Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL SELECTION ANALYSIS IN MILITARY AVIATION INSTITUTE OF KAZAKHSTAN

Zairova S.T. 1 Sysoev V.N. 1 Kornilova A.A. 1, 1 Gayvoronskaya V.V. 1
1 Military Medical Academy named after S.M. Kirov
Evaluation of the effectiveness of the activities of professional psychophysiological selection (PPS) for aviation specialists of Kazakhstan cadets was carried. The study included 590 candidates for admission to college. It was assessed general intellectual development, personal adaptive capacity, military-professional orientation. A comparative analysis of the psychophysiological characteristics of entrants accepted and not accepted in the Military Aviation Institute on the results of professional psychophysiological selection was carried. Results showed that PPO results allow selecting individuals with professionally important physical, physiological, intellectual and personal qualities for the profession of pilot, navigator and command and control aircraft officer.
military professional motivation.
personal adaptive capacity
general intellectual development
professional qualities
professional psychophysiological selection

Введение

Применение научно обоснованных, проверенных многолетней практикой методов профессионального отбора позволяет в большинстве случаев правильно оценить качество и способность кандидата к овладению военной специальностью [1, 2, 4]. В наибольшей степени это относится к системе психофизиологического отбора авиационных специалистов. Информация, получаемая с помощью методов психофизиологического обследования, зачастую оказывается более объективной и достоверной, чем данные из других источников [4-7].

На сегодняшний день в Республике Казахстан отсутствует единый методологический подход к данной проблеме. В настоящее время проведение психофизиологического отбора не регламентировано, нет руководящих документов и методической литературы, не решены многие вопросы организации и методического обеспечения профессионального психофизиологического отбора будущих авиационных специалистов Республики Казахстан, что обусловливает актуальность проведенного исследования.

Цель работы заключалась в оценке эффективности мероприятий профессионального психофизиологического отбора курсантов для обучения авиационных специалистов Республики Казахстан.

Исследование проводили в 2008-2012 гг. на базе Военного института Сил воздушной обороны Министерства обороны Республики Казахстан. На основании сформированной батареи тестов был проведен профессиональный психофизиологический отбор абитуриентов, поступающих в военный авиационный институт по специальностям «летчик», «штурман», «офицер боевого управления авиацией» (БУА). Объем и использованные методики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Объем и методики исследования

Оцениваемое качество, наименование методики

Количество обследованных

Количество исследований

Особенности вербального интеллекта (аналогии)

590

590

Логическое мышление (числовые ряды)

590

590

Кратковременная память (зрительная память)

590

590

Образное мышление (образное мышление)

590

590

Счетно-математические способности (арифметический счет)

590

590

Кратковременная память (вербальная память)

590

590

Вербально-логическое мышление (установление закономерностей)

590

590

Пространственные способности (кубы)

590

590

Зрительное восприятие приборной информации (шкалы приборов)

590

590

Способность к зрительному восприятию (компасы)

590

590

Переключаемость внимания (отыскивание чисел с переключением - черно-красная таблица)

590

590

Скорость и точность манипулирования элементами цифровой шкалы (методика часы)

590

590

Особенности внимания, способность к работе в навязанном темпе и дефиците времени (численно-буквенные сочетания, медленно и быстро)

590

590

Счетно-оперативная методика

590

590

Военно-профессиональная мотивация

590

590

16-факторный личностный опросник Кеттелла

590

590

Специальный комплекс физических упражнений

590

590

МЛО «Адаптивность»

590

590

Опросник СМИЛ

590

590

Теппинг-тест

590

590

Результаты и обсуждение

Был проведен сравнительный анализ психофизиологических характеристик абитуриентов, принятых и не принятых в военный авиационный институт по результатам профессионального психофизиологического отбора. В целом обоснованный и предложенный комплекс методик, оценивающий общее интеллектуальное развитие (ОИР), уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) и военно-профессиональной мотивации (ВПМ), оказался эффективным. Так, поступившие в 2008-2012 гг. абитуриенты (n = 310) имели достоверно более высокие оценки по единому национальному тестированию (ЕНТ) по сравнению с непоступившими (n = 280, p < 0,05, рис. 1).

Проведенный анализ психофизиологических особенностей в указанных выше двух группах показывает достоверные различия по ряду физиологических и психологических методик исследования (табл. 2, 3).

Таблица 2

Психофизиологические характеристики абитуриентов, поступавших в военное авиационное образовательное учреждение в 2008-2012 гг.,`(x ± i)

Наименование методики обследования, ед. изм.

Поступившие, n = 310

Непоступившие,
n = 280

Специальный комплекс физических упражнений, балл

1-е упражнение, скорость, вестибулярная устойчивость

20,7±0,8*

18,4±0,9

 

2-е упражнение, координация движений

31,3±0,6*

29,1±0,9

 

3-е упражнение, скорость, сила, выносливость

14,6±0,4*

13,2±0,7

 

4-е упражнение, пространственная ориентировка, вестибулярная устойчивость

21,88±0,31*

20,17±0,27

 

5-е упражнение, скорость, выносливость, ловкость

13,51±0,14*

12,95±0,13

Теппинг-тест, количество касаний

1 квадрат

35,18±0,74

35,95±0,64

 

2 квадрат

28,83±0,48

28,18±0,39

 

3 квадрат

29,67±0,43*

28,51±0,36

 

4 квадрат

28,34±0,42*

27,43±0,36

 

5 квадрат

28,65±0,44*

27,7±0,34

 

6 квадрат

28,25±0,5

28,02±0,4

* различия достоверны при p < 0,05.

