Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUAL PROBLEMS OF COUNTERACTION TO ILLEGAL DRUG TRAFFICKING IN MODERN CONDITIONS

Puptseva A.V. 1
1 Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
In article the current state of drug trafficking in the territory of the Russian Federation is analyzed. Among nu-merous types of criminal activity illicit trafficking in drugs is the most mass and organized as in illegal produc-tion and sale of drugs thousands criminal elements relating to various sectors of society are attracted. One of the factors causing such situation, the geographical arrangement of Russia is: it is on a way of a transfer of drugs on the territory of member states of the European Union. In this regard the part of drugs settles on the way, i.e. in the territory of our state. The population of subjects of the Russian Federation adjoining on such republics as Kazakh-stan, Tajikistan, involuntarily falls the "first" victim of a drug traffic as exactly the way of drugs to depth of the country and to Europe here begins further. In article it is specified that drug traffic suppression in the Russian Federation requires the coordinated interstate approach to providing a reliable barrier and crossing of borders of the states. It is shown what it is necessary to carry out measures for counteraction implementation.
narcobusiness
counteraction to narcocrimes
Antinarkotichesky policy
synthetic drugs
drug traffic
drug trafficking

Противодействие распространению наркотиков является одной из актуальных проблем на протяжении уже трех десятилетий. Уровень их массового потребления остается достаточно высоким и ежегодно увеличивается. Предпринимаемые правоохранительными органами всевозможные меры, к сожалению, не приносят желаемого результата[7 с. 3]. Учитывая географическое расположение Российской Федерации, одним из основных источников поставки наркотических средств (психотропных веществ) в Россию являются государства Центрально-азиатского региона. Действия по распространению наркотиков представляют собой цепочку взаимосвязанных звеньев, включающих: производство, транспортировку, сбыт и потребление.

Затрагивая все сектора общества, наркобизнес подрывает не только политическую, культурную, социальную и экономическую сферы нашего государства, но и создает серьезную опасность для демократии, стабильности наций, а также сохранения достоинства и осуществления надежд миллионов людей.

Процессы мировой интеграции не только открыли перед человечеством небывалые возможности, но и сопровождаются тем, что целый ряд общественно опасных явлений, в т. ч. наркомания и наркобизнес, по меткому выражению К. Н. Гриненко, стали «проблемой без границ»[3 с. 7].

Среди многочисленных видов преступной деятельности незаконный оборот наркотиков является самым массовым и организованным, поскольку в нелегальное производство и сбыт наркотиков привлечены тысячи преступных элементов, относящихся к различным слоям общества. Такое положение обусловливается целым рядом причин, основными из которых являются:

1) колоссальные прибыли, извлекаемые из незаконного оборота наркотических средств;

2) отсутствие жизненных идеалов и бесперспективность значительных групп населения в обществе, привлекающие к нелегальному производству и спекуляции наркотиками тысячи преступных элементов;

3) криминализация общества.

На сегодняшний день преступность является самопроизводящей. Усложнение и укрупнение преступной деятельности, приобретение ей новых форм и проявлений произошло не только в связи с изменившимися экономическими, социальными и иными обстоятельствами, но и в связи с протекающими внутри нее сложными криминологическими процессами. Это обуславливает все большее вовлечение в наркобизнес новых людей, совершающих преступления различных категорий, с целью приобретения наркотиков.

Разделение труда на различных стадиях транспортировки наркотиков, сетевой принцип распространения значительно снижают риск провала всей преступной цепи в случае, если одно из звеньев будет устранено правоохранительными органами. Поэтому процесс раскрытия и расследования преступлений, связанных с транспортировкой наркотиков, имеет свои особенности, знание которых необходимо для эффективного использования следователями и оперативными работниками имеющихся в их распоряжении средств и методов[1 с. 4].

В последние годы в России продолжается интенсивное расширение наркорынка. Одним из факторов, обусловливающих такую ситуацию, является географическое расположение России: она находится на пути переброски наркотиков на территорию государств - членов Евросоюза. В этой связи часть наркотиков оседает по пути следования, т. е. на территории нашего государства. Население субъектов Российской Федерации, граничащих с такими республиками, как Казахстан, Таджикистан, невольно становится «первой» жертвой наркотрафика, поскольку именно здесь начинается путь наркотиков вглубь страны и далее в Европу. Кроме того, наркоситуацию усугубляет и наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков, а именно широкомасштабное произрастание конопли. Так, в Южном, Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах конопля растет на территории около 1 млн га[5 с. 24].

