Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL MEANS THE E – PORTFOLIO

Smolyaninova O.G. 1 Imanova O.A. 1 Trofimova V.V. 1
1 Siberian Federal University
The article describes the possibilities the use of electronic technology portfolio for the development and evaluation of social competence bachelors and masters teacher training areas. Brief characteristics of indicators manifestations of social competencies identified by the authors in the research process. Describe the conditions of efficient use of technology e-portfolio in the Institute of pedagogy, psychology and sociology of SFU in the process of training teachers at all levels of education. Presented by the content of the section "Achievements" electronic portfolio allow students to assess student achievement in various activities. Describes how to use e-portfolios, which allows rewarding students for achievements in scientific, educational, social and other activities on the basis of published in electronic portfolio documents. Presents the criteria of estimation of documents for public achievements in accordance with their relevance.
an electronic portfolio.
teacher education
vocational education
professional competence
social competence

Современная социокультурная ситуация, реалии информационного общества, требования личности и государства создают основные стратегические ориентиры системы высшего образования - подготовка студента, способного к реализации инноваций в профессиональной деятельности, личностному, профессиональному и социальному развитию в контексте новой парадигмы образования «обучение в течение всей жизни». В этих условиях становится необходимым развитие у студента социальных компетенций: умение работать в команде, приспосабливаться к постоянно меняющимся экономическим условиям, готовность учиться в течение всей жизни, способность к инновационной деятельности.

Социальная компетенция является составляющей профессиональной компетенции и включает в себя владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения [2].

В ходе исследований нами были выявлены четыре группы социальных компетенций: ценностно-смысловые; предметно-деятельностные; коммуникативные; межличностно-отношенческие.

С опорой на результаты исследований проблемы развития социальных компетенций (И.А. Зимняя, И.А. Скалабан, М.Н. Филатова, Л.В. Волкова, А.В. Хуторской) нами были определены показатели проявлений социальных компетенций студента для каждой из выявленных групп:

1) ценностно-смысловые компетенции:

  • умеет[s1] ориентироваться на гуманистические ценности в своих действиях и поступках;
  • умеет дать нравственную оценку происходящим событиям, действиям, поступкам;
  • умеет принимать гуманистические ценности;
  • умеет согласовывать ценности и цели с другими людьми;

2) предметно-деятельностные компетенции:

  • умеет увидеть проблему и осознать необходимость ее решения;
  • умеет определить цель и составить план совместной деятельности;
  • умеет решить проблему в соответствии с поставленной целью;
  • умеет осмыслить деятельность по решению проблем, свои поступки и действия других людей;

3) коммуникативные компетенции:

  • умеет передать информацию другим людям;
  • умеет найти необходимую информацию для решения проблемы;
  • умеет выделить главное, обобщить;
  • умеет взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми;

4) межличностно-отношенческие компетенции:

  • умеет слушать и слышать других людей, находить с ними взаимопонимание;
  • умеет сопереживать другому человеку;
  • умеет поддержать другого человека;
  • умеет понимать и ценить другого человека [6].

Развитие данных составляющих социальной компетенции должно осуществляться с начала и на протяжении всего периода обучения в вузе.

Становление выпускника вуза как целостной, компетентной и самостоятельной личности обусловлено необходимость[s2] ю разработки организационно-методических подходов, обеспечивающих не только процесс развития данных компетенций, но и их аутентичную оценку. Данный вид оценки обеспечивает постоянный мониторинг индивидуального прогресса студента, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, повышает образовательную активность студента, уровень осознания им своих образовательных и профессиональных целей и возможностей самореализации.

В настоящее время одной из наиболее часто используемых в зарубежной педагогической практике разновидностей аутентичного оценивания в обучении является технология электронного портфолио (е-портфолио).

Е-портфолио – эффективное средство мониторинга образовательных достижений, показывающее уровень активности студента в учебной, исследовательской, социальной, творческой и других видах деятельности [3].

