Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INSTITUTIONAL BACKGROUND OF FORMATION DEVELOPMENT SOCIAL RESPOSIBILITY OF BUSINESS IN RUSSIA

Savina T.N. 1 Suldina O.V. 2
1 Mordovia State University n.a. N. P. Ogareva
2 Mordovia State Pedagogical Institute n.a. M. E. Evseveva
The current state of Russia requires the active fundamental rethinking of views on the process of formation and development of the business in terms of its social responsibility. This problem could be in the context of the institu-tional transformation of the economic activity of socially responsible companies. In this connection, in the present work the authors ground increasing role of the institutionalization process to achieve positive results in socio-economic activities of modern economic entities and to increase the effectiveness of the economic order; set crite-ria for the classification of employers to the category of socially responsible. Identify key institutional precondi-tions of formation and development of socially responsible business conduct in modern Russia, among them, social partnership, social accountability, responsible financing. The conclusion is that institutional reforms in the field of social responsibility of business shall meet the civilized rules of the game business.
responsible financing
social accountability
social expertise
the process of institutionalization
business for social responsibility (BSR)

Сегодняшнее состояние социально-экономического развития нашей страны совершенно очевидно позволяет доказывать тот факт, что ключевым ориентиром экономической политики России должно стать упорядочивание структуры экономического уклада (системы) жизни общества. Безусловно, как видится нами, она должна быть направлена на организацию эффективного экономического порядка. В данном случае речь идет о поиске эффективных способов организации такого порядка, который, с одной стороны, позволит сформировать представления общества о происходящих в экономике процессах и явлениях, оценить поведение в ней людей, а с другой определяет границы возможных и предельно допустимых действий экономических субъектов.

В этих условиях организацию экономического порядка следует рассматривать как свод норм и правил необходимого взаимодействия деятельности экономических субъектов, или так называемой азбуки экономического поведения. Таким образом, справедливо полагать, что главными инструментами реализации процесса организации экономического порядка являются нормы, правила и институты, которые, с одной стороны, ограничивают поведение экономических субъектов, а с другой - создают благоприятную среду и предоставляют все необходимые условия для эффективного их сотрудничества и взаимодействия, или так называемого партнерства. Как правило, с течением времени экономический порядок осуществления экономической деятельности, закрепленный нормами права, изживает себя и требует определенных новаций. На наш взгляд, сегодня, в целях максимального обеспечения эффективной социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, центральная позиция в решении обозначенной проблемы должна принадлежать процессу институционализации, определяющему границы возможных и предельно допустимых действий субъектов экономической деятельности. Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что процесс институционализации является необходимым атрибутом и в социальной жизни общества. Именно существование и развитие в институциональных формах позволяет определенным действиям трансформироваться в интегрированный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность общества и его структурных элементов. Так, общество не может отвечать требованиям устойчивого развития, быть экономически развитым, если в нем недостаточно высок уровень культуры населения, не развиты общественно-политические институты, отсутствует идеология мышления и т.д. Подчеркнем, что во всем постиндустриальном мире любая экономическая деятельность напрямую зависит от общепринятых норм, существующих в обществе, и осуществляется согласно цивилизованным «правилам игры» ведения бизнеса. Все перечисленные постулаты в своем узком понимании объединяются понятием «институт». В широком смысле слова речь идет об институциональной среде, вбирающей в себя сеть институтов и образующей систему институциональных отношений. Структуру институциональной среды отличают сложность и многообразие ее компонентов. Выделим основные из них. На наш взгляд, к ним можно отнести:

  • формальные институты (нормы, санкционированные государством, законы и иные нормативно-правовые акты);
  • неформальные правила;
  • механизмы идентификации нарушения правил;
  • механизм применения санкций к нарушителям.

Необходимо отметить, что все перечисленные слагаемые институциональной среды взаимосвязаны, взаимообусловлены и обеспечивают эффективное и устойчивое функционирование экономической системы, действуя не изолированно друг от друга, а в своей совокупности. Отметим, что формальные и неформальные правила проявляются как во внешней институциональной среде, так и во внутрифирменной. Значимость развития и взаимосвязанного функционирования формальных и неформальных институтов внутри предприятий обусловливается следующими объективными предпосылками: в современных условиях развития национальной экономической системы для успешного развития фирмы в жесткой конкурентной среде последние должны постоянно совершенствовать свою внутреннюю институциональную среду, направленную как на привлечение и удержание высококвалифицированного персонала, формирование позитивного имиджа (в том числе посредством реализации социальных инноваций), так и на улучшение качества выпускаемой продукции. Иными словами, совершенствование внутрифирменной институциональной среды обусловливается необходимостью роста общей конкурентоспособности фирмы [3]. Такая деятельность, на наш взгляд, может быть успешна только при наличии соответствующих структурных изменений во внутренней среде, важнейшим элементом которой должно быть развитое социально ответственное поведение бизнеса, т.е. в нашем случае речь пойдет о таком неформальном институте, как институт корпоративной социальной ответственности (КСО) или социальной ответственности бизнеса (СОБ).

