Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE POTENTIAL OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL WORK IN THE FORMATION OF THE FUTURE MANAGERS’ GENERAL CULTURAL COMPETENCES

Boyarkina V.V. 1
1 Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev
The article focuses on the analysis of the potential of the university educational work in the formation of the fu-ture managers’ general cultural competences. It considers such concepts as “education”, “university educational work”, “potential”, “general cultural competences”, and “managers’ general cultural competences”. Based on the analysis of the views of modern scientists on the problem of education and the educational activities of the Univer-sity, the components of the system of educational work in higher school (educational activity of teachers in the learning process, extracurricular activities of students, extracurricular work of teachers with students, monitoring system of extracurricular activities of students) are highlighted. The author provides the complex of the pedagogi-cal conditions that ensure the effectiveness of the process of formation of cultural competences of future bache-lors-managers in the framework of the educational work. The principles of their formation are revealed. The ar-ticle substantiates the expediency of introduction of the program "The basic values of the world culture" within the framework of extracurricular activities.
basic values of the world culture.
pedagogical conditions
pedagogical potential
higher education
general cultural competences
future managers
educational work at the university
education

Современный период характеризуется рядом серьезных социально-экономических и политических преобразований в России. Интеграция нашей страны в мировое сообщество, усиление влияния глобальных проблем современного мира на все человечество, нарастание этнических и религиозных конфликтов ставят серьезные задачи в области профессионального образования, и в частности в области подготовки будущих управленцев.

Сегодня особо актуально встает вопрос подготовки высококультурного, высоконравственного квалифицированного менеджера, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Исследование содержания деятельности менеджера и требований к его личностно-деловым качествам показало, что в новых экономических условиях требуется эффективный менеджер, в подготовке которого необходимо реализовывать новые формы обучения. Это исходит из того, что современный специалист в области управления должен обладать специфическими профессиональными навыками: уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, убедить и переубедить, спросить и ответить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, разрешить конфликт, найти тонкий психологический подход к клиенту. Преуспевающий, эффективный менеджер выступает в системе общественно-экономических отношений как управляющий, дипломат, лидер, организатор-инноватор, воспитатель,человек. Отметим также, что к личностным качествам представителей деловых кругов, каким является менджер, необходимо отнести эрудицию, широкий кругозор, высокий культурный уровень. В совокупности данные качества формируются, прежде всего в процессе профессиональной подготовки менеджера в условиях вуза.

По мнению автора статьи, важнейшим условием и фактором формирования у будущих менеджеров общекультурных компетенций является воспитательная работа. Также автор считает, что для формирования личностных и профессиональных качеств менеджеров и формирования общекультурных компетенций будущих управленцев важное значение имеет знание базовых ценностей мировой культуры. Данный вопрос рассматривался В.В. Бояркиной в статье «Сущностная характеристика общекультурной компетенции менеджера в контексте базовых ценностей мировой культуры» [3, с. 26-31].

Целью исследования является выявление потенциала воспитательной работы в формировании общекультурных компетенций будущих менеджеров. Для этого автором был использован теоретико-методологический анализ философской, педагогической, специальной литературы по проблеме исследования; рассмотрены различные аспекты воспитания, воспитательной работы в вузе, вопросы формирования общекультурных компетенций менеджеров.

Проанализировав литературу по исследуемой проблеме, автор пришел к выводу, что вопросы воспитательной работы в вузе достаточно широко освещены, тогда как вопросы формирования общекультурных компетенций при подготовке будущих менеджеров в системе воспитательной работы вуза не являются сегодня предметом специальных исследований.

Вопросам организации воспитательной работы в вузе посвящены работы П.И. Бабочкина, Б.Н. Боденко, И.В. Бухаловой, Г.Г. Габдуллина, Н.А. Дягтяревой, Е.Г. Залюбовской, В.С. Кагерманьяна, В.П. Лисовского, А.В. Пономаревой, Н.М. Стасенко и др.

