Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS MEANS SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Dutova O.V. 1
1 Sant-Petersburg Socially-rehabilitation center for minors "Prometheus"
In article the main priority directions of social adaptation of teenagers – graduates of residential establishments and experience of their realization by familiarizing with welfare activity in the conditions of the social and rehabilitation center "Prometey" (St. Petersburg) are considered. The main problems demanding the decision and the priority areas of work are allocated: deficiency of socialization, and first of all weak development of the main repertoire of family roles; the low level of communicative culture interfering formation of socially adaptive skills; the problems of personal character interfering social adaptation; social and legal illiteracy. Features of development of adaptation potential according to internal logic of processes of understanding, assimilation and assignment of welfare values are opened. The presented and developed comprehensive modular program including in structure of 10 main modules: "Family", "Tolerance", "Leisure", "Culture of behaviour", "Healthy lifestyle", "Career guidance and employment "Springboard", "Patriotic education", "The safe world", "Social and legal adaptation", "Social adaptation".
integration of graduates of boarding schools
socio-cultural upbringing
the social adaptation program
preventive maintenance behavior of orphans
Orphanhood

Введение

Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной - наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию [8].

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Причин этому много, и среди них большое значение имеет то, что на протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2]. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, как отмечает Л.И. Смагина [8], лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда - возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения [5]. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.

Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.

Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических концепциях социальной защиты, системы воспитания; социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей [3, 8]. Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа [6].

В современных научных исследованиях, как отмечают В.Д. Бахарев и И.А. Григорьева [1], созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности [4], народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Цель исследования

Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде [5]. Перспективы социальной адаптации подростков из детских домов Санкт-Петербурга зависят, во-первых, от особенностей этого города и, во-вторых, от эффективной деятельности государственных и общественных организаций, участвующих в этом процессе.

В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилось и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города, система социозащитных учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» (СПб ГБУ СРЦ «Прометей»).

Основными целями центра являются:

  • социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полученные на основании комплексной диагностики воспитанников центра данные позволяют выделить основные проблемы, требующие решения, и приоритетные направления работы:

1) дефицит социализации и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей;

2) низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков;

3) проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации;

4) социально-правовая безграмотность.

Материал и методы исследования

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач центра. Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем.

Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты.

С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация». В каждом модуле сформулированы цели, задачи, тематика, прописаны требования к модератору и ожидания от участников в процессе освоения модуля, а также обозначен предполагаемый социальный эффект его применения.

Реализацию мероприятий программы по обозначенным четырем направлениям, решающим соответствующие педагогические задачи, где логика развития адаптационного потенциала будет соответствовать внутренней логике процессов осознания, усвоения и присвоения социально-культурных ценностей, рассмотрим на примере модуля «Семья».

Первое направление модуля «Семья» «Я - семьянин» - освоение основного репертуара семейных ролей, включающего социально-бытовую адаптацию и оснащение в рамках данного модуля здоровье сберегающими моделями поведения. Задачами данного направления являются: формирование структуры социальных представлений о ролевых отношениях в семье, в которой можно выделить три измерения: информацию как сумму знаний о ролевых отношениях в современной семье; поле представления о ролевых отношениях в семье, характеризующееся личностными качествами супругов и родителей; установку по отношению к ролевым отношениям в семье, включающую ценностные ориентации; оценки разных жизненных ситуаций; репродуктивные предпосылки в рамках формирования здорового образа жизни, формирование системы знаний об основах домоводства. Деятельность по данному направлению включает цикл тематических занятий в форме бесед, лекций-диалогов, дискуссий, презентаций, ролевых, имитационных, интеллектуальных игр, акций, экскурсий, презентаций.

Второе направление модуля «Семья» «Я культурный человек» направлено на формирование коммуникативной культуры воспитанников центра. Задачи направления: усвоение норм и правил поведения в конкретных жизненных ситуациях, формирование умений и навыков в сфере общения, умение продуктивно разрешать межличностные конфликты, развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей. Формы работы: социально-педагогические и социально-психологические тренинги, дискуссии, эвристические беседы, перформанс, игротерапия, где игра выступает определенной сферой, в которой происходит налаживание отношений между подростками, а также с окружающим миром. Деятельность по данному направлению осуществляется педагогами-психологами в рамках «Коммуникативного тренинга», включающего активное слушание, вербальное и невербальное выражение, парное и групповое взаимодействие.