Вместе с тем нельзя не согласиться, что современный наркотрафик - это дорога с двусторонним движением, так как наркотики идут не только из Центральной Азии в Европу, но и наоборот. В частности, формирование новых путей наркотрафика происходит вследствие того, что Европейские страны становятся центром производства и потребления синтетических наркотиков, которые поставляются в Северную и Южную Америку, в Центральную Азию и в нашу страну.

Если раньше, еще несколько лет назад, основной акцент в международном противодействии наркоугрозе делался на трафик из Афганистана, то сейчас, не менее серьезной угрозой для России стал рост потребления синтетических наркотиков, поступающих с запада.

Рост популярности наркотиков синтетического происхождения объясняется:

  • ярко выраженным стимулирующим воздействием;
  • «развлекательной» идеологией;
  • удобством и быстротой употребления;
  • большой продолжительностью наркотического эффекта;
  • отсутствием очевидных видимых признаков употребления;
  • возможностью самостоятельного изготовления (некоторых видов);
  • безопасностью от заражения ВИЧ, и другими вирусными заболеваниями;
  • относительной дешевизной.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно прийти к заключению, что в ближайшие годы в России продолжится формирование наркоситуации, характеризующейся:

  • значительным ростом спроса на наркотики, прежде всего, синтетического происхождения, особенно амфетаминов, а также наркотических средств опийной группы, поступающих из-за рубежа;
  • увеличением удельного веса молодежи в числе потребителей наркотиков;
  • возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность;
  • все более тесной связью незаконного оборота наркотиков и терроризма;
  • проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, сопровождающимся коррумпированием государственных чиновников как необходимым атрибутом наркобизнеса, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;
  • увеличением числа незаконных посевов наркотикосодержащих растений в тепличных условиях и производством наркотиков в подпольных лабораториях;
  • вовлечением в мелкий, розничный наркобизнес значительной части малоимущего населения, в том числе несовершеннолетних, студентов и не занятой в сфере производства молодежи, в то же время контроль над оптовой реализацией наркотиков постепенно будет пе­реходить к коммерческим структурам, прежде всего, имеющим связи со странами - производителями наркотических средств.

В этой связи Россия, будучи одновременно транзитной страной, поставщиком и потребителем наркотиков, объективно заинтересована в международном комплексном противодействии наркобизнесу.

Для пресечения наркотрафика в Российской Федерации требуется согласованный межгосударственный подход к обеспечению надежного заслона и пересечению границ государств, находящихся в пограничной зоне с государствами-производителями наркотических средств и психотропных веществ, их транспортировке по территории субъектов Российской Федерации, и далее - в европейские страны.

Учитывая, что произошло укрупнение наркоструктур и позиций трансграничной наркопреступности, формирование инфраструктур трафика и рынков сбыта вокруг наркокоридоров, давно возникла необходимость в принятии государственных мер, направленных на защиту граждан от преступного влияния наркодельцов. Среди таких мер следует назвать, прежде всего, правовые.

Так, процесс системного формирования антинаркотического законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики Российской Федерации, получившего наименование государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, и в области противодействия их незаконному обороту[5]. Данная программа инициировала рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся названного вида правовой политики.

Основные вопросы, касающиеся государственно-правовой антинаркотической политики, изложены в Стратегии государственной политики Российской Федерации [6], которая определяет:

  • систему государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту;
  • основные направления, цели и средства такого контроля и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения;
  • пути выработки и реализации мер, направленных на предупреждение наркопреступлений;
  • способы сокращения спроса на наркотики;
  • другие аспекты, включая вопросы профилактики наркомании, лечения от наркозависимости и реабилитации лиц прошедших такое лечение.

Проблема распространения наркотиков на территории нашего государства и их транзит приобрела глобальные масштабы. На заседаниях Совета Безопасности ООН вопросы борьбы с распространением наркотиков обсуждаются наравне с проблемами борьбы с международным терроризмом и оружием массового уничтожения.

