Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL STYLE OF THE STUDENTS OF DIFFERENT SEX AND STATE OF HEALTH

Chekalina A.A. 1 Karaketov R.A. 2
1 MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY
2 KARACHAI-CHERKESS STATE UNIVERSITY
The article presents results of investigation of individual style of the students of different sex and state of health beginners education in a University. The authors assume that the individual style of the students based on the con-tent and structure of integral individuality depends on the person and objective conditions for the activity. It is filled with the common and unique content, which under the influence of interaction age, gender, physical status, subjective internal properties and objects of sports conditions, stimulates the formation, functioning and develop-ment of individuality. Analysis of the components of individual style of groups of persons, selected by the principle of gender and health, showed that they have their common and specific features, which appear in the ratio of the level of development peculiarities of nervous system, temperament, strong-willed and emotional self-control na-ture of interpersonal interaction.
physical debility
gender identity
individual style of activity
characteristics
students

Студенчество - определенный этап социальной и профессиональной социализации, который проходит значительная часть молодежи. На этом этапе формируются профессио­нально важные качества, в основе которых лежат свойства индивидуальности (Е.А. Кли­мов, Э.Ф. Зеер и др.), определяется профессиональная пригодность (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин и др.). Отдельные компоненты интегральной индивидуальности обеспечивают эффективность учебной деятельности у студентов. В частности, установ­лена связь между ступенью обучения студентов и плотностью группирования разноуров­невых свойств ин­дивидуальности (Ф.М. Шидакова и др.), между элементами структуры интегральной ин­дивидуальности и мотивацией учебной деятельности (Л.В. Мищенко и др.). На динамику профессионального развития, результат и успех профессиональной деятельности, форми­рование общих и специальных способно­стей, выработку оптимального индивидуального стиля деятельности существенно влияют психофизиологические свойства индивида (М.К. Акимова, В.М. Русалов и др.).

Системообразующей характеристикой в структуре свойств человека, определяющей целостность индивидуальности, по мнению В.С. Мерлина, является стиль деятельности [3]. Структура и соотношение характеристик внутри и между разных уровней интеграль­ной индивидуальности определяет стиль деятельности, и через стиль деятельности они оказываются взаимосвязанными.

Закономерной базой для потенциального индивидуального разнообразия людей яв­ляются гендерная принадлежность и состояние здоровья. Гендер является основанием для первоначальной естественной дифференциации людей, гендерная принадлежность явля­ется тем фундаментом, который определяет социализацию и профессионализацию лич­ности, формирует самосознание, систему отношений личности, в том числе и к себе - мужчине или женщине, здоровому или соматически ослабленному [7]. Гендерная принад­лежность обуславливает свойства и структуру интегральной инди­видуальности. Струк­туры интегральной индивидуальности студентов динамичны и варь­ируют в зависимости от гендерных различий, успешность формирования юношей и деву­шек в качестве субъек­тов учебно-познавательной деятельности обеспечивается опорой как на общие (возрас­тные) особенности развития интегративных структур, так и на разви­тие уникальных сис­темных характеристик, обусловленных фактором пола (А.Ф. Иорда­нов).

В психологической литературе описаны результаты изучения отдельных компонен­тов интегральной индивидуальности соматически ослабленных лиц (М.И. Баженова). В частности, при формировании соматически ослабленной личности наблюдаются измене­ние структуры мотивации, снижение побудительной силы мотивов, обеднение эмоцио­нально-волевой сферы, инфантилизм, снижение оценки реального Я (М.Н. Ливанова), своеобразие формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникатив­ной сферы, гендерные различия в осознании состояния своего здоровья (Ю.Е. Куртанова), специфика формирования личностных качеств (Т.А. Клетенкова и др.), от­ношения к своему жизненному пути (Е.Ю. Коржова и др.), характер социальной адаптации (А.А. Лифинцева). Осознание своего здоровья является необходимой частью формирования самосознания человека. Характер взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности определяется отношением соматически больных к болезни через стиль реагирования на нее (М.И. Баженова). Больные с психосоматическими заболеваниями в целом имеют общие психофизиологические характеристики, но отдельные их элементы различаются в зависимости от пола пациента (И.А. Новикова и др.).

Исследования иллюстрируют представления об особенностях развития соматиче­ски ослабленной личности, однако не создают целостной картины ее интегральной инди­виду­альности и жизнедеятельности, не дают представлений, за счет каких ресурсов, меха­низ­мов компенсаций вырабатываются подобные поведенческие изменения. Разрешить эту проблему возможно, если сопоставить структуры индивидуальности соматически ос­лаб­ленной и условно здоровой личности с учетом ее гендерной принадлежности.

Соматическое заболевание, равно как соматическая ослабленность, обладает пси­хо­логическими следствиями, больного человека правомерно рассматривать как страдаю­щего человека с нарушением физического, душевного, социального благополучия, рас­строй­ством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, пережива­нием стесненной свободы (А.В. Квасенко). Соматическая ослабленность как органический де­фект непременно окажет решающее значение в развитии, породив специфичные меха­низмы компенсации (А. Адлер). Эти механизмы будут функционировать на отдельных уровнях интегральной индивидуальности; их свойства, особенности функционирования будут определяться характером заболевания, его продолжительностью, возрастом, полом личности, условиями жизнедеятельности. Компенсация будет осуществляться не только внутри каждого уровня, она должна реализовываться и на уровне всей интегральной ин­дивидуальности как системы, захватывая и видоизменяя межуровневые связи [1].

Такое представление структуры интегральной индивидуальности студентов, кон­туры которого дополнятся результатами эмпирического исследования, позволяет осмыс­ливать особенности индивидуальных стилей деятельности студентов разной гендерной принадлежности с соматической ослабленностью и условно здоровых. Одним из направ­лений практического применения данной информации является корректировка учебных программ, включающих обучение студентов когнитивным техникам, интерактивным стратегиям, навыкам рефлексии и самоанализа.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей разноуровне­вых свойств и структуры интегральной индивидуальности у юношей и девушек в состоя­нии условного здоровья или соматической ослабленности, было проведено в 2008-2010 гг. в Карачаево-Черкесском государственном университете. Испытуемыми явились студенты первых курсов гуманитарных факультетов, адаптирующиеся к вузовскому обучению, 16-18 летнего возраста. В процедуре исследования приняло участие 156 человек (70 мужской выборки, 86 женской выборки), распределенных по состоянию здоровья. Для изучения свойств нейродинамического уровня использовалась «Шкала оценок для измерения реак­тивности» (Я. Стреляу), психодинамического уровня - опросник формально-динамиче­ских свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова, опросник EPQ Г.Ю. Айзенка. Для диагностики свойств личностного уровня - характерологический опросник Леон­гарда-Шмишека, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина). Социально-психологический уровень индивидуальности был представлен показателями типов поведения людей в конфликтных ситуациях (К. То­мас), межличностных отношений (Л.Н. Собчик) [3; 5; 6].

Вычисление попарных одноуровневых и межуровневых корреляционных связей по­зволило сделать заключения об особенностях формирования индивидуального стиля в за­висимости от характеристик гендера и состояния здоровья студента. В таком анализе мы опирались на критерии выраженности (жесткости), количества (плотности), качества и содержания связей.

Анализ показал довольно выраженную (жесткую) связь между показателями во всех изучаемых выборках. Анализ количества связей внутри- и между уровнями индиви­дуальности является фактическим подтверждением интегрированности ее показателей. В группе условно здоровых одноуровневая плотность 151,93 %, межуровневая - 89,07 %, в группе соматически ослабленных одноуровневая плотность 157,96, межуровневая - 126,13 %.

Внутриуровневый корреляционный анализ структур интеграль­ной индивидуальности выявил, что во всех группах респондентов низшие уровни индивидуальности (нейро- и психодинамический) значительно опережают по плотности корреляций высший уровень (личностный и социально-психологический). И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых одноуровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На остальных уровнях связи внутри показателей носят раз­личный характер.

В целом количество внутриуровневых корреляций от низшего уровня к высшему последовательно уменьшается. Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зависимости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ве­дущую приспособительную роль.

Межуровневый анализ показал, что для всех обследуемых групп уровень темпера­мента играет роль звена, опосредующего двусторонние связи между природными и со­циальными свойствами личности студентов.

И у юношей, и у девушек соматически ослабленных наблюдаются более плотные связи между ближайшими в теоретической структуре уровнями индивидуальности: ме­жду нейро- и психодинамическим, психодинамическим и личностным, личностным и социально-психологическим уровнями.

Наибольшее количество межуровневых связей вне зависимости от гендера и состоя­ния здоровья наблюдается между показателями психодинамического и личностного уровней, наименьшее количество - между показателями нейродинамического и соци­ально-психологического уровней. Т.е. во всех обследуемых группах становление лично­стного уровня в наибольшей степени детерминировано свойствами темперамента, станов­ление свойств социально-психологического уровня в наименьшей степени детерминиро­вано свойствами нервной системы.

Качество связей между показателями является фактическим подтверждением зави­симости особенностей индивидуальности от гендерной принадлежности и от состояния здоровья. Во всех обследуемых группах совпадают лишь психофизиологические взаимо­связи - на уровнях нейро- и психодинамическом, и взаимосвязи свойств личности (кроме показателей девушек); отсутствуют совпадения на социально-психологическом уровне.

Анализ показал, что в выборке условно здоровых юношей и девушек совпало 9 кор­реляций, что составляет 2,7 % от максимально возможного их количества (666). Студен­тов этой группы объединяют активные взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса и уравновешенности / неуравновешенности свойств нервной системы, коммуникативной пластичности, нейротизма, психотизма, показателей гипертимной акцентуации и личностной тревожности, избегания и типа межличностных отношений.

В выборке соматически ослабленных оказались совпадающими 22 корреляции (6,61 % от максимально возможного их количества). Независимо от гендера обнаруживаются взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса, подвижности свойств нервной системы, психомоторных эргичности и эмоциональности, интеллектуальных эргичности, скорости, эмоциональности, коммуникативной скорости, нейротизма, циклотимной и неуравновешенной акцентуации, ситуативной тревожности, избегания в конфликте.

Пол и состояние здоровья опосредуют содержание полиморфных связей. Анализ содержания связей между показателями у условно здоровых респондентов позволил придти к заключению о том, что организаторами интегральной индивидуальности явля­ются сила возбуждения и сила торможения, уравновешенность нервной системы, свойства коммуникативной пластичности, гипертимной акцентуации и личностной тревожности.

В содержании связей соматически ослабленных наиболее активными показателями являются сила возбуждения, психомоторные эргичность и эмоциональность, интеллекту­альные эргичность, скорость, эмоциональность, коммуникативная скорость, нейротизм, циклотимная и неуравновешенная акцентуация, ситуативная и личностная тревожность, приспособление и избегание в конфликте.

Попарное сопоставление данных отражает в группе соматически ослабленных

  • большую жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,605-0,702), чем у девушек (r=0,609-0,665) на всех изучаемых уровнях, кроме нейродинамического (для девушек r=0,761; 0,01 %, для юношей r=0,592; 0,01 %);
  • большую внутриуровневую плотность связей у юношей на психодинамическом (19,05 % против 11,4 %), личностном (15,15 % против 9,09 %) и социально-психологиче­ском уровне (80,8 % против 77,16 %); девушки опережают юношей по плотности на ней­родинамическом уровне (50 % против 33,3 %). Различия в состоянии здоровья заключа­ются в том, что свойства индивидуальности у девушек опираются в основном на свойства нервной системы:
  • существенно большую межуровневую плотность у юношей (91,27 %), чем у деву­шек (34,86 %);
  • у девушек социально-психологический уровень не опосредован свойствами нерв­ной системы (0 % связей);
  • качественные различия корреляционных связей на нейродинамическом уровне у юношей заключаются в активности силы возбудительного процесса (8 корреляций), на психодинамическом уровне у юношей заключаются в активности показателей интеллек­туальных пластичности (10 корреляций) и эмоциональности (9); у девушек - психомотор­ной эмоциональности (7) и коммуникативной пластичности (6);
  • качественные различия корреляций на личностном уровне у юношей проявляются в развитости связей педантичной (8), циклотимной (8) акцентуации. У девушек на данном уровне организатором индивидуальности является черты неуравновешенной акцентуации (5). На социально-психологическом уровне у юношей максимум связей образовывает приспособление в конфликте (6), у девушек максимум связей образовал показатель избе­гания в конфликте (4 корреляции);
  • нечувствительными к влиянию других свойств индивидуальности у девушек ока­за­лись показатели психомоторной пластичности и сотрудничества.

В группе условно здоровых на всех изучаемых уровнях обнаружены:

  • большая жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,486 - 850), в сравнении с девушками (r=0,387-646);
  • у юношей более плотная связь отмечается между показателями нейродинами­че­ского (50 % против 33,3 %), психодинамического (21,9 % против 7,62 %) и личност­ного (21,22 % против 4,55 %) уровней; плотность на социально-психологическом уровне у обеих групп одинаковая (6,67 %);
  • у юношей оказались более сгруппированными показатели свойств психодинамиче­ского и личностного уровня (18,34 %) , т.е. свойства темперамента, акцентуаций и тре­вожности, нежели у девушек (9,45 %);
  • у девушек более активные связи демонстрирует нейродинамический уровень - с психодинамическим (10 % против 1,67 % у юношей) и личностным (6,25 % против 4,17 %), и личностный - с социально-психологическим (8,34 % против 1,39 %);
  • качественные различия на психодинамическом уровне у девушек заключаются в том, что организаторами взаимосвязей являются свойства нейротизма (5) и психотизма (5), у юношей - коммуникативные пластичность (9) и эмоциональность (8), интеллекту­альная пластичность (8), показатель экстраверсии (8).
  • качественные различия в корреляционных связях у девушек на личностном уровне заключаются в развитии компонентов демонстративной (4 корреляции) акцентуации, у юношей - показателей циклотимной (10); на социально-психологическом уровне у юно­шей наибольшую активность проявляет свойство приспособления в конфликте (7).

Выводы

1. Индивидуальный стиль студентов, опирающийся на содержание и структуру ин­тегральной индивидуальности, зависит от свойств субъекта деятельности и от объектив­ных условий деятельности. Он наполняется общим и уникальным содержанием, которое под влиянием поливариантного взаимодействия возрастных, гендерных особенностей, фи­зического состояния, субъективных внутренних свойств и объективных условий дея­тельности стимулирует становление, функционирование и развитие индивидуальности.

2. Анализ компонентов индивидуального стиля у групп лиц, выделенных по прин­ципу гендерной принадлежности и состояния здоровья, показал, что они имеют свои об­щие и специфические черты, которые проявляются в соотношении степени развитости особенностей нервной системы, темперамента, волевого и эмоционального самоконтроля, характера межличностного взаимодействия.

Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зави­симости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ведущую приспособительную роль. И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых, одно­уровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На осталь­ных уровнях связи внутри показателей носят различный характер.

Для всех обследуемых групп уровень темперамента играет роль звена, опосредую­щего двусторонние связи между природными и социальными свойствами личности сту­дентов; становление личностного уровня в наибольшей степени детерминировано свойст­вами темперамента, становление свойств социально-психологического уровня в наимень­шей степени детерминировано свойствами нервной системы.

3. Различия в индивидуальном стиле деятельности девушек и юношей, условно здо­ровых и соматически ослабленных, базируются на пластичности интегральной индивиду­альности и приспособительных возможностях.

Уникальность структур интегральной индивидуальности студентов зависит от их гендер­ной принадлежности и состояния здоровья, которые опосредуют выраженность, плот­ность, качество и содержание связей между свойствами. Различия были обнаружены практически на каждом уровне интегральной индивидуальности мужчин и женщин.

4. Степень пластичности интегральной индивидуальности и приспособительные возможности более выражены в результатах соматически ослабленных студентов. Раз­личия в состоянии здоровья здесь указывают на то, что процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности у студентов с соматическими заболеваниями протекает от­лично от условно здоровых и отличается гораздо большей уплотненностью и упорядо­ченностью связей между свойствами индивидуальности.

5. В группах, выделенных по признаку пола, значительно более скоординирован­ными оказались связи между свойствами индивидуальности у условно здоровых юношей, чем у девушек. Юноши значительно опережают девушек по жесткости искомых связей на всех уровнях индивидуальности и по плотности на всех уровнях, кроме социально-психо­логического. У юношей оказались более сгруппированными свойства темперамента, ак­центуаций и тревожности, нежели у девушек; у девушек более активные связи демонстри­руют свойства нервной системы.

В группах, выделенных по признаку состояния здоровья, у юношей также оказа­лись более скоординированными связи между свойствами индивидуальности, чем у деву­шек. Гендерные различия в этой группе показывают значительно более жесткие и плот­ные связи свойств нервной системы у девушек, но их ограниченные возможности опосре­дования характера межличностного взаимодействия в структуре индивидуальности.

6. В содержании связей показателей, участвующих в формировании индивидуаль­ного стиля всех респондентов, обращаем внимание на активность формально-динамиче­ских и личностных свойств. Наиболее чувствительными показателями у студентов всех обследуемых групп явились те, которые характеризовали их степень вовлеченности в умственную деятельность (интеллектуальная эргичность), готовность к общению, новым социальным связям (коммуникативная пластичность) и личностная тревожность.

7. Гендерные различия детерминируют уникальность содержания интегральной ин­дивидуальности девушек и юношей в студенческом возрасте и проявляются в совокуп­ности связей свойств психодинамического, личностного и уровня социальных отноше­ний. Состояние здоровья отражается на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая нейродинамический, чем детерминирует уникальность формирования индивиду­ального стиля деятельности студентов с соматической ослабленностью на данной образо­вательной стадии.

8. В адаптационный период студенты овладевают многокомпонентной учебной дея­тельностью, которая сопровождается приобретением новых способов поведения и ак­тиви­зацией социальных отношений. Обращаем внимание на жесткое влияние генотипа, несба­лансированное участие уровней индивидуальности в регуляции поведения сомати­чески ослабленных девушек, на отсутствие у них координированности показателей склонности к разнообразным формам двигательной активности (психомоторная пластич­ность) и навы­ков сотрудничества при решении конфликтных ситуаций в межличностном общении.

Рецензенты:

Бершедова Л.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и прикладной психоло­гии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Лебедев А.Н., д.б.н., профессор, профессор ка­федры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.