Сегодня тема социальной ответственности бизнеса становится все более востребованной и часто обсуждаемой в деловом сообществе. О СОБ говорят с самых высоких трибун, этим вопросам посвящаются международные форумы, о своей приверженности к социальной ответственности заявляет все большое число хозяйствующих субъектов (компаний).

В нашем понимании под социальной ответственностью бизнеса следует понимать особо интегрированный феномен, характеризующий деятельность каждого отдельного субъекта хозяйствования, обеспечивающий экономический рост и прогрессирующее качественное улучшение жизни населения [4]. В современных российских условиях на становление и развитие социально ответственного предприятия оказывают влияние множество факторов. В то же время серьезным препятствием для его развития служит отсутствие благоприятного экономического климата. Справедливо будет отмечено, что в свою очередь неэффективная работа предприятия является следствием нарастания социальных проблем в современном мире. Это позволяет говорить о том, что страна не может быть устойчиво развивающейся (в ней не может быть достигнуто устойчивое экономическое развитие), если нет устойчиво развивающегося бизнеса. Поэтому сегодняшнее состояние России требует активного переосмысления взглядов на процесс становления и развития СОБ. Данный процесс, как видится нами, должен быть реализован в контексте институционализации инициатив и идей в этой области. В этой связи возникает объективная необходимость поиска предпосылок институционального развития СОБ.

На наш взгляд, основополагающими предпосылками институциональных преобразований в области реализации СОБ должны стать следующие.

1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. В целях создания института социально ответственных работодателей необходима разработка и принятие ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность КСО. Последние, безусловно, должны найти применение в реальной практической деятельности хозяйствующих субъектов. В целях лучшей координации деятельности и успешной практики реализации КСО (с точки зрения нормативно-правового регулирования) основными документами могут быть: отдельные положения и постановления, стимулирующие деятельность хозяйствующих субъектов в области продвижения инициатив в направлении СОБ. Ярким примером здесь может служить положительный опыт администрации Алтайского края: постановления «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» и «О проведении ежегодного краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», положение о конкурсе «Дело чести» и др. Для наиболее эффективного продвижения участия в реализации концепции социального партнерства возможна разработка дополнительных нормативных документов, регулирующих полномочия органов власти на всех уровнях (региона, муниципалитета, компаний).

В целях лучшего понимания и осознания вопроса - какие компании можно считать социально ответственными - необходима выработка критериев отнесения работодателей к категории социально ответственных. Заметим, что в кругу ученых экономистов до сих пор не сложилось единого взгляда к пониманию критериев социально ответственного поведения компании КСО. Они имеют узкое и широкое толкование. Узкое толкование включает обыденное представление о расходах на «социалку», содержание объектов социальной сферы и благотворительность. В широком смысле оно охватывает гармонизацию всех интересов бизнеса с интересами работников, территорий функционирования и обществом в целом [5].

Выделим основные критерии социально ответственного поведения бизнеса. К основным из них, на наш взгляд, необходимо отнести: высокое качество и широкий ассортимент товаров и услуг; справедливые и доступные цены; качество обслуживания покупателей и клиентов; охрану труда и здоровья работников предприятий; заботу компании о своих сотрудниках; создание новых рабочих мест, учитывая требования и особенности современного рынка труда и обеспечение гарантии надежности имеющихся рабочих мест; обеспечение достойной заработной платы, обеспечивающей нормальное воспроизводство человеческого капитала; экологическую безопасность производственной деятельности и защиту окружающей среды; полное и своевременное информирование о рисках, связанных с деятельностью компании; установление более высоких стандартов деятельности, чем требуют законы; вклад компании в развитие национальной экономики; поддержку прогрессивной государственной политики; участие в городских программах и поддержку местных сообществ; благотворительную деятельность; поддержку искусства и культурных мероприятий; отношения компании с заинтересованными сторонами, или так называемыми стейкхолдерами (деловыми партнерами, поставщиками, гражданским обществом и др.); этику ведения бизнеса и предпринимательства. В целом данные критерии можно сгруппировать в четыре блока: первый - трудовое законодательство; второй - социальное партнерство; третий - заработная плата; и, наконец, четвертый - охрана труда. На основании соответствия деятельности компаний указанным критериям многие регионы ведут реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей. При этом важно отметить, что подача сведений о соответствии своей деятельности критериям социально ответственного поведения бизнеса носит добровольный характер.