На уровне президентов государств ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. Основана в 2001 г. Участники - Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан), БРИКС (BRICS - группа из пяти быстроразвивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Европейской восьмерки (международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии), Мировой (Большой) двадцатки (международный клуб в формате встреч на уровне министров финансов и глав центральных банков, с 2008 г. - саммит на высшем уровне 20-и наиболее развитых индустриальных стран. В Большую двадцатку входят 19 национальных экономик: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Отдельным членом Двадцатки является Европейский союз) рассматриваются вопросы по противодействию транснациональному наркотрафику. Например:

  1. Международная «Группа Помпиду» (была создана 30 марта 2011 г. в Страсбурге и является межгосударственной рабочей группой по выработке оперативных и следственных операций в целях противодействия транснациональному наркотрафику) объединяющая 35 государств и являющаяся координатором работы России и Европейского союза в противодействии афганскому наркотрафику.
  2. Третий международный Сяншаньский форум «Эволюция международной стратегической обстановки и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе по противодействию наркотрафику и производству наркотиков» (КНР, Пекин. 26 ноября 2010 г.).
  3. Международная конференция «Центральная Азия и Афганистан: проблемы и решения» (ФОГ, Берлин, Потсдам. 6-8 июня 2010 г.).
  4. Совместное совещание полицейских ФСКН России и DEA США в МГУ им. М. Ф. Ломоносова по противодействию транснациональному наркотрафику (Россия, Москва. 25 марта 2011 г).
  5. Международная конференция «Противодействие афганскому наркотрафику» (ФРГ, Бонн. 5 ноября 2011 г. Конференция с участием специального представителя Президента Российской Федерации по Афганистану Замира Кабулов).
  6. Принятие меморандума «План Коломбо» - о взаимопонимании между государствами: Японией, Пакистаном, Афганистаном, Шри-Ланкой, Новой Зеландией, США и Малайзией (Россия, Москва. 29 марта 2011 г.)[8 с. 4-5].

В современных условиях вопросы создания эффективной системы противодействия наркопреступлениям имеют во многом определяющее значение для обеспечения общественной безопасности в целом. Например, по данным международной организации «Врачи без границ», 90 % ВИЧ-инфицированных граждан являются наркоманами, которые совершают тяжкие и особо тяжкие общеуголовные преступления в целях получения средств для приобретения наркотиков[4].

Полагаю, что изменение сложившейся ситуации зависит от успешной реализации следующих мер:

1) усиление контроля за реализацией государственных программ профилактики наркомании и выработка стимулов деятельности лиц, вовлеченных в реализацию этих программ;

2) ужесточение пограничного и таможенного контроля, направленного на выявление и пресечения каналов наркотрафика;

3) выявление путей и способов транспортировки наркотиков через территории субъектов Российской Федерации, в зависимости от их географического положения, социального статуса граждан, проживающих на данных территориях, уровня и структуры преступности, и, как следствие, выработка механизмов воздействия на указанные факторы;

4) совершенствование форм и методов сотрудничества правоохранительных органов различных государств, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

5) повсеместное внедрение достижений криминалистической науки для выявления, пресечения, раскрытия, расследования и профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

6) глобализация научных разработок в сфере борьбы с наркотрафиком, к числу которых могут относится:

  • обобщение криминалистического опыта зарубежных стран в борьбе с наркотрафиком и на этой базе подготовка и издание системных справочных материалов о внутреннем законодательстве стран СНГ и дальнего зарубежья (США, Латинской Америки, Афганистана, Ирана, Пакистана и др.), регламентирующем различные вопросы деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • выработка предложений по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации, определяющего противодействие организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • разработка рекомендаций по формированию доказательственной базы по делам о межгосударственных и транснациональных наркопреступлениях и определение, с учетом международных стандартов, научных критериев оценки результатов их расследования.

На современном этапе приходится констатировать, что наркоиндустрия неуклонно совершенствуется, повышая технический потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Транснациональные наркосиндикаты, для обеспечения криминальной деятельности, закупают современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, постоянно совершенствуют методы обеспечения собственной безопасности и внедряют новейшие наработки в этой области в преступную деятельность. По оценкам специалистов, наркобизнес ежегодно вкладывает около 125 млн долларов в закупку новой «техники сигнальной разведки»[2 с. 28].

Рецензенты:

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.