Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECTS «STROY FRAMES» AND «YOUNG RESEARCHERS» AS ONE OF THE FORMS OF CAREER GUIDANCE

Garkin I.N. 1 Garkina I.A. 1
1 FSEI HPE « Penza state University of architecture and construction»
Рассматривается все более возросшая актуальность профориентационной работы для формирования стабильного контингента студентов вузов и повышения престижа рабочих и инженерных специально-стей. Приводится опыт реализации социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные ис-следователи» (проводятся при поддержке Министерства образования и Управления инновационной по-литики и специальных проектов правительства Пензенской области) как одной из форм профориента-ции. Обсуждаются пути решения важных задач (поднятие престижа профессии строитель, привлечение молодёжи в строительную отрасль, популяризация научно-исследовательской деятельности, создание кадрового научного потенциала для вузов, привлечение наиболее подготовленной и одаренной части школьников в вуз), поставленных этими проектами, при активном сотрудничестве со школами и строи-тельными предприятиями г. Пензы и Пензенской области.
Considered all the more increased the relevance of career guidance for the emergence of a stable contingent of students and increase of prestige of workers and engineers. An experience of realization of social and educational projects «Stroi Frames» and «Young researchers» (held under the support of Ministry of education and innova-tion policy Management and special projects of the Government of Penza region) as a form of vocational guid-ance. Discusses solutions to important problems (for raising the prestige of the profession of Builder, involvement of young people in the construction industry, promotion of research activities, creation personnel of the scientific potential of Universities to attract the best prepared and gifted of the schoolchildren to University), set these pro-jects in cooperation with schools and construction companies Penza and the Penza region.
socio-educational project
the frames for the construction industry
formation of the contingent of students
professional orientation work

Высокие конкурсы в вузы предшествующих лет привели к определенному стереотипу: «Наш абитуриент нас всегда найдет». На сегодня ситуация в корне изменилась: демографические процессы (снижение рождаемости в Российской Федерации в начале 1990-х) совпали с резко возросшей активностью иных образовательных учреждений, в том числе из субъектов Российской Федерации, в поиске своего абитуриента. Все более обостряется конкуренция между образовательными учреждениями в «борьбе» за абитуриента, поскольку относительное «благосостояние» вузов и учреждений среднего профессионального складывается из безусловного выполнения установленных учредителем контрольных цифр приема и необходимости достижения максимального результата по набору обучающихся на внебюджетной основе. Сегодня перед вузами стоит задача подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, предприимчивых и активных специалистов, востребованных на рынке труда [1-4]. Качество выпускника напрямую связано с качеством профориентационной работы (под ней понимается комплекс мер содействия человеку в самоопределении, выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации). Профориентация существует не только для того, чтобы увеличить конкурс в вуз, но и для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Правильно поставленная профориентационная работа помогает сформировать стабильный контингент студентов и довести их до квалифицированных специалистов.

Истоки профориентационной работы нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро (США, Бостон), которое информировало школьников о выборе ими той или иной профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовке к будущей работе с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д. и проводило пропаганду разумного выбора профессии. Первый опыт профориентации учащихся включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу. Зародившееся в конце XIX - начале XX веков движение профессиональной ориентации получило свой толчок от требований самой жизни. Профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Так, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей становится крайне актуальной задачей для нашей страны в целом и для строительной отрасли в частности [1; 2]. В строительной отрасли сложилась парадоксальная ситуация: в последние годы число вакансий выросло почти вдвое (застройщики говорят о серьезной нехватке кадров), заработная плата строителей значительно превышает средние показатели по стране, а при этом конкурс среди соискателей в строительной отрасли остается низким, вакантные места все чаще занимают либо старые кадры, либо мигранты. Строительным компаниям катастрофически не хватает прорабов, электриков и электромонтажников, сварщиков, машинистов строительных машин. Кадровый голод испытывают все без исключения застройщики и предприятия строительной индустрии, даже те, кто готов платить работникам больше, чем родственно-конкурирующие структуры.