У абитуриентов, поступивших на обучение в военный авиационный институт, получены достоверные различия (p < 0,05) по всем методикам специального комплекса физических упражнений, некоторым характеристикам теппинг-теста (см. табл. 2) по сравнению с непоступившими.

Аналогичные результаты дает сравнительный анализ характеристик интеллектуального развития (см. табл. 3). У кандидатов, поступивших на обучение в авиационный институт как на специальность «летчик», так и на специальности «штурман» и «офицер БУА», более развиты пространственное, вербально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания. Они допускают наименьшее количество ошибок при выполнении тестовых заданий. Все перечисленное позволяет достоверно отличить их интегральную оценку от интегральной оценки не поступивших абитуриентов.

Таблица 3

Уровень развития познавательных психических процессов (ОИР) у поступивших и непоступивших абитуриентов (M ± m)

Показатели методики оценки общего интеллектуального развития

«Общая выборка»

(n = 590)

Поступившие

(n = 310)

Непоступившие

(n = 280)

p

Аналогии

22,00±0,85

22,75±0,53

16,78±2,08

< 0,05

Числовые ряды

19,75±0,64

20,43±0,47

15,44±1,60

< 0,05

Зрительная память

18,88±1,15

21,94±0,56

16,22±1,68

<0,05

Арифметический счет

20,13±1,55

21,21±0,75

10,22±0,96

< 0,05

Образное мышление

21,50±0,92

22,84±0,53

15,89±1,74

< 0,05

Вербальная память

20,38±2,06

22,17±0,68

18,00±1,73

<0,05

Установление закономерностей

20,13±1,66

21,57±0,60

13,78±1,67

< 0,05

Компасы

7,22±1,13

10,73±1,99

6,15±2,33

< 0,05

Шкалы приборов

64,48±5,47

53,11±7,44

81, 87±8,54

< 0,05

Черно-красная таблица

375,2±10,7

221,8±12,8

425,7±14,9

< 0,05

Часы

18,33±2,07

22,96±2,77

14,81±3,12

< 0,05

Численно-буквенные сочетания

22,18±1,87

17,08±2,54

26,47±3,68

< 0,05

Счетно-оперативная методика

10,11±2,83

12,44±1,73

7,89±2,27

< 0,05

Анализ результатов (см. табл. 3) позволил выявить достоверные различия между группами поступивших и непоступивших абитуриентов по методикам «Аналогии» и «Числовые ряды». Средние значения поступивших курсантов достоверно больше непоступивших на 35,6 и 32,3% соответственно при p < 0.05. Значения методики «Зрительная память» у поступивших на 35,3% выше, чем у непоступивших. По методике «Арифметический счет» отличие составляет почти 2 раза при уровне достоверности р < 0,01. По методикам «Образное мышление» и «Установление закономерностей» средние значения поступивших выше средних значений непоступивших на 43,7 и 56,5% соответственно при уровне достоверности р < 0,01. Вербальная память у этой группы на 23,2 % выше. Суммарная оценка общего интеллектуального развития (ОИР) по 7 субтестам также показала достоверные различия между группами поступивших и непоступивших абитуриентов. Значения ОИР поступивших курсантов достоверно выше значений ОИР не поступивших на 26,4% при р < 0,01.

При сравнительной оценке индивидуальных психологических особенностей указанных групп было определено, что поступившие абитуриенты достоверно (p < 0,05) отличаются от не поступивших по шкалам A - 11,3±0,3 и 12,1±0,4 у.е., В - 6,9±0,2 и 6,1±0,2 у.е., С - 19,1±0,2 и 18,6±0,2 у.е., Q3 - 15,1±0,2 и 14,6±0,2 у.е., Q4 - 6,2±0,5 и 5,1±0,3 у.е. 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Приведенные показатели свидетельствуют о бόльшем развитии абстрактного мышления, бόльшей общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроле и собранности абитуриентов, поступивших на обучение по сравнению с непоступившими. Такие характеристики полностью соответствуют общим требованиям, предъявляемым экспертами к профессионально важным качествам летчиков и штурманов.

Выводы

Мероприятия профессионального психофизиологического отбора, проводившиеся в Военном институте Сил воздушной обороны, позволили выбрать лиц, обладающих необходимыми для обучения профессиям летчика, штурмана и офицера БУА профессионально важными качествами:

  • физические и физиологические - скорость, сила, выносливость, пространственная ориентировка, вестибулярная устойчивость;
  • интеллектуальные - более развитые пространственное, вербально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания, точность и безошибочность при выполнении тестовых заданий;
  • личностные - выше общительность, бόльший самоконтроль и собранность, наилучшие способности к социально-психологической адаптации.

Рецензенты:

Медведев Д.С. д.м.н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексной оценки состояния здоровья и профилактики ФГУП «НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека» ФМБА России, г. Санкт-Петербург.

Голубев В.Н. д.м.н., профессор, профессор кафедры нормальной физиологии Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, г. Санкт-Петербург.