Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION COMPETENCE OF PUPILS AS MEANS OF STUDYING OF SOSIAL INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE

Olefir S.V. 1
1 Chelyabinsk institute of the refresher courses and improvement of teachers’ pro-fessional skills
It has presented the social information and educational space as integrative space of activity of social and cultural institutes, focused on children and teenagers in this article. Such space can allow to pupils the considerable volume of knowledge and cultural values through variety of ways of access to information. Pupils need information com-petence for studying of resources of this space. The definition and structure of information competence has given. The role of reading, the information and communication technologies, the systematized knowledge and communi-cative skills in formation of information competence of pupils has considered. Practical activities of libraries for children and teenagers in support of implementation of educational standards, formation of information compe-tence of pupils are reflected: support of educational process as a whole, a variety of individual educational trajec-tories, self-education, support of education and development of the personality, self-realization of pupils in educa-tional and research activity are described.
information and education space
information and communication technologies
reading
libraries for children and teenagers
information competence
new educational standards

В новых социально-экономических и технологических условиях изменяется система передачи знаний, реформируется система образования, которой в настоящий момент сложно самостоятельно и автономно обеспечить социализацию и личностное развитие обучающихся. Актуализируется задача упорядочения активно развивающегося социального информационного пространства, ориентированного на детей и подростков. В этих целях необходимо объединение ресурсов учреждений культуры и образования, формирование специализированного социального информационно-образовательного пространства (ИОП) для подрастающего поколения, как интегрированного пространства деятельности социально-культурных институтов. Созданное пространство позволит учащемуся включиться в глобальный информационный процесс, освоить значительный объем знаний и культурных ценностей через многообразие способов доступа к ним, эффективно осуществлять социальные коммуникации в различных формах: устной, печатной, электронной. Следовательно, культурный и образовательный уровень подрастающего поколения будет повышаться [3, с. 293]. Однако освоение ресурсов специализированного социального информационно-образовательного пространства, потенциально обеспечивающего культурный рост и личностное развитие учащихся, требует владения комплексом компетентностей, в числе которых информационные компетентности.

Исходя из основных положений компетентностно-ориентированного подхода в образовании (В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.), будем понимать под компетентностью состоявшуюся личностную характеристику учащегося и определенный опыт деятельности по отношению к заданной сфере [5, с. 8]. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования (ФГОС) обращается внимание на формирование ключевых компетентностей учащихся, т. е. совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленной опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. [4, с. 24]. К ключевым компетентностям отнесены, в частности, информационные компетентности учащихся, определяющие деятельность по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Они предполагают использование современных средств информации (средства массовой информации, телефония, компьютер, различные мобильные устройства и т. п.), владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет и пр.); а также навыками поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи.

На международном уровне эксперты выявили и представили пять тенденций, которые на период с 2010 по 2015 год будут влиять на процессы, происходящие в образовании. Они касаются информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры, как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды [9, с. 16]. Эти тенденции просматриваются в новых российских образовательных стандартах, включающих требования к результатам, структуре и условиям освоения общего образования учащимися. Лежащий в основе ФГОС общего образования системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. [4, с. 27]. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Формирование информационных компетентностей невозможно только в рамках образовательного процесса, требуется опыт информационно-потребительской деятельности. Этот опыт помогут приобрести библиотеки, обслуживающие детей и подростков, которые в современных условиях не просто поддерживают образовательный процесс своими ресурсами, но и выполняют педагогические функции, обучая работе с информацией в различных формах, как основе универсальных учебных действий и информационной компетенции учащегося [3, с. 297].

Введение понятия информационные компетентности диктуется, прежде всего, требованиями научно-технического и социального прогресса. Информационные компетентности позволяют получать новые знания и осваивать достижения культуры, овладевать новой техникой, успешно выполнять в будущем профессиональные обязанности и участвовать в жизни социума. В Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни (2005 г.), необходимыми для жизни в информационном обществе были названы способности человека выражать свои информационные потребности; находить необходимую информацию и оценивать ее качество; хранить и извлекать информацию; осуществлять эффективное и этичное ее использование; применить информацию для создания и обмена знаниями [2, с. 1]. Эти способности в сочетании с определенным опытом информационно-потребительской деятельности и составляют, по нашему мнению, информационную компетентность учащегося. В сложной информационно-насыщенной среде ученик успешен, если у него выработаны навыки самостоятельного обучения, стремление к использованию этих навыков, а также чувство ответственности и потребность в самооценке. Таким образом, информационная компетентность становятся условием социальной активности подрастающего поколения в современном информационном обществе.

