Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EMOTIONAL COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS’PROFESSIONAL COMPETENCE

Khakimova E.K. 1 ValeevаR.A. 2
1 Eastern Economics and Law Academy of Humanities
2 Kazan Federal University Kazan
The article presents the essential characteristics of the concept "emotional competence" as a component of profes-sional competence of an educational psychologist. It provides a detailed analysis of professional competence in the context of psychological and educational researches. The article reveals the importance of emotional abilities (empathy, reflection, self-regulation and control feelings and emotions of other people) in the personality structure of educational psychologists. Specifics of educational psychologist’s work are that the specialist must withstand professional challenges, manage his emotional state. Foreign analogue of emotional abilities is emotional intelli-gence. Based on the analysis of conjugate concepts of "emotional abilities", "emotional intelligence" the definition of emotional competence is given. The article discloses various approaches to data concepts, highlights their struc-tural components. Four basic components as part of emotional competence with their functions are distinguished: self-control (impulse control and management of emotions, emotional expression, blocking negative emotional states); regulation of relationships (social skills, ability to build relationships with others), reflection (self-awareness, rational understanding of emotions, identify their own motives); empathy (emotional, cognitive decen-tration).
educational psychologist
professional competence
emotional competence
self-regulation
the regulation of the rela-tionship
reflection
empathy.

В современных условиях в системе образования происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах. Меняются ценностные ориентации, целевые установки, педагогические средства, происходит корректировка содержательных, методических, технологических аспектов образования. Кроме того меняются требования к специалистам педагогических специальностей, в частности педагогам-психологам. Современный педагог-психолог должен быть готов теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

Т.В. Заморская определяет профессиональную компетентность педагога-психолога как сложное психологическое образование, которое выступает основой успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик [2].

В.И. Стенькова, рассматривая профессиональную компетентность психолога, выделяет специальную (владение методиками и техниками), персональную (способность к самореализации, постоянному профессиональному росту), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (умение регулировать свою профессиональную деятельность, адекватное представление о своих профессиональных характеристиках) компетенции [6].

Изучая совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных профессиональных целей и задач, Т.В. Заморская показала, что педагог-психолог должен обладать социально-нормативной (осознание значения своей работы, принятие профессиональной миссии; знания основных документов, регламентирующих деятельность учреждений системы образования, содержание и направления работы службы практической психологии образования, особенностей деятельности субъектов образовательного пространства; умения планирования и организации психолого-педагогической работы по оптимальному алгоритму); психолого-педагогической (владение умениями и навыками организации диагностического обследования, способами коррекционного воздействия; психологических особенностей различных педагогических специальностей и особенностей осуществления учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; знания основных закономерностей и факторов, влияющих на развитие ребенка и взрослого; владение эффективными способами, средствами, формами и методами, направленными на достижение психолого-педагогических результатов труда; направленность личности психолога на интересы детей, педагогов и родителей) и концептуально-психологической компетентностями (социально-перцептивная составляющая - знания особенностей поведения и отношений людей, включенных в различные группы; особенностей восприятия и понимания человека человеком, коммуникативная составляющая - знание и владение различными формами межличностного общения, методами и приемами установления эффективного взаимодействия; аутопсихологическая составляющая - умение развивать и использовать собственные психологические ресурсы для повышения эффективности профессиональной деятельности; знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности, владение наблюдательностью, проницательностью, коммуникабельностью, общительностью, рефлексивностью, эмотивностью и эмпатийностью), которые и составляют структуру профессиональной компетентности педагога-психолога) [2].

Специфика труда педагога-психолога заключается в том, что специалисту необходимо противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать. Кроме того профессия педагога-психолога сопровождается постоянными психоэмоциональными перегрузками, эмоциональной напряженностью, эмоциональным выгоранием и т.д. Следовательно, наибольшую значимость в структуре личности педагога-психолога имеют эмоциональные способности (эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей).

Зарубежным аналогом понятия «эмоциональные способности» является «эмоциональный интеллект». Данный термин впервые был введен в научную среду в 1990 г. американскими психологами П. Саловеем и Дж. Майером. Под данным понятием они понимали группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [10]. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: идентификации и выражения эмоций, регуляции эмоций, использования эмоциональной информации в мышлении и деятельности. В свою очередь каждый тип способностей состоял из компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делились на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой - на чужие эмоции. В первый компонент включались вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй - субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Регуляция эмоций состояла из двух компонентов: регуляция своих и чужих эмоций. Третий тип способностей, связанный с использованием эмоций в мышлении и деятельности, включал в себя компоненты гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации.

Позже данная модель была доработана и уточнена. В свете новых представлений эмоциональный интеллект стал трактоваться как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект стал включать в себя следующие ментальные способности: ассимиляцию эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций; осознанную регуляцию эмоций; понимание (осмысление) эмоций [9].

В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она. Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [1]. Эмоциональный интеллект, согласно автору, включает в себя пять составляющих: управление эмоциональными состояниями (контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными); идентификацию и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием; способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других; способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха; способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.

Понятие эмоционального интеллекта рассматривается также и некоторыми отечественными учеными такими, как И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, А.И. Чеботарь, Е.Л. Яковлева.

Таким образом, поскольку эмоциональный интеллект, так же как и компетентность, трактуется через понятие способности, мы сочли правомерным вести речь об особой психической организации индивида - эмоциональной компетентности, входящей в состав эмоциональной составляющей личностного компонента профессиональной компетентности педагога-психолога.

По мнению Г.В. Юсуповой, исследуемые как различные, умственные способности и компетентность рассматриваются как связанные с одними и теми же психологическими механизмами [8].