Третье направление модуля «Семья» «Я - взрослый» направлено на коррекцию психологических факторов, препятствующих успешной социальной адаптации. Задачами данного направления являются: позитивизация «Я-концепции» воспитанников, преодоление тревожности, снижение уровня агрессивности, повышение нервно-психической устойчивости, повышение уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, активизация мотивационного потенциала, повышение уровня регуляции выполняемой деятельности. По данному направлению в условиях центра разработаны и успешно реализуются тренинги «Развитие эмоционально-волевой сферы подростка» и «Мотивационный тренинг», цикл ролевых и имитационных игр и праздников, являющихся для воспитанников наиболее яркой формой самореализации, своеобразной формой успеха, средством повышения самооценки.

Наиболее приемлемым и эффективным психотерапевтическим воздействием в рамках данного направления является арт-терапия - использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущений. В центре были апробированы с высоким качеством результативности инновационные техники: гарденотерапия, имидж-терапия, туротерапия, представляющие собой сочетание многих приемов индивидуальной, групповой и массовой работы, направленных на формирование новых социально-психологических умений и навыков, помогающие совершенствовать адаптационный процесс.

Четвертое направление модуля «Семья» «Я - гражданин» включает цикл занятий по Семейному праву, направленных на социально-правовую адаптацию воспитанников центра, повышение уровня информированности о правовых нормах, регулирующих брачно-семейные отношения; формирование уважительного отношения к закону, внутренней потребности и мотивации законопослушного поведения; формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально-психологической помощи в случае противоправных действий.

При определении форм работы по данному направлению главный акцент сделан на использование просветительных форм социально-культурной деятельности: лекции, беседы, дискуссии, предоставляющие достоверную информацию по актуальным правовым вопросам брачно-семейных отношений, информирующие о Семейном кодексе Российской Федерации, правах человека и ребенка; и познавательно-развлекательных форм: викторины, интерактивные игры, практикумы, направленные на обучение жизненно важным навыкам (взаимодействие с социальными структурами, правоохранительными органами, судебной системой, формирование поведенческих навыков в получении документов, выявлении ошибок при их оформлении).

Результаты исследования и их обсуждения

Рассмотренные на примере модуля «Семья», транслирующего основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной модульной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации.

Таким образом, средства социально-культурной деятельности с использованием различных технологий позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся на современном этапе социальной адаптации детей-сирот эталонами для решения различных проблем личности в условиях центра. Использование модульных блоков является эффективным, так как позволяет комплексно решать задачи оптимизации, вариативности и структурирования содержания занятий на деятельностной основе, осуществлять поэтапно контроль успешности усвоения социального опыта.

Заключение

Результаты работы центра «Прометей» свидетельствуют об эффективности развития адаптационного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами и формами социально-культурной деятельности путем преобразования социально-воспитательной среды. В результате данного преобразования повышается общекультурный и творческий уровень воспитанников; развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми; предоставляется возможность применения своих творческих способностей, самостоятельности, активности, а главное, происходит подготовка к самостоятельной жизни.

Опыт центра по социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений - может быть использован в деятельности государственных организаций при выработке направлений по социализации детей-сирот, в проектировании социокультурных программ профилактической направленности в досуговой и образовательной сферах, в деятельности общественных организаций и волонтеров, социально-реабилитационных центрах, системе переподготовки кадров и повышения квалификации для специалистов социозащитных учреждений, органов опеки и попечительства, в учебном процессе вузов при подготовке социальных педагогов и технологов социально-культурной деятельности.

Рецензенты:

Худик В.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И.П. Павлова», г. Санкт-Петербург.

Рыжова Н.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, директор департамента НИР НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.