Культура социума, совокупность общественных знаний не могут быть осознаны и вовлечены в деятельность индивида в полном объеме, но социокультурные институты могут расширять объем доступного учащемуся социального ИОП, организуя это пространство на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивая физическую доступность к различным типам информационных ресурсов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности познания. Возможность доступа к широкому кругу информационных ресурсов образовательного характера, в частности, в электронном сегменте специализированного социального ИОП, оказывает позитивное влияние на личностное развитие ребенка и подростка. Технологиям освоения социального информационно-образовательного пространства: чтению и информационно-потребительской деятельности в медиасреде посвящено значительное количество исследований в современной педагогике.

Широкое внедрение ИКТ в учебный процесс не изменило базовых основ обучения учащихся, как и прежде ими являются навыки смыслового чтения, функциональная грамотность. При этом чтение как ведущий метод самостоятельного познания обретает новые черты в современном информационном пространстве. Так визуальное представление информации позволяет более компактно передавать ее и ускорять процесс восприятия и сохранения. Поэтому восприятие визуальных образов должно рассматриваться как потенциальный союзник, способ обогащения, вариативности форм приобщения к чтению [1, с. 263]. Взаимодействие нескольких языков культуры помогает учащемуся понять природу представления знания в разных учебных дисциплинах, использование разнообразных форм освоения информации (цифровой, визуальной, текстовой, технологической) позволяет развивать технологии обучения в настоящем и будущем. Информационная компетентность личности становится также основой соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации.

Кроме того, по мнению ученых, эффективность обучения можно повысить за счет взаимообучения и совместной учебы, следовательно, возрастает роль коммуникативных навыков. Е. Н. Ястребцова отмечает, что «ученики должны развивать умение делиться знаниями и учиться вместе с другими, как при непосредственном общении, так и с помощью технологий, чему в настоящее время способствуют социальные сервисы Веб 2.0.» [7, с. 15]. Таким образом, просматриваются следующие составляющие информационной компетентности учащихся: ценностная ориентация на доступ к информации и владение знаниями; чтение, как восприятие текстовой, звуковой, визуальной информации (в т. ч. в электронной среде); владение ИКТ и структурированной системой знаний, коммуникативные навыки. Эти составляющие должны стать основой современного обучения, ориентированного на жизнедеятельность учащихся в будущем информационном обществе.

Названные основы современного обучения могут и должны формироваться в процессе педагогической деятельности специалистов библиотек, обслуживающих детей и подростков. Библиотеки способствуют формированию информационных компетентностей учащихся от ценностной ориентации на получение знаний различными способами до конкретных технологических приемов информационно-потребительской деятельности. Они позволяют учащимся приобрести опыт информационно-потребительской деятельности, обрести навыки осознавать и выражать свои информационные потребности; находить необходимую информацию и оценивать ее качество; использовать, создавать и хранить информацию, представленную на различных носителях; осуществлять ее эффективное и этичное использование; обмениваться информацией со сверстниками и взрослыми [3, с. 296].

Ранее мы отметили, что одним из инструментов освоения социального ИОП является чтение. Чтение можно рассматривать как культурную традицию социума и технологию получения образования, как духовный, эмоциональный и интеллектуальный процесс. Чтение как вид самостоятельной познавательной деятельности является необходимым навыком в современных условиях вариативного образования. Важная роль в продвижении чтения возлагается на библиотеки для детей и подростков. Они могут научить ребенка воспринимать и оценивать тексты, использовать чтение в образовательной деятельности, для освоения социокультурного пространства, в том числе в условиях увеличившегося потока информации в электронной среде. Обеспечение библиотек необходимыми печатными изданиями и доступом к информации в электронном виде решает двуединую задачу: удовлетворение читательских интересов и создание читающей нации.

Библиотека и школа, создавая условия для развития различных видов чтения - инструментального, образовательного, развивающего, рекреационного, стимулируют формирование личности будущего информационного общества. Отметим, что Говард Гарнер в книге «Необученный разум» выделил 7 различных способов познания мира: языковые средства, логико-математический анализ, пространственное представление, музыкальное мышление, использование собственного тела для решения проблем, понимание других людей и понимание самих себя [8, с. 26]. Для постижения культуры во всем ее многообразии человек может использовать все эти способы, дополняющие друг друга. Следовательно, приобщение к чтению должно опираться на доминирующий канал восприятия ребенка. Поэтому библиотеки должны использовать различные средства, формы и методы продвижения чтения подрастающему поколению, максимально учитывать сильные стороны растущей личности. Таким образом, критерием информационной компетентности в современном обществе остается приобщенность школьника к чтению - личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением, позитивным отношением к чтению в целом, к себе как к читателю, к сообществу читающих людей.

