Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEFINITION OF CRITERIA OF THE ASSESSMENT OF LEVEL OF GOOD BREEDING OF THE VALUABLE RELATION TO OCCUPATIONS OF THE IMPROVING ORIENTATION AT STUDENTS

Kiseleva Zh.I. 1
1 FGBOU VPO "The Orenburg state university", Orenburg, Russia
Relevance of the conducted research is caused by increase of requirements to preparation of competitive, mobile shots in higher education system. Available strategy of preventive approach to the solution of problems of health of student´s youth don´t correspond to calls of time and carry, as a rule, information and educational, propaganda, or medico-hygienic character. On the basis of the analysis of various points of view the concepts "criterion" and "indicator" are defined, the general requirements to allocation and justification of criteria are defined. For an assessment of level of good breeding of the valuable relation to occupations of an improving orientation at students the following criteria were designated and opened: the emotional; motivational potrebnostny; the intellectual; the activity. The diagnostic aspects, allowing to reveal degree of expressiveness of each of above-mentioned criteria are considered, characteristic of levels of good breeding of the valuable relation to occupations of an improving orientation.
occupation of an improving orientation.
education of the valuable relation
criterion of an assessment of level

Введение

Существенные преобразования в сфере производства и профессиональной деятельности обусловили повышение требований к подготовке конкурентоспособных, мобильных кадров в системе высшего профессионального образования. Одним из ключевых условий воспроизводства квалифицированного и трудоспособного специалиста является его приобщение к здоровому образу жизни. Востребованность социумом конкурентоспособных специалистов делает проблему сохранения и укрепления здоровья молодых людей особо острой [3].

Данная проблема приобретает все большую остроту с каждым годом, являясь наиболее актуальной для современного общества. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на организм, нервную систему, психику молодых людей. Имеющиеся стратегии профилактического подхода к решению проблем здоровья студенческой молодежи не соответствуют вызовам времени и носят, как правило, информационно-просветительский, пропагандистский, либо медико-гигиенический характер. Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья молодых людей является нормированная активизация их двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной направленности [9].

Вне воспитательного влияния оказывается сфера эмоционально-ценностных запросов молодежи, не востребована в необходимом объеме инициатива молодого поколения в достижении личного успеха и благополучия, не найдены яркие формы выражения привлекательности здорового образа жизни, не прописан механизм реализации принципа единства личностного и профессионального становления молодого специалиста [1].

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Определение критериев оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов».

Цель исследования: определить критерии оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности студентов.

На основе анализа различных точек зрения мы определяем критерий как качество, свойство изучаемого объекта, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. При этом «показатель» – это количественная или качественная характеристика сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, то есть мера сформированности того или иного критерия.

Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые можно свести к следующему: критерии должны быть объективными (насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок различными людьми; критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хотел оценить; критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности критерия; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве; с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого явления; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [6; 7; 8].

Для оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов нами были обозначены следующие критерии: эмоциональный; мотивационно-потребностный; интеллектуальный; деятельностный. Эмоциональный компонент характеризуется эмоционально окрашенной и переживаемой системой жизненных приоритетов, и он представлен, во-первых, наличием эмоционального настроя, связанного с осознанием своего потенциала здоровья, поскольку человек предпочтительно должен быть настроен не только на излечение болезней и преодоление неблагополучия, но и на постоянное сохранение и укрепление здоровья. Во-вторых, здоровье в системе ценностных ориентаций человека является одной из ведущих ценностей. Положительный настрой и принятие здоровья как ценности является основой для формирования ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов.

Критерий эмоционального компонента выражается через комплекс таких показателей, как наличие ценностной ориентации на здоровый образ жизни, позитивная эмоциональная направленность занятий, способность противостоять утомлению и стрессам, знание и применение приемов саморегуляции.

Мотивационно-потребностный компонент представлен наличием стремления и желания сохранить и укрепить свое здоровье с помощью занятий оздоровительной направленности. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. В отличие от мотива мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, ориентиров, идеалов. Мотивация – стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества, а также другие социально-психологические характеристики [2].

