Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF TRANSFORMATION OF URBAN SPACE OF NIZHNY NOVGOROD

Bulinina N.S. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K.Minin (Mininsky University)
The geographical features of the transformation of urban space in Nizhny Novgorod. Stages of development space in Nizhny Novgorod: soviet, transformational and post-transformation, the latter of which has not been completed. Identified four social urban environment, its demands to the organization of urban space: the intellectual, industrial, marginal, foreign language. Through a combination of these urban environments urban space becomes multifaceted and various areas for further development. When you select a functionally-planning zoning Nizhny Novgorod the rise of recreational functions and reducing the role of industrial. Residential zone characterizes the level of living of the population and reflects the changes occurring in the process of reconstruction of urban space, allowing for a typology of the Nizhny Novgorod region. The correlation formation of post-transformation space in Nizhny Novgorod and the active development of the tertiary sectors of the economy of the city.
urban environment
transformation
urban space

В России всего пятнадцать городов-миллионеров, все они имеют свои индивидуальные особенности развития. Пространство их очень динамично, полиструктурно, меняется под влиянием многочисленных факторов: физико-географических, экономических, политических и других. Огромную роль играют потребности государства в использовании пространства городов как главных элементов опорного каркаса расселения.

На фоне значительных изменений российских городов, Нижний Новгород представляется типичным объектом для исследования его пространства, и, в тоже время, несколько особенным. Это старый город, имеющий уникальное экономико-географическое положение и единственный из городов-миллионеров, теряющий население, стремящийся к созданию полосовидного мегалополиса с Москвой, единственный город, возвращающий себе функцию международного торгового и финансового центра с возобновлением деятельности ярмарки.

Целью исследования стало изучение и выявление географических особенностей трансформации городского пространства Нижнего Новгорода. Под трансформацией К.Аксенов, И.Брадэ, Е.Бондарчук понимают «многомерные системные изменения в постсоциалистических обществах, основанные на общем модернизационном тренде, которые могут привести к разнообразным специфическим общественным результатам» [1].

Использовались следующие методологические подходы: системный, исторический, диалектический; и методы исследования: моделирования, картографический, сравнительно-географический, статистический, математический метод, метод пространственного анализа, метод анкетного опроса.

Информационная база проведенного исследования включает официальные данные Государственного комитета статистики Российской Федерации, Нижегородского государственного комитета статистики, администрации города Нижнего Новгорода, краеведческого музея, материалы анкетирования, проведенного автором в 2012 году.

Основные положения и выводы, содержащиеся в исследовании, обсуждались на заседаниях кафедры социально-экономической географии и методики обучения географии НГПУ им. К.Минина, на очных и заочных научно-практических конференциях в Нижнем Новгороде, Перми, Воронеже, Самаре, Великом Новгороде, Пензе в 2009-2012 годах.

Результатом исследования стали следующие особенности трансформации пространства Нижнего Новгорода:

1. При изучении динамики городского пространства Нижнего Новгорода нами выделены три этапа его развития: советский (до 1991 года); трансформационный (1991-2005 гг.) как переходный от одной политической системы к другой - характеризующийся множеством проблем, изменяющихся количественных и качественных характеристик; посттрансформационный (после 2005 года). В 2005 году были утверждены Правила землепользования и застройки в Нижнем Новгороде: на законодательном уровне предпринята попытка решить вопросы более рациональной организации пространства города, обращено внимание на экономические, строительные, архитектурные и социальные проблемы. Этот период мы считаем незавершенным, хотя изменения в освоении и использовании городского пространства заметны.