Для решения этой проблемы в Пензенской области силами регионального отделения «Союза молодых строителей» реализуется проект «СтройКадры». Партнёрами проекта выступают НП «Союз пензенских строителей», «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и ряд строительных организаций Пензенской области. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • поднятие престижа рабочих и инженерных профессий;
  • поднятие престижа профессии строитель;
  • привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области;
  • формирование стабильного контингента абитуриентов (привлечение наиболее подготовленной и одаренной части молодежи в строительный вуз);
  • оказание содействия в трудоустройстве выпускников факультета путем привлечения новых работодателей для сотрудничества и выстраивания с ними системы долгосрочных отношений.

Задачи, поставленные проектом, успешно решаются путём активного сотрудничества со школами и строительными предприятиями г. Пензы и Пензенской области. Для школьников устраиваются экскурсии на промышленные предприятия и строительные площадки. За период с октября по ноябрь были совершенны экскурсии на завод по комплексному выпуску строительных материалов «ПУС» (Пензенское управление строительства) и завод железобетонных изделий ЖБИ-1, школьники побывали на строительной площадке г. «Спутник» (проект по строительству целого города в пригороде г. Пензы; в «работе» находятся одновременно более 15 высотных домов, а также объекты инфраструктуры); на предприятие «Управление механизации 2», где школьникам рассказали о различных видах строительной техники. В ходе экскурсий школьникам показывали и рассказывали о производстве, учащиеся могли пообщаться как с простыми рабочими, так и с руководителями предприятий; особое внимание уделялось вопросам заработной платы и социального обеспечения рабочих. Учащимся средней школы № 58 повезло побывать на экскурсии по зданию областной филармонии (проект «Персональной творческой мастерской под руководством Бреусова А.А.»), которое скоро будет сдано в эксплуатацию. Экскурсию провел главный архитектор проекта А.А. Бреусов - создатель и многих других уникальных объектов в г. Пензе (драматический театр, киноконцертный зал на 1200 мест и др.). Он интересно рассказал школьникам о проблемах, возникающих при проектировании таких огромных объектов, и о путях их решения. Всего за 2 месяца на аналогичных экскурсиях побывало более 200 школьников г. Пензы.

Следующим видом взаимодействия является проведение интерактивных бесед со школьниками. Такие беседы-встречи проходят в школах одновременно для всей параллели старшеклассников, на них приглашаются активисты «Союза молодых строителей», преподаватели профильных учебных заведений, представители строительных организаций г. Пензы, ветераны строительной отрасли и т.д. По ходу встречи учащимся на конкретных цифрах и фактах доказывается перспективность работы в «инженерно-рабочем» корпусе, в том числе и в строительной отрасли.

Одной из составных частей профориентационной работы с учащимися является организация и проведение публичных мероприятий («Дни открытых дверей», круглые столы, семинары). Так, например, в апреле 2013 года было организованно мероприятие под названием «День открытых дверей строительной отрасли» на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Оно проводилось при поддержке министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области, министерства образования Пензенской области и НП «Союз пензенских строителей». Это мероприятие собрало около 500 человек, среди которых 300 школьников, остальные - учащиеся сузов, представители строительных и общественных организаций г. Пензы. Перед школьниками выступили представители органов исполнительной власти, бизнеса и общественности. После основной части мероприятия гости смогли посетить выставку достижений строительной отрасли г. Пензы (ООО ПКФ «Термодом», ОАО «Пензастрой», «Персональная творческая мастерская под руководством Бреусова А.А.», ОАО «Пензгражданпроект», ООО «Новотех» и др.).

Социальный профориентационный проект «СтройКадры» способствует пропаганде рабочих и инженерных профессий, предполагает целенаправленную работу по формированию контингента студентов строительного вуза; преследует цель подготовки специалистов, готовых к исследовательской, проектной, организационной, предпринимательской деятельности в рамках строительной отрасли. Опыт такого проекта можно использовать в профориентационной работе и для других отраслей промышленности.

