Актуальность исследования. Содержание образования в области комплексной безопасности в предупреждении чрезвычайных ситуаций (ЧС) определяется объективными и субъективными факторами. Объективными факторами, определяющими содержание образования, являются потребности общества в высококвалифицированных специалистах, уровень подготовки которых соответствует требованиям мировых стандартов. К объективным факторам относятся все возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира; изменения в науке и технике, направленные на развитие теории риска, исследование природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия на человека и природную среду [1]. Возникла необходимость изменения содержания образования с целью формирования готовности личности к восприятию меняющихся условий жизни и к обеспечению личной и коллективной безопасности. Субъективными факторами, влияющими на содержание образования, являются политика и идеология общества [2]. В настоящее время в качестве приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения глобальной, экологической безопасности, личной и коллективной безопасности граждан [3].
Цель исследования – обосновать сущностные характеристики структуры профессионального образования в области комплексной безопасности.
Методы – теоретические: сравнительно-сопоставимый, моделирование, анализ генезиса и степени изученности темы.
Основные понятия:
- комплексная безопасность – безопасность в условиях совокупного действия различных видов опасности [5].
- общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
- профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
- дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [8] .
Результаты и обсуждение результатов. Социальный заказ в профессиональном образовании в области комплексной безопасности по предупреждению ЧС должен иметь опережающий характер. Обучение комплексной безопасности носит интеграционный характер, вплоть до создания единой методологии, методов и технологий исследований в области безопасности [4]. Современная концепция в реализации политики комплексной безопасности включает в себя согласованные взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования. Для достижения квалификационного принципа педагогического эффекта обучения в области комплексной безопасности необходимо дидактическое обоснование процессов обучения на всех уровнях образования. Поэтому в работе поставлена задача разработки структуры профессионального образования в области комплексной безопасности.
Структура профессионального образования в области комплексной безопасности базируется на концептуальной основе, включающей целевой, стратегический, тактический, результативный и прогностический компоненты.
С новых позиций рассмотрен объект защиты комплексной безопасности – это комплексная безопасность человека как вида. Остальные виды безопасности, такие как глобальная, техногенная, природная, военная, международная, государственная, экологическая, информационная, экономическая и т.д., должны быть подчинены интересам безопасности человека и его жизнедеятельности.
Целевой функцией современного профессионального образования является: повышение качества подготовки специалистов в области комплексной безопасности; всемирное развитие российского образования и науки в интересах безопасности личности, общества, государства; формирование культуры комплексной безопасности; укрепление национальной безопасности страны.
Стратегию развития современного профессионального образования определяют: концепции национальной безопасности Российской Федерации, защита населения в ЧС мирного и военного времени; нормативно-правовая база, экономическая политика государства; уровень культуры комплексной безопасности, обучение управлением комплексной безопасностью; научный потенциал страны и др.
Сущностные характеристики структуры профессионального образования по формированию компетенций комплексной безопасности в предупреждении ЧС: это целостность, которая обеспечивается единством цели создания, функционирования и развития для всех составляющих систему подсистем, структурных звеньев и органов управления (единство цели вхождения в Европейскую систему высшего профессионального образования); информационность (удовлетворение конкретных образовательных потребностей в области комплексной безопасности и предупреждения ЧС в режиме открытого доступа); сложность (многокомпонентность, многоструктурность: наряду с классическими университетскими видами – гуманитарным и естественнонаучным – поддерживается инженерное, сельскохозяйственное, педагогическое, экономическое образование, где формирование компетенций комплексной безопасности является одним из приоритетных); иерархичность (уровни образования, управления образованием, квалификация преподавателей, содержание образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, оценка знаний с учетом фонда оценочных средств; взаимодействие со средой (наличие связи образовательной, научной, социальной и хозяйственной сфер деятельности).
Формирование компетенций комплексной безопасности в современных условиях происходит в условиях перестройки образования, что является следствием подписания Болонской декларации [6].
С новых позиций рассматриваются в структуре профессионального образования в области комплексной безопасности взаимодействия науки, образования и потребностей экономики и рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Ключевым элементом тактического компонента структуры профессионального образования являются образовательно-научно-практические комплексы высших учебных заведений.
Образовательный блок структуры включает общее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование (рисунок 1).
Уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;
Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации; дополнительное профессиональное образование [8].
