Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ECONOMIC TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALIST OF AGRARIAN PROFILE

Стукач В.Ф., Тетерева А.М.
Представлен опыт формирования конкурентных преимуществ специалистов-аграриев путем повышения качества экономического образования и интенсификации учебного процесса в вузе
The experience of competitive preference forming of agrarian specialists is represented by the way of economic education quality increase and of education process intensification in the institute of higher education.

Экономическое образование как объективная необходимость подготовки специалиста нового типа

Одной из специфических отраслевых проблем развития АПК является отсутствие в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности необходимого количества квалифицированных менеджеров, имеющих опыт работы в рыночных условиях. Кадровый голод особенно ощущается в сельском хозяйстве, где половина руководителей имеют лишь общее среднее образование. Острая нехватка менеджеров - одно из основных препятствий вывода предприятий АПК из кризиса [1].

Среди факторов, негативно влияющих на качество кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, как показывают различные исследования, является несоответствие содержания образования требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений; снижение мотивации руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации [2].

Для решения отмеченных проблем необходима выработка стратегии образовательных учреждений аграрного профиля, ориентированной на современное состояние агропромышленного производства, где под воздействием научно-технического прогресса происходят глубокие качественные изменения в технике, технологии и организации, расширяются масштабы производства, совершенствуется его структура, растет концентрация, происходит углубление специализации. Это усложняет механизм хозяйствования, возрастает необходимость его соответствия требованиям экономических законов.

Практика показала, что чем выше уровень экономической подготовки специалистов АПК, наряду с профессиональной, тем больше экономический эффект, который они приносят сегодня народному хозяйству своим непосредственным трудом. Аграрная экономика сейчас остро нуждается в притоке не только знающих, но и одаренных, творческих, оригинально мыслящих и нравственно состоятельных людей.

Адаптация образовательного процесса к рынку труда

В условиях рыночной экономики руководители сельскохозяйственных предприятий, специалисты и фермеры должны обладать навыками в области менеджмента, бизнеса, принятия решений, технологии производства. Потребность в таких специалистах вызвала необходимость в формировании навыков и умений, способствующих успешному управлению сельскохозяйственными фирмами. С учетом этого были актуализированы традиционные специальности усилением преподавания экономических и технологических дисциплин. Таким образом появились специализации: «Агробизнес», «Хранение, переработка и товароведение продуктов растениеводства», «Селекция в животноводстве», «Технология производства продуктов животноводства на промышленной основе», « Антикризисное управление на предприятии».

Повышение конкурентоспособности будущего специалиста-агрария происходит тогда, когда агроном или зооинженер получают второе высшее образование в области агробизнеса. В ОмГАУ эта возможность реализуется следующим образом: лучшие студенты 4-5 курсов могут параллельно обучаться в Институте заочного обучения и повышения квалификации ОмГАУ по направлениям «Экономика и управление на предприятии АПК» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и получать по окончании университета два диплома: один по основной специальности и второй о профессиональной переподготовке.

Качество подготовки специалистов во многом определяется набором тех дисциплин, которые они изучают. Проведенные нами среди работающих специалистов-аграриев социологические исследования дали следующие результаты: по мнению 62,8% опрошенных знания, полученные ими во время обучения, лишь частично соответствуют требованиям их профессии; 6,4% респондентов категорически заявили - «не соответствуют», только 12,9% опрошенных инженеров, агрономов и зоотехников считают, что знания, полученные ими в образовательных учреждениях, полностью соответствуют требованиям производства. Отметившие несоответствие знаний (32%), связывают это с оторванностью учебного процесса от хозяйственной практики, особенно по вопросам экономики, управления и по ряду других специальных дисциплин.

Многие руководители и специалисты хозяйств отметили свою недостаточную подготовленность к работе в современных условиях: они не обладают достаточной компетентностью, им не хватает знаний и навыков, которые позволяли бы им успешно решать хозяйственные задачи в условиях рынка. Только 4,2% отметили, что они готовы к работе в рыночных условиях. Большинство же (54,2%) отмечают недостаточную готовность, а 41,6% говорят о своей полной неготовности к работе в современных условиях хозяйствования [4].

В табл. 1 представлены результаты проводимого опроса.


Таблица 1. Результаты анкетирования по вопросу, «По каким дисциплинам Вы считаете ваши знания недостаточными для практической деятельности»

Наименование дисциплины

Руководители (%)

Специалисты (%)

Всего (%)

Техника и технология производства

27,5

35,6

37,3

Организация производства

20,0

29,8

26,0

Экономика

48,9

54,4

52,2

Менеджмент

61,7

50,0

55,0

Психология

68,1

53,3

59,8

Социология

60,0

50,0

54,9

Педагогика

55,6

42,3

47,7

Маркетинг

69,8

42,9

54,5

Правоведение

71,1

66,7

68,9

Существует отработанная технология подготовки специалистов, регламентированная государственными образовательными стандартами, которые устанавливают нормативные сроки обучения, нормативный объем часов подготовки, перечень учебных дисциплин. Некоторую часть дисциплин определяет сам вуз с учетом региональных и вузовских особенностей. Что позволяет быть учебному плану вариативным. И это, по нашему мнению, способствует формированию конкурентоспособности специалиста на региональном рынке труда.

Нами были проведены исследования среди специалистов-практиков, в ходе которых была выявлена необходимость введения в учебные планы дисциплин, учитывающих региональную специфику сферы деятельности и виды профессиональной деятельности. Выбор этих дисциплин осуществляется студентами в зависимости от того, какому виду деятельности они отдадут предпочтение в будущем. Перечень некоторых дисциплин, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, представлен в табл. 2.

