Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERNIZATION OF TEACHERS’ EXTRA-CURTRICULUM PROFESSIONAL EDUCATIONAL SYSTEM IN THE CLAUSE OF OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT INTEGRATION

Чоросова О.М.
The author touches upon the topical problems of Sakha Republican teachers’ extra-curtriculum professional educational system in the clause of open educational environment integration. The author distinguishes main features: forming of teachers’ professional activity innovative component approach; characteristics of open educational environment as the special socio-cultural mechanism; problems and clauses of forming integrated educational informational environment in the region; main partnership directions on the regional, Federal and international levels; particuliarities of innovative processes distinctive for Sakha Republican educational system etc. The author manages to generalize the practical experience of Teachers’ Enhancement Institute in the sphere of working out and integration of innovative technologies in the process of teachers’ en-hancement.

Выбор инновационного типа развития, создание и внедрение наукоемких технологий, растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на высококвалифицированных специалистов. Это требует новых форм интеграции образования, науки и производства и ставит перед образованием в числе первоочередных задач формирование нового поколения педагогов, способных подготовить конкурентоспособных специалистов.

Открытость образовательной системы предполагает ее целостность, существование как особого социокультурного организма. По представлениям теории открытых систем, живые системы, к которым относятся социально-образователь-ные, проходят в процессе саморазвития, которое для образовательного организма является единственным способом сохранить свою целостность в изменяющейся среде, совокупность определенных состояний, образующих траекторию системы. [1]

Результаты использования последних достижений в области теории систем и «средового» подхода в образовании и воспитании, закономерности деятельности открытых, самоорганизующихся и саморазвивающихся образовательных систем выступают общими методологическими основаниями педагогического проектирования. Эти основания определяют ряд его свойств: непрерывный и циклический характер проектирования в образовании, направленность на решение жизненно важных для образовательной системы проблем, гуманистические основания деятельности, комплексность, последовательность и типологичность педагогического проектирования, адекватных целостности и социокультурному своеобразию образовательных явлений и процессов.

В педагогической литературе выделяется два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, чаще на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований, не всегда имеют научное обоснование (деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей, нововведения, предпринимаемые администраторами по проектированию образования, деятелями культуры, занимающимися практикой воспитания и обучения). Второй тип нововведений - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности. [2] Опыт, описанный в данной статье, представляет собой синтез двух основных типов.

Интеграция учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в открытое образовательное пространство (далее - ООП) невозможна без инновационных, информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Как и любая информационная среда, ИКТ-насыщенная образовательная среда характеризуется своим материальным, информационным и коммуникативным обеспечением.

К уже известным параметрам информационной среды для ИКТ-насыщенной образовательной среды добавляется новый - учебно-методическое обеспечение, которое характеризуется использованием электронных дидактических средств обучения с применением мультимедиатехнологий, интерактивных средств связи, сервисов сети Интернет и др. и включает средства, методы и организационные формы обучения, основанные на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Особую актуальность задаче создания открытого образовательного пространства для учреждения ДПО, имеющего значительное число ресурсных центров (далее - РЦ) ДПО на базе инновационных образовательных учреждений, придает проблема повышения уровня реализуемых в них образовательных программ. Особенно остра эта проблема для Республики Саха (Якутия), для которой характерны большая разреженность плотности населения, значительная территориальная удаленность населенных пунктов друг от друга. Единственно возможный путь ее решения - это создание единой образовательной информационной среды, применение современных информационных технологий в образовательном процессе (видео-, телеконференции, дистанционный доступ к информационным ресурсам, электронные библиотеки и т.д.). Решению этой задачи должно способствовать включение информационных ресурсов и технологий учреждений-партнеров в состав единого образовательного пространства ИКТ-насыщенной среды Института повышения квалификации.

В этих условиях задача построения ООП требует решения ряда проблем как организационного, так и технического характера.