Другим важным инструментом освоения социально информационно-образовательного пространства являются ИКТ. Использование ИКТ в сфере воспитания и обучения имеет двойственное воздействие на ребенка и подростка. С одной стороны, делая лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений, ИКТ интенсивно наращивают потенциальные возможности культурного, личностного развития. С другой стороны, личность школьника находится на рубеже культур, он ощущает себя уже «перешагнувшим» прежнюю социальную культуру, отлученным от нее, но, в то же время, еще полностью не приобщившимся к новой культуре. Для современных учащихся велик престиж информации, доступной в электронной форме, желание получить такую информацию и поделиться ей со сверстниками. В соответствии с исследованиями по психологии чтения В.П. Чудиновой, в наши дни меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, но и отношение их ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету [6, с. 8].

Чтение книг школьниками, прежде направленное на получение систематических знаний, развитие образного мышления, художественное восприятие, ныне используется лишь для выполнения школьный заданий, либо отдыха, уходит чтение для души и самообразования. Чтение периодики используется преимущественно для развлечения, предпочтительны журналы с обилием иллюстраций, электронные периодические издания. В то же время в среде библиотечных специалистов и педагогов наблюдаются социальные барьеры неприятия чтения в электронной среде: материально-экономические; психологические, обычно свойственные людям с традиционным складом мышления; технологические, вызванные отсутствием навыков работы с ИКТ. Именно эти барьеры, по нашему мнению, приводят к дискуссиям «книга или компьютер», «чтение или Интернет» и т.п. Полагаем, что сетевое электронное пространство нужно не противопоставлять чтению, а использовать как средство привлечения к чтению и развития читательской культуры, как инструмент формирования информационной компетентности личности. Обоснуем эту позицию. В последнее время в Интернет наблюдается стремительное увеличение числа сайтов цифровых библиотек, включающих тексты произведений мирового литературного наследия, современной художественной, научно-популярной, научной литературы. Увеличивается число посетителей таких сайтов. Библиотекам, образовательным, книгоиздательским учреждениям необходимо активизировать деятельность по проведению в Интернете масштабных рекламных акций и специальных просветительских и образовательных мероприятий для формирования познавательных потребностей школьников и повышения статуса книжной культуры в обществе.

Кроме того, ИКТ можно рассматривать как инструмент формирования поисковых и аналитических навыков работы с информацией, библиографической деятельности в электронной среде. Информационная грамотность, компетентность, культура по мере овладения ими, становятся средствами освоения социального информационно-образовательного пространства и личностного развития. Во многих библиотеках страны разработаны курсы информационной культуры личности школьника. Библиотекари, работающие с детьми и подростками, в последнее время разрабатывают и внедряют программы, интегрирующие компоненты развития у школьников читательской и информационной культуры. В настоящее время необходимо дальнейшее изучение особенностей освоения школьниками электронной среды, привитие потребностей в знаниях, создание методик формирования информационной компетентности человека с детства.

ФГОС ставит перед образовательными учреждениями задачи расширения проектной, исследовательской деятельности учащихся. Действительно, именно в процессе работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учащихся. Однако исследовательская деятельность требует систематизированных знаний школьников в конкретной предметной области, а также предполагает умение оценивать, анализировать, обобщать, классифицировать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Проектная деятельность учащихся, реализованная на базе библиотеки, позволяет приобрести систематизированные знания об окружающем мире и формировать умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; развивать поисковые и исследовательские навыки; навыки самостоятельной оценки процесса и результата проекта, умение работать в сотрудничестве и коммуникативные навыки. Таким образом, приобретение систематизированных знаний становится основой формирования информационной компетентности, которая, в свою очередь побуждает к дальнейшему познанию окружающего мира.

Как уже было отмечено, современное образование невозможно без коммуникативных навыков. Уже в начальной школе ребенок становится субъектом не только учебной деятельности, но и активного межличностного взаимодействия. В среднем школьном возрасте общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка приобретает ведущую роль. Присущие подросткам учебная, общественно-организационная, художественная, спортивная, трудовая виды деятельности требуют коммуникативных умений. Детские и школьные библиотеки, опираясь на данные потребности детей и подростков, могут использовать различные формы и методы, формируя коммуникативные навыки как компонент информационной компетентности учащегося.

Таким образом, в современных образовательных условиях повышается роль библиотек как в поддержке образовательного процесса в целом, так и в обеспечении разнообразия индивидуальных образовательных траекторий, самореализации обучающихся в процессе учебной и исследовательской деятельности. Библиотечная деятельность способствует формированию информационных компетентностей учащихся, и, следовательно, эффективному освоению ими социального информационно-образовательного пространства.

Рецензенты:

Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.

Резанович И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.