Системное применение технологии е-портфолио в профессиональном образовании обеспечит развитие самостоятельности студентов, формирование рефлексивных навыков и мотивацию профессионального развития [4].

С точки зрения авторов статьи, использование технологии е-портфолио способствует развитию и оценке социальных компетенций студента, формирует особую социокультурную среду, создающую условия для всестороннего развития и социализации личности, способствует усилению воспитательного компонента образовательного процесса.

В институте педагогики, психологии и социологии СФУ технология е-портфолио успешно используется в процессе подготовки педагогов на всех уровнях обучения.

Дисциплина «Технология е-портфолио» направлена на освоение студентами бакалавриата методологических подходов создания, развития и использования е-портфолио в социокультурном образовательном пространстве современной школы. В процессе освоения дисциплины студенты изучают различные модели использования электронного портфолио для оценки и рефлексии деятельности учителя начальных классов, которые успешно применяют в период прохождения педагогической практики в школе.

Создание е-портфолио бакалаврами, осуществляемое в рамках изучения данной дисциплины, является начальным этапом, так как дальнейшее развитие и использование е-портфолио происходит на следующих курсах бакалавриата и при обучении в магистратуре.

Магистранты направления подготовки «Педагогическое образование» в 1 семестре изучают дисциплину «Метод портфолио в образовании».

Цель данной дисциплины заключается в развитии у магистрантов профессиональных компетенций, умения проводить презентации на современном рынке труда, формировании социальной и профессиональной мобильности. Данные личные качества и компетенции позволят выпускнику магистратуры успешно использовать современные способы социального коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде, основанной на принципах сотрудничества; разрабатывать и реализовывать образовательные проекты; планировать индивидуальную траекторию образования в течение всей жизни; выстраивать профессиональную карьеру [5].

На основе исследований, проводимых в ИППС СФУ, структура содержания е-портфолио магистранта и бакалавра, реализованная на сайте ИППС, а также средствами веб-приложения Mahara, включает раздел Достижения, который содержит материалы и документы, подтверждающие достижения студента в различных видах деятельности.

Достижения бакалавра в е-портфолио

  • Учебная деятельность (результаты (отметки) по дисциплинам, список освоенных программ допквалификации; удостоверения, подтверждающие прохождение программ допквалификации).
  • Научная деятельность (тезисы научных публикаций, доклады на научно-практических семинарах и конференциях, статьи в сборниках конференций, вестниках, профессиональных журналах; сканированные сертификаты, дипломы, подтверждающие достижения в научной деятельности).
  • Общественная деятельность (волонтерская деятельность, достижения в общественной жизни института, университета, города, страны; сканированные документы, подтверждающие успехи в общественной деятельности: грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма).
    Электронный портфолио магистранта помимо материалов, подтверждающих достижения в учебной, научной и общественной деятельности, как правило, включает также документы, отражающие достижения профессиональной деятельности.
  • Профессиональная деятельность (лучшие методические разработки, используемые магистрантом в педагогической деятельности; сканированные документы, подтверждающие успехи в профессиональной деятельности: грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма, иные материалы).

Содержание развития социальной компетенции будущих педагогов может быть представлено только с учетом социокультурного, социопедагогического, ценностно-смыслового опыта развития личности [1].

На рис. 1 представлен электронный портфолио студентки бакалавриата, в котором отражены результаты ее общественной деятельности на уровне университета, края и России.

Рис. 1. Общественные достижения, представленные в е-портфолио студентки бакалавриата

Данный факт позволяет утверждать, что в ИППС СФУ используются методы, ориентированные на требования компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров и направленные на выполнение студентами социальных и профессиональных задач на основе сформированных компетенций, полученных ими в процессе обучения в вузе.

