Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PHONETIC PROCESSES IN STRUCTURE OF DERIVED VERBS, FORMED BY ДАН “TO DO” CHECHEN AND INGUSH LANGUAGES WHEN FORMING THE TEMPORARY FORMS

Ireziev S.S. 1, 1
1 Chechen state university
Giving article is dedicated to one of actual theme of nahsky linguistics: phonetic processes of vowels and consonants in structure of derived verbs, formed by дан “to do” Chechen and Ingush languages when forming the temporary forms. There is an attempt to research all-around phonetic processes in the work, occurring in structure of derived verbs formed by дан “to do” Chechen and Ingush languages when forming the temporary forms in plan of their comparison. There is done comparative-confrontation analyzes of phonetic processes of vowels and consonants in Chechen and Ingush languages, there are revealed general and distinctive features. The analyzes of the language material shows in Chechen and Ingush languages take place some divergences in the sphere of phonetic processes in structure of derived verbs when formed temporary forms though principle of the formation of these forms is same.
rate of grammatical class.
confluence
derived verbs
dialect
Ingush language
Chechen language

Вопросы, связанные с фонетическими процессами в структуре именных и глагольных основ, рассмотрены в исследованиях Ю.Д. Дешериева, Д.С. Имнайшвили, А.Д. Тимаева, А.Г. Магомедова, Р.А. Саламовой и др.

Целью данной работы является сравнительно-сопоставительный анализ фонетических процессов в структуре производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», чеченского и ингушского языков при образовании временных форм.

Анализируя фонетические процессы в структуре производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», в первую очередь, необходимо отметить, что специалисты нахских языков высказывают различные мнения по поводу фонетических процессов, происходящих в структуре производных глаголов, образованных с помощью дан «делать». Так, по этому поводу профессор Ю.Д. Дешериев писал: «Из различных случаев образования дифтонгов в услових стяжения гласных отметим возникновение дифтонгов путем стяжения гласных на стыке двух основ: хада-да «оторвись» хада-дан «оторваться делай», хадуор←хадвуор←хада-в-ар. (здесь при стяжении двух [а] на стыке двух основ возникает дифтонг [уо], очевидно, в тех случаях, когда второму [а] предшествовал классный префикс  в [w]» [1, 2].

По-другому трактует образование аналогичных форм в чеченском языке А.Г. Магомедов. А.Г. Магомедов пишет: «В форме инфинитива производно-переходных глаголов, образованных посредством вспомогательного глагола д-ан «делать» (у - гласный исхода формы смыслового глагола, ан - гласный вспомогательного глагола в результате выпадения классного экспонента вспомогательного глагола дают уон» (уан→уон) (там же), «форма настоящего времени основного глагола в производно-переходных глаголах должна была образоваться посредством форманта -у»:

дижан «лечь» дижуōн←дижу+ан←дижа-д-ан «уложить»

къâстан «отделиться» къâстуōн←къâсту+ан←къâста-д-ан «отделить» [3, 4]

Того же мнения придерживается и Р.А. Саламова в своей работе «Нохчийн меттан фонетика» [6].

По этому же принципу трактует данный процесс А.И. Дадаева в своей диссертационной работе «Фонетические особенности аккинского диалекта чеченского языка» [1]

Как отмечает профессор А.Д. Тимаев [9], в данном случае  в результате ослабления показателя грамматического класса д в структуре вспомогательного глагола сонант w(←д) сливается с кратким гласным а исхода основы инфинитива смыслового глагола, что дает дифтонг уō а+w(←д) →оw→уōн:

диēбуōн ←диēбоw←диēба+w←диēба-д-ан «размножить»

дāжуōн←дāжоw←дāжа+w←дāжа-д←дāжа-д-ан «пасти»

къâстуōн←къâстоw←къâста+w←къâста-д←къâста-д-ан «отделить»

тиēшуōн←тиēшоw←тиēша+w←тиēша-д←тиēша-д-ан «убедить», «заставить поверить»

хабуōн←хабоw←хаба+w хаба-д←хаба-д-ан «сморшиться»

саттуōн←саттоw←сатта+w ←сатта-д←сатта-д-ан «согнуть»

Указанный процесс контактной ассимиляции а+w→уō мы можем пронаблюдать в именах существительных: мâнгалхуō←мâнгалха+w «косец», «косарь», шелахуō←шелаха+w «шалинец», «шалинка», малуō←мала+w (срав.: мелан←мал-ин «слабый» малдан «ослабить», къахьуō←къахьа+w «горечь» къаьхьан←къахь-ин «горький» къахьдан «сделать горьким»).