Е.В. Либина, изучая индивидуальные различия в реагировании на стресс (в рамках психологии совладания), вводит понятие эмоциональной компетентности, которую определяет как способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением. В дальнейшем автор рассматривает понятие эмоциональной компетентности с точки зрения психотерапевта, противопоставляя его защитному поведению и при этом оставляя в тени состав, структуру и свойства этого интегрального образования [3].

Мы придерживаемся позиции Г.В. Юсуповой, которая рассматривает эмоциональную компетентность как группу развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих [8]. Она выделяет два компонента эмоциональной компетентности: когнитивный (понимание) и поведенческий (управление). Каждый компонент имеет два вектора: внутренний - направленность на себя и внешний - направленность на других. Когнитивный вектор направлен, с одной стороны, на самопонимание, обозначаемое как явление рефлексии, с другой - при направленности на других - на эмоционально-когнитивную децентрацию своего «Я», известную как явление эмпатии. Приспособительные поведенческие реакции реализуются через саморегуляцию поведения (поведенческий вектор, направленный на себя) и регуляцию отношений с другими (поведенческий вектор, направленный на взаимодействие с окружающими).

Соответственно в составе эмоциональной компетентности выделяются четыре базовых компонента с их функциями: саморегуляция (контроль импульсов и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний); регуляция взаимоотношений (социальные навыки, умение строить отношения с окружающими); рефлексия (самоосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов); эмпатия (эмоционально-когнитивная децентрация).

Попарная комбинация этих компонентов образует четыре функциональных блока эмоциональной компетентности: поведенческий блок (саморегуляция + регуляция отношений с другими); когнитивный блок (рефлексия + эмпатия); интраперсональный блок (саморегуляция + рефлексия); интерперсональный блок (регуляция отношений с другими + эмпатия).

Таким образом, конструкт эмоциональной компетентности состоит из четырех базовых компонентов - саморегуляции, регуляции взаимоотношений, рефлексии и эмпатии, которые образуют четыре функциональных блока - поведенческий, когнитивный, интраперсональный и интерперсональный.

Кратко охарактеризуем базовые компоненты эмоциональной компетенции и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

1. Рефлексия. В общем виде к рефлексии относятся способности человека определять, какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, по физическому состоянию и внутреннему диалогу; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.

Рефлексия (самопонимание) в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, чем выше уровень развития эмоциональных способностей, тем глубже самопонимание, осознание эмоций. Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Следует отметить, что в сознании не всегда регистрируется тот или иной эмоциональный процесс. В связи с данным тезисом следует различать два явления. Первое явление представляет собой достаточно обособленный организованный процесс, который субъективно влияет на протекание деятельности и переживаемое (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих). Второе явление - это собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии. Оно выражено в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия. Следует заметить, что понимание эмоций тесно связано с возможностями их выражения. Последнее требует владения языком эмоций, усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает.

2. В целом под саморегуляцией понимается умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменения степени ее интенсивности или замены на другую эмоцию), управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы управления эмоциями и управление внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.

Следует отметить, что адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Степень эмоциональной экспрессивности влияет и на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Таким образом, проблемы в сфере саморегуляции неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

3. Регуляция взаимоотношений предполагает умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и прогнозировать последствия ее развития; изменять эмоциональное состояние другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств; способность вызывать нужную эмоцию в людях.

4. Эмпатия является базисной составляющей эмоциональной компетентности. Традиционно данный феномен понимается как постижение эмоционального состояния, сопереживание, в чувствование в эмоциональную жизнь другого человека; это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; при сочувствии эмоциональный отклик выражается в участливом отношении к переживающему. Эмпатия включает в себя понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности, эмоциональное сопереживание, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств, стремление содействовать, помогать другому человеку. Термином эмпатия определяется не только данное состояние, но и личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию [4].

В современной психологии различают несколько видов эмпатии: эмоциональную, основанную на механизмах проекции и подражания реакциям другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.), и предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Особыми формами эмпатии считаются сопереживание и сочувствие - отождествление с чувствами другого человека и переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого [5].

В психологической литературе выделяется три уровня эмпатии. Первый уровень (низкий) связан с отсутствием интереса к чувствам и мыслям других. Человек не умеет и не желает сопереживать людям. Второй уровень предполагает эпизодическую способность к сопереживанию, которая проявляется в некоторых ситуациях. Третий уровень эмпатии (высокий) означает глубокое и точное понимание другого человека, умение мысленно воссоздать его переживания и ощущения как собственные; глубокий такт, позволяющий осознать собственные проблемы и принять правильные решения без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Самый глубокий уровень - это «способ бытия», который позволяет понимать нюансы и сложности внутреннего мира другого человека.

На наш взгляд, наиболее адекватное, системное понимание понятия «эмпатия» представлено в работах И.М. Юсупова. Он считает, что эмпатия - целостный феномен, который связывает между собой сознательные и подсознательные уровни психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека [7].

В свете авторского исследования следует отметить, что в ряде современных работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога и педагога, чья профессиональная деятельность связана с непосредственными контактами с людьми.

Эмпатия является одним из важнейших профессионально значимым качеством личности и педагога-психолога, особенно это касается проявлений эмпатии в общении с детьми. Эмпатия с детьми предполагает умение понять ребенка, выразить ему свое сочувствие и переживание, умение сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям» [4].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоциональной компетентности обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

Эмоциональная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности, представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой. Все структурные компоненты эмоциональной компетентности взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Рецензенты:

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Власова В.К., д.п.н., профессор,зам.директора по образовательной деятельности Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.