Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATION TO THE ORGANIZATION OF THE TEACHING STAFF OF DISTANCE LEARNING

Grabko E.Yu. 1 Lavina T.A. 1
1 The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University
The article analyzes the psychological and educational literature on motivation, the use of remote e-learning, distance learning technologies in the educational process of universities. The basic principles and methods of motivation of teachers to distance education are discussed in the blog community E-Learning PRO. Association of e-Learning professionals. Based on the materials of The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University analyzed conditions designed to encourage teaching staff to use activities in distance learning technologies for the professional tasks: training for teaching staff and staff of the university free of charge for full-time - remote special additional professional programs «Fundamentals of distance courses in environment Moodle» and «Organization distance learning in an educational institution», the annual competitions for distance learning courses and clubs with cash prize money, develop individual rating of the teacher, with the inclusion as a component of the application of distance learning technologies in their professional activities.
professional development
Distance education technologies
distance learning
e-learning
motivation

Современное развитие информационных и коммуникационных технологий способствует активному внедрению дистанционных образовательных технологий практически во все уровни образования России, в том числе и в высшее образование. В связи с этим одной из важнейших особенностей современного образовательного процесса в вузе является расширение возможностей информационно-образовательной среды, которые в настоящее время активно реализуются образовательными организациями. Одной из важных задач информационно-образовательной среды вуза является организация коммуникационного взаимодействия между преподавателями вуза, студентами, специалистами вспомогательных подразделений.

Анализ применения дистанционных образовательных технологий позволяет говорить о том, что педагогические работники российских вузов значительно отстают в изучении и применении дистанционных образовательных технологий от мирового образовательного сообщества. Это может быть охарактеризовано следующими причинами:

  • недостаточные первоначальные знания профессорско-преподавательского состава в области применения информационных и коммуникационных технологий;
  • недостаточное техническое оснащение личного информационного пространства педагога;
  • неготовность педагогов вуза к применению новых дистанционных образовательных технологий;
  • недостаточная мотивация преподавателей вуза к организации дистанционного обучения;
  • новизна методов и приемов, применяемых в ходе дистанционного учебного процесса;
  • специфика организационной структуры образовательного учреждения в области применения дистанционных образовательных технологий.

Недостаточная мотивация преподавателей вуза к организации дистанционного обучения, на наш взгляд, – одна из важнейших причин отставания вузов России от мирового сообщества в области внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

Рассмотрим подробнее понятие «мотивация». В научно-психологической литературе есть множество определений мотивации.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью; мотивировка [3].

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения [4].

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного [6].

Вопросам определения сущности дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящены работы А.А. Андреева, М.Ю. Бухаркиной, Т.А. Лавиной, Н.В. Никуличевой, Е.С. Полата, И.В. Роберт и др.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [5]. В 2008 году активистами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс было создано сообщество «E-Learning PRO. Ассоциация e-Learning специалистов» (http://www.elearningpro.ru). В данном сообществе активно обсуждаются проблемы и перспективы развития электронного (и дистанционного) обучения в России. В 2012 году в блоге сообщества проводилось обсуждение по вопросам мотивации преподавателей дистанционного обучения. Участники сообщества предлагали различные пути решения обсуждаемой проблемы:

  • привлечение студентов и обслуживающего персонала (например, лаборантов) вуза к наполнению системы дистанционного обучения готовым контентом – лекционными материалами, тестовыми заданиями, темами для форумов;
  • опора на инновационно-направленных преподавателей вуза, иными словами – на энтузиастов науки;
  • организация методического обеспечения дистанционного учебного процесса;
  • повышение квалификации преподавателей вуза в области дистанционного обучения;
  • административные методы (указы, приказы руководства вуза);
  • материальное поощрение активных дистанционных преподавателей;
  • организация семинаров, научно-практических конференций по вопросам организации дистанционного обучения.

Таким образом, внедрение ДО в образовательный процесс вуза предполагает создание условий, направленных на стимулирование преподавателей к деятельности по применению дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач, что в свою очередь способствует формированию мотивации преподавателей вуза к организации дистанционного обучения.

В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары) дистанционное обучение начали внедрять в 2011 году – на серверах вуза была развернута система дистанционного обучения Moodle.