Сравним также:

И.п. говр «конь»

Эрг.п. говр-уō←говроw←говраw←говра-д

Дифтонг -уō, как аффикс эргатива есть результат слияния краткого гласного второй склоняемой основы - основы косвенных падежей с -w (←д) исторически восходящий к былым показателям грамматических классов.

Срав. в аккинском диалекте:

инф. сацōн←сацуōн←сацаw←саца-дан

пов. накл. сацуw←сацаw←саца-дие

Образование производных глаголов с помощью вспомогательного глагола дан «делать», когда формы настоящего времени смыслового глагола образуется с помощью аффикса -е, противоречит мнению А.Г. Магомедова, утверждавшего, что подобные производные формы глагола образуются слиянием гласного -у-  исхода формы смыслового глагола с гласным -а- вспомогательного глагола: малан «пить»+дан «дать» малуōн←малу+ан, но:

непроизводные глаголы                                                    производные глаголы

инф.                           наст. вр.                                            инф.   

диēбан «размножаться»        диēба←диēб-е                       диēбуōн ←диēба-д-ан «размножить»

дāжан «пастись»                  дēжа←дāж-е                       дāжуōн←дāжадан «пасти»

къâстан «отделиться»         къаьста←къâсте                къâстуōн←къâстадан «отделить»

карчан «поволяться»                        керча←карч-е                      тиēшуōн← тиēша-д-ан «убедить»

маган «мочь»                         мега←маг-е                          хабуōн←хаба-д-ан «сморшиться»

саттан «погнуться»                        сетта←сатт-е                   саттуōн←сатта-д-ан «согнуть»

В ингушском языке, в отличие от чеченского языка, при образовании производных глаголов показатель грамматического класса д в структуре вспомогательного глагола не испытывает никаких изменений:

сотта-дие «согнуть»                                             хоба-дие «сморшиться»

тиēша-дие «убедить», «заставить поверить»      доажадие «пасти»

къоастадие «отделить»                                          кхиехкадие «кипятить», «варить»

лиестадие «махать»                                                могадие «одобрить»

Интересно отметить, когда производные глаголы образуются от основ качественных прилагательных с помощью вспомогательного глагола д-ан «делать», ни в чеченском, ни в ингушском языке не редуцируется классный показатель. Однако своеобразие проявляется в образовании производных глаголов от основ инфинитива и основ качественных имен прилагательных с помощью вспомогательного глагола д-ан «делать»: в чеченском языке при образовании данных глаголов гласный древнейшей основы (исходной основы) налицо, этот факт свидетельствует о том, что в чеченском языке в качестве производящей основы выступает первичная основа, в ингушском же языке в качестве производящей основы выступает вторичная (производная) основа. Кроме того, в обоих языках выпадает конечный краткий гласный имен прилагательных:

чеч. яз.                                                                                   инг. яз.

лазуōн←лаза-д-ан «причинить боль»                                            лоза-дие

лâттуōн←лâтта-д-ан «держать в стоячем положении»           лотта-дие

к1ēдан←к1āд-ин «мягки»                                                                к1āьд-а← к1āд-и

к1âд-дан «смягчить»                                                                        к1аьд-дие

тезан←таз-ин «пресный»                                                              теза←таз-и

таз-дан «опреснить»                                                                       тез-дие

кōчан←кāч-ун «жидкий»                                                                коача←кāч-у

кач-дан «разжидить»                                                                       коач-дие

