Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN WORKS OF THE FOREIGN AUTHORS

Utkina O.N. 1
1 The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
The author has done the analysis of the books for the teachers written by foreign authors. Possession of receptions of pedagogical techniques is important both for foreign colleagues and for the domestic teacher; it is found confirmation in books. Valuable recommendations, offers and ideas were proved in books, which will help the teacher with his daily teaching activity. A large number of jokes, the councils of mixed with humor, sarcasm and reality of the teacher will render assistance for creation of the positive educational atmosphere around the pupils. Each teacher is obliged to bring to perfection the own possible actions in various situations. However, the pedagogical activity is a creative process. The cognition at what the moment and what receptions with different combination which necessary for use the scientific facts is important art. Recommendations were received as a result of studying of professional activity of teachers during the long period. It calls into question relevance of the created recommendations, because, for example, new instruments of training were developed.
books of the foreign authors
pedagogical techniques

Введение. Повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется квалификацией педагогических работников, в частности, необходимостью постоянного совершенствования педагогической техники. При обучении в педагогических вузах и колледжах не всегда выделяется достаточно времени для усвоения специальных методик анализа и последующей коррекции собственного профессионального поведения будущих учителей, более быстрой адаптации к реальной преподавательской деятельности. Впоследствии практикующий учитель методом «проб и ошибок» сам пытается справиться со своими неуспехами. Проблема эта актуальна не только для российских учителей, но также для зарубежных коллег, которые предлагают свои способы помощи преподавателям.

Цель работы: описание места и роли педагогической техники в работе зарубежных учителей.

Материал исследования и обсуждение результатов. Под педагогической техникой принято понимать «совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом» [5, с. 335].]

С.Б. Елканов, В.М. Мындыкану, В.А. Сластенин, Н.Н. Тарасевич, Н.Е. Щуркова и другие исследователи предназначение педагогической техники видят в организации учителем самого себя в педагогическом процессе и в воздействии на других. Условно выделяют две группы умений:

1) умения управлять собой (осанкой, мимикой, жестами, пантомимикой), управлять своим эмоциональным состоянием (снимать лишнее психологическое напряжение, вызывать состояние творческого самочувствия), техникой речи (дыханием, голосообразованием, дикцией, темпом речи);

2) умения влиять на личность и коллектив (техника организации контакта, управления педагогическим общением; техника внушения и прочее).

Рассмотрим книги, написанные зарубежными практикующими учителями, цель которых - оказание помощи преподавателям, особенно в первый год работы.

В ряде книг [14, 23] учителям предлагается широкий ряд проверенных стратегий, мероприятий и программ для решения конкретных ежедневных задач. Представленные истории, рассказанные реально существующими учителями или взятые из жизни самих авторов в период обучения в школе, колледжах, предназначены для создания учителями позитивной учебной атмосферы вокруг учащихся. Книги наполнены ценными советами, предложениями и идеями, которые помогут учителю в его ежедневной преподавательской деятельности.

Проблемой номер один, по мнению H.Wong [24], является незнание самими учителями стандартных методик (процедур, технологических процессов) и правил (шаблонов) проведения занятий. Например, как указывает автор, каждый учитель обязан отшлифовать свои возможные действия в различных ситуациях: в момент, когда он только заходит в класс; в том случае, если занятие заканчивается раньше звонка, и т.д.

Безусловно, педагогическую деятельность нельзя свести только к шаблонным процедурам. Педагогическая деятельность - это всегда творчество, которое неизменно присутствует в приёмах педагогической техники учителя [7]. Подобного мнения придерживается и Robert J. Marzano [17]. Несмотря на то, что весь процесс обучения должен опираться на надежные научно доказанные факты и сведения, знать, в какой момент и в сочетании с какими приемами их использовать, является большим искусством. В своей работе автор дает ответы на 10 логически связанных вопросов для осуществления успешной учебной деятельности. В рамках данного исследования актуален вопрос восьмой главы: что я сделаю для установления эффективных отношений со студентами и дальнейшего их поддержания? Robert J. Marzano отвечает: для того, чтобы занятия были по-настоящему эффективными, учителя должны изучить сильные и слабые стороны отдельных студентов. И для этого следует попытаться установить контакт с учащимися: научиться читать «взгляд» учащегося, язык тела, жесты и т.д.

Другой проблемой, с которой каждый день сталкиваются учителя в своей профессиональной деятельности, является поддержание дисциплины. В книге [23] автор посвятил несколько разделов описанию приемов устранения негативного поведения. Почти на каждой странице книги встречаются прямые или косвенные советы, призванные наладить дисциплину в классе. Кроме того, в книге выделена часть о том, как мотивировать студентов, чтобы они были успешными. Все советы достаточно очевидны и жизненны. Так, например, чтобы процесс обучения был интересным, инновационным, привлекательным, по максимуму увлекающим учащихся учебной информацией, автор предлагает использовать IT-технологии.

