Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGY OF THE NATIONAL POLICY: THE PEDAGOGICAL ASPECT

Vinokurova U.A. 1 Semenova A.D. 1 Yadrikhinskaya L.S. 1
1 North-Eastern Federal University After M.K.Ammosov
Conducted analysis of the state national policy of the Russian Federation from the point of view of the objectives of education of personality and model of the teacher. Using the methods of the review of the literature and long-pedagogical observation proves the viability of educational technology learning, on the one hand, creating pedagogical conditions of ethnic socialization of personality in the activities of communication, on the other - the forming ethno-cultural competence of a teacher. On the basis of years of teaching practice is offered formula of realization of the model of the global generation personalities, rooted in their own cultures, but open to the world, through the introduction of pedagogical communication in the dynamic structures of society. Social interaction as a collectivity in the learning process, as well as high moral and ethical status of the teacher - the main provision of the quality of educational work in modern educational institutions.
ethical and cultural competence of a teacher.
collective way of training
learning
teaching

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года разработана в соответствии с международными принципами сохранения и развития культурного многообразия человечества. Россия исторически сложилась как многонациональное государство, в составе которого вступили в ХХ1 век малочисленные народы Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако, этнокультурная целостность этих народов вызывает обоснованную озабоченность как мирового сообщества, так и российской власти. Теория и практика решения подобных проблем в виде мультикультурализма, патернализма, неотрадиционализма, «плавильного котла», сегрегаций и войн не оправдали себя как эффективные механизмы сохранения межкультурной гармонии.

Стратегия государственной национальной политики России предлагает свой путь, развивая позитивные принципы всей истории государственности страны. Особенностью этой политики является обеспечение преемственности духовно-нравственных ценностей содружества, доброго отношения и взаимопонимания между народами [1]. Определенная «избыточность» материнского начала в духовной культуре русского народного характера предопределяет государственную российскую национальную политику. Именно поэтому малочисленные коренные народы России не были истреблены, не были подкуплены, не были изолированы, не были выселены, как в иных государствах.

Основным механизмом исторически сложившейся национальной политики является её образовательная система. Совершенно неслучайно на пороге наступающего 2013 года Президент РФ В.В.Путин почти одновременно подписал два важнейших указа, определяющих путь России на предстоящее двадцатилетие – Закон о модернизации образования и Стратегию национальной политики. Эти документы явились точками опоры, чтобы сдвинуть Россию по намеченному пути к дальнейшему развитию и межнациональному согласию.

На наш взгляд, точкой опоры образования является Учитель. Именно Учитель воспитывает подрастающее поколение, в каждой минуте своего общения с учащимися целенаправленно формирует духовно-нравственные ценности, провозглашенные в Стратегии государственной национальной политики. Каким же должен быть учитель, педагог, воспитатель? Профессиональный стандарт педагога стал предметом активного обсуждения в условиях модернизации образования.

Китайский исследователь Хэ Чуаньци провел сравнительные исследования модернизационных процессов в 131 стране и выявил, что Россия сильно отстаёт по показателям внедрения инноваций в области знаний и в качестве экономики [10]. Таким образом, образование и национальная политика – две стороны единого процесса эффективного вступления России в полиэтнический и полицентричный глобальный мир.

Проблема сочетания образовательной и национальной политики становится предметом междисциплинарных, межконтинентальных дискуссий. Характерным примером является статья исследователей мировых систем образования М.Барбера, К.Доннелли и С.Ризви о путях повышения качества образования [6]. Межпоколенческий, межцивилизационный, межконтинентальный диалог трёх авторов данной статьи позволил развернуть последовательный синтез системных инноваций в образовании человечества в последнее тысячелетие. Ими разработана модель глобального поколения – личностей, укорененных в своих культурах, но открытых миру и уверенных в своей способности творить этот мир: «Хорошо образованный =Э ( З+ М + Л )», где Э – этика выражает универсальные ценности осознания «Один мир» (уважение мнений людей, признание многообразия форм жизни на земле, их взаимозависимости, законности и порядка в обществе и т.д). З – знания, М – мышление, Л – лидерство. «Смысл этой формулы состоит не только в том, что построенный в соответствии с ней учебный план наилучшим образом подготовит учащихся к предстоящей им жизни в 21 веке, но и в том, что сочетание знаний, умения эффективно мыслить и лидерства, подкрепленное этикой, вероятнее всего, раскроет в молодых людях качества, которые помогут им придерживаться инновационного подхода в жизни и в работе и конструктивно взаимодействовать с обществом на любом уровне, от локального до глобального» [6].