дуьран←дур-ин «соленый»                                                              дира←дуьра←дур-и

дур-дан «солить»                                                                              дир-дие

хūран←хиēр-ин «чужой»                                                                 хūра←хиēр-и

хиер-дан «отчуждать»                                                                  хūр-дие

Сра. в чеберлойском диалекте имена прилогательные: даз-ин «дорогой», «тяжелый», лах-ун «низкий», кāч-ун «жидкий», мал-ин «слабый», мāж-ун «желтый», дур-ин «соленый»      , ч1āг1-ун «крепкий», хиēр-ин «чужой»

При образовании первой группы времен от производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», от основ качественных имен прилагательных и глаголов, аффикс настоящего времени сливается с краткой гласной а исхода вспомогательного глагола дан «делать». Итогом данного процесса является дифтонг уо. Кроме того, в чеченском языке редуцированный согласный в структуре вспомогательного глагола дан «делать» восстанавливается при образовании первой группы времен:

инф. лâттуōн←лâтта-д-ан «держать в стоячем положении»  лотта-дие

наст.вр. лâттадуо← лâтта -да+у                                              лоттаду

прош. несов. лâттадуōра← лâтта-да+у-ра                              лоттадуōра

прич. н. вр. лâттадиен← лâтта-да+ен                                                   лоттаду

деепр. н. вр. лâттадиеш← лâтта-да+е-ш                                 лоттадиеш

инф. лазуōн←лаза-д-ан «причинить боль»                                               лоза-дие

наст.вр. лазадуо← лаза-да+у                                                        лозаду

прош. несов. лазаадуōра← лаза-да+у-ра                                    лозадуōра

прич. н. вр. лазадиен← лаза-да+ен                                                            лозаду

деепр. н. вр. лазаиеш← лаза-да+е-ш                                            лозадиеш

инф. к1âд-дан «смягчить»                                                              к1аьд-дие

наст.вр. к1âддуо← к1âд-да+у                                                       к1аьдду

прош. несов. к1âддуōра← к1âд-да+у-ра                                     к1аьддуōра

прич. н. вр. к1âддиен← к1âд-да+ен                                                             к1аьдду

деепр. н. вр. к1âддиеш← к1âд-да+е-ш                                        к1аьддиеш

инф. таз-дан «опреснить»                                                             тез-дие

наст.вр. таздуо←таз-да+у                                                                       тезду

прош. несов. таздуōра←таз-да+у-ра                                         тездуōра

прич. н. вр. таздиен←таз-да+ен                                                               тезду

деепр. н. вр. таздиеш←таз-да+е-ш                                            тездиеш

Как видно, в приведенных примерах при образовании причастия и деепричастия настоящего времени к1âддиен← к1âд-да+ен, таздиеш←таз-да+е-ш дифтонг ие, как и в односложных глаголах, есть результат слияния краткого гласного основы инфинитива а с аффиксом . В ингушском языке при образовании настоящего времени и причастия настоящего времени дифтонг уо, полученный в результате слияния а+у→уо, испытывает процесс сужения уо→у (дезду←дездуо←дез-да+у).       

В аккинском диалекте, в отличие от чеченского и ингушского языков, в аналогичном положении классный показатель д отсутствует во всех временных формах:

инф. сацōн←саца-д-ан «остановить»                     дāжōн←дāжа-д-ан «пасти»

наст.вр. сацō                                                            дāжō

прош. несов. сацōра                                                дāжōра

Интересно отметить, в итумкалинском говоре классный показатель отсутствует и в повелительном наклонении: сацуō «останови», дāжуō «паси». Срав. плоск. диал.: сацадие «останови», дāжадие «паси».

