Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF ORPHANS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Aksenov A.M. 1
1 TO SEI "Kireevsk boarding school for orphans and children left without parental care"
Relevance of the theme dictated by the new Law "On Education in the Russian Federation", where the priority of the state is to provide state guarantees in the field of education. The article highlights the issues of protection of the rights of orphans to affordable and quality education is the education system provides a mechanism for integrating the efforts of various government agencies dealing with children´s rights. The author distinguishes the new educational priorities for example, an educational organization for orphans and children left without parental care reveals introduced in the educational process new educational technology. By sociological survey of orphans and teachers checked conclusion respecting the rights of orphans in full Kireevsk boarding school.
university complexes
educational technology
government guarantees
right to education

Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их защита является приоритетным направлением государства и общества. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» обозначены первоочередные меры по соблюдению и защите прав и интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развитию форм жизнеустройства детей;
  • разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей;
  • продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных форм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах [4].

Государство предпринимает комплекс целенаправленных, конкретных мероприятий правового, организационного, экономического, социально-педагогического характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Соблюдение прав детей на получение качественного и доступного образования, обеспечение государственных гарантий, прав и свобод человека в сфере образования, создание условий для реализации права на образование устанавливает новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый государственной думой 21 декабря 2012 года [8].

Анализ современной научной литературы показывает, что серьезное внимание соблюдению и защите прав детей-сирот уделяют ученые, специализирующиеся в теории права и юриспруденции. Среди них – Ю. Беспалов, Л. Карнозова, М. Лепихов, Э. Мельникова. Серьезный вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Б. Альтшутер, М. Журавлева, В. Лыков, Л. Селянина.

Особый интерес представляют концептуальные идеи о защите прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – А.М. Нечаев, Н.В. Кравчук, В.В. Гребенкин и др., основные понятия права социального обеспечения – Е.В. Романова, Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев, М.О. Буянова, К.Н. Гусов.

Решение проблемы реализации прав детей в сфере образования имеет существенное значение для решения ключевых проблем развития российской школы. Речь идет о проблемах достижения нового качества образования, перехода к личностно-ориентированному образованию, формирование нового уровня профессиональной ориентации педагогов, развитии школы как открытой системы, способной к эффективному взаимодействию со своими социальными партнерами [5].

Опираясь на существующие философские, научные, законодательные источники, в одной из инновационных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Киреевской школе-интернате Тульской области в числе основных прав, на соблюдение которого направлена деятельность педагогического коллектива, является:

- право на доступное и качественное образование.

Нами совместно со специалистами областного Центра диагностики и консультирования «Помощь» был проведен мониторинг по соблюдению прав детей-сирот, в котором приняли участие 63 воспитанника и 38 педагогов. В процессе обследования была предложена анкета по соблюдению основных прав детей в данном образовательном учреждении и условий, при которых эти права реализуются [3].

Кроме того, были исследованы:

  • эмоциональное отношение воспитанников к различным аспектам их жизнедеятельности;
  • межличностные отношения внутри детского коллектива;
  • исследована структура взаимодействия и социально-психологический климат в педагогическом коллективе;
  • межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Диагностический пакет включал в себя набор методик:

  • анкета по соблюдению прав детей в образовательном учреждении;
  • цветовой тест (М. Эткинд);
  • сочинение на тему «Интернат как человек»;
  • социометрия (Дж. Морено);
  • методика для исследования социально-психологического климата в коллективе (СПК).

Соблюдение права на образование рассматривалось нами с точки зрения педагогов и воспитанников. Сравнение полученных данных педагогов и детей позволяет сделать вывод о существовании (или отсутствии) проблем в области реализации данного права: 95 % преподавателей и воспитателей уверены, что в интернате право детей на образование соблюдается в полной мере; 82 % педагогов считают, что все учащиеся обеспечены необходимыми пособиями; 78 % опрошенных членов педагогического коллектива считают, что все воспитанники имеют возможность выполнять программу по основным предметам; 49 % опрошенных педагогов не сомневаются в объективности выставляемых оценок; 46 % уверены в том, что оценки скорее объективны, чем нет.

Большинство опрошенных педагогов – 95 % считают, что воспитанники могут опротестовать оценку, обратившись непосредственно к учителю, через администрацию (5 %), через аппеляционную комиссию (5 %), через других взрослых (3 %). 95 % воспитанников интерната считают, что право на образование соблюдается в полной мере.

Соблюдение права на образование с позиции детей рассматривалось нами опосредованно в контексте выявления:

  • отношения воспитанников к учебе (негативное/позитивное);
  • возможности получения помощи в проблемных учебных ситуациях;
  • регулярности посещения учебных занятий;
  • особенностей взаимоотношений педагогов и воспитанников, в частности, справедливость, объективность учителя при оценивании ответов учеников и уважение учителем-предметником прав детей, их человеческого достоинства.

41 % воспитанников сообщают о том, что учиться легко и интересно. 59 % считают, что учиться трудно, но интересно. В проблемных учебных ситуациях, по словам воспитанников, учителя и воспитатели проводят дополнительные занятия (83 %), разговаривают с воспитанниками о пробелах в знаниях, стараясь помочь (14 %), 22 % воспитанников указывают, что учителя помогают им, если они что-то не понимают на уроках, вследствие чего у детей в большинстве своем сформировано положительное отношение к учебной деятельности, 98 % воспитанников говорят о том, что регулярно посещают уроки. Основная часть воспитанников (90 %) считают, что учителя и воспитатели интерната относятся к ним хорошо и уважают их.

Обеспечение права на образование в Киреевской школе-интернате реализуется в соответствии с потребностями личности, особенностями, способностями, интересами детей-сирот и направлено на их успешную социализацию.

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогически благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы учителей и воспитателей на формирование у детей потребности быть увлеченным какой-то общественно значимой деятельностью – учебной, занятиями в предметных кружках, факультативных, элективных курсах. В интернате эта работа организовывается через участие каждого ребенка в создании благоприятной атмосферы в коллективе – не навязываемая каждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельности, чувства собственного достоинства, а напротив – его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, признают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности.

С тем, чтобы определить уровень обученности детей-сирот Киреевской школы-интерната, был проведен мониторинг качества обучения за три года. Результаты мониторинга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состояние успеваемости и качества обучения воспитанников Киреевской школы-интерната:

Учебный год

Количество учащихся

% качества

% успеваемости

2010–2011

2011–2012

2012–2013

85

87

100

47 %

54 %

67 %

100 %

100 %

100 %

На основании данных мониторинга педагоги активизировали работу по совершенствованию учебного процесса в первую очередь через самоуправление. В школе действует учком, члены которого отслеживают состояние успеваемости в классах. Экран успеваемости представляют наглядно в виде диаграмм, схем. В игровой форме представляют на всеобщее обозрение «Прогноз учебы», где успеваемость класса отражается в виде условных знаков: «солнечно» – успевают на 4 и 5; «пасмурно» – на 3; «гроза, осадки» – неуспевающие. Представители учкома раз в четверть проводят в классах собрания, на которых в виде графика каждый ученик может проследить динамику своей успеваемости. При разработке положения о конкурсе «Лучший класс», состояние успеваемости занимает ведущее место. Поэтому ответственность каждого за класс позволяет повысить успеваемость в школе. За I полугодие 2013–2014 учебного года из 100 учащихся – 37 человек успевают на «4» и «5». Традиционно для этих детей устраивается бал при директоре. На один день хорошисты и отличники освобождаются от занятий, для них проводится интереснейшая интеллектуально-развлекательная программа с чаепитием.

Трудности в обучении в школе-интернате обусловлены тем, что дети поступают в течение года и с различным уровнем базовых знаний. Поэтому педагогический коллектив работает над различными способами дифференцированного обучения. В учебном плане для учащихся, испытывающих затруднения в усвоении школьной программы, предусмотрены групповые занятия по предметам. Для учащихся, проявляющих интерес к тому или иному предмету, организованы факультативные занятия: по информатике, физике, биологии, литературе. Желающие освоить второй иностранный язык занимаются индивидуально с учителем английского языка. Большую роль в формировании интереса к учению играют предметные недели, в ходе которых учащиеся реализуют свои творческие и познавательные способности.

Личностно-ориентированный подход в обучении позволил педагогам привить интерес учащихся к знаниям, повысил значимость умственного труда в жизни каждого. Это проявляется в последние годы в выборе экзаменов для итоговой аттестации. Раньше учащиеся сдавали экзамены по труду, физической культуре. В 2012–2013 учебном году выпускники выбрали такие экзамены, как информатика, история, обществознание, биология, иностранный язык, физика. Знания по этим предметам, необходимые для поступления в высшие учебные заведения, закрепляются на индивидуальных занятиях с репетиторами, которые проводят лучшие педагоги, вышедшие на пенсию, но связь с интернатом поддерживают.

Работая над проблемой оптимизации в учебном процессе, педагогический коллектив решил главную задачу – довести уровень умственного развития детей-сирот до уровня детей, воспитывающихся в семьях. И это стало возможным. Ежегодно воспитанники интерната принимают участие в муниципальном, зональном этапах школьных олимпиад, а по таким предметам, как физическая культура Чертова Юлия стала участницей Всероссийской школьной олимпиады. С целью расширения образовательного пространства детей-сирот учащимися городских школ проводятся различные встречи, конкурсы, спортивные соревнования.

Большую роль в формировании интересов к учению играют предметные недели, деятельность школьного научного общества «Спектр», где воспитанники реализуют свои творческие и познавательные способности. Повышение качества образования связано с проблемой перехода к новой педагогической системе – личностно-ориентированному образованию. Такой подход в обучении позволил педагогам привить интерес учащихся к знаниям, повысил значимость умственного труда в жизни каждого. Это проявляется в последние годы в выборе экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА.

Новые подходы в обучении, совместная работа с образовательными учреждениями России и области (довузовская подготовка на базе ТГПУ им. Л.Н.Толстого, организация дистанционного обучения), внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий привели к поступлению в высшие учебные заведения от 70 % до 100 %. Выпускники школы-интерната продолжают обучение в таких престижных государственных ВУЗах, как Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тульский государственный университет, Торговая академия, академия МЧС и пр.

Киреевская школа-интернат вошла в состав вузовских комплексов, стала Малой академией МГУ им. Ломоносова.

Таким образом, подавляющее большинство воспитанников считают, что право на образование соблюдается в полной мере. Отношение к учебе для всех воспитанников (!!!) носит позитивный характер, что ранее не отмечалось в учреждениях подобного типа [3].

Рецензенты:

Орлихина Н.Е., д.п.н., профессор, инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.

Шайденко Н.А., д.п.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, г. Тула.