Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF PROFESSIONALISM IN MAKING PROFESSIONAL MOBILE SPECIALIST

Fugelova T.A. 1
1 FGBOU VPO «Tyumen State Oil and Gas University»
At the higher technical school problems related to preparation of specialists competitive on the labor market, ready for professional growth with professional mobility are is not solved. The main cause of dissatisfaction profession is the low professionalism. The problem of fundamentalization of education, mastering by students professional competences along with common cultural is still relevant. Fundamental and the system knowledge of a higher education professional allow predicting changes of reality and the development of his own activities. In the training of future engineers it is necessary to focus on general education. Formed professional consciousness becomes a psychological mechanism of improvement of activity a specialist. Thus the basic directions of mobile specialist vocational training are offered.
fundamentalization education
professionalism
professional mobility
professional consciousness
professional skills
professional development

В условиях перехода к постиндустриальному информационному обществу система профессионального образования должна создать условия для подготовки высокообразованных специалистов, способных обеспечить развитие конкурентоспособной экономики. Однако в высшей технической школе пока не решены проблемы, связанные с подготовкой специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих социальной и профессиональной мобильностью.

Одна из причин сложившейся ситуации - низкий профессионализм, который проявляется в слабой подготовленности к профессии, отсутствии необходимого объема теоретических знаний, трудовых умений и навыков в практической деятельности, в непонимании необходимости непрерывного профессионального образования и самообразования, в неспособности к профессиональной адаптации, низком уровне образования и методологической культуры исследователя [8].

Важно быть не просто инженером-интеллектуалом, специалистом широкого профиля, но и инженером-интеллигентом, обладающим развитыми этическими и моральными установками. Андрей Сахаров - изобретатель водородной бомбы - впоследствии выступал за прекращение испытаний ядерного оружия (стал лауреатом Нобелевской премии не в области физики, а Мира), за развитие промышленности, не несущую угрозу человечеству.

Ориентируясь на высокие образцы профессиональной жизни специалиста («Служение»), целенаправленно формируя его профессиональную деятельность, можно оценивать конкретные результаты профессионального обучения, планировать и осуществлять подготовку настоящих профессионалов.

Формирование глобального мышления и информационной культуры, глубокое понимание сущности процессов развития общества, образования предполагает усиление роли в образовании наиболее общих, основополагающих знаний о мире, его сущности, выработку основополагающих смыслов бытия, овладение общими принципами и процедурами познания, исследовательского поиска, преобразовательной деятельности [2]. При этом актуальным остается вопрос овладения профессиональными компетенциями наряду с общекультурными, формирование профессиональной культуры специалиста, а также необходимых предпосылок для его последующего жизненного и профессионального самоопределения. Для реализации этой идеи в свое время был осуществлен переход к университетскому инженерному образованию; преобразованы технические вузы в исследовательские университеты, на базе которых сформирована инновационная инфраструктура [3].

Но существует целый ряд проблем, затрудняющих соответствующую подготовку. Отсутствует мониторинг и прогнозирование востребованности конкретных профессий. До настоящего времени учебные программы не ориентированы на формирование у студентов качеств, необходимых для проявления профессиональной мобильности. Ситуация осложняется и тем, что в образовательных стандартах третьего поколения значительно сокращен перечень дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического циклов, что значительно ограничивает возможности будущего специалиста. Основная причина заключается в том, что нет понимания того, какие специалисты нам требуются, отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями.

Одним из важнейших аспектов этой системы является система подготовки специалистов, которая дает возможность реализовать модель «образование в течение всей жизни». На современном этапе образование все более становится проектным, т.е. ориентирующим на будущее. Отсюда лозунг, который характеризует современное общество, - образование длиною в жизнь. Это связано и с тем, что отдельно взятая специальность постоянно меняется во времени. Человек, специализирующийся в конкретной области профессиональной деятельности, испытывает трудности при смене сферы своей деятельности, поскольку при переходе в другую область ему необходимо будет перестроиться в способах деятельности.

Подготовка специалистов высшей квалификации по конкретным инженерным специальностям утрачивает жесткие рамки. Нужны специалисты, владеющие профессиональными тонкостями своей профессии, а самое главное, умеющие предвидеть и прогнозировать глубинные изменения будущей профессиональной деятельности.

Формирование личности профессионала связано с развитием его способности к решению в первую очередь реальных инновационных задач. Выпускник профессиональной школы должен уметь решать задачи разного уровня сложности, быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Способность к решению конкретных проблем зависит не столько от овладения личностью фиксированного объема знаний, сколько от уровня овладения соответствующими компетенциями [10].

Говоря о необходимости повышения профессионального развития личности, мы подразумеваем преодоление односторонности в развитии, которая ведет к тому, что человек готов к выполнению какой-то одной функции. Необходимы учебные курсы, которые бы формировали критичность мышления, включали бы знания истории развития соответствующей науки, ее социальные и экономические подосновы, этические и моральные аспекты. В подготовке выпускников технического вуза должен быть сделан упор на общее образование. При этом общее образование необходимо понимать не как «всезнайство» (древние говорили «Многознание уму не научает»), а как условие для овладения профессиональным знанием.