При образовании второй группы времен от производных глаголов, образованных с помощью дан «делать», в чеченском языке в результате выпадения классного показателя -д в структуре вспомогательного глагола приводит к тому, что гласный -а- исхода основного глагола, -и- основы вспомогательного глагола сливаются и закономерно дают долгий ū (а+и→ай→ū):

инф. къâстуōн←къâста-д-ан «отделить»

т. ч. пр. вр. къâстūн←къâстай←къâста+и←къâста-д-ин

прош. очев. къâстūра←къâстайра←къâста+и-ра←къâста-д-ира

пош. неопр. вр. къâстūна←къâстайна←къâста+и-на←къâста-д-ина                          

давн. вр. къâстūниēра←къâстайниēра←къâста+и-ниēра←къâстад-и-ниēра

инф. магуōн←мага-д-ан «одобрить»

т. ч. пр. вр. магūн←магай←мага+и←мага-д-ин

прош. очев. магūра←магайра←мага+и-ра←мага-д-ира

пош. неопр. вр. магūна←магайна←мага+и-на←мага-д-ина                    

давнопр. вр. магūниēра←магайниēра←мага+и-ниēра←мага-д-иниēра

инф. сацуōн←саца-д-ан «остановить»

т. ч. пр. вр. сацтūн←сацай←саца+и←саца-д-ин

прош. очев. сацūра←сацайра←саца+и-ра←саца-д-ира

пош. неопр. вр. сацūна←сацайна←саца+и-на←саца-д-ина                     

давнопр. вр. сацūниēра←сацайниēра←саца+и-ниēра←саца-д-иниēра

А в некоторых горских диалектах чеченского языка, как и во многих других случаях, сохранились более архаичные формы:

инф. къâстуōн←къâста-д-ан «отделить»

т. ч. пр. вр. къâстайн←къâста+и←къâста-д-ин

прош. очев. къâстайра←къâста+и-ра←къâста-д-ира

пош. неопр. вр. къâстайна←къâста+и-на←къâста-д-ина                      

давнопр. вр. къâстайниēра←къâста+и-ниēра←къâста-д-иниēра

инф. магуōн←мага-д-ан «одобрить»

т. ч. пр. вр. магайн←мага+и←мага-д-ин

прош. очев. магайра←мага+и-ра←мага-д-ира

пош. неопр. вр. магайна←мага+и-на←мага-д-ина                         

давнопр. вр. магайниēра←мага+и-ниēра←мага-д-иниēра

инф. сацуōн←саца-д-ан «остановить»

т. ч. пр. вр. сацайн←саца+и←саца-д-ин

прош. очев. сацайра←саца+и-ра←саца-д-ира

пош. неопр. вр. сацайна←саца+и-на←саца-д-ина                          

давнопр. вр. сацайниēра←саца+и-ниēра←саца-д-иниēра

При образовании второй группы времен от производных глаголов, образованных с помощью дан «делать» от основ качественных имен прилагательных, в рассматриваемых языках сохраняются -д (в, й, б) показатели грамматического класса:

            чеч. яз.                                                                      инг. яз.

инф. кач-дан «разжидить»                                                  коач-дие

т. ч. пр. вр. кач-д-ин                                                            ----

прош. очев. кач-д-ира                                                        коач-дир

пош. неопр. вр. кач-д-ина                                                                   коач-д-аьд

давнопр. вр. кач-д-иниēра                                                  коач-д-аьдар

инф. даз-дан «сделать дороже»                                          дез-дие

т. ч. пр. вр. даз-дин                                                              ----

прош. очев даз-дира                                                           дез-д-ир

пош. неопр. вр. даз-дина                                                                     дез-д-аьд          

давнопр. вр. даз-диниēра                                                   дез-д-аьдар

инф. мал-дан «ослабить»                                                    мел-дие

т. ч. пр. вр. мал-дин                                                             ----

прош. очев мал-дира                                                           мел-д-ир

пош. неопр. вр. мал-дина                                                                    мел-д-аьд         

давнопр. вр. мал-диниēра                                                   мел-д-аьдар

Таким образом, анализ языкового материала показывает, что в чеченском и ингушском языках наблюдаются существенные расхождения в области фонетических процессов в структуре производных глаголов при образовании временных форм, хотя принцип образования этих форм один и тот же.

Рецензенты:

Тимаев А.Д., д.ф.н., профессор кафедры чеченской филологии ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Сулейбанова М.У., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.