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» направлен на:

  • раскрытие творческого и научного потенциала школьников,
  • развитие у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития;
  • популяризацию научно-исследовательской деятельности;
  • более тесное взаимодействие школ и вузов;
  • создание кадрового научного потенциала для вузов;
  • привлечение наиболее подготовленной и одаренной части школьников в вуз;
  • получение педагогического опыта аспирантами.

Проект реализуется путём создания сети научных кружков в школах, которыми руководят аспиранты и студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС).

В пилотном варианте проекта были задействованы группы школьников из различных школ г. Пензы общим количеством около 100 человек. С ними регулярно (каждую неделю) проводятся занятия в виде научных консультаций по различным научным направлениям:

  • современные материалы и технологии;
  • экология и безопасность в техносфере;
  • строительные конструкции;
  • естественно-научные дисциплины.

В дополнение предлагаются и мастер-классы по различным профилям, например таким, как:

  • основы предпринимательства;
  • социальное проектирование;
  • личностный рост.

Школьники регулярно участвовали в конкурсах, семинарах и научно-практических конференциях с публикациями научных докладов (было опубликовано 20 статей) по различной тематике; получено более 15 грамот и благодарственных писем.

В настоящее время организационная структура проекта представляет собой следующую схему: руководитель проекта, научные консультанты (профессорско-преподавательский состав вузов г. Пензы), студенты старших курсов и аспиранты, которые непосредственно осуществляют руководство кружками. Успешной реализации проекта способствует сплочённость собранной команды единомышленников, а также привлечение к работе в проекте профессорско-преподавательского состава в виде консультантов. Руководители проекта среди студентов и аспирантов являются членами «Команды менеджеров социальной сферы» (организована «Агентством стратегических инициатив»), молодёжного правительства Пензенской области, регионального отделения «Союз молодых строителей» и других общественных организаций. В ходе реализации социального проекта было организовано проведение открытого научного конкурса учащихся «Юные таланты России» в рамках научного «Сурского молодежного инновационного форума», который ежегодно проводится (2012, 2013 гг.) на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства при поддержке министерства образования Пензенской области и управления инновационной политики и специальных проектов правительства Пензенской области.

В своей деятельности авторы и руководители проекта при работе со школьниками использовали принципы тотальности (ко всем школьникам выдвигались одинаковые требования и давались равные знания) и индивидуальности (ко всем школьникам применялся индивидуально ориентированный подход). Именно совместное применение этих двух принципов в ходе работы позволило получить максимально эффективные результаты.

Проект был успешно представлен и на межрегиональной X выставке-ярмарке «Образование и карьера» (г. Пенза, 2013 г.).

План развития проекта представляет собой создание сети научных кружков, организованных путём закрепления за каждой школой (или ряда школ) группы аспирантов с несколькими студентами старших курсов (представителей какой-либо научной школы). Данный коллектив смог бы проводить работу со школьниками, выявляя наиболее активных и талантливых среди них и нацеливая их на участие в научной исследовательской деятельности вуза уже с 1 курса. При дальнейшем развитии проекта планируется расширить список научных направлений научной деятельности (архитектура и строительство, информационные технологии, творческие дисциплины) и увеличить тематику мастер-классов за счёт привлечения дополнительных руководителей кружков из различных вузов г. Пензы.

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» успешно занимается решением вопросов развития и формирования целостной личности, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатств школьников. И решает не только многие актуальные задачи в системе общего школьного образования, но и содействует формированию контингента студентов для вузов региона [5].

Автор и руководитель этих проектов (председатель Союза молодых строителей Пензенской области - Гарькин И.Н.) считает, что их реализация содействует правильному выбору будущей профессии школьниками и продолжает активную работу по дальнейшему внедрению методов, заложенных в проектах, при профориентации.

Рецензенты:

Усманов В.В., д.п.н., профессор, первый проректор, проректор по научной работе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.

Варникова О.В., д.п.н., профессор, заместитель заведующей кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза.