Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTENSIFICATION OF SELF-EVOLUTION OF THE PUPIL´S PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL ENUIRONMENT: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT.

Kakarova A.P. 1
1 Municipal state-owned educational institution secondary general education school
The following matter has been considered: intensification of self-evolution of the pupil´s personality by means of psychological and pedagogical support under conditions of orientation to the evolution of personality, to the conscience of itself by this personality.Basic needs and technology of self-evolution of personality are determined. The dynamic three-stage model called „Intensification of self-evolution of the pupil´s personality“ is considered. Each its component is analyzed as well as efficiency criteria of self-evolution of the pupil´s personality in the course of educational activities. Psychological and pedagogical conditions are highlighted which are oriented to the self development of the personality of a pupil in the educational space. Among them the following conditions should be specified: joint activities of pupils, teachers, psycologists, developing diagnostics, trainings oriented to personal development and self-development, psychological consulting on problems of activation of self-development. The following conclusion has been drawn: there is a necessity of psychological and pedagogical support of a personality which is lent in the context of positive accompaniement.
evolution of personality.
conscience of itself
psychological and pedagogical support
intensification of self-evolution

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, необходимо «запустить» в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания. Сегодняшние выпускники школ должны обладать навыками самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию как одного из важнейших личностных результатов. В этой связи многие вопросы развития личности в образовательном процессе учебного заведения в целом и в учебной деятельности в частности нуждаются в дополнительном исследовании.

Определена проблема исследования, которая состоит в поиске условий и адекватных путей проектирования и реализации системы и технологии, обеспечивающих саморазвитие личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения. Проблема саморазвития личности в учебной деятельности достаточно емка и неоднозначна. Определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, В.П.Жуковский, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин) и психологов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн).

Несмотря на разносторонность охвата многих вопросов, следует отметить, что проблема саморазвития личности учащегося в условиях реализации ФГОС общего образования остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Конструирование в этой связи новых технологических решений будет способствовать расширению и обогащению исследовательского поля педагогической науки и активизирует саморазвитие личности учащегося как одного из важнейших личностных результатов.

Актуальность выбранной темы определяется следующим:

- социальным заказом общества на личность, способную к саморазвитию, самореализации, актуализации своих возможностей в условиях динамично меняющейся реальности;
- необходимостью создания психолого-педагогических условий и адекватных средств, способствующих саморазвитию личности учащегося;

Целью исследования является создание механизмов и путей повышения качества процесса обучения, его динамики и особенностей организации в образовательной практике. Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. В результате, образование оказывается акцентированным на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить своё "Я", найти своё место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание [6]. Ни в одном современном западном и отечественном психологическом словарях не представлена точная, лаконичная и в тоже время академическая трактовка термина «саморазвитие личности». В «Большом толковом психологическом словаре» дается следующее определение указанного феномена: «вообще рост «Я», движение к эмоциональной и когнитивной зрелости». В одном из отечественных психологических словарей дается следующее определение самовоспитания: «формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью» [5]. Таким образом, процесс саморазвития видится как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагается наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Движущими силами саморазвития являются внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам, между старым и новым в жизни человека. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации. Механизмом самоактуализации потребностей является познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных качеств играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой деятельности ученика. В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким. Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу[4], то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для саморазвития личности - это запуск мотивационно-потребностного механизма "самости" личности ученика. Действительно, среди разнообразных типов личностей у многих процессы "самости" (самопознание, самосовершенствование, самоактуализация и т.д.) идут более интенсивно. Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития. Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

  1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
  2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
  3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

В контексте требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ, важной задачей необходимо считать создание условий для полноценного развития следующих функций личности: избирательности (способности к выбору); рефлексии (умение оценивать свою жизнь); бытийности (поиск смысла жизни и творчество); формирующей функции (формирование образа «Я»); функции ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»); автономности личности (освобождение от влияния многих факторов). Необходимо заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и самообразования. Посредством системного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения учащимися образовательных программ следует достичь их осознанной включенности в реализацию основных человекообразующих функций:

  • гуманитарная (признание самоценности человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции вней, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала);
  • культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования);
  • функция социализации (обеспечение и воспроизводство социального опыта).[2]

В саморазвитии личности участвует множество людей, главный субъект данного феномена, главный его участник - сама личность, а не кто-то другой. В целом под методами осуществления процесса саморазвития следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение. К наиболее ярким методам работы над собой мы относим самообразование. Саморазвитие невозможно без определенного уровня знаний о своих психических свойствах, состояний, процессах, а также возможности их контролирования.[7] Это обеспечивает самообразование, под которым следует понимать систематическую самостоятельную учебу личности. Самообразование - это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию. Главной целью технологии саморазвития личности учащегося является создание условий для перехода развития в саморазвитие, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием саморазвития.

