Введение
Сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение и использование различных моделей формирования патриотической позиции студентов в конкретных образовательных учреждениях. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы российской государственности, необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается Россия, приводит к необходимости выявления теоретико-методологических основ формирования патриотической позиции у студентов.
Юношеский возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека[1,с.46]. Возраст 18-20 лет - это период более активного развития нравственных чувств, становления и стабилизации характера и, что в особенности принципиально, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, в том числе гражданских. Более того, студенческий возраст - это центральный период становления человеческой личности в целом, формирования ее разнообразных интересов. Высшее учебное заведение представляет собой специально созданную среду для формирования не только специалистов, но и граждан-патриотов.
Поэтому даже в недостаточно благоприятной среде нашего общества необходимо создавать специальные педагогические условия, в вузе, вырабатывающие нравственность как моральную базу для воспитания патриотизма, целенаправленно формировать патриотические качества студента.
Формирование патриотизма у студента означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности, носителя определенных патриотических ценностей, социально-полезной личностью. В свою очередь, это обязало нас искать пути усиления диалогичности обучения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои патриотические взгляды, цели, патриотические позиции в процессе учебной, внеучебной и общественной работы в образовательном учреждении[2].
Цель данного исследования - выявить педагогические условия, необходимые для формирования патриотической позиции бакалавров туризма.
В ходе анализа патриотического воспитания бакалавров туризма в Уральском государственном лесотехническом университете отмечены следующие необходимые педагогические условия:
1. Гуманизированная, личностно-ориентированная среда вуза.
Под гуманизированной личностно-ориентированной средой вуза нами понимается формирующийся в результате деятельности преподавателей, студентов, ректората, вспомогательного персонала устойчивый комплекс социокультурных и социально-психологических факторов, оказывающих прямое и опосредованное влияние на воспитание, социализацию и развитие участников образовательного процесса[3]. Взаимодействие вуза с социумом, контакты с общественными организациями с целью установления благоприятного морально-психологического климата по формированию гражданственности и патриотизма.
Студенты УГЛТУ, обучающиеся по направлению подготовки «Туризм» (бакалавр), самостоятельно разрабатывают и проводят городские экскурсии, принимают участие в вузовских фестивалях, подключались к организации и проведению следующих социальных проектов: «Чусовая России», Всероссийский фестиваль неигрового туристического кино «Свидание с Россией», «Верхотурье - духовная столица Урала», в ежегодной акции «Весенняя неделя добра».
«Чусовая России» - это круглогодичный проект, включающий в себя целый цикл фестивалей и мероприятий на берегах реки Чусовой, в том числе «Крещенская неделя», большой фестиваль «Начало сплава», а также восстановление заводских пристаней по берегам реки Чусовой. На имя ректора УГЛТУ в мае 2012 г. поступил благодарственный адрес от Центра развития туризма Свердловской области, который благодарит университет за участие наших студентов в событийном мероприятии - Межрегиональном туристическом фестивале "Чусовая России". Студенты Гуманитарного факультета отлично справились с поставленными задачами.
Весенняя Неделя Добра - это уникальное партнерское мероприятие, объединяющее ежегодно усилия сотен тысяч добровольцев во многих регионах России: учащихся школ, студентов ВУЗов, колледжей, представителей общественных объединений, органов власти, образовательных и социальных учреждений, СМИ, коммерческих, международных и иных организаций, для совместного решения социально значимых задач. Это и благоустройство микрорайонов, уборка памятников и воинских захоронений, благотворительные концерты и спектакли, сбор вещей и денежных средств для тех, кто в наибольшей степени нуждается в помощи - ветераны войн и родственники погибших защитников Отечества, инвалиды, дети-сироты, пожилые и одинокие люди.
«Наряду с основной формой воспитания - аудиторными занятиями, использовались различные формы внеаудиторной деятельности студентов: семинары и конференции по проблемам духовно - нравственного развития современной России; встречи с деятелями культуры и искусства; проведение педагогами вуза мастер-классов; выступления самодеятельных коллективов студентов в рамках воспитательных мероприятий календарные праздники, совместные просмотры и обсуждения фильмов и спектаклей, связанных с актуальными нравственными проблемами общества.
