Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF SOCIAL NETWORKS AS THE CONTINUOUSLY UPDATED REPRESENTATIVE DEMOCRACY

Bychkov P.G. 1 Nikonova S.B. 2
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute of Management, Faculty of Social Sciences
2 Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
The paper deals with the «social network» and «net generation» in the context of newest cultural transmission. The article identifies main characteristics of «social network» and its influence on modern social and cultural reality. Also the paper deals with the «masscollaboration» which is showing what happens when the people freely cooperate for production of goods and services, advance of innovations and the cultural values, and also growth stimulation in various branches. The article analyzes the role of information technology in the development of human civilization, which has always attracted the attention of researcher. Most attention is paid to the influence of information technology on the social sphere of life is accelerating the pace of innovation in this area. In particular, discusses the current state of the Internet, which to date has great potential because it allows to broadcast information on almost any language culture - graphics, audio and video facilities.
information technology.
mass collaboration
cultural transmission
net generation
social network

Современные тенденции в развитии цифровых, компьютерных технологий являются основной причиной для кардинальных изменений в механизмах развития общества, социальных процессах и формирования новейшей социокультурной картины мира.

Подобные технологии двигаются по пути все большей мобильности, эргономичности и компактности. Компьютерные устройства становятся все более независимыми от источников питания, удобными в управлении и транспортировке[3].

Согласно­ исследованию "Miniwatts Marketing Group", на конец 2011 года количество людей регулярно использующих всемирную сеть интернет превысило 2 млрд. человек. Только в России, согласно той же статистике 59,7 миллионов активных пользователей всемирной паутины, что составляет 43% населения всей страны и 2,9 % от всех пользователей сети интернет.

С каждым годом в крупных городах становится все больше зон с бесплатным и беспроводным доступом в глобальную сеть. Как правило, это места массового скопления людей: кафетерии, рестораны, гостиницы, крупные торговые и развлекательные центры, станции метро и так далее[2].

Все это Дональд Тапскотт и Энтони Д. Вильямс называют "­оружием массового сотрудничества". Новейшие малозатратные инструменты сотрудничества, начиная от программ с открытым доступом и заканчивая бесплатной Интернет-телефонии, способствуют созданию глобальных аутсорсинговых платформ, позволяя огромному множеству отдельных людей и небольших компаний совместно влиять на глобальные социокультурные процессы[4].

Переворот, который происходит прямо сейчас в СМИ и медиа-индустрии, дает нам понимание того, как массовое сотрудничество способно оказать тотальное влияние на целую индустрию.

Сегодня сотни миллионов людей делятся информацией: новостями и мнениями в блогосфере, самоорганизующейся сети, которая объединяет более 50 миллионов персональных веб-сайтов и коллективных блог-платформ, создавая тем самым ежесекундно обновляющийся поток информации. Таким образом, подобные объединения вынуждают медиа-корпорации делить сцену с творцами-любителями, которые постоянно нарушают их покой[1].

Фото, аудио и видеоблоги, появившиеся в последнее время, на которых пользователи размещают фотографии с мобильных телефонов, способствуют развитию динамичного, ежесекундно обновляющегося потока новостей, передающихся от человека к человеку, и процессу свободной трансляции информации посредствам сети Интернет.

Некоторые крупные блоги (от англ. Web log - «сетевой журнал») ежедневно посещаются миллионами пользователей, то есть аудитория во много раз превышает тиражи большинства ежедневных газет.

Уже сейчас пользователи сети могут делиться идеями, знаниями, каналами доступа в Интернет, вычислительными мощностями, и прочими ресурсами, создавая широкий ряд открытых для доступа и главное бесплатных товаров и услуг, которые могут использоваться и редактироваться каждым участником. В свою очередь, участие в подобных системах является низкозатратным, что делает еще более привлекательным участие в таких коллективных действиях.

Массовое сотрудничество является социальной деятельностью. Все, что вам необходимо для участия в проекте - это компьютер или аналогичное цифровое устройство (планшет, мобильный телефон, коммуникатор, ноутбук), связь с глобальной сетью Интернет и определенная степень инициативности и креативности.

