повышению качества машины и увеличению количества запасных частей, поставляемых с машиной.

Большой интерес представляют проблемы практического внедрения гарантийных обязательств. Необходимо подробно разработать многочисленные взаимные обязательства, которые должны включаться гарантийные. Полученные затраты по гарантийным обязательствам включаются в плановую себестоимость и определяют конечную цену машины. Представляется целесообразным из всего этого многообразия особенностей лизинга подержанной техники выделить важнейшее свойство потребительной стоимости - надёжность. Надёжность имеет количественную и качественную определённость. Надежность как одна из многообразных свойств потребительной стоимости представляет исходный пункт анализа глубинной сущности - потребительной стоимости.

Формой проявления потребительной стоимости является полезность. Полезность машины, приобретённой на вторичном рынке техники, делает её потребительной стоимостью. Полезность является не природным, а социальным свойством и предназначена служить человеку в качестве предмета потребления - личного или производительного. Трактор может быть изготовлен из самых лучших материалов, но степень его полезности от этого не возрастёт. Полезность трактора также останется недостаточной, если он будет изготовлен из материалов низкого качества, не соответствующих потребностям общества на данном этапе своего развития, не адекватных этим потребностям. И в том, и в другом случаях общество будет нести потери: в первом случае - в виде больших материальных затрат, превышающих потребности общества для реализации полезности трактора; во втором случае - в виде недоиспользования самой этой полезности трактора, вследствие неадекватности материального носителя величине полезности, воплощённой в нём [2]. Следовательно, задачей общества является отыскание тождества материального и социального в машине, выставленной на вторичный рынок. Сведение многообразия материального в отремонтированной и предложенной на вторичный рынок машине к единообразию социального в ней - служить в качестве предмета потреблений (в примере с трактором - в качестве орудия труда) прослеживается в производительном потреблении.

Сельхозтоваропроизводитель с одной стороны всегда выступает как производитель, а с другой - как потребитель. Будучи производителем, он стремится к неэквивалентности обмена, а как потребитель - к эквивалентности в обмене. Эта двойственность природы товаропроизводителя вытекает из двойственности товара как потребительной стоимости и стоимости, которая в свою очередь проистекает из двойственности труда, воплощённого в товаре. Труд выступает с одной стороны как труд конкретный, создающий потребительную стоимость, а с другой - как абстрактный, создающий стоимость. И здесь выступают экономические отношения, определяемые надёжностью. Если ремонтное предприятие, реализуя трактор потребителю, выступает экономически защищённым от неэквивалентности в обмене, то потребитель, приобретая на вторичном рынке трактор, выступает, напротив, экономически незащищенным от неэквивалентности в обмене, приобретая трактор с нестабильным качеством, имеющим ярко выраженную тенденцию к изменениям, которые обнаруживаются не в обмене, а за его пределами, в процессе эксплуатации [2].

Как экономическая категория, надёжность машин, выставляемых на вторичный рынок техники, выражает отношения, возникающие, с одной стороны, между ремонтными предприятиями, конкурирующими друг с другом, с другой - между ними и потребителями средств производства в непосредственном производственном процессе. Целью первой группы отношений является снижение затрат труда на восстановление однотипных средств производства и повышение их потребительских свойств и качеств. Эта группа отношений наиболее полно проявляется в экономическом соревновании специализированных ремонтных предприятий средств производства за потребителей своей продукции. Целью второй группы отношений является придание средствам производства таких потребительских свойств и качеств, которые бы наиболее полно удовлетворяли постоянно растущие потребности потребителей этих машин. Эта группа отношений проявляется в ликвидации монополии производителя и установлении отношений экономического равенства между производителями и потребителями. Основным показателем этих отношений выступает надёжность машины. Надёжности как экономической категории присущи соответствующие диалектические противоречия, движение и разрешение которых в процессе общественного производства постоянно снимает и вновь воспроизводит эти противоречия на новом уровне [3]. Это приводит к необходимости рассмотрения надёжности не только с точки зрения её социальной стороны, но и с её материальной стороны. Надежность, представляя собой комплексное свойство отремонтированной и предложенной вторичному рынку техники, в зависимости от условий их производительного потребления, включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность.