Была разработана динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности учащегося. Концептуальные основы разработанной нами модели построены на парадигме непрерывного саморазвития человека, который рассматривается как уникальная, духовно-природная, саморазвивающаяся система. Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить активное саморазвитие личности учащегося как субъекта и творца своего жизненного опыта. Моделирование процесса активизации саморазвития личности учащегося в контексте организации учебной деятельности определило выявление основных целей:

1)формирование потребности учащегося в саморазвитии;

2)стимулирование саморазвития личности учащегося;

3) активизация процесса саморазвития.

Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации и самопринятия позволит обеспечить личностную значимость учебных предметов для учащихся, учение будет иметь внутренне мотивированный характер, что обеспечит активное овладение школьниками учебным материалом.

Определены критерии эффективности саморазвития личности обучающего в процессе учебной деятельности:

  • на первом этапе (формирование потребности учащегося в саморазвитии): наличие потребностей в саморазвитии; положительное отношение к самоизменению; наличие индивидуальной программы саморазвития; положительное отношение к взаимодействию со сверстниками, педагогами, психологами;
  • на втором этапе (стимулирование саморазвития личности учащегося в процессе поисковой деятельности): активное участие в урочной и внеурочной деятельности; овладение навыками самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации; овладение поисковыми навыками и умениями;
  • на третьем этапе (активизация саморазвития личности учащегося в процессе обобщения и трансляции опыта реализации поисковой функции в учебной деятельности): положительные изменения в результативности освоения учебного материала, рост удовлетворенности собственной деятельностью; способность учащегося к саморазвитию.

На начальном этапе "Я" действия были направлены на запуск мотивационно-потребностного механизма "самости" личности ученика. При организации обучения на основе личностно-ориентированного подхода главной задачей явилось создание условий обучающей среды и деятельности, способствующей формированию и саморазвитию личности учащегося.

На втором этапе "Я и мир" целеполагание было направлено на организацию взаимодействия субъектов, стимулирование саморазвития в процессе осуществления учебной деятельности с использованием личностно-деятельностного подхода. Установка делалась на самоорганизацию школьников, умение управлять собой, принятия творческого решения, включающего в себя целеполагание, постановку задач и разработку плана их осуществления, самоорганизацию, самоконтроль и саморегулирование.

На завершающем этапе реализации модели "Я в мире" задачами стали: овладение учащимися технологией обобщения результатов самоизменения, саморазвития, самореализации в учебном процессе; предоставление возможности для трансляции своего опыта, общаясь с другими участниками совместной деятельности, понимая ценность и уникальность каждого человека и самого себя как личности.

Активизировать саморазвитие личности учащегося позволяет психолого-педагогическое сопровождение. Это особый вид гуманитарного сопровождения образовательного процесса, где сущностной характеристикой является взаимодействие учащихся, педагогов и психологов, создающих условия для саморазвития, самоактуализации.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий саморазвития:

  • развивающей диагностики;
  • тренингов личностного развития и саморазвития;
  • психологического консультирования по проблемам активизации саморазвития.

Совместная деятельность учащихся, педагогов, психологов позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и саморазвития личности, способной к полноценной реализации себя как части социума.

Нами были разработаны, апробированы авторские программы для педагогов «Повышение эффективности педагогической деятельности и совершенствование педагогического мастерства» и для подростков «Познай себя».

Преподавание учебных только тогда будет способствовать развитию личности, когда педагог будет учитывать интересы, склонности школьников, когда будут создаваться условия для активизации саморазвития личности. Ученик должен понимать необходимость изучаемого предмета для его дальнейшей жизни. Каждый педагог должен переосмыслить ценности своей деятельности, ее результаты. Традиционные методы предусматривают лишь опору на запоминание предлагаемого учебного материала, что определяет репродуктивный характер деятельности учеников. Занятия с педагогами, проводимые нами, были направлены на повышение эффективности педагогической деятельности, совершенствование педагогического мастерства, обеспечивающие активизацию саморазвития личности учащихся. Тренинги для подростков были направлены на то, чтобы подросток нашел путь к себе, научился по-настоящему понимать, ценить и любить себя и других, что порождает потребность в саморазвитии, которая актуализируется в процессе работы над собой.

По результатам первого обследования, определение личностной значимости учебного предмета как фактора и показателя способности ученика к саморазвитию - низкие показатели в экспериментальной группе были получены по таким предметам, как русский язык - 44%, алгебра - 72%, физика - 47%. Как показал результат второго тестирования, в экспериментальной группе количество учеников с высоким и средним уровнем саморазвития увеличилось. Высокий уровень: русский язык -32%, алгебра-30%, физика-18%; средний уровень: русский язык-48%, алгебра-34%, физика-62%; низкий уровень: русский язык-20%, алгебра-36%, физика-20%. В контрольной группе произошли незначительные изменения.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации. Можно сделать соответствующие выводы:

  1. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является доминанта постоянного нравственного самосовершенствования.
  2. Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно, если личности (на разных этапах её становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, заведующая НИЛ акмеологии образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, г.Ульяновск.

Калинина Н.В., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой начального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, г.Ульяновск.