М.Барбер и его коллеги уверены, что в 21 веке системы образования должны предоставить каждому учащемуся стартовую площадку в виде высоких минимальных стандартов. Иначе говоря, они должны сделать более высоким тот фундамент, с которого каждый молодой человек начинает свой жизненный путь. Действительно, в настоящее время даже эффективные системы образования состоят из фундамента, состоящего по преимуществу из «З», с незначительными добавками «М», а «Л» и «Э» в лучшем случае остаются неучтенными и непроверенными, в худшем случае – вовсе отсутствуют.

Успешность глобального поколения личностей, укорененных в своих культурах, по мнению авторов, состоит из упорного труда быть способным брать ответственность за свою судьбу и открытым инновациям мира. Реализация разработанной модели и формулы возможна при условии качественного образования в каждой школе. Тут авторы спотыкаются и заявляют, что пока не знают, как решить уравнение Э(З+М+Л) для каждого учащегося и приглашают к обсуждению поставленных проблем и предложенной формулы.

Мы предлагаем технологию реализации предложенной формулы, основываясь на научном обобщении педагогических практик в Якутии.

Первый постулат. Обучение состоит из двух процессов: преподавания и учения. Поэтому необходимо повышать качество и того, и другого процесса. Система образования изменится только в том случае, если обучающий и обучаемый будут подготовлены по единой модели. Здесь срабатывает закон подобия, каковы педагоги – таковы и ученики. И если предлагается модель выпускника школы, то, соответственно, должна быть первичной модель педагога, взращивающего выпускника.

Социальность – неотъемлемое свойство человеческого сообщества, а образовательный процесс – это, прежде всего, социализация подрастающего поколения в соответствии с моделью учителя, интегрированного в педагогический коллектив. В.К.Дьяченко сформулировал новое определение основному понятию дидактики: "Обучение - материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт, и теми, кто их приобретает" [5]. Если обучение есть взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которого происходит взращивание личности, передача социально-исторического опыта и овладение им, то, стало быть, обучение – это, прежде всего, общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает. Понятие "общение" шире, чем "обучение", - не всякое общение является обучением. В то же время всякое обучение в человеческом обществе - это общение. Обучение - это педагогическое общение, в процессе которого происходит управляемое познание, адекватная социализация, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение той или иной деятельности и овладение ею.

Второй постулат. Общение человека с человеком – это способ развития его индивидуальности. Общаясь во время взаимообучения, удовлетворяют потребность в сотрудничестве с другими членами коллектива для достижения хороших результатов в обучении. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества. А.Н. Леонтьев утверждал, что управлять можно только деятельностью личности, а формировать качества личности возможно только через управление ее деятельностью. В процессе взаимообучения и взаимовоспитания создаются условия нравственного становления личности. Деятельность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности. Учебный процесс, организованный по технологии коллективного способа обучения (КСО), осуществляет воспитание, имеющее системный характер и обеспечивает целостное развитие личности. В этом смысле нравственное воспитание в процессе взаимообучения есть управление деятельностью личности. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения. Только в деятельности формируются такие качества, как активность, принципиальность, целенаправленность, ответственность, способность преодолевать трудности, творческая инициатива, сознательная дисциплина. Этот механизм способствует выполнению обучающимися функции самоуправления.

Третий постулат. Введение педагогического общения в динамических структурах социума приведет к реализации искомой модели глобального поколения, так как социальная интеракция как коллективность в процессе обучения - вот главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы в современных образовательных организациях. Работая вместе, помогая друг другу, люди развивают Этические ценности, приобретая Знания, формируя Мышление и достигая Лидерства.

