Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MUSICLAND AESTHETICAL EDUCATION OF SCHADCHILDREN IN GOINT WORK OF CULTURE AND LEISURE ESTABLISHMENTS AND SCHOOLS OF THE CITY OF KAMYSHIN

Степанов А.Н.
Spiritual and moral potential of children and teenagers grows richer owing to active art activities, their participation in various societies, amateur art collectives, where aesthetic education is accomplished/ Creative collectives and performers of the Kamyshin Arts College, Children’s Musicland School Number 1, children and Youth Centre, School Number 18, Children’s Arts School at Petrov Val showed arts lovers all their best which was concentrated in people’s art activities in 2007/2008.

Духовно-нравственный потенциал детей и подростков становится богаче за счет активного художественного творчества, участия их в различных кружках, коллективах художественной самодеятельности, где осуществляется эстетическое воспитание. В подтверждении сказанного можно руководствоваться известным умозаключением, высказанным русским педагогом К.Д. Ушинским: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение... В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу». [3] Столь же большое значение в эстетическом воспитании придавал музыке В.А. Сухомлинский. «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферу» [2] В самой музыке и в специфике хорового пения Ушинский и Сухомлинский усматривали действенное педагогическое средство.

Культурно-досуговые учреждения располагают разнообразными формами работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Это музыкальные лектории, общество, кружки, секции, конференции и др. Поэтому очень важно в формировании культуры личности школьников первостепенную роль должны сыграть очаги культуры, возглавляемые опытными руководителями художественной самодеятельности. В этой музыкально-эстетической работе различных жанров и направлений они должны особое внимание уделять подбору идейно-художественного репертуара. Правильно подобранный репертуар будет способствовать формированию у школьников художественно-эстетического вкуса, эстетического идеала в процессе совместной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в музыкальных и общеобразовательных школах, в эстетических центрах, а также в музыкально-художественной самодеятельности культурно-досуговых учреждений города Камышина и камышинского района.

Эстетическому воспитанию подрастающего поколения в городе и районе уделяется огромное внимание. Ведь еще в 20-е годы педагогическая общественность, органы народного образования, куда входила культурно-просветительная работа, выдвигали инициативу о создании разнообразных по характеру и структуре массовых объединений для детей и подростков вне школы - это различного рода направления - станции, секции, студии, клубы, основной целью которых являлось духовно-нравственное воспитание детей и подростков через организованную художественную деятельность.

Вот так рассуждает о музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков в городе Камышине преподаватель музыки Елена Викторовна Беричевская: - «Камышин - город особый, здесь создана уникальная образовательная система, чего стоят одни учреждения дополнительного образования, - говорит Елена Викторовна. - Десять лет я работала в музыкально-хоровой студии, здесь очень интересный творческий коллектив. Камышане, наверняка, знают и помнят выступления ансамблей «Кредо», «Гармония». Я с благодарностью вспоминаю это время...

Третий год этот талантливый педагог руководит детским мюзик-холлом «Улица хит ». Создание такого творческого объединения - закономерность. В рамках музыкально-хоровой студии творческие идеи и новые проекты не помещались, а достигнутые результаты, которыми отличались юные вокалисты - воспитанники Боричевской, хотелось не только повторить, но и сделать более масштабными. Требовался другой подход к организации творческой работы детских вокальных коллективов. Так родилась идея детского мюзик-холла, которую всячески поддерживал директор Детско-юношеского центра Геннадий Витальевич Шуляков. В настоящее время мюзик-холл посещают 80 детей и подростков. Только за прошлый год воспитанники творческого объединения провели 42 концерта! Кроме динамичной концертной деятельности обязательным условием является посещение учебных занятий по вокалу, актерскому мастерству, хореографии, сольфеджио. Несмотря на юный «возраст» мюзик-холла, его артисты, прославились во многих городах России, где проходили фестивали и конкурсы в Москве, Сочи, Туапсе, Волгограде и меньше, чем гран-при или первое место не завоёвывали! Сейчас коллектив во главе с педагогом занимается новым проектом: ставит молодежный мюзикл, в репертуаре которого будет преобладать тема выбора жизненного пути, определения своего места в огромном пространстве. Будет немного философии и даже мистики. Впрочем, подбор репертуара как для детей, так и молодежи - вопрос очень серьезный, если не самый главный. Здесь используется материал местных авторов, известных советских и современных.