В течение последних семи лет регулярно раз в год проводится выставочно-ярмарочный форум «Пирамида» с оформлением стендов «Искусство спасет мир», «Искусство в моей жизни», «Я и искусство», где студенты представляют изделия декоративно - прикладного искусства, изготовленные своими руками: изделия из дерева, батик, керамику, вязание, кружевоплетение, вышивку, графику, свои живописные работы, выжигание, бисероплетение, икебану, изделия их соленого теста. В вузе организованы постоянно действующие стенды (фотовыставка «Я люблю тебя, Екатеринбург», фотоальбом «Декоративно - прикладное искусство и народно - художественные промыслы Урала»), выпуски внутривузовских газет и листовок по нравственной тематике, актуальной для студентов (вышла статья «Величие уральских мастеров: Касли» в газете «Инженер леса», готовятся к печати материалы из этой же серии: «Златоуст - город клинка и булата», «Нижнетагильский расписной поднос», «Уральская домовая роспись», подготовлен слайдфильм «Памятники культуры Екатеринбурга»)» [4, с.117].
Широкое распространение среди студентов получили походы по местам боевой славы, поиск мест захоронения, погибших во время Великой Отечественной войны советских солдат и офицеров, увековечивание их памяти, уход за братскими могилами.
2. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Основным источником воспитания патриотизма в учебном процессе является содержание обучения, главным образом содержание исторических дисциплин, включающих трудовые дела многих поколений, боевые события и ратные подвиги народа, достижения российской науки, литературы и искусства, исторические традиции, укрепляющие могущество страны и прославляющие ее среди других народов.
Студентам УГЛТУ, обучающимся по направлению подготовки «Туризм» (бакалавр), читаются такие курсы, как «История Отечества». «Краеведение», «Народные промыслы Урала».
Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного села, района, области не возникают сами по себе, а воспитываются. Расширение знаний о крае, его истории, развитие интереса к прошлому - ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, ее истории, культуре.
Курс «Краеведение», интегрирующий в себе многообразие форм учебной и внеучебной деятельности, может рассматриваться как базовый в формировании патриотической позиции у студентов - будущих специалистов в области туризма.
Студенты, изучающие курс «Краеведение» участвуют в круглых столах: «Перспективы социально-экономического и политического развития Урала», «Вклад Урала в Победу в Великой Отечественной Войне», «Урал промышленный-Урал культурный» и др. На семинарских занятия также проходят обсуждения наиболее выдающихся персоналий на Урале, соотносятся региональные, общероссийский и мировые события. На лекциях, практических занятиях по дисциплине «Краеведение» также проходит просмотр и обсуждение видеофильмов, например: «Хребет России», «Все чудеса Урала», «Династия Строгановых» и др.. На лекциях-диспутах происходит рассмотрение современной литературы по истории Урала, например, книг Алексея Иванова «Золото бунта», «Message: Чусовая».
Через участие в студенческих культурных мероприятиях (круглых столах, диспутах, дискуссиях) можно развить у молодого человека целый спектр специфических умений, научить безбоязненному высказыванию своего мнения. Именно в таких ситуациях у молодёжи закладывается и формируется активная жизненная позиция. Для патриотического воспитания важен выбор тематики, подбор и изучение соответствующей литературы, подготовка ведущих и участников мероприятий, а в процессе воздействия словом- акцентирование внимания на наиболее ярких патриотических фактах.
3. Обеспечение воспитательного процесса необходимыми ресурсами. Требуется постоянно работающая система повышения квалификации и методической учебы работников, организующих воспитательный процесс в вузе. При планировании и организации эффективного патриотического воспитания нужно учитывать состояние материально-технической базы: наличие помещений для работы клубов, кружков, секций, общественных организаций, комнат для студенческого самоуправления; спортзалов, тренажерных залов, компьютерных классов и др., необходимо регулярно пополнять библиотечные фонды университета, выделять средства на проведение воспитательных мероприятий, реализацию социальных проектов.
4. Моделирование и систематизирование содержания учебно-воспитательной деятельности.
Чтобы деятельность педагога по формированию патриотической позиции в процессе обучения была эффективной, он должен иметь полные и системные представления о ее содержании и организации. В данном случае речь идет о модельных представлениях, служащих своеобразным эталоном, ориентирующим и направляющим педагога.
5. Педагогическое взаимодействие.