В контексте институциональных преобразований СОБ в России принципиально важным, на наш взгляд, является законодательное закрепление механизма государственного протекционизма в отношении социально ответственных и социально ориентированных работодателей. Подчеркнем, что система протекций (защиты) направлена на государственную поддержку социально ответственных и социально ориентированных компаний, более того, указывает на них в качестве приоритетных при получении финансовой помощи со стороны государства. Данная система защиты активно работает также при проведении тендеров, предоставлении государственных услуг и выделении квот, в том числе на привлечение рабочей силы из-за рубежа. Вполне очевидно и совершено справедливо полагать, что обозначенные условия можно расценивать как сертификат доверия.

2. Социальное партнерство, предполагающее координацию деятельности заинтересованных сторон - органов исполнительной власти (на разных уровнях), профсоюзов и других представительных органов работников и работодателей. Процесс институциональных преобразований в направлении развития КСО должен протекать, на наш взгляд, при тесном взаимодействии и реализации совместных интересов институтов власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов. При этом четко, а главное, справедливо должны быть определены и регламентированы обязательства каждой из заинтересованных сторон. Речь идет о построении новой системы взаимоотношений с муниципальными образованиями, основанной на ведении рейтинга социально ответственных муниципальных образований. Результатом взаимодействия участников социального партнерства могут быть награды, грамоты, похвальные листы, сертификаты, полученные за участие и победы в конкурсах за заслуги в эффективной практике реализации критериев СОБ.

3. Социальная экспертиза оценки квалификации социально ответственного поведения работодателя. Объектами социальной экспертизы могут выступать проекты и программы социально-экономического развития, а также договоры о социально-экономическом сотрудничестве. Предметом последних является соответствие деятельности компании критериям социально ответственного поведения. Подчеркнем, что ключевая специфическая черта экспертизы состоит в том, что последняя исследует задачи, которые с трудом поддаются количественной оценке и тяжело формализуемы. Такое исследование основывается, как правило, на мнении эксперта, который опирается на имеющиеся знания, опыт решения похожих задач, интуицию, здравый смысл и таким образом систематизирует информацию. Социальная экспертиза есть проводимое экспертами исследование, которое позволяет, во-первых, оценить (диагностировать) состояние социального объекта; во-вторых, установить достоверную информацию об исследуемом объекте и окружающей его среде; в-третьих, спрогнозировать его изменения в перспективе и дать оценку влияния на другие социальные объекты; в-четвертых, выработать меры и предложить конкретные рекомендации для принятия стратегически ориентированных управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская проблема трудно формализуема. Исходя из этого можно видеть, что социальной экспертизе присуще выполнение таких функций, как диагностическая, информационно-контрольная, прогностическая и проектировочная. Считаем, что на социальную экспертизу недопустимо возлагать не свойственные ей функции, особенно те, которые характеризуются и отличаются нормативным содержанием.

Принципиально важно отметить, что потребность и необходимость в проведении социальной экспертизы появляется каждый раз, когда решение нормативного характера (как положительно, так отрицательно) может сказаться на жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, главная цель социальной экспертизы заключается в определении (установление) соответствия деятельности и полномочий институтов власти и социальных институтов социальным интересам и потребностям современного общества, требованиям социальной политики и направлена на выработку конкретных предложений и мер относительно достижения этого соответствия. При проведении социальной экспертизы немаловажно знать, что поставленные цели и обозначенные задачи социальной экспертизы не могут быть безграничными, т.к. в этом случае ее проведение теряет практический смысл. Поэтому крайне важно в этой процедуре уточнить ее цель, сформулировать конкретные задачи, которые призвана решать поставленная цель.

4. Социальная отчетность и стандарты социальной отчетности деятельности компаний в продвижении идей в области СОБ. Сегодня, когда активно пропагандируется концепция устойчивого развития компаний, стандартная финансовая отчёт­ность перестала быть достаточной. В этих условиях особые обороты в последнее время набирает нефинансовая отчетность. Корпоративный социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности [2].

Говоря о необходимости разработки корпоративных отчетов по устойчивому развитию компаний, формирующих институциональную среду социально ответственного поведения отечественного бизнеса, следует выделить основные направления, на которые должна распространяться СОБ. К их числу можно отнести: проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей топ-менеджмента компаний, фирм, персонала и общественности; экологическую политику и рациональное использование природных ресурсов; кадровую безопасность персонала; активное взаимодействие (учитывая социальные аспекты) со всеми стейкхолдерами. При этом первостепенное значение отводится мероприятиям в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. В мировой практике вышеперечисленные мероприятия в контексте институциональных преобразований развития СОБ отражаются в ежегодных отчетах, например «Отчетах о корпоративной социальной ответственности», «Отчетах об устойчивом развитии», «Отчетах о социальном развитии», а также экологических корпоративных отчетах.