В структуре исследуемого процесса мотивация выражается в потребности в приобретении новых валеологических знаний, желании к изучению проблематики здоровья с целью применения полученных знаний в практике занятий оздоровительной направленности. Сформированность мотивационно-потребностной составляющей определяет мотивацию к здоровому образу жизни и является связующим звеном между просто желанием «быть здоровым» и реальными действиями по сохранению и укреплению своего здоровья в первую очередь, к занятиям оздоровительной направленности. Позитивное и ценностное отношение к своему здоровью в совокупности с мотивацией порождает здоровье укрепляющий стиль поведения, представленный стратегиями активного поведения по укреплению своего здоровья посредством занятий оздоровительной направленности.

Интеллектуальный компонент представлен системой знаний студента. Знание – преимущественно-логическая информация об окружающем (внешнем) и внутреннем мире человека, отраженная и зафиксированная в его сознании. Знания – это результат усвоения фактов, понятий и законов науки, в которых отражены закономерности развития природы, общества и человека как объекта и субъекта деятельности, познания и общения. Целью и результатом сформированности знаний служит их действенность; способность человека к их повседневной и социально-направленной (спортивной, трудовой) жизни и деятельности для удовлетворения и совершенствования социально и личностно значимых потребностей и способностей [6].

Критерий интеллектуального компонента проявляется через такие показатели, как уровень эрудиции в вопросах здорового образа жизни; владение ключевыми понятиями (понятийно-терминологическим аппаратом), так как основу теоретической подготовки в исследуемом аспекте составляют термины; владение информацией о способах и приемах укрепления здоровья на занятиях оздоровительной направленности; знание субъективных и объективных показателей самоконтроля и их оценка; ознакомление со здоровье сберегающими образовательными технологиями.

Деятельностный критерий определяется, прежде всего, тем, что человек на практике использует знания о здоровье, превращая их в компетенции, и осваивая тем самым здоровый образ жизни. Критерий деятельностного компонента выражается через установку студента на активное участие в занятиях оздоровительной направленности; участие в занятиях оздоровительной направленности; готовность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию средствами физической культуры; способность к самостоятельному адекватному выбору этих средств с учетом своих индивидуальных особенностей и предпочтений; умение творчески использовать на занятиях различные оздоровительные методики и приемы.

Остановимся на диагностических аспектах, позволяющих выявить степень выраженности каждого из вышеперечисленных критериев. Эмоциональный критерий, включающий позитивный эмоциональный настрой, связанный с осознанием необходимости укрепления здоровья посредством оздоровительных занятий, ценностным отношением к здоровью, стремлением к эмоциональной окрашенности занятий диагностировался нами с помощью методики Е.Б. Фанталовой. Помимо названных показателей, методика позволяет выявить внутренние конфликты в сфере отношения к здоровью, тревожность и неуверенность, связанные с осознанием своего состояния.

Уровень мотивационно-потребностного компонента диагностировался у студентов с помощью оценки показателей познавательной и практической шкал методики С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью». Применение данной методики позволяет не только получить данные, свидетельствующие об отношении испытуемых к своему здоровью и здоровому образу жизни, к занятиям оздоровительной направленности, но и определить проблемные зоны, требующие коррекции.

Интеллектуальный компонент воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности, представленный системой знаний о здоровье как феномене, о факторах его состояния и воздействия на него, а также представлениями студентов о роли и месте оздоровительных занятий в плане влияния на сбережение и укрепление, диагностировался нами с помощью экспресс-опросника, в который включались следующие вопросы:

  1. Что означают для Вас понятия «здоровья», «физическое здоровье», «психическое здоровье».
  2. Как Вы считаете, что значит «здоровый образ жизни».
  3. Как Вы думаете, от чего зависит в целом здоровье человека (наследственность, экология, образ жизни, система здравоохранения, регулярные занятия физической культурой).
  4. Постарайтесь определить роль оздоровительных занятий в сохранении и укреплении здоровья молодых людей.
  5. Каким, на Ваш взгляд, должно быть содержание занятий оздоровительной направленности для получения максимального оздоровительного эффекта.

Деятельностный компонент, характеризующий, во-первых, степень активности студента в отношении занятий оздоровительной направленности, и, во-вторых, полноту, прочность и осознанность конкретных умений, оценивался следующим образом.

