Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF QUALITY MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN MODERN

Likhacheva E.N. 1 Rymkhanova A.R. 2
1 Karaganda University "Bolashak"
2 Karaganda State University named after E.Buketov
Today, education is one of the decisive factors in the formation of intellectual resources of society. Improving the quality and establishing a mechanism of effective management is one of the central problems of modern education. Of particular relevance, this problem becomes in early childhood education as the first link of the whole educational process. Solving the problem of improving the quality of the educational process in the practice of pre-school educational institutions, scientists dealing with this issue, consider offering this process with three positions: quality conditions, the quality of the education and quality of results. Mismatch results pre-school education and goals before that link education, actualizes the problem of finding effective mechanisms for quality management of children with difficulties in the assimilation of preschool educational program.
early childhood education
problem
social order
quality management
quality management
education

В настоящее время в связи с социально-экономическими, политическими, демографическими переменами, протекающими в обществе, перед образованием выдвигаются качественно новые общественные цели и задачи. Образование сегодня выступает как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения его безопасности и устойчивого функционирования. Протекающая в связи с этим модернизация образования влечет за собой пересмотр требований к целям, содержанию и качеству подготовки подрастающего поколения на всех уровнях образования. Происходящие в сфере сегодняшнего образования децентрализация системы образования, введение вариативности и дифференциации образования заставляют образовательные учреждения в отдельности и систему образования в целом ориентироваться как на сохранение и повышение результативности образования, соответствующего современным требованиям, так и на запросы потребителей образовательных услуг. В этих условиях возрастает значимость проблемы эффективности и качества образования.

Для современной цивилизации характерно утверждение понятия качества и проникновение его во все сферы жизни человечества, включая и сферу образования, во многом определяющую и формирующую облик будущей жизнедеятельности человека и общества. С этих позиций образование предстаёт как общекультурная ценность, несущая культуротворческую миссию, обеспечивающая становление культурного человека, т.е. человека, отвечающего социокультурным нормам определённого этапа развития цивилизации.

Качество, как философская категория, опирается на огромный пласт работ, составляющих её философско-методологический базис. Современные исследования категории «качества» характеризуются преемственностью основных положений, идущих от Аристотеля - Канта - Гегеля - Маркса, глубоким проникновением в её структуру экономических характеристик, а также своеобразным системно-методологическим преобразованием учения о качестве.

Анализ научной литературы по проблеме исследования категории качества позволяет описать два основных направления, а также проследить историко-теоретический путь развития сущности данного термина в каждом из направлений.

Первое направление - философское понимание качества:

  • видовое отличие сущности. Одновременно с этим характеристика состояний сущности и свойство вещи [1];
  • тождественная с бытием определенность. Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество [2];
  • существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, причем бесконечно многими качествами [3];
  • сложная категория, которую можно определить только через систему суждений - определителей, в которых отражаются основные системные принципы и закономерности формирования и развития качества [4].

Второе направление - экономическое понимание качества:

  • свойство, реально удовлетворяющее потребителей [5];
  • общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации [6].

В последнее время в педагогике наметилась яркая тенденция к переносу сущностного значения изучаемого термина в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Категория качества все более активно применяется для анализа и интерпретации различных явлений, аспектов педагогической деятельности. Сегодня качество образования рассматривается как решающий фактор, обусловливающий становление человека третьего тысячелетия, способного обеспечить динамику важнейших цивилизационных процессов современности, в том числе процесса перехода мирового сообщества на модель устойчивого развития, необходимость которого вызвана императивом выживаемости человечества.

В дошкольном образовании понятие «качество» анализируется исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой его адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

В практической работе дошкольных образовательных учреждениях качество образования рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.

В соответствии со структурой образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: качеством реализации образовательного процесса через уровень достижений в воспитательно-образовательном процессе; качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); качеством управления дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема управления качеством дошкольного образования.

Острота данного вопроса объясняется тем, что качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Этот процесс будет эффективным только в том случае, если он будет управляемым. В связи с этим в настоящее время приоритет качества дошкольного образования как фундамента всей образовательной политики делает остроактуальной задачу поиска эффективных механизмов управления.

На сегодняшний день определены следующие условия процесса совершенствования качества управления дошкольным образованием:

  • финансирование дошкольных образовательных учреждений. Так, ученые предполагают, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить данное учреждение, если оно сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения;
  • кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Это условие предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов. В рамках этой работы предполагается совершенствовать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях, колледжах и училищах, а для уже работающих специалистов необходимо организовать работу по информированию о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается;
  • повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Между тем в систему управления качеством современного дошкольного образовательного учреждения наравне с управлением качеством условий входит управление качеством процесса и результата дошкольного образования. Современным отражением состояния разработанности указанных направлений будут принципы, методы и содержание программ воспитательно-образовательной работы с детьми.

Анализ используемых образовательных программ позволил сделать следующие выводы: принципы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми остаются традиционными - основные изменения при построении системы управления качеством образовательного процесса и результата касаются отдельных методов, приемов, условий взаимодействия субъектов общения и содержательного направления программ. Ведущим фактором, влияющим на качество указанных направлений, выступают детско-воспитательские и детско-детские отношения, а также некоторая вариативность содержания учебно-воспитательного процесса. В имеющихся программах отсутствуют задачи изучения результата психолого-педагогического воздействия и, как следствие, не отражены задачи выявления причин расхождения намеченных целей и полученных результатов.

Таким образом, основными проблемами управления качеством дошкольного образования являются:

  • вопросы управления качеством дошкольного образования рассматривались учеными по аналогии с другими ступенями образования. Дошкольное учреждение, являясь одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, присущие любому из них, связанные с их единой направленностью на воспитание, обучение и развитие детей. Между тем функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием функционирования дошкольных образовательных учреждений;
  • ситуация, сложившаяся на сегодня в управлении дошкольными образовательными учреждениями в частности и дошкольным образованием в целом, характеризуется отсутствием целостной, непротиворечивой теории управления;
  • проблему управления дошкольным образованием можно отнести к числу малоразработанных, так как исследования ученых в данном вопросе единичны и охватывают лишь некоторые аспекты указанной проблемы;
  • имеющиеся подходы и теории управления качеством дошкольного образования не позволяют решить ни один из вопросов, касающихся непосредственно качества дошкольного обучения и воспитании. Так, на сегодняшний день система управления качеством дошкольного образования не может преодолеть разрыв между намеченными целями и достигаемыми невысокими результатами; определенные наукой нормы уровня развития, обучения и воспитания также расходятся с получаемыми результатами. Подтверждением вышесказанного выступают трудности межличностного общения и ранняя неуспеваемость определенной части детей младшего школьного возраста. В логике данного контекста можно сказать о том, что на современном этапе имеющаяся система управления качеством начального звена образования как фундамент дошкольного образовательного процесса не позволяет выполнить социальный заказ общества, не удовлетворяет потребностям общества (родителе и детей) и государства.

Основной проблемой вопроса управления качеством дошкольного образования, на наш взгляд, является несоответствие уровня разработанности исследуемой проблемы запросам общества и государства. В педагогической практике дошкольного образования это выражается в несовпадении результатов дошкольного обучения и воспитания и поставленных перед этим звеном образования целей. Действительно, наше время подтверждает неуклонный рост числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. В свою очередь вопросы, связанные с проблемами данной категории детей, не входят в круг вопросов управления качеством дошкольного образования. Действительно, в настоящее время в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений данная категория детей не классифицируется в отдельную группу, а следовательно, и не возникает необходимость в вопросах управления их качеством обучения и воспитания.

Вышесказанное подчеркивает актуализацию проблемы разработки и обоснования системы управления качеством детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

В настоящий момент основные направления решения проблемы управления качеством обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, должны сводиться к следующему.

1. Использование в рамках работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий. Такие технологии позволят организовать процесс обучения и воспитания изучаемой категории детей таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для каждого этапа дошкольного детства физического и психического напряжения, снижающего показатели его психофизиологического здоровья. Основными содержательными составляющими здоровьесберегающих технологий в случае обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения, должны быть:

  • осуществление индивидуального подхода как во время занятий, так и в свободное время;
  • предотвращение наступления утомления ребенка, с использованием для этого разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, дробление программного материала, использование разнообразного дидактического материала и средств наглядности и т.д.);
  • амплификация психической деятельности детей;
  • использование методов активизации познавательной деятельности детей;
  • введение в систему педагогического процесса пропедевтического этапа (проведение подготовительных к усвоению программного материала занятий и упражнений);
  • обогащение детей знаниями об окружающем мире и формирование способности к познанию окружающего мира;
  • коррекция всех видов деятельности детей;
  • проявление особого педагогического такта со стороны воспитателя (воспитателю необходимо постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности).

2. Высокий уровень образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых будет не только учитывать имеющиеся проблемы детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения, но и нивелировать последние. Такие программы позволят педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.

3. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка будет выполнять прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса.

4. Обогащение предметно-пространственной среды, содержательное наполнение которой предоставит ребенку возможности для саморазвития. В случае обучения и воспитания представленной категории детей предметно-пространственная среда в первую очередь должна выполнять развивающую функцию. Этого можно достигнуть в том случае, если при ее организации будут учтены не только дидактические позиции педагога и выбранная образовательная технология, как ее основание, но и условия и принципы проектирования в соответствии с целями коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

5. Для детей, испытывающих трудности при усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, создание единого образовательного пространства, которое будет охватывать ранний возраст развития ребенка и младший школьный возраст последнего.

Резюмирующим выводом должно явиться создание системы управления качеством обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. Реализация этой системы должна предполагать организацию комплексной работы в следующих направлениях.

1. Обеспечение профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольных организаций для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении программы дошкольного образовательного учреждения.

2. Построение модели коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции развития.

3. Обеспечение взаимодействия дошкольных организаций со смежными звеньями образовательной системы (организации раннего развития детей и начальное звено школьного обучения). Данное взаимодействие обеспечит комплексный подход в решении задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении и воспитании детей.

Рецензенты:

Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда.

Мирза Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Теория и методика дошкольной и психолого-педагогической подготовки» Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, г. Караганда.