Ценность предложенной модели ученика состоит в том, что в ней связующим приоритетным звеном выделены Этические ценности. Соответственно, этические ценности могут быть воспитаны нравственной личностью учителя.

Какая же модель учителя формируется в России? ФГОС третьего поколения предусматривает уровневую и непрерывную подготовку педагога. По направлению 050100 Педагогическое образование (бакалавр) предусмотрено 24 вида компетенций, то есть формируется компетентностная модель учителя. Все виды компетенций рядоположены, то есть не имеют иерархической структуры, ценностного целеполагания с приоритетом этических ценностей в профессии учителя. Зрелый учитель, работающий в школе, должен соответствовать огромному набору требований и обнаруживать, соответственно, целый набор компетенций в предметной, общепедагогической, профессионально-коммуникативной, управленческой, инновационной сферах, владеть рефлексивной, информационно-коммуникативной компетенциями. Отдельным блоком аттестационного требования выступают общекультурная, коммуникативная, познавательно-творческая, социально-трудовая виды компетенций, компетенция личностного самосовершенствования. Этические ценности не обозначены в профессиональных компетенциях российского учителя, соответственно, в вузах уделяется больше внимания академической подготовке. Не сформулированы четкие и ясные критерии подготовки профессионалов к работе в образовательной среде, в частности, - умение рефлексировать и немедленно реагировать на различные социально-этические ситуации.

Особенности национального региона требуют обращения к ценностям родного языка и родной культуры обучаемых в учебно-воспитательном процессе [2,3,4]. Воспринимая мир глазами своей культуры, молодежь активно включается в общение, откликаясь на все новое, приобретая духовные ценности и нормы общечеловеческой культуры. Воспитательные ресурсы учебного сотрудничества велики, и они удваиваются, когда общаются дети, принадлежащие разным культурам. Принцип диалогичности, присутствующий в образовательной технологии взаимообучения, является одним из механизмов взаимопонимания, уважения позиций, мнений субъектов учебного сотрудничества. Учитель, работающий по педагогике любви и счастья, уважает личность ребенка, обладает юмором, находит общий язык с детьми и родителями, честен и строг. Исследования показывают, что большинство молодых педагогов испытывают недостаток знаний в психологии общения, технологиях обучения и воспитания. На наш взгляд, следовало бы добавить еще этнокультурную компетентность педагога, работающего в поликультурной среде, т.к. способность к диалогу с людьми иных культур может формироваться только с опорой на собственную культуру.

Набор компетенций, количество которых нарастает в связи с принятием Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года, Общенациональной Концепции развития талантов и других важных направлений воспитания, наводит на мысль о том, что учитель, готовый учить и воспитывать всех детей без исключения, добиваясь их развития в соответствии с ФГОС нового поколения, должен еще быть и управленцем. Этому аспекту подготовки учителей следует уделить особое внимание.

Как показывает многолетний опыт школьной практики, управленческие компетенции учителя можно сформировать только в условиях внедрения упомянутой технологии коллективного способа обучения В.К.Дьяченко, формирующей универсальные учебные действия у каждого учащегося. Часть функции учителя по обучению, воспитанию и управлению выполняют обучающиеся, ученическое самоуправление (сводные группы как у А.С.Макаренко). Содержание деятельности учителей, организующих коллективные учебные занятия, существенно меняется, вместо автономно работающих педагогов функционирует преподавательская кооперация, выполняющая обучающие, организационные, управленческие, методические функции, распределив их между собой.

Четвертый постулат. Обучение этическим нормам возможно лишь при внедрении соответствующих технологий в учебный процесс, занимающий основное время в школе. Одной из таких технологий является технология взаимообучения, поистине величайшее открытие 20 века в области дидактики образования. Многолетняя практика внедрения данной технологии в школах Якутии позволяет предлагать ее в качестве основной педагогической технологии по направлениям подготовки будущих учителей к реализации ФГОС общего образования.

