Детство как предмет социальной (культурной) антропологии
Культура детства является одним из наиболее актуальных предметов исследования современной социальной (культурной) антропологии. У истоков социальной (культурной) антропологии детства стояли такие выдающиеся исследователи, как Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Кора Дюбуа, Джон Уайтинг и другие ученые [1; 7]. Предметом их исследования была модальная личность, истоки формирования которой они искали именно в культурных практиках воспитания, социализации детей той или иной культурной группы. В связи с этим досконально исследовались культурные приемы кормления, одевания, приучения к гигене, последовательность сна и активности у детей коренных народов, полевые исследования которых проводили культурные антропологи. Особой зоной внимания ученых являются внутренние отношения между детьми, между детьми и взрослыми, а также практики социализации, связанные с поощрениями и наказаниями, характерные для той или иной культуры. Например, в определенных культурах коренных народов наказания детей вообще отсутствовали, тогда как у других аборигенов детские наказания сохранялись до длительного возраста, до 20 лет. Одним из научных достижений классической культурной антропологии было открытие важнейшей роли, которую играют обряды и ритуалы, связанные с инициацией детей, с их переходом в состояние взрослых людей.
Большое влияние на социальную (культурную) антропологию детства оказали работы Зигмунда Фрейда. Практически во всех культурно-антропологических исследованиях детей применяются психоаналитические понятия, разработанные Фрейдом. Вслед за ним подчеркивается наибольшая важность потребности ребенка в любви, заботе, общении, в стремлении преодолеть напряженное тревожное состояние и т.д. Большое значение имеют этологические исследования детства, когда предметом изучения являются культурные механизмы формирования социально значимых эмоций: привязанности, радости, горя, страдания, агрессивности и других.
В настоящее время выделяется ряд подходов, характерных для культурно-антропологического исследования детства, в том числе эмпирический подход, связанный с тем, что культура детства - это наиважнейшая стадия инкультурации, где осуществляются горизонтальная и вертикальная культурные трансмиссии, где усваиваются базовые культурные нормы, идеалы, ценности. В этот период наиважнейшую роль для формирования культурной идентичности имеют внешние воздействия.
Вертикальная и горизонтальная культурная трансмиссия имеет ярко выраженную этнокультурную форму. В результате формируется личность, которая «вписана» в определенную этнокультурную группу, считает ее «своей» и отличает ее от «чужих» этнокультурных групп. Механизмы формирования этнокультурной идентичности могут быть самыми различными. Важнейшим среди них является формирование привязанности, крепкой и устойчивой эмоциональной связи ребенка к его ближайшему окружению. Привязанность базируется на биоорганических процессах, тем самым складывается психобиологическая основа для формирования устойчивой культурной идентичности.
Формирование собственной этнокультурной идентичности - основа для сохранения, трансляции, дальнейшего развития конкретной культуры. Сохранение, трансляция и развитие конкретной культуры связано с тем, что эти процессы осуществляются в ходе непосредственной деятельности человека, у которого сформировался модальный тип личности, присущий именно этой культурной группе и отличающийся от модального типа личности других культурных групп [5; 8].
В связи с этим особое значение имеет исследование культуры детства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку именно эти народы, как показала современная практика, оказываются особо уязвимыми перед процессами глобальных трансформаций, характерных для XXI века. В настоящее время Российская Федерация активно разворачивает освоение северных и арктических зон, которые являются местами компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Исследования культуры детства этих народов приобретают поэтому особую актуальность.
Культура детства чулымской этнокультурной группы в Тюхтетском районе Красноярского края
В настоящее время на территории Красноярского края ведутся активные исследования культурных коренных малочисленных нароодв Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях глобальных трансформаций [2; 3; 4; 6; 9; 10]. Наиболее актуальны исследования, связанные с культурой детства этих народов. Именно дети являются стратегическим субъектом, который мог бы сохранить и развивать уникальную культуру коренных народов. Однако в настоящее время дети коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока оказываются наиболее уязвимыми в социально-культурном отношении.
В 2010 г. состоялись полевые исследования чулымской этнокультурной группы, принадлежащей к разряду коренных малочисленных народов Красноярского края. Участниками полевых исследований были ученые, аспиранты, студенты направления «культурология» Сибирского федерального университета. В течение 2 недель в августе 2010 г. проводились культурные исследования с помощью методов включенного наблюдения, экспертных интервью, фокус-групп и некоторых других. В результате наблюдения и бесед с детьми и взрослым населением Чиндатского сельского совета во время экспедиции удалось оценить положение дел и обнаружить проблемы детей чулымской национальности.
Самая главная проблема детского населения деревень Пасечное, Чиндат и Усть-Чульск (жители называют ее дер. Караси) - эти 3 населенных пункта входят в состав Чиндатского сельского совета, как и взрослых - это удаленность и даже изолированность мест их проживания от «цивилизационных центров» (в масштабах Чиндатского сельсовета таким центром выступает с. Тюхтет - районный центр). От деревень сельсовета до Тюхтета 8 с лишним часов пути по проселочной дороге со сложнейшим рельефом, которая в дождь вовсе не пригодна для движения по ней, и рейс автобуса отменяется. Автобусное сообщение с Тюхтетом налажено силами сельсовета - это местный автобус «ПАЗ», курсирующий 2 раза в неделю (в понедельник и пятницу, отходит из Пасечного в 6.00 и выходит обратно из Тюхтета в 18.00). В этой ситуации дети практически не имеют возможности выезжать из деревень на учебу или на отдых, а потому постоянно находятся в достаточно изолированной среде.
В основном дети деревень Чиндатского сельского совета - это не чистокровные чулымцы, а дети смешанных семей чулымцев и русских, украинцев, белорусов, мордвин. И проблем, особо отличающих детей-чулымцев от детей других национальностей, в этой местности не обнаружилось. Это, скорее, не проблемы детей-чулымцев, а проблемы детей, проживающих на территории Чиндатского сельсовета. Ассимиляция чулымцев с доминирующей национальной группой (русскими) на данной территории достигла высокого уровня, и дети чулымской национальности чаще всего затрудняются ответить на вопросы, касающиеся их этнической самодентификации (пожимают плечами, уходят от ответа с помощью встречного вопроса, в большинстве своем называют себя русскими, намного реже - хакасами, чулымцами). Все дети как родным языком владеют русским, поскольку именно на нем общаются в семьях, школе, других общественных местах - носителей чулымского языка даже среди взрослого населения практически не осталось, их единицы, и пользуются они некоторыми расхожими фразами на родном языке, не больше. Только двое взрослых владеют чулымским в совершенстве - русская женщина, с детства живущая в этом районе по соседству с чулымцами, и чулымец, активно собирающий сведения о своем народе и сотрудничающий с Томским государственным университетом в направлении разработки чулымской письменности (исторически она еще не появилась), составления словаря и программы обучения чулымскому языку (такая программа им уже разработана). Чулымским языком дети не владеют, за время экспедиции нам встретились только трое детей, которые утверждали, что понимают кое-что на чулымском. Таким образом, практика языка как основного компонента этноидентификации у детей-чулымцев Чиндатского сельсовета отсутствует. Лишь на праздник (ежегодный День чулымца, проходящий в июле) дети разучивают и поют переведенные на чулымский песни и частушки.
Сфера воспитания и образования. Дети трех деревень Чиндатского сельсовета учатся в школе дер. Чиндат. Не так давно школа в дер. Пасечное и интернат в дер. Чиндат были закрыты. Причины оказались трудно выясняемы - мнения местного населения и руководителей сельсовета разделились. Наиболее частой версией причины закрытия образовательных учреждений среди руководителей является их малая укомплектованность (населения школьного возраста в дер. Чиндат и Усть-Чульск практически нет). Детского сада в деревнях нет, потому дети дошкольного возраста, по сути, предоставлены сами себе - родители весь день заняты (утром и вечером - промысел/ рыбалка, днем - огород и т.д.) или, в случае неблагополучной ситуации в семье, просто не занимаются детьми.
До школы по инициативе сельсовета детей развозят на сельском автобусе (от Пасечного до Чиндата около 40 минут пути, от Усть-Чульска до Чиндата - больше часа). Уровень укомплектованности школ учебно-методическими материалами оценить не удалось - экспедиция прошла летом и школу посетить не удалось, по словам местного населения, проблемы школы состоят в наличии учебников.
Программа школьного обучения в школе, насколько удалось это узнать, не содержит национального компонента. За школу эту функцию выполняет сельский клуб, ежегодно организуя национальные чулымские праздники. При этом и дети школьного возраста не заинтересованы в изучении родного языка - он не востребован ими и их родителями. Дети утверждают, что нужнее всего знать русский, наиболее целеустремленные дети из старших классов школы заинтересованы также в изучении английского, но таких единицы (об этом высказались только двое, одна из девочек уже углубленно изучает английский в Тюхтетской школе после переезда в районный центр).
Молодежь этих деревень, по словам взрослых и их самих, не заинтересована в продолжении образования в средне-специальных учебных заведениях и Высшей школе - в деревнях практически нет рабочих мест, люди живут промыслом и натуральным хозяйством, а потому в получении профессии нуждаются только те, кто хотел бы сменить место жительства и образ жизни. И такие есть, хоть и немного, нам встретились несколько семей, дети которых учатся в ВУЗах Красноярска, обучаются на шофера в Тюхтете после службы в армии.
О необходимости национального компонента в школьном, средне-специальном и высшем образовании из детей и молодежи не высказался никто.