Содержание культурно-эстетической работы культурно-досуговых учреждений с детьми и подростками - важная педагогическая проблема, связанная с определением того, чему воспитывать подрастающее поколение, какими навыками и умениями их вооружить в процессе их участия и посещения различных музыкальных мероприятий, проводимых клубными учреждениями.

Важный раздел музыкально-эстетического воспитания детей и подростков составляет широкая музыкальная пропаганда, которая включает в себя музыкальные лектории, беседы, лекции-концерты, литературно-музыкальные вечера, парады духовых оркестров и много других музыкальных мероприятий. Для того, чтобы образовательные и воспитательные задачи решались эффективнее, в свое время видный педагог и психолог Блонский П.П. в своей практической деятельности высказывал мнение. По его мнению, важнее всего развивать самодеятельность в форме различный студий - художественных, литературных, музыкально-вокальных и т.д. Именно студия дает возможность организовать обучение основам живописи, хорового пения, игры на музыкальных инструментах и в то же время вести концертную деятельность. Блонский П.П. разрабатывал специфическую методику организации таких занятий в музыкальных студиях. Основой в них должно быть музицирование на народных инструментах, которое основывается на печеских навыках, общем знании музыкального искусства, в частности, оркестровой, камерной, вокальной музыки. Игра на музыкальных инструментах должна служить в первую очередь воспитанию «дилетанта в музыке, т.е. не виртуоза-исполнителя, но просто человека с музыкальным чувством» [1]

Убедительным примером юных исполнителей на народных музыкальных инструментах являются фестивали «Камышинские самоцветы». В 2007 году городской комитет по культуре пригласил камышан на праздник народной музыки - третий фестиваль «Камышинские самоцветы» имени В.П. Барабошкина. Творческие коллективы и исполнители училища искусств города Камышина, детской музыкальной школы №1, детского юношеского центра, Дворца культуры «Текстильщик», школы №18, детской школы искусств из Петрова Вала показали ценителям всё самое лучшее, что сконцентрировано в народном творчестве.

Всех покорила самая юная исполнительница народных песен Надя Артёмова (руководитель Ольга Пронина). Как всегда блистательно выступили хоровой коллектив «Весна» (руководитель Сергей Колесников), образцовый ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик» (руководитель Вячеслав Банков), оркестр народных инструментов Камышинского училища искусств (дирижер Валерий Матвеев), детский ансамбль ложкарей «Скомарошина» и ряд других народных коллективов.

Несмотря на свой юный возраст, фестиваль уже начал расширять жанровые рамки. Звучали эстрадные обработки народных песен, авторские произведения, представлялись вокально-хореографические композиции.

Участие школьников во встречах с мастерами искусств, читательских и зрительских конференциях и других мероприятий художественно-эстетической направленности помогает школьникам развивать мастерство, познакомиться с лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства, углубить представление о различных жанрах и видах искусства.

Особенно успешно процесс эстетического воспитания осуществляется в постоянно развивающемся, творчески растущем коллективе, когда его питомцы видят перспективу развития и участия в преодолении конкретных препятствий. Творческая деловая атмосфера, когда юные участники ориентированы на новые творческо-художественные поиски, когда составлен художественно-полноценный репертуар, когда постоянно дают о себе знать внимательное и требовательное отношение руководителя-педагога к каждому участнику коллектива, профессиональное мастерство и опора на возрастные и индивидуально-психологические закономерности школьников, проявления, когда царит атмосфера педагогического такта воспитателя, неизбежно успешное решение задачи художественно-эстетического воспитания каждого ребенка, юноши или девушки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Блонский П.П. Избранные произведения пед. и псих. Соч.: в 2 т., М.,1979, т.1, с. 145.

2.      Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т., Киев, 1979, т.3, с. 595,600.

3.      Ушинский К.Д. Избранные сочинения. Т.1, М.,1939, с. 341-342.