Осуществление мер по реализации СОБ заметно повышает внешнюю привлекательность бизнеса. Любой портфельный инвестор, принимая решение о покупке пакетов акций фирмы, оценивает весь спектр возможных рисков. Компания может быть интересна с точки зрения текущей прибыльности, но крайне неустойчивой в экологическом и социальном отношении. Отчеты по КСО, начиная примерно с 90-х гг., закрывают для инвестора эту информационную брешь. Все направления СОБ объединяются корпоративными службами РR. В тоже время просто РR без реального подкрепления делами никого уже не устраивает. Поэтому разработке «Отчетов о корпоративной социальной ответственности» стало уделяться особое внимание. Хозяйствующие субъекты учатся этому друг у друга через общемировую сеть интернет-порталов, участие топ-менеджеров компаний в семинарах, конференциях, форумах, тематика которых затрагивает проблемы СОБ.

Важным этапом в деятельности по КСО и устойчивому развитию стало внедрение международных стандартов Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative - GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика; экологизация производства; социальная политика.

Сегодня для определенной части российского бизнеса (в основном крупного) внедрение принципов КСО по международным стандартам может стать крупным (потенциально очень выгодным) шагом вперед. Думается, что пора начинать движение в этом направлении, иначе разрыв в уровне корпоративного управления (по срав­нению с экономически социально развитыми странами) будет только увеличиваться. Таким образом, в современных российских условиях принципиально важно понять и осознать, что бизнес развивается в целях реализации интересов и удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон. Нами видится, что только так можно рассчитывать на получение прибыли в долгосрочной перспективе и достигать результатов устойчивого развития в целом.

5. Ответственное финансирование. Сегодня бесспорным является тот факт, что ведущая роль в направлении институциональных преобразований в деятельности СОБ отводится финансово-банковскому сектору. В целях противодействия угрозам в своей деятельности адекватным ответом финансово-банковского сектора на стоящие перед ним вызовы стало внедрение в практику финансово-банковской деятельности принципов ответственного финансирования. В самом общем виде ответственное финансирование следует рассматривать как учет финансовыми организациями социальных и экологических факторов в процессе инвестирования средств. Одной из форм проявлений такого рода финансирования являются вложения в экологические и социально значимые проекты. Ярким примером могут быть строительство доступного жилья, внедрение энергоэффективных (сберегающих) технологий и др. Процедура ответственного финансирования, проводимая при проектном финансировании, охватывает оценку влияния финансируемого проекта на качество жизни населения и состояние окружающей среды как на территории его реализации, так и в глобальном масштабе. Для проектов с высоким уровнем социального и экологического воздействия организация-заемщик обязана разработать, а в случае необходимости применить методы по предупреждению и управлению всевозможными рисками. В отдельных случаях процедура ответственного финансирования направлена на консультирование местного сообщества и прием жалоб от населения, чьи интересы затронуты. В своей деятельности финансовые институты применяют различные приемы и способы интеграции принципов ответственного финансирования. Одни делают выбор в пользу реализации собственных внутренних инициатив, другие продвигают эту деятельность в рамках присоединения к имеющимся процедурам. Наибольшее распространение среди принципов ответственного финансирования получили «Принципы экватора». Финансовые институты применяют данные принципы в тех целях, чтобы при разработке финансируемые ими проекты основывались на принципах социальной ответственности.

Принципы ответственного финансирования наиболее широкое распространение получили сегодня в международном бизнес-сообществе и активно продвигаются такими авторитетными организациями, как МБРР, МФК, а также региональными банками развития, включая Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и т.д. [1].

Институт СОБ, характерный для большинства развитых стран, базируется на рыночных ценностях, с давними традициями и обычаями и развитым обществом. Для нашего государства до сих пор развитие института СОБ можно рассматривать исключительно как стартовый инновационный социально ориентированный проект. Это справедливо объясняется тем, что советская (патерналистская) модель социальной политики компаний столкнулась с серьезными трудностями процесса перехода через дикий капитализм первоначального накопления капитала к более цивилизованным правилам ведения бизнеса.

В заключение отметим, что сегодня крайне важен пересмотр взглядов институтов власти в направлении ориентации содействию становления института СОБ, учитывая российские институциональные особенности и определяя институциональные возможности. Развитие института СОБ должно опираться на общепринятые в мировой практике цивилизованные «правила игры» ведения бизнеса, которые позволят обеспечить социальную направленность экономической системы общества на всех ее уровнях (микро- , мезо- и макроуровень).

Рецензенты:

Кормишкин Е.Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.

Сажин Ю.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.