Нами применялся модифицированный социологических опросник Р.М. Гимазова [5], состоящий из 34 вопросов. Степень сформированности на занятиях конкретных умений оценивалась по показателям полноты, прочности и осознанности; в целях получения объективных результатов использовался метод экспертной оценки:

- коэффициент полноты владения умением вычислялся по формуле:

где n – количество верно выполненных действий;

N – количество действий входящих в структуру умения;

K – коэффициент прочности овладения умением вычислялся по формуле:

Где – коэффициент полноты сформированности умения при первой проверке;

– коэффициент полноты сформированности умения при последующей проверке;

- осознанность определялась по степени обоснованности студентами действий:

а) студент недостаточно осознает выполняемое действие, не может обосновать свой выбор;

б) в целом действие осознанно, при обосновании действий студент допускает некоторые неточности;

в) действие полностью осознанно, логично обосновано.

Единицей измерения показателей воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов были избраны баллы; при этом обоснованной шкалой оценки признана шкала отношений от нуля до трех баллов. На основе выделенных критериев и показателей в ходе опытной работы были обозначены четыре уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности: низкий, базовый, достаточный, высокий.

Представим характеристику этих уровней. Низкий уровень (0 баллов) характеризуется отсутствием системных представлений о здоровье, низкой мотивацией (или полным ее отсутствием) здоровьесохранительного поведения. Ценность здоровья весьма условна и занимает место во второй половине иерархии ценностей. Подобный внутренний фон не дает оснований для наличия ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности, не мотивирует деятельность на совершенствование физического и психического здоровья средствами физической культуры. У субъекта отмечается склонность к рискованному поведению, наличие вредных привычек, лень, частые заболевания. Потребности студентов к ведению здорового образа жизни весьма размыты; знания и представления поверхностны и эпизодичны.

Базовый уровень (1 балл) характеризуется тем, что студент имеет определенный объем представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья, но этот объем зачастую ограничен общеизвестной информацией (личная гигиена, правила здорового питания, соблюдение режима дня и т.д.). Представление о культуре здоровья, ценностных аспектах оздоровительных занятий весьма ограничено. Занятие различными видами оздоровления рассматриваются скорее как развлечение, или дань моде. В иерархии ценностей студента направленность на систематическую оздоровительную деятельность занимает средние позиции. Данный уровень характеризуется некоторым началом формирования опыта сохраняющего здоровье поведения: трансформация вредных привычек, привыкание к систематическому соблюдению правил гигиены, стремление к сбалансированному рациону питания, попытка определиться с конкретными видами и формами занятий оздоровительной направленности.

При достаточном уровне ценностного отношения студента к занятиям оздоровительной направленности (2 балла) представление о здоровье и здоровом образе жизни в целом носит системный характер. Показатель объемности информированности о возможностях человека в укреплении здоровья, самосовершенствовании и саморазвитии включает большинство здоровьесберегающих факторов. В данном случае здоровье рассматривается студентом как важнейшая составляющая жизненного благополучия, как приоритетная ценность, которая является результатом постоянных собственных усилий. Здоровьесберегающее поведение близко к норме, хотя допускаются и нарушения; студент демонстрирует стремление к накоплению необходимой валеологической информации; вредные привычки не демонстрируются, но эпизодически могут иметь место. Мотивация и интерес к занятиям достаточно устойчивы, основные компетенции здорового образа жизни в целом сформированы, но до автоматизма не доведены.

Высокий уровень (3 балла) предполагает полный объем представлений о способах сохранения и укрепления индивидуального здоровья, где доминирующими являются представления о самопознании, осмыслении своего жизненного предназначения, о роли здоровья в его достижении. На занятиях оздоровительной направленности студент демонстрирует активность, способность самостоятельно ставить цели, определять задачи по их реализации. Мотивация к занятиям устойчивая и высокая. В поведении фиксируется твердая установка на систематические занятия, творческий подход к ним; сформирована высокая адаптация к неблагоприятному воздействию внешних факторов, дисциплинированность, уважительное отношение к участникам занятий. Субъект постоянно пополняет собственный интеллектуальный багаж необходимой информацией валеологического характера.

Таким образом, для оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов нами были рассмотрены следующие критерии:

эмоциональный; мотивационно-потребностный; интеллектуальный; деятельностный, а также представлены диагностические аспекты, позволяющие выявить степень выраженности каждого из вышеперечисленных критериев; характеристика уровней воспитанности.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.