Несомненно, что больше всего на развитие новой эпохи влияет развитие глобальной сети Интернет. Растет вычислительная мощность и производительность компьютеров, появляются новые способы подключения к сети, расширяется территориальный охват. Таким образом, появляется все больше удобных механизмов для доступа к инструментам, необходимым для создания материальных и духовных ценностей. Стоит отметить, что сама технология организации веб-ресурсов сегодня заметно трансформировалась. Сегодня глобальная сеть представляет не столько библиотеку, как это было ранее, а систему для организации глобальных аутсорсинговых платформ. Подобную систему называют по-разному: Web 2.0, живая Сеть, Hypernet, активная Сеть, а также read/write Web.

В своих статьях основатель корпорации «O'Reilly Media Inc» Тим О'Рейлли, автор термина "web 2.0", пишет, что web 2.0 является новейшей методикой проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Главной особенностью веб 2.0 он считает принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала[5].

По мнению О'Рейлли, человечество сейчас находится в восходящем потоке развития глобальной и всеобъемлющей платформы предназначенной для расчётов и массового сотрудничества, которая реструктурирует практически все аспекты человеческих взаимоотношений.

Старая Сеть ассоциировалась с веб-сайтами и переходами с одного сайта на другой, новая же Сеть связана со свободными сообществами и взаимодействием на равных.

Перманентное увеличение количества пользователей и вычислительных мощностей в совокупности с упрощением инструментов взаимодействия превращает сеть в глобальный, живой сетевой компьютер, внутри которого любой желающий может создавать свои уникальные проекты. Даже простейшие манипуляции, которые совершают пользователи в рамках онлайн-сообществ, дают возможность развиваться цифровому пространству.

По сути, термин "Web 2.0" обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и многое другое.

По сути, человеческое сообщество всегда сталкивалось с этапами глобальных социально-культурных изменений, не только влиявших на мышление и поведение индивидов, но и создававших новые социальные учреждения и нормы. Как правило, именно в такие периоды и возникают революционные изобретения, такие как, например, печатный станок, автомобиль или телефон.

Такие технологии проникают в общество и в корне меняют его культурную и экономическую организацию.

Раньше глобальным технологическим изменениям, таким как, например, промышленная электрификация, требовалось больше половины века на то, чтобы развернуться в полной мере.

Сегодня же масштаб и глубина ресурсов, используемых для инноваций такова, что новейшие социокультурные изменения будут внедряться с огромной скоростью.

Сегодня мы можем говорить, о том, что новое понимание массового сотрудничества изменяет понимание того, как общество использует знания и способности для культурных инноваций и создания материальных и духовных ценностей.

Вчерашний Интернет, работавший по принципу размещения информации и перехода по ссылкам, превращается в новое пространство, где ресурсы, знания и вычислительные мощности сотен миллионов людей объединяются в единую коллективную силу.

Получая энергию через социальные сети, блоги, вики-совместимые проекты, и другие формы общения и взаимодействия на равных, эта аморфная и децентрализованная сила получает все больше возможностей для самоорганизации и создания собственных информационного, развлекательного контента и услуг. Эти эффекты уже оказывают значительное влияние на культуру и экономику и происходят в одно время с такими обширными структурными изменениями как глобализация.

Новая Сеть, представляющая собой переплетение современных цифровых технологий, является лучшей на сегодняшний день платформой для развития и быстрого внедрения творческих прорывов. Люди, знание, продукты и технологии, все соединяется и взаимодействует в сетях типа "многие-ко-многим", в которых творческие прорывы и социальные тренды распространяются подобно вирусам.

Рост этих инноваций стал возможен благодаря тому, что новая Сеть стала обителью для новой когорты "сотрудников", называемой Сетевым Поколением (Net Generation или N-gen).

Для такого поколения сеть более не является библиотекой (хранилищем информации или каталогом) - она воспринимается ими как площадка, объединяющая их социальные сети. Такие феномены, как Facebook, Vkontakte, MySpace, Instagram, flickr, CouchSerfing, 43 Things, Technorati не являются обычными веб-сайтами, это динамичные онлайн-сообщества, в которых постоянно формируются распространяющиеся паутины связей. Молодое и активное поколение пользователей сети Интернет формирует этот интерактивный этос: стиль жизни, общую ориентацию культуры, а также определённую иерархию ценностей.