Проблемы воспитания студенческой молодежи, приобщения студентов к ценностям, культуре разрабатываются Н.М. Борытко, С.Н. Никитенко, В.Г. Рындак, Л.Б. Соколовой и др.

Содержание и особенности профессиональной подготовки специалистов - управленцев рассматриваются в исследованиях Н.Д. Беляева, В.В. Глухова, Н.И. Гончара, М.С. Латкова, Т.В. Мазуряк, И.В. Чаплыгиной и др.

Для раскрытия потенциала воспитательной работы в формировании общекультурной компетенции будущих менеджеров рассмотрим ключевое понятие данного исследования - «воспитательная работа в вузе».

А.В. Мудрик в статье «Воспитание в системе образования: воспитание и социализация» выделяет ряд наиболее общих подходов к раскрытию понятия «воспитание», встречающихся в отечественной педагогической литературе. Он отмечает, что определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: 1) воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом; 2) воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; 3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа, целью которой является формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений; 4) воспитание еще в более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) [6, с. 98-112]. Он же формулирует следующее определение воспитания: «...относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в различных общественных, государственных, частных и религиозных воспитательных организациях, более или менее способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления» [6, с. 134].

В контексте нашего исследования интерес представляет определение понятия воспитания, данное Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич: «Воспитание (от древнерусск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа...» [2]. В нем акцентируется аксиологическая основа феномена «воспитания».

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова подчеркивают, что воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность; воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей [7].

В данных определениях отражены социально-психологические, ценностно-смысловые основы воспитательного процесса.

Автору статьи, в течение ряда лет работающему со студентами, в том числе во внеучебное время, близко определение воспитания, данное Г.Н. Волковым. Выдающийся педагог, основатель этнопедагогики академик Г.Н. Волков говорил: «... Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего! В этом определении есть все - и сущность, содержание, методика, технология и ответственность» [4, с. 22]. Этого принципа автор статьи старается придерживаться в процессе учебно-воспитательной работы при работе со студентами.

Воспитательная работа, по мнению Ю.В. Сорокопуд, - это сумма целенаправленных, специально организованных, стимулирующих действий воспитателей и ответных действий воспитуемых, направленных на:

  • реализацию потенциала воспитательной системы;
  • создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, духовной атмосферой, традициями, ритуалами;
  • сбалансированность обучающей и общегуманитарной среды вуза;
  • включенность в среду общегуманитарного, культурного потенциала города, края, региона, международных связей [8, с. 274].

Воспитательную работу в вузе Е.Г. Залюбовская в своем диссертационном исследовании определяет с точки зрения управления процессом воспитания: «Воспитательная работа - деятельность по управлению профессионально-личностным становлением студентов, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект), профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект)» [5, с. 85].

Таким образом, воспитательная работа в вузе нами рассматривается как вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды обучающихся и управления разнообразными видами их деятельности с целью гармоничного развития личности.

Отсюда система воспитательной работы в вузе складывается из следующих компонентов:

1) воспитательной деятельности преподавателей в процессе обучения;

2) внеучебной деятельности студентов;

3) внеучебной работы преподавателей со студентами;

4) системы управления внеучебной деятельностью.

Эти компоненты отражают организационно-содержательные основы системы воспитательной работы вуза, важнейшей частью которой должно быть формирование у будущего специалиста, в нашем исследовании менеджера, общекультурных компетенций.

Рассмотрим потенциал воспитательной работы вуза в формировании общекультурных компетенций будущего менеджера. Для этого раскроем понятие «потенциал» и «общекультурные компетенции».