Наличие ООП, базирующегося на информационно-коммуникационной инфраструктуре института, позволяет обеспечить спектр функциональных возможностей, необходимых как для управления учреждением ДПО, так и реализации новых образовательных технологий: организация файловых архивов - коллективное создание и использование: а) электронных вариантов учебников, методических пособий, конспектов лекций; б) нормативных документов (отраслевых, институтских); поддержка специальных приложений (программ, сервисов), которыми могут быть, в частности, инструментальные средства («оболочки») создания, систематизации и применения электронных обучающих материалов; использование библиотечных баз данных, при этом доступны электронная часть информационно-библиотечного центра (ИБЦ) института (каталоги, полнотекстовые базы данных); библиотеки других образовательных учреждений и институтов Республики Саха (Якутия) (по прямым линиям связи, без оплаты трафика в сети Интернет); в) ресурсы магистральной сети науки и образования RВNet (Russian Backbone Network); библиотечные ресурсы и базы данных, на которые имеется подписка (по сети Интернет); социальные сети (форумы, блоги, WiFi-технологии); организация аудио-, видеоконференций.

В создании единого информационного пространства важную роль играет сайт образовательного учреждения. Сайт ГОУ «Институт повышения квалификации работников образования РС(Я)» (далее - ИПКРО) открыт в 2006 г. как интернет-представительство института и так же, как и сайты других образовательных учреждений, в изменяющихся условиях отличается уникальностью, информационной значительностью и дополняет единое информационное поле республиканской системы образования.

Одним из направлений деятельности по развитию открытого и дистанционного обучения является разработка методов и инновационных технологий адаптивного открытого обучения с использованием информационно- коммуникационных технологий, которое доступно любому желающему, независимо от его исходного уровня знаний, снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации и определяет новый, открытый тип образования. В Республике Саха (Якутия) заинтересованными организациями разрабатывается концепция регионального виртуального университета (далее - РВУ) в рамках системы информационно-образовательной среды открытого обучения Российской Федерации. Концепция развития РВУ формируется на базе одного учреждения и представляет собой распределенную среду, имеющую единые средства навигации по учебным заведениям региона, специальностям и информационным ресурсам, зарегистрированным в среде, независимо от места его физического нахождения. В рамках данных работ целесообразна разработка образовательного портала учреждения ДПО, который, с одной стороны, должен максимально обеспечить как внутренних (педагоги - слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки, сотрудники), так и внешних пользователей интересующими их ресурсами, с другой - иметь средства непосредственной поддержки процесса обучения.

Исходя из данной предпосылки, информационно-образовательный портал ИПКРО будет включать следующие составляющие: поисковая система и система хостинга, позволяющие, как подразделениям, так и отдельным преподавателям и сотрудникам учреждения ДПО, размещать свои ресурсы в виде виртуальных каталогов, библиотек электронных публикаций и виртуальных сайтов; модуль поддержки технологий адаптивного открытого обучения, в т.ч. проведения лекций и семинаров в удаленном режиме (с возможностями учета посещаемости, подготовки заданий, выставления оценок).

Объективные процессы, происходящие как в образовательных системах Российской Федерации и ее субъектов, так и за рубежом, процессы интеграции, глобализации обусловили стремление к соответствию учреждения ДПО, каким является ИПКРО РС(Я), мировым требованиям. Так, в соответствии с заявленной в Болонской декларации оценкой трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и на основе Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) с присущей ей шкалой оценки знаний в ИПКРО РС(Я) также была разработана и введена накопительная система кредитов. В ИПКРО РС(Я) проводятся проблемные, фундаментальные курсы, курсы профессиональной переподготовки и обучение по совместным программам. Все курсы разработаны и на английском языке, что обеспечивает их доступность для зарубежных слушателей.