Новая Сеть становится глобальным игровым полем, где единицы информации свободно синтезируются и обмениваются, формируя гибкую и свободную ткань. Если раньше Сеть развивалась как статичная форма трансляции информации, то сейчас она стала основой для новых динамических форм сотрудничества и творческой самореализации.

С момента изобретения сети Интернет, его создатели представляли его функциональный потенциал как некий универсальный субстрат, который связывает все человечество и все им созданное, в единую, взаимосвязанную паутину знания. В этом и состояло ключевое отличие Старой сети, ее можно было сравнивать со всемирной библиотекой, содержащей всю мировую информацию, которая возникла в прошлом и возникает в настоящем.

Веб 2.0 кардинально отличается от старой сети, как с точки зрения архитектуры, так и применения. Сегодня Сеть превращается из разнообразного каталога веб-сайтов, в самостоятельный вычислительный центр. Интернет предоставляет глобальную инфраструктуру для самоорганизации, активного творчества и совместного использования ресурсов.

Блогосфера наглядно демонстрирует то, как новая Сеть способна влиять на всемирные социокультурные процессы.

Критики блогосферы утверждают, что подобное многоголосие лишь добавляет лишний шум в уже достаточно насыщенную медиа среду. И с определенной точки зрения, это заявление бесспорно. На сегодняшний день в мире существует больше 100 миллионов блогов и ежесекундно возникает как минимум два новых блога, а, следовательно, можно посчитать, что в подобной критике действительно имеется рациональное зерно[1]. Тем не менее, все чаще содержание блогов (а также других медийных платформ) объединяются при помощи технологии, которая получила название RSS (от анг. reallysimplesyndication - "очень простое объединение информации"). Благодаря этой технологии, Интернет становится потоком структурированной информации легко поддающейся сортировке и выборке, согласно индивидуальным потребностям, в котором легко усекаются коммерческие или рекламные сообщения.

Помимо этого, такие поисковые сайты как Technorati или IceRocket, дают пользователям новейшие инструменты для простого и удобного поиска необходимого содержимого по всем блогам Интернета в режиме реального времени. Так пользователи получают полное представление о том, кто и что говорит по интересующему их вопросу.

Хотя, безусловно, качество содержания большинства блогов пока не дает им возможность соревноваться с коммерческими средствами, следует отметить, что уже сейчас конечным потребителям все проще создавать собственные информационные и развлекательные продукты, минуя традиционные источники. Таким образом, в глобальной сети образуются сообщества по интересам, позволяющие пользователям активно обмениваться информацией и своими комментариями по различным вопросам.

Значимость блогосферы с каждым днём будет только расти, в особенности, когда пользователи начнут ещё активнее включать в содержание своих блогов аудио и видеосообщения.

Уже сейчас можно отметить активный рост таких сервисов, как YouTube, который является, по сути, Интернет-телевидением по принципу "сделай сам".

Подобные проекты уже имеют своих узнаваемых ведущих (видео-блогеры) и их успешные проекты. Уже сегодня просмотры некоторых роликов превышают один миллиард.

Канадский ученый Дональд Тапскотт, один из передовых аналитиков глобальной сети, называет Интернет коллективным интеллектом: совокупным знанием, которое создается в результате суждений групп независимых участников и их децентрализованной фильтрации посредством массовых запросов и последующей оценке.

Эпоха сетевого интеллекта - многообещающее время. Здесь речь идет не столько о формировании технологических сетей, сколько о создании сетей между отдельными индивидами с помощью технологии. Можно смело говорить, что это не просто эпоха умных машин, а эпоха умных людей, использующих новейшие технологии и взаимодействующих между собой в глобальных сетях, получая возможность объединять опыт, знания и творческие способности для создания инновационных решений в области социокультурного, политического и экономического развития.

Корпорация Google является безусловным лидером среди поисковых систем, являясь почти монополистом в своей сфере, в основном благодаря тому, что использует в своей работе коллективные суждения пользователей, перемещающихся по Глобальной сети.