Доказано, что быстро устаревают, прежде всего, знания специальные, тогда как фундаментальные знания дают устойчивость профессиональному развитию. Анализируя работу выпускников технических университетов и институтов, которые ориентированы на подготовку специалистов конкретного профиля, можно констатировать, что в плане сформированности профессиональной устойчивости (необходимое условие мобильности) первые на порядок превосходят вторых, но вторые лучше адаптируются к конкретным условиям производства. Это связано с тем, что в университетах высок престиж исследования, ориентации на познание мира, а само образование подчинено задаче освоения метода.

Важным является и то, как идет процесс формирования у будущего специалиста осознанного, осмысленного отношения к своей будущей профессиональной деятельности, а также к особенностям ее развития. Поскольку только в данном случае профессиональное сознание может стать формой существования, а также психологическим механизмом совершенствования деятельности специалиста, который способен овладевать новыми достижениями профессиональной культуры и, достигнув намеченного уровня, идти дальше, развивая эту культуру [6].

Возможность преодоления разрыва между двумя составляющими (общей и специальной) в профессиональной подготовке специалиста появляется тогда, когда на протяжении всего процесса обучения студенты включены в широкий спектр (виды деятельности) профессионального обучения. То есть студент получает многогранную профессиональную подготовку, но при этом у него всегда остается возможность выбора конкретного вида профессиональной деятельности до окончания учебного заведения [4]. Данная идея и была заложена в системе непрерывного образования по типу «бакалавриат - магистратура». При этом все виды практики, которые обеспечивают процесс профессионального становления будущего специалиста, должны, при условии изменения содержания, форм деятельности, присутствовать на всех этапах обучения. В этом случае высшее профессиональное образование дает возможность не только сохранить, но и укоренить общекультурную и профессиональную направленность обучения.

Подлинный профессионализм заключается в способности закономерного изменения деятельности в направлении все более углубляющегося и расширяющегося познания ее предмета, средств и способов, что обеспечивает ее продуктивность в изменяющемся мире [5].

Традиционно важнейшей функцией отечественного высшего технического образования была передача ценностей и норм от поколения к поколению. Но в современных условиях эта функция слабеет, и потому нужна перестройка, направленная на повышение качества обучения, ориентации на профессиональное развитие. Связано это с тем, что конкретная специальность постоянно меняется во времени и в случае перехода в другую область от него требуется перестройка имеющихся методов и способов деятельности. Поэтому университетская подготовка предусматривает целенаправленное создание условий развития психологической устойчивости и мобильности.

Для занятия инженерной деятельностью необходимы, прежде всего, понимание миссии, предназначения своей профессии, понимание целей и задач деятельности, особый склад мышления (специфически-предметное), который предполагает способность преобразования действительности. Соответственно подготовка инженеров должна включать в себя формирование специфического типа профессионального сознания, т.е. не только профессионального знания, но и профессионального отношения к поставленным задачам. Сложность инженерной деятельности заключается и в том, что она направлена не только на техническое, но и на социальное преобразование мира. Поэтому нужно учитывать, что научные знания, являясь формой существования профессиональных знаний, - это всегда специализированные знания. Соответственно и высшее техническое образование сегодня должно рассматриваться с позиции подготовки специалиста, который умеет взглянуть на мир с учетом специального образования. В этом случае мы часто слышим о «физической картине мира», «техническом взгляде на мир», «художественном видении действительности». Это, с одной стороны, является показателем проникновения в сущность явления благодаря определенной специализации человеческой активности, а с другой - определенную ограниченность.

На наш взгляд, развитию профессионально мобильных специалистов должны способствовать следующие направления обучения:

  • подготовка к столкновению с новыми и неожиданными профессиональными задачами, выходящими за пределы накопленного опыта, требующими нестандартных творческих решений. Такая подготовка включает в себя вырабатывание у студентов навыков углубленной самостоятельной работы и культуры научного мышления, развитие способностей к овладению методами получения и трансформации знаний, к созданию творческого потенциала и профессиональных ориентаций. Названные качества составляют сущность ценностно-смыслового компонента профессиональной мобильности.

Целесообразно использовать в образовательном процессе проблемные ситуации и на этой основе выстраивать ценностно-смысловой ряд понятий, проблем и способов их решения в аспектах профессионально-творческой, аксиологической, психологической, личностной ориентации;

  • развитие профессионального самосознания, включающего в себя соотнесение требований профессии со своими возможностями, осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, в том числе выходящей за рамки первоначально полученной специальности. Создание тезауруса, знакомство с историей науки и профессии, биографиями выдающихся людей и т.д. способствуют формированию всех компонентов профессиональной мобильности (ценностно-смыслового, теоретического, практического), поскольку этот процесс связан не только со знанием основных программ и концепций, но и с умением оценить свои профессиональные способности, намечать пути саморазвития;
  • обучение навыкам адаптации к профессиональной деятельности, способам самоорганизации и саморазвития, самосовершенствования профессионализма, построения карьеры [9]. Выполнение этой задачи должно заключаться в поэтапном обучении моделированию и проектированию самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку специалисту, решающему проектные задачи, нужно быть подготовленным к оперативной переориентации своих действий;
  • инновационное проектирование подготовки профессионально мобильных специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта. В рамках данного направления работы целесообразно задействовать как дисциплины, которые указаны в образовательном стандарте, так и самые разные спецкурсы, факультативы, практикумы, привлекать практиков, представителей зарубежных компаний;
  • активное использование возможностей образовательно-воспитательной среды учебного заведения [7].

Рецензенты:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.

Белякова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.