Сфера здравоохранения. Детские проблемы со здоровьем в деревнях действительно являются проблемами, поскольку обслуживающая их поликлиника находится в Тюхтете. Мы застали массовый выезд детей для сдачи анализов на автобусе из Пасечного, забитом людьми и сумками с рыбой, в 6.00 в понедельник. При этом силами сельсовета организована передача результатов анализов через почтальона - ей кондуктор автобуса передает все документы, собранные ею на почте и в поликлинике, а также в каждой деревне есть свой медпункт и медработник. Тем не менее для диагностики (сдачи анализов) и за помощью квалифицированных специалистов родителям с детьми приходится обращаться в поликлинику Тюхтета.
Особенно заметна острая необходимость и недостаточность стоматологической помощи детям и взрослым.
Сфера досуга. Большую часть времени дети деревень Чиндатского сельсовета предоставлены сами себе по причине того, что семьи живут промыслом и натуральным хозяйством - родители заняты с утра до позднего вечера (утром и вечером - рыбалка, днем - хозяйство), а кроме того, здесь довольно много семей неблагополучного характера - родители пьют и практически не занимаются детьми. Летом дети проводят время в совместных играх, походах на реку и купаниях, просто слоняются по улицам небольшими компаниями. Многие дети заняты катанием на велосипедах - это, говорят местные жители, подарки чулымским детям Региональной ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края на праздники чулымцев. Часто велосипеды велики детям, и родители конструируют из них трехколесные.
На летний отдых дети деревень Чиндатского сельсовета, по словам местных жителей, отправляются редко, только к родственникам - это единицы семей. Путевками в места летнего отдыха дети, судя по беседам, не обеспечены - родители не могут себе это позволить. Может быть, проблема в том, что родители этих детей не имеют официально статуса нуждающихся в помощи - мало кто из местных жителей, подавляющее большинство которых после распада совхоза осталось без записей в трудовых книжках и мест работы, отваживается на такое испытание, как учет в Центре занятости. Центр занятости населения находится в Тюхтете, при постановке на учет там необходимо, по словам жителей, появляться по два раза в месяц, отдельно - третий раз, приезжая за пособием в банк. При этом одна поездка в Тюхтет обходится в 240 рублей (туда и обратно), а потому три поездки израсходуют практически все месячное пособие (по словам сельчан, оно составляет около 800-900 рублей). Многие не видят смысла в подобной трате времени и сил, полностью посвящая себя хозяйству и промыслу.
Единственное место досуга детей и молодежи дер. Пасечное - сельский клуб. Здесь силами работников клуба собрана небольшая библиотека, функционируют кружки (есть художественный руководитель), есть игрушки (куплены лет 10 назад на средства сельсовета, дети очень их берегут и всегда возвращают на место - на полки библиотеки), организуются праздники (для них готовится программа, участники репетируют в клубе), для молодежи - дискотеки (3 раза в неделю, очень популярны), имеется музыкальный центр с системой караоке.
Игры детей в большинстве своем ориентированы на образ взрослого - они играют во взрослых (в один из вечеров девочки всей дер. Пасечное встречались нам ярко накрашенными - кто-то воспользовался маминой косметичкой, но у девочек есть и свои; на вопрос «Во что играете?» дети ответили нам: водку пьем, т.е. играют во взрослых, пояснили они), играют в семьи (чаще без кукол, это ролевые игры). Детские игры в большинстве своем направлены на выстраивание образа будущего, куда, чаще всего, дети переносят увиденное ими в их настоящем. При этом образ желанного будущего в беседах дети связывают с переездом в другое место жительства, то есть перемена образа жизни - пределом мечтаний выступают Тюхтет и Красноярск. На вопрос о будущей профессии большинство девочек дошкольного и младшего школьного возраста отвечали нам, что хотят стать продавцами, потому что тогда у тебя все есть. Другие профессии не назывались. Быть может, это связано с реальным положением дел в деревнях, где продавцы магазинов работают в них по 3 часа в день (остальное время также заняты хозяйством) и неплохо обеспечены, поскольку имеют еще и зарплату (что не часто встречается в данной местности).
Общение с детьми дер. Пасечное (в ней проживали участники экспедиции) помогло увидеть еще одну их острую проблему - эти дети очень нуждаются в общении со взрослыми, поскольку общения между собой им хватает. И девочки, и мальчики в начале общения очень застенчивы, хотя сами первыми идут на контакт (девочки чаще, мальчики более закрыты). При этом наиболее востребовано детьми ощущение дружбы и «родственности» - очень важен тактильный контакт. В результате общения стало ясным, что детям предельно остро необходимы взрослые, которым они были бы интересны, и, найдя в нас таких собеседников, они не хотели прерывать общение. В этом случае им необходимо общение с психологом, который был бы способен эти проблемы решить, организовав общение детей со взрослыми и друг с другом в корректных для этого формах, но такого человека в деревнях и среди работников клуба и школы нет (нет такой должности в штатном расписании школы).
Таким образом, дети деревень Чиндатского сельсовета остро нуждаются не только в материальной поддержке, но и в выстраивании здорового образа будущего средствами образования и организации досуга, а также в решении проблемы размытости этнической самоидентификации.
Рецензенты:
Нескрябина О.Ф., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.