В условиях глобализации особенно актуальны подготовка высококвалифицированных кадров и перевод взаимодействий стран Арктики на новый, более высокий уровень. Международное сотрудничество университетов по программе Университета Арктики позволяет обмениваться опытом, знаниями, повышать ресурсный потенциал и укреплять связи между различными учебными заведениями. В связи с этим важное значение приобретает интеграция ИПКРО РС(Я) в Университет Арктики, что должно сыграть ключевую роль в дополнительном профессиональном образовании педагогов по следующим основным направлениям деятельности: изучение научного обоснования долгосрочных перспектив и основных направлений развития различных видов деятельности в Арктике; исследования в области истории региона, его культуры, поиск путей сохранения и развития самобытной этнической культуры, традиционных видов деятельности коренных народов Арктики и отражение их в мировом информационном пространстве с помощью глобальной сети Интернет; проведение научных исследований по проблемам формирования информационного общества, влияния процессов глобализации на сохранение культуры и устойчивого развития малочисленных коренных народов арктических регионов, а также по обеспечению на этой основе высокого качества образования и уровня культуры.

В данное время институт активно сотрудничает с Университетом Арктики (УА), что нашло отражение в Положениях о филиале Университета Арктики, об открытом образовании школ Арктики, созданнном в рамках проекта ИПКРО «Образование партнеров Циркумполярного Севера», направленного на достижение следующих целей: совершенствование образовательных процессов и трансляция инноваций, передового опыта через систему ДПО, решение научных, дидактических, организационных вопросов и мониторинг эффективности образовательных процессов путем повышения профессионального мастерства педагогических кадров; создание единого образовательного пространства школ Арктики и др.

Одно из приоритетных направлений деятельности ИПКРО РС(Я) - создание доступной арктической информационной среды для научно-методического общения педагогов, объединения потенциала педагогов, представления научной и научно-просветительной информации в виде электронной Арктической энциклопедии в сети Интернет. Современный Информационно-библиотечный центр ИПКРО (ИБЦ) пополняется электронными образовательными ресурсами (ЭУП). В 2008 г. предполагается наполнить эту коллекцию УМК по всем предметам базисного учебного плана и открыть к ним доступ на основе подключения всех школ России к сети Интернет. Компьютерный читальный зал любой библиотеки с выходом в Интернет тогда станет неотъемлемой частью каждого образовательного учреждения.

Со временем ИКТ-насыщенная образовательная среда ИПКРО будет активно интегрироваться в региональный сегмент сети Интернет. В этом контексте необходимо представлять всю картину регионального ресурсного обеспечения системы образования, науки и культуры.

Таким образом, осознавая эффективность применения информационно-коммуникационных технологий, мы предлагаем взять принципы инновационного образования в качестве нового стандарта для ДПО. Для этого необходимо поэтапное внедрение подобного подхода, что, на наш взгляд, обеспечивается привлечением и тесным сотрудничеством учреждений ДПО для создания унифицированной системы внедрения и применения концепции виртуального учреждения ДПО.

В условиях интеграции в открытое образовательное пространство Институтом повышения квалификации работников образования РС(Я) была инициирована разработка еще одного проекта - Якутского центра «Академия учителей» (ЯЦАУ), реализуемого в партнерстве с корпорацией Майкрософт в рамках его международной программы «Партнерство в образовании» для системы ДПО и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников. ЯЦАУ ставит перед собой и решает задачи по разработке и координации деятельности структурных подразделений ИПКРО по составлению образовательных программ, в том числе программ Майкрософт и программ с учетом дистанционной поддержки в ходе повышения квалификации педагогических работников различных категорий и др.

Тенденция внедрения Республики Саха (Якутия) в международное образовательное пространство - инновационный и актуальный вызов нашего времени. Его основной целью является повышение уровня образования Республики Саха (Якутия) до мирового, при условии сохранения богатого наследия и традиций республиканского образования. С учетом требований современных образовательных процессов, как в России, так и в мире, в ИПКРО РС(Я) было разработано и реализуется Положение о дистанционном обучении, которое определяет условия организации дистанционного обучения в ИПКРО РС(Я). Основной целью такой формы обучения является создание условий для постдипломного образования педагогов-практиков и руководителей общеобразовательных учреждений: освоения ими курсов повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности через информационные технологии.

Повышение квалификации в дистанционной форме, на основе информационных технологий предполагает такое методическое сопровождение, которое было бы доступно для всех обучающихся, курсантов ИПКРО, независимо от места их жительства, степени его удаленности от улусных центров или города. Это становится возможным при условии организации виртуальной консультационной помощи, что и вызвало необходимость разработки следующего проекта - Виртуальной консалтинговой службы, которая организуется при Республиканском центре дистанционного обучения (РЦДО) ИПКРО. Под Виртуальной консалтинговой службой понимается заочная форма научно-методической поддержки (консультаций) на основе технологий дистанционного обучения: при помощи сетевых Интернет-технологий: электронной почты; форума (телеконференций); чат-канала; сетевого информационного обслуживания.

В нашем регионе, так же, как и по всей стране, активно проводится поиск новых подходов, в том числе экономических, стимулирующих профессиональное развитие кадров. В частности, реализуется на практике идея связи оплаты труда с его качеством по результатам оценки, то есть дополнительной или повышенной оплаты за высокое качество труда учителей и руководящих работников школ. Общей тенденцией стала разработка стандартов профессиональной деятельности учителей и руководителей образовательных учреждений, на основе которых проводится оценка. В условиях внедрения комплексного проекта модернизации образования в Республике Саха (Якутия) вопросы оценки качества профессиональной деятельности педагога приобретают особую значимость. В свете вышесказанного в ИПКРО РС(Я) была разработана обновленная модель аттестации педагогов. При разработке альтернативной модели аттестации педагогических работников республики на высшую квалификационную категорию изучались материалы, разработанные коллективами учреждений Новосибирской, Московской, Оренбургской, Омской, Пермской, Тюменской, Ярославской областей, Краснодарского края, Республик Казахстан, Татарстан, зарубежных стран. Целью введения обновленного Положения является стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, определение уровня оплаты их труда путем установления соответствия между качеством работы и уровнем заработной платы; реализация принципов общественно-государственного управления через введение механизмов общественной экспертизы в части оценки качества организации образовательной деятельности. [3]

Вариативность профессионального тестирования предполагает очную и дистанционную формы как варианты выбора педагога. Для этого все педагоги, проходящие процедуру аттестации, должны иметь личный электронный адрес, что является, в том числе, управленческим решением по массовому внедрению информационных технологий. Одним из основных принципов аттестации в обновленном формате необходимо назвать принцип продуктивной деятельности, т.е. создание итогового «продукта» (программы, реферата, УМК и др.).

С учетом специфики региона рассматривается предложение по аттестации педагогических работников малокомплектных, кочевых школ и дошкольных учреждений, где аттестационные комиссии могут создаваться приказом руководителя соответствующего органа управления образованием при базовой школе, дошкольном учреждении или при соответствующем по подчиненности муниципальном органе управления образованием. Кроме того, ситуация современного менеджмента образования через введение модернизации российского образования подразумевает организацию опорных и базовых школ, выполняющих данные функции автоматически.

Одним из основных направлений деятельности по распространению инновационного педагогического опыта педагогов и руководящих кадров республики, а также сотрудников института, является издательская деятельность, направленная на повышение качества образования, профессионального роста педагогов; внедрение достижений педагогической науки и практики, на удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений и работников улусных (городских) управлений образованием и т.д. Так, в ИПКРО РС(Я) разработано издание серийных сборников «Этнос. Образование. Личность», «Психологическая служба в школе», «От съезда к съезду», «Инновации. Эксперимент. Опыт».

Для сохранения и развития накопленного педагогического опыта был разработан такой проект, как мультимедийный «Музей образования Республики Саха (Якутия)», где собрана история образовательного пространства республики за 85 лет. Концепция музея основывается на том положении, что образование Республики Саха (Якутия) может найти своё достойное место в мире, лишь сохраняя и развивая свою культурную, педагогическую традицию. Инновация, вырастающая из традиций этносов и улусов, населяющих нашу многонациональную республику, - вот, на наш взгляд, та линия сохранения и развития системы образования, которая открывает новые перспективы. Именно в этом ключе могут быть по-новому осмыслены достижения, опыт, цели, содержание и методы, ее философия.