Многолетняя пропаганда, руководство экспериментальной работой по внедрению технологии КСО в Якутии, научное сопровождение этапов ее внедрения в различных типах образовательных учреждений, убедительно и наглядно доказали высокую результативность данной интерактивной инновационной технологии [3,7,8,9]. В качестве одного из главных критериев, определяющих эффективность деятельности учебного заведения, выбрана удовлетворенность субъектов образовательного учреждения своей деятельностью в организационном, социально-психологическом и административном планах. Показатели удовлетворенности учащихся всеми сторонами учебно-воспитательного процесса достигали во всех экспериментальных школах от 77 до 89%, учителей – от 78 до 93%, родителей – от 85 до 90%. Системный позитивный эффект результативности отмечался в тех случаях, когда экспериментом был охвачен весь педагогический коллектив учебного заведения, и были внесены соответствующие изменения в организацию учебно-воспитательного процесса.

В результате научного обобщения процесса внедрения технологии коллективного обучения, нами выведена следующая формула, отражающая совместную деятельность учителя и ученика:

Рисунок1

Безымянный

Т(КСО) – технология коллективного способа обучения В.К. Дьяченко;

О - Обучение (преподавание и учение)

п – процесс преподавания;

у - процесс учения;

∫ - Интеграция процессов преподавания и учения;

УП – учебные предметы (школьные);

УД - учебные дисциплины (профессиональных учебных заведений);

УУД – универсальные учебные действия (требование стандарта);

СПО – среднее профессиональное образование;

ВПО - высшее профессиональное образование;

Л1 – личность (выпускник школы), соответствующая формуле «Хорошо образованный =Э ( З+ М + Л )»;

Л2 - личность (выпускник СПО, ВПО), соответствующая формуле «Хорошо образованный =Э ( З+ М + Л )»;

ИСС – интегральный социокультурный строй.

Следовательно, интеграция процессов преподавания и учения при внедрении инновационной интерактивной технологии взаимообучения и взаимовоспитания обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса. Условием эффективности педагогического процесса является высокая организационная культура этой технологии. Обучающиеся, сотрудничающие друг с другом, полностью овладевают изучаемым материалом, находясь в комфортных условиях, созданных успехами в учебной деятельности. В условиях атмосферы доброжелательности, взаимной ответственности, терпимого бережного отношения друг к другу и окружающему, обучающиеся с удовольствием осваивают нормы и правила поведения, в том числе межнациональных отношений. Они становятся активными, инициативными, уверенными в себе, самостоятельными, коммуникабельными, лидерами, внутренне заинтересованными во всех делах, проводимых в учебном заведении и в обществе. Нормы и правила поведения интериоризуются всеми членами коллектива. Таким образом, становится реальным достижение вековечной мечты человечества о воспитании совершенной личности.

Для успешного достижения поставленной цели, прежде всего, следует освободиться от устаревших идеологий, стереотипов учительского труда и раскрыть преимущества педагогического менеджмента в этнорегиональном контексте; во-вторых, искать оптимальные модели педагогического образования, исходя из оригинальных этнопедагогических и научно-творческих достижений; в-третьих, искать возможности для долгосрочной перспективы развития системы образования, укрепляя вертикальные и горизонтальные связи профессионального сообщества, интегрируясь в социальное партнерство с заказчиками образовательных услуг и удовлетворяя конституционные права каждого на образование как социального блага.

Исходя из этих задач и вышеизложенных аргументов, можно констатировать, что непрерывное педагогическое образование должно строиться на модели учителя, ведущей ценностью которого являются этические ценности, передаваемые от поколения учителей к поколению учащихся в соответствии с целями и задачами Стратегии государственной национальной политики и вековым этнопедагогическим опытом народов России. Такой учитель, безусловно, должен изначально обладать высоким социально-экономическим и нравственно-этическим статусом, наравне с этнокультурными компетенциями.

Рецензенты:

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, заместитель директора педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», г.Якутск.

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», г.Якутск.