В связи с высоким темпом жизни современного человека проблема отцовства становится весьма значимой в плане выделения критериев образа хорошего отца. Более детальное рассмотрение данной проблемы позволит раскрыть основные детерминанты формирования представления об идеальном отце.
Научная новизна данной работы состоит в рассмотрении и анализе основных факторов формирования представлений об идеальном отце.
Цель работы: определить основные особенности представлений об идеальном отце.
Задачи работы:
1) рассмотреть особенности оптимальной родительской позиции;
2) описать основные типы представлений об идеальном отце;
3) проанализировать факторы, обусловливающие формирование представлений об отцовстве.
При написании данной статьи автор руководствовался системным подходом в психологии с целью целостного рассмотрения особенностей представлений об идеальном отце.
В обществе бытуют представления об идеальном отце как об успешном, обеспечивающем материальное благосостояние семьи, властном, строгом, независимом, малоэмоциональном; ребенок его уважает и признает его авторитет. Считают также, что современные отцы слишком далеки от идеала. Р.В. Овчарова предполагает тенденцию к схождению идеалов родителей. Чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества, его идеал родителей будет более андрогинный, разнообразный, чем у людей со средним образованием, предпочитающих традиционные идеалы.
Относительно психологического климата, дети из семей с благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного. Если человек не удовлетворен обстановкой в семье, отношениями с супругом или детьми, тревожен, напряжен, то его идеал родителя, возможно, станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным.
Идеальный родитель в представлениях мужчин более властный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям. Идеал в представлениях женщин более искренний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекающий [4].
Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каков он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание, способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка. Для принятия оптимальной родительской позиции отцу требуются следующие психологические качества: быть адекватным, гибким и прогностичным в линии взаимодействия с собственным ребенком, в противном случае родитель не сможет способствовать успешному развитию ребенка. Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватность, прогностичность и гибкость.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей - вот важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зоны ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
Ролевую модель отцовства GoodFamilyMan («Хороший семьянин») сформулировал Д. Блэнкенхорн, обозначив важность моральных ценностей, целей, превышающих личное «Я», нормы мужественности. Т.е. «хороший семьянин» - это слуга, обеспечивающий, защищающий, воспитывающий и поддерживающий свое потомство [4].
Ян Брюс считает, чтобы стать хорошим отцом, нужно иметь теоретические знания о том, как им стать, и применять эти знания на практике в повседневных отношениях с детьми. Автор выделяет ключевые характеристики «хорошего папы»:
- хороший папа просто любит: безвозмездно, вне зависимости от поведения детей, что, однако, не означает, что отец никогда не сердится и не расстраивается из-за их поведения (изменение эмоций);
- открыт в общении со своими детьми (спрашивает об их самочувствии, поддерживает в них стремление рассказывать о проблемах и трудностях, успехах и достижениях, внимательно выслушивает, уважает их точку зрения, сам говорит о своей любви, объясняет все свои поступки, просьбы и отказы не ради оправдания, т.к. желает им добра в будущем, признает, что открытое общение - «дорога с двусторонним движением»);
- проводит время совместно с детьми, уделяя им внимание, для развития отношений (хорошие папы заняты так же, как и все другие, однако находят время для своих детей, ставят их на первое место в своей жизни);
- терпелив (не раздражается при детских ошибках, поддерживает похвалами, дает время на спокойное выполнение заданий);
- подает хороший пример как образец подражания в поведении (ответственность мужчины за речь, поведение и действия, слова не расходятся с делом);
- умеет веселиться, т.к. дети прекрасно ладят с такими людьми (развлечение не отдельно, а совместно с ними тем, что приносит радость и оставляет великолепные воспоминания у ребенка);
- обеспечивает детей (удовлетворение нужд, помощь в осознании разницы между потребностями и прихотями);
- стремится к самосовершенствованию (в отношении родительских обязанностей, других сфер деятельности, избегает самодовольства, что положительно влияет на жизненные достижения детей).
Вышеописанные принципы помогут защитить детей, не опекая чрезмерно, воспитать детей, которые уверены в себе, вдумчивы, сами стремятся к совершенству, открыто обсуждают любые темы, в результате снижается риск неприятностей в жизни ребенка. Благодаря этому отец автоматически «становится более совершенным человеком» [3].
Исследование представлений об идеальном отцовстве, выполненное Р.В. Овчаровой, позволило выделить девять типов представлений у юношей 19-25 лет:
- «ответственный отец» - испытуемые считают, что основным качеством отца является ответственность. Для них ответственность - это осознанная необходимость выполнения принятых обязательств, равнозначная чувству долга, на себя брать ответственность способна лишь зрелая личность;
- «обучающий отец» - отец должен быть готов к родительству и уметь обучать ребенка; это предполагает способность отца взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;
- «сотрудничающий отец» - молодые люди полагают, что отец должен быть ответственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он практичен и бескорыстен. Отец должен интересоваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;
- «доминирующий отец» - сильная личность, которая должна гордиться ребенком; иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ним, если не прав;
- «честолюбивый отец» - уважающий детей, он должен ими интересоваться, гордиться;
- «альтруистичный отец» - любящий, прощающий, не боящийся извиниться, ответственный и воспитывающий;
- «доверяющий отец» - доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся признать свою вину и обучающий;
- «властный отец» - сильный, строгий, благоразумный, практичный. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в то же время он иногда кричит, но не боится извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда готов его слушать;
- «воспитывающий отец» - сильный, благоразумный, практичный и ответственный, он доверяет детям, всегда понимает их и уважает. Всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспитывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.
