Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIAL FEATURES OF FUTURE POLICEMEN´S READINESS FORMATION FOR THE PREVENTIVE AND WORK WITH THE DELINKVENT TEENAGED GIRLS

Malchenkova V.V. 1
1 FGKOU VPO “the Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia”
In the article the signs, conditions and manifestations of teenaged girls´ delinquency under the contemporary sociocultural conditions, the specific character of work with them are represented and some special features of policemtn´s professional readiness for the work with this category of people is revealed. This problem is solved by the consideration of preventive and correction direction in the structure of the professional training of future policemen. The study of specific features and sexual special features, manifestations in the delinquent girls´ behavior is analysed. In the article the developed method of operation, which realizes through the stages: diagnostics, preventive maintenance, correction, therapy, resocialization, postkorrektion protection, the application of methods of art-therapy, psychotherapy, psycho correction, play trainings, consultation, social- environmental orientation, social-welfare adaptation is revealed. The realization of the positions of the contextual, interactive, modular- rating and personal- oriented approach, which contributes to teenaged girls´ personal development through the independent selection of the ways of its social formation is analysed and confirmed.
post-correction protection
resocialization
therapy
correction
preventive maintenance
diagnostics
the professional readiness of policemen
girls´ delinquency

Введение. К общепринятому определению «делинквентного поведения» относят: проявление антиобщественных и противоправных действий или бездействий подростков, представляющих собой гражданско-правовые последствия, являющиеся причиной нанесения конкретного вреда личности или обществу [4]. Актуальность работы определяется тем, что делинквентность девушек-подростков часто негативно сказывается на дальнейшей их судьбе и создает проблемы в создании полноценной семьи, в выполнении функции жены, матери, проявляется в несостоятельности при воспитании детей, выполнении общественно-полезных видов профессиональной деятельности и ведении социально значимого образа жизни, а также служит предпосылкой для вхождения в криминальную среду в процессе взросления. Все это отражается на морально-нравственном состоянии общества, в том числе на демографической обстановке в стране в целом [2]. Учитывая, что в этом возрасте существует реальная возможность помочь девушке-подростку в позитивной социализации, данное направление работы весьма значимо и своевременно.

Цель - разработать и внедрить методику формирования профессиональной готовности будущих сотрудников полиции к профилактико-коррекционной работе с делинквентными девушками-подростками.

Методы исследования: теоретические (анализ философских, педагогических, психологических и юридических источников, обобщение, классификация и систематизация); эмпирические (наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, экспертные оценки, определения акцентуации - опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека, ценностных ориентаций - опросник М. Рокича, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов).

Материал исследования. Основная идея работы исходит и определяется особой ролью женщины в сохранении и развитии социума, поэтому для исключения негативных тенденций в развитии ее личности на наиболее ответственном жизненном этапе предлагается активизация деятельности сотрудников полиции путем придания системности в их педагогическом воздействии и комплексности во взаимодействии с другими социальными институтами социализации при работе с делинквентными девушками-подростками, что обеспечивается учетом, в процессе формирования, их профессиональной готовности особенностей работы с данной половозрастной категорией.

Для выявления признаков и проявлений делинквентности девушек-подростков в современных социокультурных условиях проведён анализ ценностной структуры личности делинквентных девушек. Данный анализ показал, с одной стороны, сохранение у них определенных женских черт, с другой - выравнивание ряда показателей с определенными маскулинностными качествами, основная специфика выражается в следующем: переориентация ценностей и психологических характеристик в сторону эгоцентричности, материально значимых объектов; инфантильность в оценке жизненных целей и правовой нигилизм в поведении; для них характерна половая распущенность, неразвитость социальных потребностей и ограниченность первичными потребностями в еде, одежде, гедоничности во времяпрепровождении [10]. Особенностью также является проявление высокой степени акцентуаций характера, так, для делинквентных девушек-подростков характерны следующие типы акцентуаций: демонстративный, застревающий, возбудимый, гипертимический и циклотимический [9].