Основные принципы образования в области комплексной безопасности исходят из принципов государственной политики: признание приоритетности вопросов комплексной безопасности; приоритет жизни и здоровья человека; формирование компетенций комплексной безопасности в течение всей жизни и др.
Система профессионального образования в области комплексной безопасности создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ.
С новых позиций в работе рассматривается в структуре субъект деятельности – выпускник учреждения профессионального образования, который приобретает новое качество, проявляющееся в способности применять компетенции комплексной безопасности в профессиональном, социальном и личностном контексте, что существенно для снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обусловленных человеческим фактором, что в совокупности приобретает важное социально-экономическое и культурное значение.
Рисунок 1. Схема структуры профессионального образования в области комплексной безопасности
Завершенным этапом подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования является ступень квалификации, характеризуемая определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Квалификационную структуру профессионального образования составляет совокупность ступеней квалификации, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования мирового стандарта профессионального образования. Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации в области комплексной безопасности зависит от сформированности компетенций комплексной безопасности и в этом контексте характеризуется объективными и диагностично проверяемыми параметрами, к которым относятся объем, диапазон и качество знаний и умений [6].
Общеобразовательная подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками. Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.
С новых позиций рассмотрен в работе результативный компонент структуры, который включает системы трансфера (лат. transferre – переносить, переводить) новых знаний в области комплексной безопасности. В процессе интеграции научных межмодульных знаний происходит не механическое объединение знаний из различных частей наук в целое, а актуализация межмодульных связей путем взаимодополнения, взаимопроникновения, взаимосочетаемости, педагогических внедрений решения проблем безопасности в модули гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, технического профилей.
Под актуализацией понимается установление ассоциаций (лат. assotciatio – соединение) между условиями и требованиями современной междисциплинарной задачи и ранее изученным учебным материалом [7].
Совокупность подсистем профессионального образования, генерации межмодульных знаний и новых современных инфраструктур, входящих в систему, реализует ее цели с перспективой экономически высокоразвитой страны.
Научный блок представлен научно-исследовательским центром (НИЦ), который обладает современной технической базой, высоким научно-педагогическим потенциалом. Научная работа в НовГУ является одной из важнейших составляющих его деятельности. Подготовка специалистов возможна только при тесной связи учебного процесса с научными исследованиями. В структуру НИЦ входят университетский научно-исследовательский центр, НИЦ подразделений, НИЦ кафедр и др.
Научные исследования в НовГУ ведутся по всем направлениям подготовки специалистов. Основными задачами НИЦ являются:
- обеспечение необходимых экономических, социальных, организационных и производственных условий для наиболее полного использования и развития научно-технического и кадрового потенциала вуза;
- повышение эффективности выполняемых фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники в соответствии с профилем подготовки специалистов в вузе.
НИЦ принимает участие в организации и проведении международных, всероссийских, межвузовских конференций, семинаров и симпозиумов, подготовке и сопровождении комплектов документации для участия в конкурсах грантов и научно- технических программ. Основные достижения НИЦ публикуются в отечественной и зарубежной печати.
Производственный блок включает инновационные предприятия: центр патентования, лаборатории (системного программирования, светотехники, робототехники и др.), учебный центр инновационного предпринимательства, бизнес-инкубатор, технопарк, предприятия области и др. структуры.
Организация образовательно-научно-производственных комплексов является реакцией системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменение целей образования, связанных с формированием у специалистов инновационного, творческого мышления, основанного на осознании главного принципа – безусловности приоритетов комплексной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций при решении любых задач на рабочем месте, в области научного поиска, проектно-конструкторских разработок, организации и управлении производством любого объекта хозяйственной деятельности.
Интеграция высшего и дополнительного профессионального образования и науки требует кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.
Прогностический компонент структуры профессионального и дополнительного профессионального образования в области комплексной безопасности с учетом существующего состояния потенциала науки и образования включает национальную безопасность страны.
Вывод: ключевым элементом структуры профессионального образования в области комплексной безопасности являются образовательно-научно-производственные комплексы, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности страны, что имеет важное политическое и социально-экономическое значение.
Рецензенты:
Ширин А.Г., д.п.н., профессор, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования, г.Великий Новгород.
Иванов Е.В. , д.п.н., профессор кафедры педагогики, зам. директора Института непрерывного педагогического образования НовГУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования, г.Великий Новгород.