Необходимо сотрудничество всех участников воспитательного процесса, что содействует улучшению нравственно-психологического климата в вузе. Изучение положения воспитательного процесса в вузе ведёт к совершенствованию данного вида работы, обеспечивает удовлетворенность студентов, преподавателей, педагогов состоянием эмоционально-психологических и деловых отношений. Для бакалавров туризма в УГЛТУ разработаны совместные лекции патриотической направленности, проводятся семинары, дискуссии с совместным участием педагогов, студентов, руководителей факультетов, кураторов: «Патриотизм в современной России», «Патриотизм и национализм», «Важнейшие события в истории края» и др.
6. Применение в процессе формирования патриотической позиции традиционных и инновационных технологий.
Применение традиционных технологий обучения и воспитания выступает базой, основой для дальнейшей инновационной деятельности, рассчитанной на творческую самостоятельную работу обучаемых в субъект-субъектных отношениях. Использование отдельных элементов традиционных технологий обучения вполне допустимо, а иногда и вполне оправдано. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее - потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее - результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность - коллектив - общество - государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного условия преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве. Субъектная позиция не исключает новых веяний, диктуемых современной действительностью
7. Субъект-субъектный характер взаимодействия участников формирования патриотической позиции.
Как известно, под субъектностью в педагогической науке понимается способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни и осмысливать связи своего «Я» с другими людьми[5,с.60]. Принцип субъектности как общее руководящее положение предписывает педагогу в работе с обучаемыми учитывать их потенциальные возможности стать субъектами деятельности, поведения, отношения, воли, развивая при этом в себе субъектность.
Таким образом, субъект-субъектный характер взаимодействия участников патриотической подготовки осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога и выполняет следующие функции: активизации творчества студента, оснащения его способами деятельности и стимуляции свободного выбора.
8.Наличие педагогов, способных, готовых и подготовленных к организации формирования патриотической позиции.
Личность преподавателя также является педагогическим условием, причем ключевым, поскольку личность педагога во многом обуславливает уровень результативности в данной сфере деятельности, которая включает четыре взаимосвязанных компонента:
- конструктивный (отбор и композиция учебного материала, планирование учебного процесса);
- организаторский (выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, организацию индивидуальной и совместной деятельности);
- коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений с учащимися, другими педагогами, родителями);
- контрольно-оценочный (получение обратной связи о соответствии полученных результатов планируемым целям).
На педагога ложится, в первую очередь, организация педагогического общения с обучающимися, реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения.
В нашем вузе проводятся ежегодные курсы повышения квалификации педагогов, в том числе во взаимодействии с другими вузами.
9. Определение критериев диагностического аппарата и его инструментария.
С целью выявления динамики уровней сформированности патриотической позиции у студентов нами была разработана анкета. Осуществлен первичный и контрольный опросы (на 1 и 3 -ем курсе). Результаты опроса показали, что заметно возросло число студентов, которые достигли высокого (на 12%) и среднего уровня (на 29%), намного (на 41%) уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированности патриотической позиции.
Данную тенденцию можно отметить и на занятиях при защите рефератов, докладов, диспутах, на экзаменах, на факультативах и других видах интеллектуального труда. Студенты говорят о необходимости личного вклада в развитие региона, о личной ответственности, проявляют активную гражданскую позицию. Большинство студентов на вопрос: « Если бы у Вас была возможность, уехали бы Вы жить за границу?», отвечают отрицательно. Они понимают, что на них, граждан России, возлагается ответственность за будущее страны. Они видят негативные процессы и явления, с которыми необходимо вести борьбу. Кроме того, студенты демонстрируют глубокие знания по истории края во время проведения научных конференций, составления городских экскурсий; аргументированно доказывают свою точку зрения на те или иные события. Свидетельством формирования патриотической позиции является также активное участие студентов в социальных проектах.
На основе данного исследования можно сделать вывод, что выявленные педагогические условия способствуют формированию патриотической позиции у бакалавров туризма. Только использование всех групп условий позволяет успешно сформировать патриотическую позицию студентов. Представляется целесообразным подготовить в вузах патриотическую тематику по всем дисциплинам и использовать ее в патриотическом воспитании студентов.
Рецензенты:
Куприна Н.Г., д.п.н., профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г.Екатеринбург.
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г.Екатеринбург.