Обсуждение материала исследования. Социальными факторами, способствующими формированию делинквентных девушек, являются: отсутствие системной политики, а главное, слабая финансовая поддержка государством сферы охраны материнства и детства; снижение значимости нравственных идеалов, не однозначное влияние средств массовой информации на массовое сознание молодежи; издержки семейного, школьного и досугового воспитания; отрицательное влияние микросреды, сложные личные, семейные обстоятельства, трудное материальное положение, безработица, нужда в жилье и обустройстве своей дальнейшей взрослой жизни; антиобщественный образ жизни, прогулы, побеги из дома; неразвитость социальных потребностей, половая распущенность. Личностными факторами девушек-подростков, являются: отсутствие чувства материнства; отсутствие ответственности за семью и воспитание детей; значительное влияние на поведение антиобщественной среды; низкий образовательный, нравственный и культурный уровень; зависимость от алкоголя либо наркотиков [5].

Особенность работы с делинквентными девушками-подростками проявляется в том, что она включает в себя следующие этапы: диагностики, профилактики, коррекции, терапии, ресоциализации и посткоррекционной защиты, а также применение методов арт-терапии, психотерапии, психокоррекции, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации; реализацию положений личностно ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления. Раскроем кратко содержание выделенных этапов работ.

Диагностика - способ изучения и определения состояния конкретных отношений, свойств и качеств, процессов или объектов. Результатом диагностики является диагноз, который заключается в определении принадлежности к конкретной единичной сущности, принадлежащей к определенному классу, выявленному научными методами. Существенным компонентом педагогической диагностики является диагноз качеств и черт личности, в частности делинквентной девушки.

Профилактика представляет собой предупреждение различного рода нежелательных проявлений по отношению к правонарушениям делинквентных девушек, она определяется как работа, направленная на устранение причин и исключение условий для совершения преступлений, при этом надо учитывать, что у девушек-подростков еще нет устойчивого преступного умысла, хотя поведение уже дает информацию о совершении преступных деяний [3].

В исследовании под профилактикой делинквентного поведения понимается система правовых, социальных, культурных, воспитательных, организационных, управленческих мер, проводимых правоохранительными органами совместно с заинтересованными учреждениями, которые проводятся с целью выявления и устранения причин правонарушений, обстоятельств и условий, приводящих к их совершению, и способствуют исправлению и перевоспитанию делинквентных девушек, а также созданию предпосылок для предостережения всех членов общества от преступного поведения [1].

Коррекция - в большинстве случаев достаточно продолжительное, специально организованное взаимодействие с индивидом для исправления неправильно или недостаточно сформированной из-за разнообразных причин (приобретенной или врожденной патологии, деструктивного семейного или социального окружения) системы мировоззрения и объективного взаимодействия в социуме [6].

Основные направления коррекционного воздействия подразделяются следующим образом: компенсирование - предполагает усиление той деятельности или тех качеств девушки-подростка, которые способны заменить утраченные из-за каких-либо нарушений; восстановление - заключается в воссоздании тех положительных качеств и свойств, которые были до появления делинквентного поведения; исправление - предусматривает замену негативных качеств и свойств личности делинквентных девушек на положительные; стимулирование - имеет направленность на активизацию положительных черт и качеств, проявление их в деятельности девушки-подростка, формирование нравственных ценностных ориентаций, создание нравственно-морального климата и взаимоотношений в социальной среде [7].

Реабилитация - представляет собой взаимосвязанные психолого-педагогические, социально-правовые и медико-психологические меры, направленные на восстановление возможности для делинквентной девушки нормальной жизнедеятельности в социуме. Ее цель - повысить уровень социального, нравственного, психического и физического здоровья девушки-подростка, ее возрождение как личности; получение объективной информации о своих потенциальных способностях и возможностях, а также обучение родителей способам и методам проведения данной работы.

Ресоциализация заключается в осуществлении процесса, который позволяет заново освоить человеком социальные нормы и культурные ценности, не освоенные, или недостаточно освоенные до этого, а также процесса усвоения появившихся новых норм на данном этапе развития общества. Ресоциализация, таким образом, может охватывать различные направления деятельности: от обучения девушек-подростков неосвоенным знаниям и навыкам, от освоения профессии до усвоения поведения в семье и навыков по ее созданию и сохранению.

Постреабилитационная защита девушки-подростка - это вид работы, который проводится по завершении мероприятий реабилитации. Сферы ее реализации - школа, различные социально-культурные учреждения и, конечно, семья. Основная цель - достичь максимально возможной степени социальной адаптации в социуме, поддержка достигнутого уровня, профилактика возможных рецидивов, так как делинквентным девушкам необходима своевременная помощь и постоянный контроль.

Особенности формирования профессиональной готовности будущих полицейских к работе с делинквентными девушками-подростками заключаются в реализации выделенных условий и специальной методике. Педагогическими условиями формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками-подростками являются: комплексное применение правовых, социальных, психологических и педагогических направлений деятельности; ввод профилактико-коррекционной работы в структуру формирования профессиональной готовности; включение в содержание профилирующих дисциплин вопросов, отражающих специфику делинквентности девушек; введение спецкурса «Особенности работы сотрудников полиции с делинквентными девушками-подростками»; реализация личностно-профессионального, контекстного, интерактивного и модульно-рейтингового подходов в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции; освоение методов изменения референтной среды и включения делинквентной девушки в процесс социально значимой деятельности.

Эффективность методов обучения и воспитания при разработке методики оценивалась по таким критериям, как степень соответствия их задачам по подготовке к работе с делинквентными девушками, сложность учебного материала и важность формируемого качества и способности. При этом учитывались следующие основные факторы, определяющие готовность специалиста к выполнению профессиональных задач: практический опыт по видам специальной подготовки, качество выполненных творческих задач, профессиональные способности, образное мышление, социально-нравственная направленность и психологическая подготовка [8].

Результаты исследования. Методика формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками-подростками имеет свои особенности и реализуется в соответствии с программами по профилактике правонарушений, с учетом охраны материнства и детства, всесторонней поддержкой института семьи и детства, в тесном взаимодействии с общественными организациями и социально-культурными учреждениями.

Направления формирования профессиональной готовности включают педагогическую, психологическую, правовую, социальную готовность, которые реализуются в индивидуально-воспитательной работе и во взаимодействии с образовательными и социально-культурными организациями, общественными формированиями, членами семей и референтными группами несовершеннолетних девушек. Направления реализуются при проведении активных видов обучения: практических занятий, групповых тренингов, педагогических практикумов, деловых игр, выездов в отделы полиции, при прохождении внеучебной практики в подразделениях полиции.

Методика работы обеспечивается через этапы: диагностики, профилактики, коррекции, терапии, ресоциализации и посткоррекционной защиты, применение методов арт-терапии, психотерапии, психокоррекции, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации; реализацию положений личностно ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления.

Выводы. Проведенное исследование позволило в методике реализовать ряд рекомендаций по повышению эффективности организации работы с делинквентными девушками-подростками: для превентивного воздействия на делинквентных девушек в работе ОВД необходимо своевременно выявлять неблагополучные семьи и оказывать им профессиональную помощь, организуя взаимодействие с учреждениями и организациями, обеспечивающими процесс социализации; с целью предупреждения повторения кризисных ситуаций, связанных с делинквентным поведением, необходимо уделять больше внимания социальному патронажу семей, в которые возвращаются воспитанники постреабилитационной защиты, стоящие на учете в соответствующих организациях.

Для оценки эффективности методики формирования готовности будущих полицейских к работе с делинквентными девушками-подростками была проведена опытно-экспериментальная работа и выделены следующие критерии: когнитивный, эмотивный и конативный. С учетом выявленных выше особенностей процесса формирования профессиональной готовности к работе с делинквентными девушками в формирующем эксперименте реализовывались три аспекта: формирование активного состояния личности, развитие качеств и свойств личности, усвоение специфики работы с данной половозрастной категорией подростков. По окончании эксперимента были проведены контрольные срезы оценки уровня сформированности профессиональной готовности, в контрольной группе были отмечены незначительные изменения. В экспериментальной группе были получены следующие результаты: уровень по когнитивному критерию вырос на 28,9%, по эмотивному - на 26,4%, уровень по конативному - на 27,9%.

Таким образом, реализация сотрудниками правоохранительных органов раскрытых особенностей способствует определению более продуктивных мер воздействия на данную половозрастную категорию подростков и окружающий их социум. Прикладное значение рассмотренных положений определяется возможностью их применения при: выявлении условий и причин совершения противоправных действий делинквентными девушками-подростками; решении задач индивидуальной воспитательной работы; определении мер общей профилактики делинквентности девушек-подростков.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.