2. Несмотря на значительные сходства развития большинства городов-миллионеров, каждый из них имеет свои индивидуальные черты трансформации пространства. Нижний Новгород имеет свои особенности:

а) Нижний Новгород - единственный из пятнадцати городов-миллионеров России, в котором численность населения неуклонно сокращается. По оценке ООН Нижний Новгород назван самым вымирающим городом-миллионером в мире. В перспективе, пространство города будет расти за счет включения в его состав окружающих территорий, а не за счет естественного и механического прироста населения [4];

б) У города возрождаются старые торговые функции, приобретая международный характер (международные форумы и вставки на ярмарке), появляются новые функции, используется давно сложившийся научный потенциал города, усиливается рекреационная функция, реорганизовывая пространство города;

в) Нижний Новгород имеет уникальное экономико-географическое положение, который необходимо использовать, преобразуя все пространство вдоль Волги, что придаст городу особый «волжский» колорит, выделяя его среди других городов-миллионеров России.

3. В городском пространстве Нижнего Новгорода нами выделены четыре социальные городские среды, предъявляющие свои требования к организации пространства города. Под городскими средами мы понимаем часть городского пространства с присущими ей индивидуальными характеристиками населения и входящих в её состав объектов городского пространства. Совокупность географических и социально-экономических показателей обуславливают существование в городском пространстве Нижнего Новгорода следующих городских сред:

  1. Интеллектуальная среда - городская среда, большая доля населения которой всю жизнь прожила в городе. Эта среда сконцентрирована в Нижегородском, Приокском и Советском районах города. Население, имеющее высшее образование, по мнению ученых и подтвержденное нашим социологическим обследованием, составляет более 21%. Здесь проживает, главным образом, интеллигенция, в досуге которых преобладает посещение объектов культуры: театров, музеев, концертов, выставок и др., которые наряду с крупными вузами и научными учреждениями сконцентрированы именно на этой территории.
  2. Промышленная среда - к ней, преимущественно, относятся горожане, ¾ жизни прожившие в городе, рабочее население. Эта среда распространена, главным образом, в Автозаводском, Сормовском, Канавинском и Московском районах. Сюда же идёт поток мигрантов из области - русских, татар, марийцев. Поэтому здесь сконцентрированы горожане в первом или втором поколении, из которых высшее образование, по данным социологического обследования, имеют 13 % населения.
  3. Маргинальная среда - занимает, преимущественно окраинные зоны Автозаводского, Канавинского и Ленинского районов, в которых большая часть населения - бывшие селяне. Представители этой городской среды прожили в городе менее ¼ жизни. Согласно результатам анкетирования, доля населения с высшим образованием здесь составляет около 8 %. В значителньой мере они сохранили руральную культуру.
  4. Иноязычная среда возникла давно (марийцы, татары). Но, в постсоветское время, эта среда значительно выросла (приезжее население с Кавказа и из стран Средней Азии, проживающие повсеместно, но чаще - на окраинах районов, где сдают жильё «нерусскому» населению). Наименее образованная среда, имеющая в основном, общее среднее образование. Наибольшая доля мигрантов с Кавказа сосредоточена в Канавинском и Ленинском районах, где размещены крупнейшие рынки города.

Сочетание этих городских сред делает, на наш взгляд, пространство города многогранным, придает различные направления для его дальнейшего развития.

4. При выделении функционально-планировочных зон Нижнего Новгорода, нами сделан акцент на рост рекреационной функции и снижении роли промышленной. По данным администрации города, в пространстве Нижнего Новгорода выделяются следующие функциональные зоны: селитебная, промышленная, рекреационная, общественные территории, территории специального назначения, транспортные развязки, акватории, сельскохозяйственные и прочие территории. Рекреационная функциональная зона занимает большую площадь города (32,2%), представлена памятниками природы, расположенными, преимущественно, на периферии города (Стригинский бор, Малышевские гривы, Щелковский хутор и др.), парками отдыха, бульварами, скверами, рассредоточенными по территории Нижнего Новгорода, а также историческими памятниками. Согласно показателям Генерального плана Нижнего Новгорода, до 2030 г., доля рекреационной зоны возрастёт до 38,2% от площади города за счет освоения неблагоустроенных городских земель (пустырей), реорганизации промышленных зон [2].