Как известно, ценности формируются в результате многократной рефлексии, осмысления студентом ситуации, в процессе разрешения которой осуществляется самостоятельный вы­бор, анализ и коррекция. В связи с этим используемые в ИППС СФУ организационные формы проведения занятий со студентами ориентированы на мно­гократную возможность анализа ситуации реальной жизни. Рефлексивный анализ собственной деятельности становится неотъемлемой частью процесса подготовки будущих педагогов, т.к. для самоопределения и самореализации личности важна самооценка собственных достижений, удовлетворенности результатами своей настоящей и планирования будущей деятельности.

На рис. 2 представлен электронный портфолио магистранта 1 курса ИППС СФУ направления подготовки «Социальное сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов», в котором представлены достижения в различных видах деятельности.

Рис. 2. Достижения в различных видах деятельности, представленные в электронном портфолио студента магистратуры в веб-приложении Mahara.

В ИППС СФУ электронный портфолио используется также как способ оценки достижений студента в различных видах деятельности для денежного поощрения студентов. Разработан и внедрен локальный акт - «Положение о премировании студентов», который регулирует порядок премирования за активное участие студентов в научной, общественной, культурно-массовой, спортивной и иной работе, способствующей развитию всесторонне развитой личности и поднятию престижа ИППС СФУ.

Согласно положению о премировании студентов документы, подтверждающие участие студента в мероприятиях, выставляются на сайт ИППС в личное портфолио студента. Разработаны критерии оценки достижений в различных видах деятельности студента. Премирование производится по итогам участия в мероприятиях (за присуждение призовых мест по различным направлениям деятельности) и в конце каждого семестра.

Представим фрагмент приложения к данному документу, в котором определены показатели для определения количества набранных баллов по различным достижениям, в частности общественным (табл. 1-3).

Баллы для оценки участия студентов в общественной деятельности

Таблица 1

 

Общественная нагрузка

Документы, подтверждающие сведения

Баллы

1

Член студенческого совета общежития

Выписка из протокола студенческого совета

1,5

2

Член студенческого самоуправления группы, староста

Выписка из протокола группы

1-3

3

Куратор группы

Выписка из протокола группы

1-3

Таблица 2

Показатель

Кол-во баллов

Всероссийский

Региональный

Городской и университетский

Институтский (факультетский)

Социальные акции и проекты

Организатор

5

4

3

2

Исполнитель

3

2

1

0,5

Баллы для оценки степени участия студента в проведении культурно-просветительских общественных мероприятий (конкурсы, форумы, фестивали, школы).

Таблица 3

Показатель

Кол-во баллов

Всероссийский

Региональный

Городской и университетский

Институтский (факультетский)

1 место

5

4

3

3

2 место

3

3

2

1

3 место

2

2

1

0,5

Участник

2

1,5

1

0,5

Организатор

5

4

3

2

Исполнитель

3

2

1

0,5

Е-портфолио является удобным способом накопления и визуализации практического опыта, презентации достижений в различных видах деятельности, демонстрации социального опыта и профессиональной квалификации студента.

Таким образом, важнейшим фактором совершенствования образовательной системы педагогических вузов является использование педагогических технологий, позволяющих формировать педагога, способного к успешной адаптации в постоянно изменяющихся социальных и экономических условиях.

С нашей точки зрения, технология е-портфолио является одной из наиболее эффективных педагогических технологий, использование которой позволяет:

  • мотивировать студента на максимальное использование собственного потенциала;
  • актуализировать внутренние ресурсы студента для формирования собственного профессионального стиля и развития конкурентоспособности в профессиональной сфере;
  • развивать социальные компетенции студента и осуществлять их адекватную оценку на каждом этапе образовательного процесса в педагогическом вузе.

Е-портфолио - эффективный инструмент будущего успешного трудоустройства выпускника, средство успешной его адаптации в социально-экономическом пространстве на региональном, национальном и международном уровнях.

Рецензенты:

Адольф В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.

Таюрский А.И., д.э.н., профессор, руководитель ФГУ «Сибирское отделение Российской академии образования», г. Красноярск.


[s1]Кто умеет?? Что-то не по русски!

[s2]Корявый текст про «предполагает необходимость»