Проблему поддержания положительной дисциплины в классе изучала J. Nelsen [18]. Автор указывает на необходимость создания в классе позитивного климата: взаимное уважение, сотрудничество, ответственность. J. Nelsen отмечает, что целесообразнее привлекать учащихся к совместным действиям, использовать их поддержку, а не предлагать различное вознаграждение за совершенные действия. Автор советует всем учителям понять мотивацию действий учащихся, подрывающих дисциплину, вместо того, чтобы искать виновного.

Изучение различных инструментов преподавания находим в книгах D. Lemov, F.H. Jones [14, 16]. D. Lemov изучил работу нескольких, по его мнению, успешных учителей и предложил к рассмотрению наиболее часто встречающиеся методы обучения. При этом, как отмечает автор, предложенные методы не являются шаблонными, их необходимо развивать и совершенствовать. В девятом методе D. Lemov указывает на необходимость выбора «кратчайшего пути»: таких приемов обучения, которые позволили бы всем участникам образовательного процесса выполнить намеченные задачи. Автор пишет, что учителя привыкли выбирать приемы обучения, руководствуясь своими знаниями, умениями в преподавательской деятельности, в соответствии с актуальной на конкретный момент времени парадигмой образования (при этом особенности проведения эксперимента не учитываются [1]). Вместо этого необходимо отдавать предпочтение тем методам, которые позволяют учащимся успешно достигнуть поставленных целей [16, c. 64].

Книга Fred Jones, Patrick Jones [14] является результатом систематического изучения педагогического опыта более трех десятилетий. Dr. Jones на протяжении длительного времени анализировал работу учителей, которые каждый год по окончании обучения получали успешных учеников («goodkids»). В своей книге автор постарался описать в мельчайших подробностях действия этих учителей, их основные навыки управления классом. Dr. Jones приводит как полезные советы, так и конкретные методы управления образовательным процессом в классе в целом. Так, например, в приложении D описываются упражнения на отработку правильного дыхания, в приложении E - приемы расслабления, F - как правильно улыбаться (упражнение для занятий релаксации, если учителю кто-то надерзил) и прочее. Следует отметить, что подобного рода рекомендации, тренинги описаны в современных учебниках, учебных пособиях по основам педагогического мастерства отечественных авторов, таких как И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.А. Морева, В.А. Скакун, Н.Н. Тарасевич, С.Д. Якушева и др. [3, 4, 6, 8].

Интересно, что в результате знакомства с различными приемами или инструментами обучения как у отечественных, так и у иностранных коллег возникает вопрос (его часто можно услышать на конференциях с методических уклоном, на курсах повышения квалификации): «Почему нас этому не обучали в колледже/ вузе?». Вопрос этот определил название книги P. Rutherford «Why Didn't I Learn This in College?» [22]. Автор, проанализировав свой тридцатилетний опыт учебно-воспитательной работы, дает неожиданный, с учётом названия книги, ответ: не стоит уделять так много внимания приемам обучения. Обеспечить хорошую дисциплину, быть заинтересованными в собственных результатах обучения способны те ученики, которые хорошо образованы. По мнению автора, лучшая система управления - это сильная учебная программа [22, c. 229].

Глубокое знание учителем содержания своей учебной программы является обязательным условием педагогической деятельности. Учащиеся всегда чувствуют, насколько свободно учитель владеет материалом. И это оказывает существенное влияние на их результаты обучения. В работе [20] Parker J. Palmer указывает, что педагогическая техника действительно играет большую роль, но этого недостаточно. Проанализировав мнения многих студентов о различных стилях преподавания, автор приходит к выводу о важности внутренней жизни учителя. P. Palmer замечает, что хорошее обучение будет в том случае, если учитель является яркой индивидуальностью и целостной натурой. Учитель должен обратить свой взгляд «во внутрь» как самого себя, так и учеников для удовлетворения духовных потребностей.

Описание душевных переживаний, разочарований, достижений в период первого года работы в школе приведено в книге Esmé Raji Codell Educating Esme: Diary of a Teacher's First Year [9]. Провокационный дневник из жизни начинающей учительницы «Madame Esmé» содержит описание историй противостояний с некомпетентными администраторами, усталыми учителями, туповатыми и злыми детьми и их жестокими родителями. Автор постаралась описать чего стоит стать настоящим учителем, сохранив свою индивидуальность перед лицом бюрократии. Не удивительно, что книга вызвала неоднозначный отклик у читателей, впрочем, как и следующее произведение.