Также были выделены факторы, обусловливающие представление о собственном отцовстве у молодых людей разного возраста. Для молодежи 19-20 лет выделена следующая иерархия факторов: самоутверждение, независимость, ориентированность на семейную жизнь, взаимоотношения в родительской семье. В этом возрасте доминирует потребность в самоутверждении: юноши стремятся к достижениям, активным социальным контактам, стараются проявлять креативность и сохранять собственную индивидуальность. Если для них наиболее важное значение имеют сферы увлечений, общественной и будущей профессиональной жизни, где они реально могут самореализоваться, их представления о себе как об отце связаны с независимостью, доминированием. Однако их также интересует семейная жизнь, если эта сфера входит в состав ценностных ориентаций.
Иерархия факторов, обусловливающих представления о собственном отцовстве у молодых людей 21-25 лет: самоутверждение, эгоцентризм, конформизм, субъективное отношение к отцу и родительское влияние, взаимоотношения в родительской семье. В этом возрасте еще более усиливается потребность в самоутверждении. Прежде всего, она связана со сферами общественной и будущей профессиональной жизни, обучения и образования. По-прежнему придается значение увлечениям, достижениям, активным социальным контактам, креативности и сохранению собственной индивидуальности. Юноши этого возраста сочетают стремление к собственному престижу, высокому материальному положению с духовным удовлетворением. Они готовы также самоутверждаться и в сфере семейной жизни. Их представления о себе как отце связаны с эгоцентризмом, если отношения с матерью в родительской семье не сложились. И наоборот, их взгляды на отношение к противоположному полу и к себе как отцу становятся конформистскими, если эти отношения позитивны.
Отцовство в возрасте 19-20 лет представлено больше когнитивно-эмоциональным подходом, позицией стороннего наблюдателя, т.к. отцовство - пока удаленная во времени перспектива. Более важным аспектом в этом возрасте представляется получение эмоционального удовлетворения от отцовства.
В старшем возрасте (после 21 года) представления об отцовстве характеризуются функциональным подходом: активность во взаимодействии с ребенком предполагает влияние и помощь. Отцовство для них - более близкая цель [4].
Р.В. Овчарова на основе методики «Идеальный родитель» выделила различия в представлениях об идеальном отцовстве в группах юношей из полных и неполных семей (табл. 1).
Таблица 1
Представления об идеальном отце среди юношей из полных и неполных семей
Представления юношей из полных семей |
% от общего числа испытуемых |
Представления юношей из неполных семей |
% от общего числа испытуемых |
Сильный |
71 |
Уважающий |
69 |
Сотрудничающий |
62 |
Гордящийся детьми |
51 |
Ответственный |
53 |
Любящий |
50 |
Уважающий |
48 |
Добрый |
47 |
Гордящийся детьми |
41 |
Готовый к родительству |
41 |
Помогающий |
25 |
Благоразумный |
36 |
Обучающий |
23 |
Интересующийся детьми |
33 |
Счастливый |
21 |
Счастливый |
29 |
Радостный |
18 |
Радостный |
26 |
Отдохнувший |
18 |
Ответственный |
20 |
|
|
Не стыдящийся детей |
19 |
|
|
Справедливый |
17 |
|
|
Спокойный |
17 |
|
|
Прощающий |
16 |
При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и обучать их. То есть в описаниях в большей степени присутствуют поведенческие компоненты, юноши говорят именно о том, как им хотелось бы, чтобы вел себя отец. Это обусловлено реальным опытом взаимоотношения с собственным отцом. Юноши из неполных семей продемонстрировали список с большим количеством требований к фигуре идеального отца: считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть готовым к родительству, быть справедливым и благоразумным человеком. Преобладает когнитивный компонент в структуре образа идеального родителя [4].
Таким образом, в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами необходимо сделать следующие выводы.
Оптимальная родительская позиция предполагает всецелое принятие ребенка и высокую оценку его личности со стороны родителя. Также в оптимальном варианте родительства необходимо наличие таких психологических качеств, как: адекватность, гибкость и прогностичность. Перечисленные качества следует рассматривать как умение легко изменять собственную позицию в целях достижения оптимального результата в воспитании ребенка.
Среди основных типов представлений об идеальном отце выделены следующие важные качества: ответственность, доминантная позиция в отношениях, способность обучать ребенка, умение воспитывать. Данные качества необходимы для создания гармоничной ситуации в семейных отношениях между отцом и ребенком.
Представления о собственном отцовстве в значительной мере формируются не только под воздействием отношений к отцу и к родительской семье в целом, отношений между родителями, но и в зависимости от образа идеала отца. В благополучных случаях складывается представление сына о себе как о добром, доверяющем ребенку отце, в противном случае формируется противоположный образ себя как отца. Представления о собственном отцовстве также различны в группах юношей из полных и неполных семей, так как они ориентированы на разные качественные характеристики идеального отца.
Содержание данной статьи может быть использовано в качестве теоретической базы в работе семейных психологов.
Рецензенты:
Максименко С.Д., д.псх.н., профессор, директор Института психологии им. Г.С. Костюка, НАПН Украины, г. Киев.
Стяжкина Е.В., д.и.н., профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.