В литературе понятие «потенциал» варьируется по-разному. Возьмем за определение понятие «потенциал», данное в «Большой советской энциклопедии», где оно трактуется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1, с. 428]. Это толкование заключает в себе два аспекта: наличие ресурсов и целевую направленность их использования. В данном исследовании целевой направленностью являются общекультурные компетенции менеджеров. Общекультурные компетенции определяют активную жизнедеятельность человека, гармонизируют его внутренний мир и отношения с окружающим миром, способствуют ориентации в различных сферах социальной и профессиональной жизни, а также формируют способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

Для определения общекультурных компетенций менеджеров важным документом является образовательный стандарт. Сегодня в образовании при подготовке будущих менеджеров руководствуются Федеральными государственными стандартами II и III поколения [9], [10]. Общекультурные компетенции будущих бакалавров-менеджеров определены в Федеральном государственном стандарте III поколения (22 общекультурные компетенции). Все они основываются на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и основных видах деятельности студента, которые позволят ему овладеть социальным опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

В рамках исследования автор концентрирует свое внимание на общекультурной компетенции ОК-1, которая заключается в обладании выпускником бакалавром-менеджером знаниями базовых ценностей мировой культуры, т.е. «фактическое пользование чем-нибудь, наличие чего-нибудь» («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова).

Так, согласно ФГОС ВПО у будущих бакалавров-менеджеров в учебном процессе данная компетенция формируется в процессе изучения ряда дисциплин гуманитарного цикла, таких как «История», «Философия», «Иностранный язык», «Правоведение», «Социология». С сожалением отметим, что такие дисциплины, как «Культурология», «Русский язык и культура речи», ряд других общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также дисциплин по выбору, входящих в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования II поколения, исключены из образовательной подготовки менеджера-бакалавра.

Однако, по мнению автора, вышеперечисленные дисциплины недостаточно полно исчерпывают содержание данного понятия. Предполагаем, что для формироваия общекультурной компетенции - обладание знаниями базовых ценностей мировой культуры, недостаточно усвоения знаний вышеназванных учебных дисциплин, в то время как внеучебная деятельность будущего менеджера в системе воспитательной работы предоставляет ему большие возможности для накопления опыта восприятия базовых ценностей мировой культуры (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, истина, добро, вера и др.), усвоения их ценностных смыслов, интериоризации этих ценностей.

Для этого необходимо создать целый комплекс педагогических условий, таких как: создание положительной мотивации к формированию общекультурных компетенций будущих менеджеров; формирование воспитательного пространства вуза; использование потенциала профессиональных и личностных качеств преподавателей и кураторов вуза, их профессиональная переподготовка; наличие учебно-материальной базы; внедрение инновационных методов воспитания; использование интерактивных методов обучения и воспитания (интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглых столов, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги и пр.); внедрение дистанционных технологий, направленных на формирование общекультурных компетенций будущих менеджеров и др.

Кроме этого, для формирования общекультурной компетенции ОК-1 - обладание выпускника бакалавра-менеджера знаниями базовых ценностей мировой культуры, нам представляется целесообразным введение авторской программы «Базовые ценности мировой культуры», рассматривающей вопросы культуры, ценностных ориентаций в мировой культуре, знакомящей с историей, культурой, традициями и обычаями различных стран и народов.

Основными для формирования общекультурных компетенций будущих менеджеров в процессе воспитательной работы должны стать следующие принципы: гуманизма, духовности, субъектности, патриотизма, демократизма, конкурентоспособности и толерантности.

Таким образом, мы рассмотрели потенциал воспитательной работы в формировании у будущих менеджеров общекультурных компетенций.

Воспитание является приоритетом российской образовательной политики, органичной составляющей деятельности всех субъектов образования, оно интегрировано в общий процесс обучения и развития студентов. Формирование общекультурных компетенций будущих менеджеров в процессе воспитательной работы, сочетание культурно-ценностной ориентации с высоким жизненным потенциалом, эффективной техникой ведения дел и экономического мышлении порождает новый тип менеджера, который обладает высокой культурой и успешно осуществляет управление и развитие различных государственных структур.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор кафедры теории, истории, методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Кожанова М.Б., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования и домоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.