В центре внимания книги Other People's Children автора Lisa Delpit [10] находится работа учителя с афроамериканскими детьми. L. Delpit предполагает, что многие проблемы при обучении «цветных» детей на самом деле являются результатом предвзятости, в первую очередь «белых» учителей. Это уже не первая книга автора, вызвавшая резкую критику со стороны простых читателей. Однако за привлечение внимания к проблеме существования предрассудков в системе образования современного общества L. Delpit удостоена различных премий.

Проблема «чужих детей» актуальна и для России. «Чужие дети» впоследствии становятся людьми «чужого государства», для которых жизни остальных граждан ничего не стоят. Здесь берет свое начало насилие и терроризм. Несмотря на то, что в России нет таких ярких расовых различий, это многонациональная страна. Следовательно, каждый учитель должен строить свою профессиональную деятельность с учетом особенностей межкультурной коммуникации. Использование в образовательном процессе, и в педагогической технике в том числе, знаний этнических особенностей разных национальных групп граждан будет способствовать уменьшению конфликтов в данном контексте [2].

К умениям педагогической техники относят способность управлять своим эмоциональным состоянием (снимать лишнее психическое напряжение, вызвать состояния творческого самочувствия). На помощь учителям приходят Sam M. Intrator, Megan Scribner, Mark Ortman, Gary Rubinstein, Roxanna Elden, Todd Harris Goldman и многие другие.

Книга авторов Sam M. Intrator и Megan Scribner[13] представляет собой сборник стихов и анекдотов об учителях. Каждый ключевой фрагмент сопровождается небольшим рассказом, объясняющим его значение в жизни и работе учителя.

Продолжает идею работа Mark Ortman[19]: коллекция высказываний, цитат, анекдотов и юмористических ситуаций.

Описание глубоких, где-то смешных переживаний о первом годе обучения приведено в работе Gary Rubinstein [21]. Большое количество советов, смешанных с юмором, сарказмом и действительностью, учителя найдут в книгах [11, 12].

В заключение, на наш взгляд, стоит провести обзор книги Caron Chandler Loveless «What If There Were No Teachers?» со словами благодарности учителям. Мир, в котором нет учителей, скучен и безрадостен. С. Loveless призывает чтить и уважать учителей, людей которые всякий раз отдают частичку себя каждому своему ученику.

Вывод. Подводя итог вышесказанному, отметим, что в работах зарубежных авторов:

  • дается описание проверенных стратегий, мероприятий и действий учителя для решения конкретных ежедневных задач. Именно такие рекомендации лучше воспринимаются практикующими зарубежными учителями;
  • в качестве одной из основных проблем выделяют поддержание дисциплины в классе. Для этого учителю следует изучить сильные и слабые стороны отдельных студентов, научиться читать «взгляд» учащегося, язык тела, жесты и прочее. Кроме того, каждый преподаватель должен увидеть (а впоследствии изучить) себя глазами учащихся;
  • рекомендуется использовать IT-технологии, чтобы процесс обучения был привлекательным, инновационным для учащихся;
  • считается целесообразным наиболее часто встречающиеся методы и/или технологии обучения довести учителем до автоматизма и в дальнейшем их творчески совершенствовать. При этом следует отдавать предпочтение тем методам, которые позволяют учащимся в кратчайшие сроки достигнуть поставленных целей;
  • даются полезные советы, а также предлагаются конкретные методы управления образовательным процессом в классе, аналогичные приемам, приведенным в отечественных учебниках по педагогическому мастерству.

Все сделанные авторами выводы и рекомендации были получены на основе анализа длительного периода учебно-воспитательной деятельности практикующих учителей. Однако, появление новых технологий и форм обучения ставит под сомнение актуальность сформированных рекомендаций. В зарубежных исследованиях недостаточно отражены методы разработки рекомендаций динамической коррекции педагогической техники учителя с учетом происшедших за последнее время изменений инструментов обучения (он-лайн технологии, интерактивные доски и т.д.).

Из приведенного анализа книг зарубежных учителей, так же как и отечественных ученых-педагогов, следует, что нас интересуют схожие проблемы помощи учителям с целью минимизации ошибок преподавания, совершенствования педагогической техники учителя и достижения наилучших результатов образования. Попытки решить проблемы совместными усилиями дают больший шанс на получение эффективных результатов.

Рецензенты:

Казаринов А.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры информатики, теории и методики обучения информатике, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.

Мирошниченко А.А., д.п.н., профессор, ректор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.