Характерной чертой реконструкции городского пространства является постепенное снижение промышленного производства, по сравнению с социалистическим периодом, за счёт выноса промышленных предприятий из города на периферию, перевода промышленных территорий под земли транспорта и жилых зон в Сормовском, Канавинском и Приокском районах. На периферию города будут перемещены все промышленные предприятия, расположенные на берегах Оки и Волги. На прежнем месте планируется оставить лишь градообразующие производства: автомобильный завод «ГАЗ» и судостроительный завод «Красное Сормово» [2].

5. Селитебная зона является главной в функционально-планировочной структуре, характеризующей уровень жизни населения и отражающей перемены, происходящие в процессе реконструкции городского пространства. При совершенствовании функционально-планировочной структуры Нижнего Новгорода долю селитебной зоны планируется увеличить до 19,5%, при этом внимание будет уделяться многоквартирному фонду, прирост которого составит 25 млн. м2 [186] (за счёт перевода садов в жилые территории в Сормовском, Автозаводском и Приокском районах; освоения незастроенных территорий в Нижегородском, Советском, Приокском районах, перевода промышленных территорий в жилые в заречной части города) [2].

Селитебная зона отражает уровень жизни городского населения, передаёт традиции и архитектуру времени, формирует планировку городского пространства, а главное, является основным фондом для размещения городского населения и, одновременно с этим, зависит от его численности и образа жизни. К настоящему времени в Нижнем Новгороде сложились два типа жилой застройки: жильё индивидуальной застройки (исторические постройки и современные дома), а также жильё многоквартирной застройки. Эти типы застроек не имеют четких границ, они наслаиваются друг на друга. В структуре многоквартирного фонда выделяется жильё разных видов, ярко отражающих процесс трансформации Нижнего Новгорода: народные стройки, хрущевки, брежневки, гостинки, сталинки, современные, улучшенные и элитные [4].

В текущее время в пространстве Нижнего Новгорода существует проблема тесного соседства построек различных типов. Рядом со старыми купеческими домами поднялись многоэтажные застройки, находящиеся в аварийном состоянии хрущевки соседствуют с элитными многоквартирными домами. Это создаёт необходимость пересмотреть перспективы застройки центральных районов города, которые сейчас заняты не только историческими зданиями. Возникает контрастность плотности и этажности стройки на территории всего города. Происходит постепенное, неизбежное изменение пространства города от помпезного купеческого и аскетичного социалистического к комфортному современному городу.

На основе анализа среднего уровня цен и среднего уровня роста цен на жилую недвижимость, а также с учетом географического положения районов города, автором выделены четыре типа районов Нижнего Новгорода:

  1. Престижные районы исторического центра города (Нижегородский, Советский);
  2. Периферийные районы перспективного развития (Автозаводский, Приокский);
  3. Центральные районы перспективного развития (Московский, Канавинский);
  4. Малопрестижные районы (Сормовский, Ленинский).

8. Большое значение в организации городского пространства Нижнего Новгорода имеет сочетание разных видов транспорта. С давних времён, благодаря выгодному экономико-географическому положению на знаменитой стрелке - месте слияния рек Оки и Волги, Нижний Новгород является одним из крупнейших транспортных узлов страны. Однако расположение города у места слияния двух рек и его расположение на разных берегах создает массу строительных и внутригородских транспортных проблем.

Общая транспортная подвижность населения крупных городов весьма высока. В среднем за год один житель Нижнего Новгорода совершает 408 поездок общественным транспортом и 362 поездки автомобильным. Средняя дальность поездки по городу на любом виде транспорта составляет 7,3 км [5]. Однако, несмотря на достаточно хорошую обеспеченность Нижнего Новгорода транспортом, в его функционировании существует ряд проблем, главными среди которых являются:

  1. Большой ежедневный пассажиропоток из заречной части в нагорную (и наоборот), обусловленный суточными миграциями населения от места жительства до работы или учебы;
  2. Скопление транспорта в часы-пик на главных транспортных развязках (ул. Пролетарская, пл. Ленина, пл. Революции, Сормовское шоссе и др.) и мостах;
  3. Распространение среди населения города феномена «транспортной усталости». Среднее расчетное время поездки на работу или учебу составляет 37 минут, однако в действительности этот показатель намного больше;
  4. Неравномерное распределение транспорта по территории города и отсутствие всеохватывающей системы скоростного транспорта;
  5. Ограниченное количество дорог-дублеров;
  6. Отсутствие необходимого числа парковок, особенно в исторической части города.

6. Формирование посттрансформационного пространства Нижнего Новгорода связано с активным развитием третичной сферы экономики города - торговли и сферы услуг, что характеризуется чрезмерным ростом развлекательных центров, торговых помещений, расширением спектра оказываемых услуг при неуклонном снижении численности населения города. В период трансформации хозяйства, начавшийся в постсоветское время, сфера торговли и услуг активно приспосабливалась к рыночной экономике, изменяя пространственный облик города. Некогда спальные районы превращались в бурно развивающиеся зоны торговли и услуг. Общий объём торговых площадей в Нижнем Новгороде за 6 лет увеличился практически вдвое (545,3 тыс. м2 - 2005 г., 1002 тыс. м2 - 2011 г.) [4]. В пространственной организации сферы торговли появились принципиально новые черты: ликвидированы хаотично расположенные и стихийно возникшие рынки, урегулировано их количество; ликвидированы «киосковые агломерации»; появились новые формы магазинов типа «у дома»; организованы «социальные магазины» и «дискаунтцентры»; широкое развитие получили торговые организации западного образца: торгово-развлекательные центры, торговые центры и гипермаркеты.

Весьма интересны показатели обеспеченности населения торговыми площадями. На 1 тыс. жителей Нижнего Новгорода приходится 961,8 м2 торговых площадей, что превышает норматив (704 м2 на 1 тыс. жителей) в полтора раза. Лидерами по этому показателю являются Канавинский (2455 м2 на 1 тыс. жителей) и Нижегородский районы города (2339 м2 на 1 тыс. жителей) [4, 5].

Изменение третичной сферы экономики города отразилось на пространстве Нижнего Новгорода как положительно, так и отрицательно. Положительное влияние выразилось в благоустройстве территорий, прилегающих к торговым площадкам; развитии всех учреждений сферы обслуживания не только в центральных районах города, но и периферийных; территориальной доступности товаров и услуг для всех слоёв населения; социальной стратификации учреждений третичной сферы; улучшении экологической ситуации во всём городе. Отрицательным является неравномерное размещение объектов торговли и услуг по территории города: чрезмерная концентрация на центральных улицах и площадях, вдоль главных магистралей.

7. На наш взгляд, формирование пространства Нижнего Новгорода не закончено. Оно будет продолжаться на основе созданного Генерального плана развития. Однако город имеет свой «норов». Его развитие планировалось осуществлять в одном направлении, а он растет в другом направлении. Так, Нижний Новгород вопреки планам его преимущественного роста в сторону Дзержинска, более быстро растет в сторону Кстово. Превращение города Бор в район Нижнего Новгорода препятствует отсутствие автомобильного моста через Волгу. Канатная дорога через Волгу помогает лишь частичному решению пассажироперевозок, а потребности Нижнего Новгорода гораздо шире.

Будет продолжаться совершенствование всех видов транспортной инфраструктуры, вынесение ряда промышленных предприятий из центральных районов города, «разворот» Нижнего Новгорода «лицом» к Волге, используя выгоды экономико-географического положения и шикарные виды на заволжские просторы. Это будет способствовать привлечению большого потока рекреантов и усилению постиндустриального развития Нижнего Новгорода.

Рецензенты:

Поросёнков Ю.В., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой социально-экономической географии и регионоведения Воронежского государственного университета, г. Воронеж.

Худякова Т.М., д.г.н., профессор кафедры социальной и экономической географии Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж.