Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF INSTITUTIONS BY MEANS OF MOTIVATION

Kvach N.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Kaluga branch
Acquiring abilities and skills for future profession is the most important requirement for the formation of professional readiness of undergraduates of profile institutes. The existing requirements for the level of professional competitiveness of future specialists mean the sufficient change of present techniques of the consideration of this question. The shift of the accent of teaching is moving more and more in the direction of provision of the professional component of the educational process at institutes. A special place in the process of formation of professional readiness is occupied by a motivating component which is a key point for the formation of all the process of professional competitiveness. The existing approaches for the notion of educational activity and professional readiness of students of specialized institutions are considered in the article. The ways and the conditions of formulation of professional readiness of future specialists are analysed, the components of professional readiness are studied in details. A special attention is paid for the value of motivation for the formation of professional readiness of undergraduates of specialized institutions. The conditions of formation of the motivativing base of educational activity at institutions and techniques contributing to it are considered in it. The value of students’ practical work in speciality during their study at institutes is stressed as it mostly contributed to the success of the process of formation of professional competitiveness of future specialists for their future work.
practical activity
components of professional actitvity
educational activity
motivation
professional readiness

Данная статья посвящена вопросу истории рассмотрения профессиональной готовности студентов к будущей специальности, влияния мотивации на процесс ее формирования, значения практики для данного процесса.

Все более возрастающие требования к качественной составляющей подготовки специалистов, выпускников сегодняшних высших и средних учебных заведений, которые складываются под влиянием социально-экономических факторов в непростой период формирования рыночных отношений и всемирной интеграции, вызывают необходимость менять и существенно корректировать учебные программы, образовательные стандарты, перечень изучаемых дисциплин, используемые методики, существовавшие ранее. В этот сложный период реформирования среднего и высшего образования особенно пристальное внимание следует уделить вопросу формирования профессиональной готовности будущих специалистов, которые смогут обеспечить качественно новый уровень функционирования различных сфер нашего общества в соответствии с реальными требованиями современности. Необходимо гарантировать качественную подготовку кадров, на высоком уровне владеющих профессиональными навыками, умениями, практическим мастерством, что даст возможность творческого моделирования и самостоятельного переосмысления существующего социально-экономического состояния российского общества.

Несомненно, профессиональная готовность студентов не может появиться сама по себе. Этому должен предшествовать определенный процесс по ее формированию, включающий в себя объективную деятельность с конкретно поставленными целями. В отношении формирования профессиональной готовности студентов можно сказать, что она формируется как следствие учебно-практической деятельности обучаемых, направленной на удовлетворение определенных потребностей. Изучению широкого круга проблем, касающихся учебной деятельности студентов, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно назвать таких, как В.В. Вергасов, Н.Ф. Талызина и другие. Много внимания уделяется исследованию различных аспектов формирования профессиональной готовности в работах отечественных исследователей (Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, А.И. Подольский и др.).

На основании исследованной литературы по данному вопросу можно придти к выводу, что для студентов вузов ведущими видами деятельности являются взаимосвязанное сочетание учебной и профессиональной деятельности. По утверждению В.И. Чигринова, они являются определяющими в профессиональном и личностном становлении будущего специалиста. В отношении учебной деятельности необходимо подчеркнуть, что на нее очень большое влияние оказывают наличие или отсутствие у обучаемых сформированных положительных мотивов. Отсутствие мотивации к учебной деятельности не может способствовать формированию высокой профессиональной готовности студента. Следовательно, мотивационный компонент учебной деятельности должен рассматриваться преподавателями вузов как отправная точка всей последующей плодотворной работы. Преподаватели должны четко разбираться в тех мотивах, которые стали причиной поступления студента в вуз. Эти мотивы в дальнейшем будут определять характер учебной деятельности и оказывать большое влияние на успешность формирования профессиональной готовности обучаемых. У одних студентов она мотивирована стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности. У других ведущим мотивом может явиться получение диплома о высшем образовании для удовлетворения собственных амбиций, а это, в свою очередь, не принесет существенной пользы развитию общества. Поэтому нужно стремиться к формированию познавательного интереса к выбранной профессиональной сфере, что поможет дать толчок формированию успешной профессиональной готовности студентов.

Несомненно, учение в вузе тесно связано с активной интеллектуально-творческой деятельностью обучающихся. Быстрое развитие научно-технического прогресса, растущий поток информации, усложнение условий профессиональной деятельности на разных уровнях требуют модернизации познавательных и профессиональных мотивов. Будущий компетентный специалист должен уметь воспринимать и реализовывать сложнейшую систему получаемых знаний, а также иметь навык профессионального мышления. Способность компетентного решения и постановки основных видов профессиональных задач также должна быть сформирована у будущего специалиста в процессе учебной деятельности в вузе.

Хотелось бы остановиться на путях и условиях формирования профессиональной готовности студентов более подробно. Сегодняшнему этапу развития мирового сообщества присущи определенные черты, а именно: с одной стороны - неукротимый прогресс в различных отраслях науки и технологии, с другой стороны - серьезное изменение этических и нравственных представлений о личности и роли и месте в системе социально- общественных отношений. В настоящее время личность оказывается в чрезвычайно сложных социальных условиях, требующих от нее не простой адаптации к реальному положению дел, но и способности определять и интерпретировать социально-производственные проблемы, обладать умением принимать конструктивные решения для поставленных задач.

Неоспоримо, что профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни большинства людей, независимо от ее содержания, уровня предъявляемых требований, степени усложненности, квалификации ответственности. Она определяет уклад жизни человека, формируя и отражая его систему жизненных ценностей. Соответственно, в условиях постоянно меняющихся и усложняющихся требований общественно- профессиональной жизни следует помочь студентам стать субъектами профессионального познания. Это означает, что они должны научиться определять ход своей профессиональной деятельности в жизни самостоятельно и по мере сил уметь управлять этим процессом, используя свои творческие способности и научно-практические навыки и умения, полученные в вузе.

На основании сказанного выше можно сделать вывод, что для достижения цели успешного формирования профессиональной готовности студентов вузов, в первую очередь, необходимо выявить реальный уровень существующей мотивации у обучаемых, предполагаемые перспективы и зоны ближайшего развития мотивов к овладению профессиональными навыками у каждого отдельного индивидуума и всей группы учащихся в целом.

В сфере проблем социологии, психологии, педагогики, экономики и методики явление формирования профессиональной готовности выпускников вузов было многосторонне исследовано. Исследования этого вопроса проводились по различным направлениям с целью выделения содержания и показателей профессиональной готовности, разработки ее теоретических основ (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.). Также изучения проводились с целью определения готовности к определенным видам профессиональной деятельности посредством различных компонентов (В.П. Наумов, Т.Ф. Садчикова, Н.И. Ястремская и др.).

Само понятие «профессиональная готовность» понимается авторами различных исследований по-разному. Наибольшее распространение получило понятие готовности как состояния или как качества, присущего конкретной личности. В психологическом смысле готовность определяется авторами также неоднозначно. Исследователи-психологи определяют готовность близкими по значению, но не идентичными понятиями, такими как: бдительность, боеготовность, способность к мобилизации и т.д. Так, например, в понятии А.А.Ухтомского готовность к определенному виду деятельности является «оперативным покоем», механизм которого опирается на подвижность «нервных приборов, обеспечивающих переход от «оперативного покоя» к «срочному действию» [4, с.15-17]. Б.Г.Ананьев предлагал понимать «готовность» к деятельности в определенной сфере как «проявление способностей». В.А. Крутецкий предложил под термином «готовность» весь ансамбль, синтез свойств личности, что является значительно более широким понятием, чем отдельная способность. Л.В. Кондрашова подходит к профессиональной готовности с позиции личностно-деятельностного подхода, характеризуя ее как «черту личности, регулятор поведения, условие результативности профессиональной деятельности» [4, с.34].

Проанализировав труды многих ученых, занимавшихся вопросом формирования профессиональной готовности, можно утверждать, что она представляет сложнейшее сочетания входящих в ее структуру компонентов. В различных работах предлагается выделять разное количество этих компонентов, от двух (В.А. Сластенин - личностный и исполнительский) до пяти (М.И. Демьяненко, Л.А. Кандыбович - мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный). Однако большая часть ученых, исследовавших эту проблему, предлагают выделять систему из трех составляющих: мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты (В.П. Наумов, Н.И. Ястремская и др.). Скорее всего, такая наполненность структурной стороны профессиональной готовности является необходимой и достаточной для определения комплектности рассматриваемого понятия. С нашей точки зрения, обоснованно понимать профессиональную готовность как «совокупность нравственных профессиональных взглядов и убеждений, положительного отношения к деятельности, профессионально значимых знаний и умений, определенных качеств личности» [1, с.51].

Рассматривая формирование профессиональной готовности студентов вузов средствами мотивации, хотелось бы остановиться более подробно на теории А.К. Марковой. Согласно ее концепции, при формировании мотивации учебной и профессиональной деятельности необходимо учитывать ряд условий. Начать следует с использования надежных методов изучения поведения студента в процессе осуществления учебной деятельности и определения отношения обучаемого к ней. На основании этого следует произвести объективную трактовку полученных эмпирических данных. Подчеркивается, что важно рассматривать мотивационный компонент не как застывшую форму, а изучать его в процессе развития с учетом определения зон его ближайшего развития. Для успешного формирования мотивации учебная деятельность должна содержать задания с элементами, способствующими общему развитию студента и расширению его кругозора. На отдельных этапах формирования мотивации ее рекомендуется измерять с целью определения ее уровня (низкий, средний, высокий). На основе получаемых результатов предполагается планировать процесс формирования мотивации.

Задача изучения поэтапного формирования профессиональной готовности студентов средствами мотивации заключается не в отборе, а в непосредственном контроле динамики изменения мотивационной составляющей учебной деятельности с целью корректировки формирования мотивационной сферы. Формирование профессиональной готовности средствами мотивации не подразумевает закладку готовых мотивов и целей в голову студента. Его требуется поставить в такие условия и ситуации учебной и практической деятельности, направленных на получение профессионально значимых навыков и умений. Нужно помочь студенту, чтобы желательные мотивы и цели строились и развивались с учетом и в контексте его прошлого опыта, внутренних потребностей и побуждений.

Только опираясь на достижения предыдущего опыта, студент будет успешно готовить дальнейшую почву для перспективного развития положительной мотивации профессиональной деятельности. Обобщенный путь формирования мотивации учебной деятельности студентов вузов заключается в способствовании превращения имеющихся неустойчивых побуждений в целостную мотивационную сферу с устойчивой структурой. В ней могут доминировать отдельные мотивы. В целом она характеризуется избирательностью, которая способствует формированию неповторимой направленности индивидуума. В ее структуру включаются перспективные и осознанные действия, цели, мотивы, эмоции, определенные внутренней позицией каждой отдельной личности.

Широкий круг работ различных авторов посвящен рассмотрению приемов деятельности, способствующих формированию мотивации учебной деятельности студентов (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова и др.). Среди них указываются следующие: общая благоприятная атмосфера в группе; уровень включенности студента в коллективные формы работы; сотрудничество студента и преподавателя, привлечение студентов к оценке производимых действий; формирование адекватной самооценки обучаемых. Наряду с этим, положительное влияние окажут: необычная и занимательная форма изложения материала преподавателем; эмоциональная насыщенность речи педагога; разъяснение общей и личной значимости учения и возможность использования получаемых знаний в профессиональном плане; использование инновационных методов преподавания; анализ жизненно и профессионально значимых ситуаций.

Содержательная сторона учебного материала позволяет осуществлять стимулирование развития компонентов мотивационной сферы с помощью приемов побуждающего воздействия преподавателя на студента. Этому будет способствовать: демонстрация новизны изучаемой информации; профессионально значимое направление содержания предметов; учет межпредметных и межциклических связей; раскрытие научной и практической значимости содержания изучаемого материала. Значение этих приемов состоит в том, чтобы показать значимость изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности.

Как уже говорилось ранее, получение теоретических основ не является единственным критерием успешности формирования профессиональной готовности к работе по выбранной специальности. Сложность профессиональной подготовки в высшем образовании в большой степени связана с тем, что при обучении будущих специалистов в вузе нужно разрешить сложность взаимосвязей интересов профильного вуза, студента, работодателей рынка труда и требований общества в целом. Содержание учебного материала и самого образовательного процесса должно быть организовано таким образом, чтобы для каждого будущего специалиста в процессе учебы в вузе была создана такая ситуация, при которой начало самостоятельной практической работы становилось бы логическим продолжением формирования профессиональной компетентности, основы которой были заложены в процессе учебной деятельности в вузе.

В настоящее время идет широкомасштабная модернизация российских стандартов высшего профессионального образования, что, в свою очередь, становится причиной обновления содержания рабочих учебных программ для подготовки специалистов высшего звена. По мнению некоторых исследователей, это вызвано появлением на практике новой управленческой концепции, в соответствии с которой имеющееся в настоящее время содержание профессиональной подготовки не удовлетворяет потребности выпускников и работодателей в части решения проблем профессионального функционирования организаций (Л.Ю. Шемяхина). Процесс глобализации, интеграция российской экономики в европейскую структуру, ориентация на зарубежные практики организации работы фирм, появление большого числа зарубежных предприятий на отечественном рынке - это далеко не полный перечень факторов, оказывающих большое влияние на требования к профессиональной готовности студентов российских вузов к будущей работе по специальности. Тот факт, что начало осуществления практической работы по выбранной специальности студентами приходится на второй - третий год обучения в вузе, говорит о том, что практика играет значимую роль в процессе формирования профессиональной готовности студентов. Практическая работа позволяет студентам реально сформировать общие и профессиональные компетенции, повысить мотивацию к будущей профессиональной деятельности, способствует росту творчества и мастерства наряду с формированием зрелого отношения к выбранной профессии. Надо отметить, что сегодня большую роль играет не просто определенный уровень полученных знаний в соответствии с определенными требованиями, а степень формирования профессиональной готовности и способность творчески решать возникающие практические задачи в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. Без преобразования существующей системы высшего образования появление творческих, инициативных, компетентных специалистов и дальше будет затруднено, а западная система высшего образования и дальше будет продолжать считаться некоторыми как лучшая форма профессионального обучения по сравнению с российской. Смещение акцента в сторону большей доли практической работы в профильном вузе даст возможность перенять на практике положительный опыт специалистов, поможет студентам сделать полезные практические выводы в отношении профессиональной компетентности. Все это будет способствовать формированию мотивационной базы для более успешной профессиональной подготовки будущих специалистов.

На основании всего высказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования профессиональной готовности студентов вузов средствами мотивации имеет свою внутреннюю логику и структуру. Как целостный и взаимосвязанный процесс, он проходит последовательное и закономерное развитие. При этом содержание материала, формы и методы преподавания выступают в качестве средств подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, а динамика формирования компонентов этой готовности в их взаимосвязи является сущностью этого процесса.

Огромную роль в формировании положительной мотивации учебной деятельности играет возможность осуществления практической деятельности по выбранной специальности, что ведет к еще более успешному формированию профессиональной готовности студентов вузов.

Рецензенты:

Хачикян Е.И., д.п.н., профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ФГОБУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.

Горбачева Е.И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии развития и образования ФГОБУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.