Технология PageRank, лежащей в основе этой поисковой машины, основана на концепции, что самый простой способ найти нужную информацию - это искать не только по ключевым характеристикам самого документа, но еще и по количеству обращений пользователей к этому сайту, а также количеству ссылок других ресурсов на этот сайт.

Существует книжный интернет-магазин Amazon, который несколько лет назад ввёл в функционал своего Интернет-ресурса систему рейтингов, которая даёт возможность пользователям публиковать рецензии книг (а другим, в свою очередь, публиковать рецензии на их рецензии). Помимо этого, в Amazon присутствует система, которая обеспечивает автоматический поиск сходных тенденций в поведении пользователей интернет-магазина, и способная на основе этого анализа предлагать пользователям книги, которые могут ему понравиться. Подобную систему имеет и музыкальный портал Lastfm.ru, который, сравнивая музыкальные предпочтения своих пользователей, может найти людей с похожими вкусами и при добавлении одним из таких пользователей новой композиции, автоматически предлагает ее всем остальным участникам данной группы. Таким же образом пользователи сайта «Кинопоиск» находят фильмы, которые понравились другим пользователям со схожими вкусами.

Раньше социокультурные предпочтения индивида формировались в основном благодаря рекламе и частным рекомендациям, но благодаря новейшим формам массового сотрудничества, появилась возможность получить массовую оценку того или иного продукта или явления социокультурной действительности и на основе этого формировать свои дальнейшие предпочтения.

Все эти примеры показывают, как люди с помощью совокупных усилий способны осуществлять непроизвольную фильтрацию огромного потока информации в Сети (равно, как и в реальной жизни) при отсутствии­ какого-либо экспертного заключения. Сегодня же, благодаря усилиям некоторых особо крупных интернет-сервисов, еще больше упростилась технология привлечения коллективных суждений для организации и классификации информации в Интернете. Это стало возможным ­благодаря системе классификации, получившей название "тэггинг".

Тэггинг - механизм сформированный на основе технологии под названием XML ("метадата" - данные о данных), позволяющей пользователям присоединять к тому или иному информационному контенту ключевые слова или описательные ярлыки. Охарактеризовать тэги можно как публичное объявление - подобное тем, что размещаются на папках с бумагами или на табличках около картин. Когда пользователи совместно ставят подобные ярлыки на тех или иных данных, степень значимость тега увеличивается и появляется так называемая "фолксономия" (социальная классификация, от жаргонного слова folks - «приятели») - органичная таксономия, способная организовать содержимое глобальной сети по принципу снизу-вверх.

Подобная фолксономия является лишь одним из примеров того, как глобальные сети формируют устойчивые нормы и правила для улучшения качества связи между пользователями Сети, а также социальную производительность.

Безусловно, система теггинга пока несовершенна: например, точность и полезность, а следовательно и востребованность данной системы может быть несколько нарушена параллельным использованием омонимов и омографов, то есть слов имеющих одинаковое написание, но различное значение (или наоборот, различных слов, обозначающих одно и то же понятие).

Тем не менее, стоит учитывать, что история тэггинга пока только началась, но уже сейчас эта система активно применяется в документах, фотографиях, подкастах, видео, для организации сообщений электронной почты или блогах - почти во всех видах данных.

Сегодня тэг может рассматриваться как "голос" в пользу того или иного Интернет-ресурса (например, сайт является хорошим источником информации о музыке, книгах или фильмах). И следовательно, в долгосрочной перспективе можно прогнозировать, что пережив ряд трансформаций система тэггинга может стать принципиально новой органичной системой поиска.

Уже сегодня основываясь на статистическом анализе можно находить пользователей, способных к качественной оценке информационного контента. При организации последующих поисков мнению этих пользователей уделяется больше внимания. Таким образом, социальные сети в ближайшей перспективе смогут функционировать подобно непрерывно обновляющейся репрезентативной демократии, поддерживающей равновесие между мнением участников и сложными математическими алгоритмами необходимых для организации наиболее точного механизма поиска.

Рецензенты:

Ким М.Н., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой филологии и журналистики Северо-Западного Института Управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Санкт-Петербург.

Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г.Санкт-Петербург.