На основе информационных технологий разработаны такие инновационные проекты, как мультимедийная выставка «Образование - 2007», целью которой является создание мультимедийной инновационной образовательной карты РС(Я), а также организационно-методических условий для мониторинга инновационной практики образовательного пространства республики; научно-методический центр телекоммуникационной поддержки образовательной практики ИПКРО «Телевизионная студия "Школа-ХХI век"», обеспечивающей информационную (телекоммуникационную) поддержку современного образования; проект «Республиканский образовательный телеканал» (2005-2010 гг.) и др.

Таким образом, как уже говорилось выше, ИПКРО как инновационное учреждение должен превратиться в настоящую «службу развития», которая призвана не только обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей педагога, но решать более широкий круг задач: активно участвовать в формировании образовательной политики республики, в разработке и реализации региональных программ и проектов развития образования и ее научно-методическом обеспечении, формировать некоторые региональные межведомственные образовательные программы.

Методология формирования инновационной среды в условиях ДПО как основы обеспечения его конкурентоспособности и определения механизмов взаимодействия спроса и предложения на рынке труда разрабатывается с учетом тенденций формирования рыночной экономики России и конкретной территории Республики Саха (Якутия) и ее кадрового обеспечения, сложившейся практики профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов и методологии прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в сфере образования.

Разработанная методология формирования инновационной среды ДПО в условиях открытого образовательного пространства реализуется в практике повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Республики Саха (Якутия) в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Это обеспечивает:

- целостность и системность дополнительного профессионального образования педагогов в Республике Саха (Якутия) в условиях открытого образовательного пространства на основе учета логики профессионального развития и создания условий переноса теоретических знаний в сферу профессиональной деятельности специалиста в регионе;

- достижение высокого уровня сформированности конкурентоспособности педагога Республики Саха (Якутия) как основы устойчивой конкурентной позиции на рынке труда в условиях современной информационной и конкурентной среды, открытого образовательного процесса;

- реализацию системы требований к обеспечению инновационной направленности образовательного процесса в условиях открытого образовательного процесса как основной характеристики качества образовательных услуг.

Вышеизложенный опыт инновационной деятельности в полной мере отражает приоритет инновационных изменений во всех областях социально-экономического развития рыночных систем, в том числе образовательной, что является одной из характерных особенностей современной эпохи. Постиндустриальное общество характеризуется наукоемким производством, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. В этих условиях особую актуальность приобретают проблемы совершенствования инновационной деятельности и формирования инновационной среды как основы, призванной обеспечить устойчивое развитие образования Республики Саха (Якутия) и как следствие - повышение качества жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      См.: Аверкин Р.Г. Психология: учеб. для гуманит. Вузов / Р.Г. Аверкин; Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005.

2.      Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов; АН УССР. Ин-т философии; Отв. ред. П.Ф.Йолон. - Киев: Hayкова думка, 1991. - С. 108.

3.      «Положения о порядке аттестации РФ от 26.06.2000 г. №1908», «Положения об аттестации работников образования Республики Саха (Якутия)». (Последнее утверждено Приказом Министерства образования РС(Я) №01-07/1080 от 12 сентября 1997 г. п. 1.2, 1.3 «Цели и задачи аттестации»); материалы Комплексного проекта модернизации образования России и Академии социального управления Московской области, возглавляемой руководителем Центра качества образования Владимиром Солдатовым, предложившим альтернативную модель, действующую на территории Московской области.

4.      Чоросова О.М., Шилова Н.А. Открытая информационно-образовательная среда дополнительного профессионального образования педагогов Якутии / О.М. Чоросова, Н.А. Шилова; Ин-т повыш. квалиф. раб-ов образ. им. С.Н. Донского-II Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Изд-во ИПКРО РС(Я), 2007. - 172 с.; Чоросова, О.М. Формирование инновационной среды ДПО как ресурс профессионального развития педагогов в условиях интеграции в открытое образовательное пространство (на примере Республики Саха (Якутия)) / О.М. Чоросова; Ин-т повыш. квалиф. раб-ов образ. им. С.Н. Донского-II Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Изд-во ИПКРО РС(Я), 2007.