Таблица 2. Дополнительные учебные дисциплины, необходимые для подготовки к различным видам профессиональной деятельности

Производственно-технологическая

Организационно-управленческая

Предпринимательская

Компьютерная графика

Принципы инженерного творчества

Основы современной логики

Инженерная психология

Этика и этикет деловых отношений

Психология управления

Маркетинговые исследования

Моделирование деятельности предприятий

Основы предпринимательской деятельности

Правовые основы банкротства

Деловой иностранный язык

Внешнеэкономические связи

Качество подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе обеспечивается усилением результативности внеаудиторной работы студентов и преподавателей. Поэтому научно-методическое обеспечение этого направления является в вузе приоритетным: издание современной учебной и учебно-методической литературы, внедрение инновационных технологий и методов обучения, создание новых обучающих и тестирующих программ, электронных учебно-методических комплексов, освоение новых информационных технологий, которые обеспечивают быстрый доступ к большим объемам информации.

Интенсификация учебного процесса как важнейшее средство повышения эффективности экономической подготовки кадров

На выпускающей кафедре экономики и управления сельскохозяйственным производством Омского государственного аграрного университета отрабатываются и применяются в учебном процессе методы активизации, мониторинга и оценки качества учебного процесса. Одна из форм такой работы - проведение деловых организационно-деятельностных игр. Являясь составной частью рабочей программы, игра проводится на заключительном этапе изучения специальных дисциплин. В учебном плане подготовки экономистов к числу таких дисциплин относятся маркетинг, менеджмент, предпринимательство и другие, определяемые ГОС ВПО по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии АПК. В качестве темы обозначается имеющая практическую значимость комплексная проблема. Например, для аграрного менеджмента такой проблемой является выбор стратегии реформирования системы управления предприятиями в АПК.

Преследуется цель - на основе изучения работы действующих сельскохозяйственных предприятий, изучения литературных источников и нормативных документов, используя интеллектуальный потенциал студентов, способствовать поиску эффективных путей решения накопившихся в сельском хозяйстве проблем.

Учебно-методические задача состоит в том, чтобы побудить студентов к целостному восприятию реально протекающих в жизни процессов, а также осуществить мониторинг качества и объема, полученных студентами знаний по социально-экономическому циклу дисциплин, с целью внесения усовершенствований в учебный процесс. Единство методики проведения деловых игр позволяет отслеживать динамику качества, как по отдельным потокам, так и во времени.

Если иметь в виду практический результат обучения, то он состоит в том, чтобы сформировать активную позицию будущих специалистов в проводимых преобразованиях, выработать навыки интеллектуальной групповой работы, получить новые конкретные результаты с точки зрения научного осмысления проблемы. В процессе игры выявляются недостатки в содержании программ отдельных дисциплин и учебного процесса в целом [3].

Подготовка к игре занимает не менее двух месяцев. Она включает сбор, анализ и оценку информации каждым студентом о внутренней и внешней среде конкретного предприятия. Используются при этом материалы, как предшествовавшей практики, так и жизненные наблюдения по хозяйству, где работают родители студентов или проводился сбор материалов в процессе курсового проектирования.

На основе анализа полученных материалов выявляются общие проблемы, которые мешают ходу эффективного реформирования в сельском хозяйстве. По этим проблемам и предполагается вести дискуссию. После того как собран и обработан студентами фактический материал о содержании проблем, появляется возможность создать модель деловой игры, так как в ее основе осмысление причин и механизма существующих трудностей, а затем нахождение способов преодоления препятствий.

Так, например, в 2008 году деловая игра проводилась по теме «Выбор стратегии инновационного менеджмента регионального АПК». Участниками игры решались такие проблемы: 1. Качество инновационного менеджмента в системе АПК. 2. Возможности предприятий и организаций инфраструктуры в инновационном развитии производства и маркетинга. 3. Накопление необходимого потенциала за время учебы в ОмГАУ.

В качестве конкурентоспособных разработок, созданных в ходе игры, арбитры отметили: модель выбора решений по инновациям в аграрном бизнесе; алгоритм динамики инновационных процессов в сельском хозяйстве Омской области; модель инновационного кластера в региональном АПК.

Имеются необходимые основания сделать следующие выводы:

1. Состояние экономики любой развитой страны во многом определяется интенсивностью притока и скоростью внедрения в неё прогрессивных идей, а успех - часто обусловливается квалификацией специалистов, их способностью творчески решать сложные научные, исследовательские, экономические и организационные задачи.

2. Активные методы обучения являются действенным инструментом качественной профессиональной подготовки: обеспечивают целостное восприятие реально существующих проблем, направляют творческий потенциал обучающихся на решение конкретных прикладных задач, формируют конкурентоспособность специалистов.

3. Рассмотренный подход к использованию потенциала обучающихся в решении проблем реформирования экономики предприятий можно применить в производственно-экономической учебе кадров сельскохозяйственных предприятий. По сути дела, еще на этапе учебы кадров можно «проиграть» основные идеи преобразования предприятия. Можно избежать потерь, которые зачастую возникают при экспериментировании на людях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основные направления агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы / А.В.Гордеев // Центр стратегических разработок. - 15.02.2001 г. - 23 с.

2. Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 годы и до 2010 года). Утверждена Приказом Минсельхоза России, Минобразования России от 12.06.2002 г. № 619/2678 // Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.aris.ru/.

3. Стукач В.Ф. Современные вопросы активизации образовательного процесса (Из опыта подготовки экономистов-менеджеров): сб. методич. материалов под общ. ред. Т.С. Зайнчковской. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. - 192 с.

4. Тетерева А.М. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности специалистов сельского хозяйства на региональном рынке труда: дис...канд. экон. наук: 08.00.05 / А.М. Тетерева.- СибНИИЭСХ, 2007. - 172 с.