Следовательно, задачей ремонтного предприятия является придание машине таких свойств и такого качества, которые исключали бы, либо сводили к минимуму возможность отказа. Авансируя деньги на приобретение средств производства, потребитель желает, чтобы машина работала безотказно в течение всего срока службы. Поскольку потребительная стоимость трактора имеет величину, характеризуемую количественной и качественной определенностью, постольку на неё можно воздействовать в ту или другую сторону, обеспечивая соответствие этой величины потребностям сельхозтоваропроизводителя. Надёжность является составным элементом потребительной стоимости. Однако взаимосвязь потребительной стоимости и надёжности лишь в самое последнее время стала объектом исследования. От уровня надёжности в значительной мере зависит величина сельскохозяйственного продукта и его качество (зерновые культуры, убранные в оптимальные сроки, имеют минимальные потери в урожайности, качество зерна в этот период более высокое).

Надёжность, выступая категорией, производной от более глубинной, сущностной категории - потребительной стоимости, на поверхности экономической действительности выступает в форме гарантии. Гарантия является формой проявления надёжности.

Заключение:

  • в сложившихся экономических условиях значительная роль отводится использованию остаточного ресурса тракторов, комбайнов, других сельскохозяйственных машин и их конструктивных элементов. Для обновления материально-технической базы в условиях недостатка собственных денежных средств, отсутствия залоговой базы для приобретения новых машин на условиях кредита, появляется заинтересованность в формировании и функционировании рынка подержанной техники;
  • актуально исследование особенностей вторичного рынка техники и особенностей лизинговых отношений на этом рынке, определение их роли в агропромышленной воспроизводственной системе, раскрытие особенности его организационного построения, форм и способов регулирования экономических отношений участников вторичного рынка техники, перспектив и направлений развития лизинга на вторичном рынке техники;
  • основополагающей особенностью лизинговых отношений при организации и функционировании вторичного рынка сельскохозяйственной техники, рынка подержанной техники является методология определения остаточной стоимости сельскохозяйственных машин;
  • вторая значимая особенность в том, что сегментами вторичного рынка сельскохозяйственной техники является рынок ремонтно-технических услуг, лизинг, рынки подержанной техники, которую можно использовать без ремонта и рынок техники, восстановленной на ремонтном предприятии;
  • важной особенностью лизинга на рынке подержанной сельскохозяйственной техники является то, что он также выступает подсистемой общей системы воспроизводственных отношений в АПК и влияет на эффективность сельскохозяйственного производства;
  • вторичный рынок сельскохозяйственной техники становится конкурентом рынка новой техники, влияет на отечественное сельскохозяйственное машиностроение, объемы и структуру производства новых машин, на их качество и стоимость;
  • структурными единицами аграрного лизинга на вторичном рынке являются сельхозтоваропроизводители, ремонтные предприятия, организации лизинга и другие формы приобретения вторичной техники;
  • важнейшим свойством потребительной стоимости подержанной техники является надёжность, которая имеет количественную и качественную определённость;
  • возможны различные формы приобретения ремонтными предприятиями подержанной техники: безвозмездная её уступка владельцами, передача по цене металлолома, передача в обмен на исправную технику с доплатой разницы в цене, приобретение отремонтированной техники на вторичном рынке.

Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ № 13-32-01299 «Вторичный рынок техники как направление адаптации экономического механизма лизинговых услуг в аграрной сфере экономики».

Рецензенты:

Старовойтов М.К., д.э.н., профессор, президент ЗАО «ОРТЕХ», г. Волгоград.

Попкова Е.Г., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории ФГБОУ ВПО Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.