Вопросы, связанные с фонетическими процессами в структуре именных и глагольных основ, рассмотрены в исследованиях Ю.Д. Дешериева, Д.С. Имнайшвили, А.Д. Тимаева, А.Г. Магомедова, Р.А. Саламовой и др.
Целью данной работы является сравнительно-сопоставительный анализ фонетических процессов в структуре производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», чеченского и ингушского языков при образовании временных форм.
Анализируя фонетические процессы в структуре производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», в первую очередь, необходимо отметить, что специалисты нахских языков высказывают различные мнения по поводу фонетических процессов, происходящих в структуре производных глаголов, образованных с помощью дан «делать». Так, по этому поводу профессор Ю.Д. Дешериев писал: «Из различных случаев образования дифтонгов в услових стяжения гласных отметим возникновение дифтонгов путем стяжения гласных на стыке двух основ: хада-да «оторвись» хада-дан «оторваться делай», хадуор←хадвуор←хада-в-ар. (здесь при стяжении двух [а] на стыке двух основ возникает дифтонг [уо], очевидно, в тех случаях, когда второму [а] предшествовал классный префикс в [w]» [1, 2].
По-другому трактует образование аналогичных форм в чеченском языке А.Г. Магомедов. А.Г. Магомедов пишет: «В форме инфинитива производно-переходных глаголов, образованных посредством вспомогательного глагола д-ан «делать» (у - гласный исхода формы смыслового глагола, ан - гласный вспомогательного глагола в результате выпадения классного экспонента вспомогательного глагола дают уон» (уан→уон) (там же), «форма настоящего времени основного глагола в производно-переходных глаголах должна была образоваться посредством форманта -у»:
дижан «лечь» дижуōн←дижу+ан←дижа-д-ан «уложить»
къâстан «отделиться» къâстуōн←къâсту+ан←къâста-д-ан «отделить» [3, 4]
Того же мнения придерживается и Р.А. Саламова в своей работе «Нохчийн меттан фонетика» [6].
По этому же принципу трактует данный процесс А.И. Дадаева в своей диссертационной работе «Фонетические особенности аккинского диалекта чеченского языка» [1]
Как отмечает профессор А.Д. Тимаев [9], в данном случае в результате ослабления показателя грамматического класса д в структуре вспомогательного глагола сонант w(←д) сливается с кратким гласным а исхода основы инфинитива смыслового глагола, что дает дифтонг уō а+w(←д) →оw→уōн:
диēбуōн ←диēбоw←диēба+w←диēба-д-ан «размножить»
дāжуōн←дāжоw←дāжа+w←дāжа-д←дāжа-д-ан «пасти»
къâстуōн←къâстоw←къâста+w←къâста-д←къâста-д-ан «отделить»
тиēшуōн←тиēшоw←тиēша+w←тиēша-д←тиēша-д-ан «убедить», «заставить поверить»
хабуōн←хабоw←хаба+w хаба-д←хаба-д-ан «сморшиться»
саттуōн←саттоw←сатта+w ←сатта-д←сатта-д-ан «согнуть»
Указанный процесс контактной ассимиляции а+w→уō мы можем пронаблюдать в именах существительных: мâнгалхуō←мâнгалха+w «косец», «косарь», шелахуō←шелаха+w «шалинец», «шалинка», малуō←мала+w (срав.: мелан←мал-ин «слабый» малдан «ослабить», къахьуō←къахьа+w «горечь» къаьхьан←къахь-ин «горький» къахьдан «сделать горьким»).
Сравним также:
И.п. говр «конь»
Эрг.п. говр-уō←говроw←говраw←говра-д
Дифтонг -уō, как аффикс эргатива есть результат слияния краткого гласного второй склоняемой основы - основы косвенных падежей с -w (←д) исторически восходящий к былым показателям грамматических классов.
Срав. в аккинском диалекте:
инф. сацōн←сацуōн←сацаw←саца-дан
пов. накл. сацуw←сацаw←саца-дие
Образование производных глаголов с помощью вспомогательного глагола дан «делать», когда формы настоящего времени смыслового глагола образуется с помощью аффикса -е, противоречит мнению А.Г. Магомедова, утверждавшего, что подобные производные формы глагола образуются слиянием гласного -у- исхода формы смыслового глагола с гласным -а- вспомогательного глагола: малан «пить»+дан «дать» малуōн←малу+ан, но:
непроизводные глаголы производные глаголы
инф. наст. вр. инф.
диēбан «размножаться» диēба←диēб-е диēбуōн ←диēба-д-ан «размножить»
дāжан «пастись» дēжа←дāж-е дāжуōн←дāжадан «пасти»
къâстан «отделиться» къаьста←къâсте къâстуōн←къâстадан «отделить»
карчан «поволяться» керча←карч-е тиēшуōн← тиēша-д-ан «убедить»
маган «мочь» мега←маг-е хабуōн←хаба-д-ан «сморшиться»
саттан «погнуться» сетта←сатт-е саттуōн←сатта-д-ан «согнуть»
В ингушском языке, в отличие от чеченского языка, при образовании производных глаголов показатель грамматического класса д в структуре вспомогательного глагола не испытывает никаких изменений:
сотта-дие «согнуть» хоба-дие «сморшиться»
тиēша-дие «убедить», «заставить поверить» доажадие «пасти»
къоастадие «отделить» кхиехкадие «кипятить», «варить»
лиестадие «махать» могадие «одобрить»
Интересно отметить, когда производные глаголы образуются от основ качественных прилагательных с помощью вспомогательного глагола д-ан «делать», ни в чеченском, ни в ингушском языке не редуцируется классный показатель. Однако своеобразие проявляется в образовании производных глаголов от основ инфинитива и основ качественных имен прилагательных с помощью вспомогательного глагола д-ан «делать»: в чеченском языке при образовании данных глаголов гласный древнейшей основы (исходной основы) налицо, этот факт свидетельствует о том, что в чеченском языке в качестве производящей основы выступает первичная основа, в ингушском же языке в качестве производящей основы выступает вторичная (производная) основа. Кроме того, в обоих языках выпадает конечный краткий гласный имен прилагательных:
чеч. яз. инг. яз.
лазуōн←лаза-д-ан «причинить боль» лоза-дие
лâттуōн←лâтта-д-ан «держать в стоячем положении» лотта-дие
к1ēдан←к1āд-ин «мягки» к1āьд-а← к1āд-и
к1âд-дан «смягчить» к1аьд-дие
тезан←таз-ин «пресный» теза←таз-и
таз-дан «опреснить» тез-дие
кōчан←кāч-ун «жидкий» коача←кāч-у
кач-дан «разжидить» коач-дие
дуьран←дур-ин «соленый» дира←дуьра←дур-и
дур-дан «солить» дир-дие
хūран←хиēр-ин «чужой» хūра←хиēр-и
хиер-дан «отчуждать» хūр-дие
Сра. в чеберлойском диалекте имена прилогательные: даз-ин «дорогой», «тяжелый», лах-ун «низкий», кāч-ун «жидкий», мал-ин «слабый», мāж-ун «желтый», дур-ин «соленый» , ч1āг1-ун «крепкий», хиēр-ин «чужой»
При образовании первой группы времен от производных глаголов, образованных с помощью вспомогательного глагола дан «делать», от основ качественных имен прилагательных и глаголов, аффикс настоящего времени -у сливается с краткой гласной а исхода вспомогательного глагола дан «делать». Итогом данного процесса является дифтонг уо. Кроме того, в чеченском языке редуцированный согласный -д в структуре вспомогательного глагола дан «делать» восстанавливается при образовании первой группы времен:
инф. лâттуōн←лâтта-д-ан «держать в стоячем положении» лотта-дие
наст.вр. лâттадуо← лâтта -да+у лоттаду
прош. несов. лâттадуōра← лâтта-да+у-ра лоттадуōра
прич. н. вр. лâттадиен← лâтта-да+ен лоттаду
деепр. н. вр. лâттадиеш← лâтта-да+е-ш лоттадиеш
инф. лазуōн←лаза-д-ан «причинить боль» лоза-дие
наст.вр. лазадуо← лаза-да+у лозаду
прош. несов. лазаадуōра← лаза-да+у-ра лозадуōра
прич. н. вр. лазадиен← лаза-да+ен лозаду
деепр. н. вр. лазаиеш← лаза-да+е-ш лозадиеш
инф. к1âд-дан «смягчить» к1аьд-дие
наст.вр. к1âддуо← к1âд-да+у к1аьдду
прош. несов. к1âддуōра← к1âд-да+у-ра к1аьддуōра
прич. н. вр. к1âддиен← к1âд-да+ен к1аьдду
деепр. н. вр. к1âддиеш← к1âд-да+е-ш к1аьддиеш
инф. таз-дан «опреснить» тез-дие
наст.вр. таздуо←таз-да+у тезду
прош. несов. таздуōра←таз-да+у-ра тездуōра
прич. н. вр. таздиен←таз-да+ен тезду
деепр. н. вр. таздиеш←таз-да+е-ш тездиеш
Как видно, в приведенных примерах при образовании причастия и деепричастия настоящего времени к1âддиен← к1âд-да+ен, таздиеш←таз-да+е-ш дифтонг ие, как и в односложных глаголах, есть результат слияния краткого гласного основы инфинитива а с аффиксом -е. В ингушском языке при образовании настоящего времени и причастия настоящего времени дифтонг уо, полученный в результате слияния а+у→уо, испытывает процесс сужения уо→у (дезду←дездуо←дез-да+у).
В аккинском диалекте, в отличие от чеченского и ингушского языков, в аналогичном положении классный показатель д отсутствует во всех временных формах:
инф. сацōн←саца-д-ан «остановить» дāжōн←дāжа-д-ан «пасти»
наст.вр. сацō дāжō
прош. несов. сацōра дāжōра
Интересно отметить, в итумкалинском говоре классный показатель отсутствует и в повелительном наклонении: сацуō «останови», дāжуō «паси». Срав. плоск. диал.: сацадие «останови», дāжадие «паси».
При образовании второй группы времен от производных глаголов, образованных с помощью дан «делать», в чеченском языке в результате выпадения классного показателя -д в структуре вспомогательного глагола приводит к тому, что гласный -а- исхода основного глагола, -и- основы вспомогательного глагола сливаются и закономерно дают долгий ū (а+и→ай→ū):
инф. къâстуōн←къâста-д-ан «отделить»
т. ч. пр. вр. къâстūн←къâстай←къâста+и←къâста-д-ин
прош. очев. къâстūра←къâстайра←къâста+и-ра←къâста-д-ира
пош. неопр. вр. къâстūна←къâстайна←къâста+и-на←къâста-д-ина
давн. вр. къâстūниēра←къâстайниēра←къâста+и-ниēра←къâстад-и-ниēра
инф. магуōн←мага-д-ан «одобрить»
т. ч. пр. вр. магūн←магай←мага+и←мага-д-ин
прош. очев. магūра←магайра←мага+и-ра←мага-д-ира
пош. неопр. вр. магūна←магайна←мага+и-на←мага-д-ина
давнопр. вр. магūниēра←магайниēра←мага+и-ниēра←мага-д-иниēра
инф. сацуōн←саца-д-ан «остановить»
т. ч. пр. вр. сацтūн←сацай←саца+и←саца-д-ин
прош. очев. сацūра←сацайра←саца+и-ра←саца-д-ира
пош. неопр. вр. сацūна←сацайна←саца+и-на←саца-д-ина
давнопр. вр. сацūниēра←сацайниēра←саца+и-ниēра←саца-д-иниēра
А в некоторых горских диалектах чеченского языка, как и во многих других случаях, сохранились более архаичные формы:
инф. къâстуōн←къâста-д-ан «отделить»
т. ч. пр. вр. къâстайн←къâста+и←къâста-д-ин
прош. очев. къâстайра←къâста+и-ра←къâста-д-ира
пош. неопр. вр. къâстайна←къâста+и-на←къâста-д-ина
давнопр. вр. къâстайниēра←къâста+и-ниēра←къâста-д-иниēра
инф. магуōн←мага-д-ан «одобрить»
т. ч. пр. вр. магайн←мага+и←мага-д-ин
прош. очев. магайра←мага+и-ра←мага-д-ира
пош. неопр. вр. магайна←мага+и-на←мага-д-ина
давнопр. вр. магайниēра←мага+и-ниēра←мага-д-иниēра
инф. сацуōн←саца-д-ан «остановить»
т. ч. пр. вр. сацайн←саца+и←саца-д-ин
прош. очев. сацайра←саца+и-ра←саца-д-ира
пош. неопр. вр. сацайна←саца+и-на←саца-д-ина
давнопр. вр. сацайниēра←саца+и-ниēра←саца-д-иниēра
При образовании второй группы времен от производных глаголов, образованных с помощью дан «делать» от основ качественных имен прилагательных, в рассматриваемых языках сохраняются -д (в, й, б) показатели грамматического класса:
чеч. яз. инг. яз.
инф. кач-дан «разжидить» коач-дие
т. ч. пр. вр. кач-д-ин ----
прош. очев. кач-д-ира коач-дир
пош. неопр. вр. кач-д-ина коач-д-аьд
давнопр. вр. кач-д-иниēра коач-д-аьдар
инф. даз-дан «сделать дороже» дез-дие
т. ч. пр. вр. даз-дин ----
прош. очев даз-дира дез-д-ир
пош. неопр. вр. даз-дина дез-д-аьд
давнопр. вр. даз-диниēра дез-д-аьдар
инф. мал-дан «ослабить» мел-дие
т. ч. пр. вр. мал-дин ----
прош. очев мал-дира мел-д-ир
пош. неопр. вр. мал-дина мел-д-аьд
давнопр. вр. мал-диниēра мел-д-аьдар
Таким образом, анализ языкового материала показывает, что в чеченском и ингушском языках наблюдаются существенные расхождения в области фонетических процессов в структуре производных глаголов при образовании временных форм, хотя принцип образования этих форм один и тот же.
Рецензенты:
Тимаев А.Д., д.ф.н., профессор кафедры чеченской филологии ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Сулейбанова М.У., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.