На начальном этапе всем преподавателям вуза было предложено пройти обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Основы разработки дистанционных курсов в среде Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» трудоемкостью академических 72 часа. Согласно указу ректората, сотрудники вуза имеют возможность повысить свою квалификацию бесплатно (в отличие от сторонних слушателей: для них стоимость обучения составляет 2800 рублей в 2013-2014 учебном году). За период с октября 2011 г. по февраль 2014 г. дополнительные профессиональные программы повышения квалификации «Основы разработки дистанционных курсов в среде Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» в полном объеме успешно освоили 178 сотрудников вуза (примерно 20% от всей численности штатных сотрудников, и 50% от численности профессорско-преподавательского состава).

В целях выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности преподавателей в области применения дистанционных образовательных технологий нами были разработаны анкеты, предлагаемые слушателям курсов повышения квалификации по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» перед началом и в конце обучения. Анкеты ориентированы на выявление самооценки преподавателей и включают в себя вопросы, выявляющие сформированность ИКТ-компетентности по трем структурным компонентам:

1) к мотивационному компоненту относятся вопросы:

  • Из каких источников Вы узнали про данные курсы повышения квалификации?
  • Почему Вы решили обучаться на данном курсе?
  • Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного или дополнительного способа обучения?

2) к когнитивному компоненту относятся вопросы:

  • Какие цели внедрения системы дистанционного обучения Вы считаете наиболее значимыми?
  • Какие образовательные услуги, по Вашему мнению, могут быть реализованы с использованием дистанционного обучения в вашем образовательном учреждении?
  • Отметьте факторы, которые, на Ваш взгляд, препятствуют использованию дистанционных образовательных технологий в вашем образовательном учреждении?

3) к технологическому компоненту относятся вопросы:

  • Оцените применение Вами информационных технологий в учебном процессе?
  • Есть ли у Вас компьютер (ноутбук) и доступ к сети Интернет?
  • Есть ли у Вас опыт использования компьютерных технологий для дистанционного обучения?

В ходе проведения анкетирования на вопросы ответили 86 человек. Основные результаты выявления сформированности ИКТ-компетентности мотивационного компонента приведены в диаграммах (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные результаты анкетирования слушателей по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» (диаграммы построены на основе сервисов Google)

Хотелось бы обратить внимание на то, что 87% опрошенных в качестве ответа на вопрос «Почему вы решили обучаться на данном курсе?» выбрали ответ «заинтересован(а) в получении новых знаний в области организации дистанционного обучения». Также 95% респондентов положительно относятся к дистанционному обучению в качестве вспомогательного способа обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть преподавателей вуза выражают желание применять дистанционные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности и хотят повышать свою квалификацию в данной области.

Также в целях стимулирования преподавателей ЧГПУ им И.Я. Яковлева к внедрению дистанционного обучения в учебном процессе в январе 2012 г. на базе системы дистанционного обучения Moodle был запущен Конкурс дистанционных курсов с призовым фондом 100 тысяч рублей (в конкурсе участвовали 14 проектов в двух номинациях: обучение по дисциплинам учебного курса и дополнительное обучение; в конкурсе участвовали как отдельные преподаватели вуза, так и коллективы авторов).

Необходимо отметить, что из 14 заявок, поданных на первый конкурс дистанционных курсов, полная реализация курса (подача заявки, наполнение курса лекционными материалами, разработка тестовых и практических заданий, запись на курс студентов, консультационная поддержка, проверка заданий, итоговый зачет или экзамен по курсу) была проведена лишь по 8 проектам (то есть 57% от начального количества поданных заявок):

  1. Управление социальными системами. Часть 1. Управление системой социальной защиты детства.
  2. Деловая корреспонденция для бизнес-общения (английский язык).
  3. Программное обеспечение ЭВМ.
  4. Дидактические разработки по курсу «Иностранный язык» для самостоятельной работы студентов.
  5. Применение компьютерных технологий в проектировании.
  6. Теория и практика дистанционного обучения в среде Moodle (для студентов педагогического вуза).
  7. Разработка электронных образовательных ресурсов.
  8. Современные средства оценивания результатов обучения.

В июне 2013 г. в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева были запущены уже два конкурса для преподавателей: дистанционных курсов и дистанционных кружков с общим призовым фондом 200 тысяч рублей:

  • Конкурс дистанционных курсов – в номинациях «Обучение по дисциплинам учебного курса» и «Дополнительное обучение»;
  • Конкурс дистанционных кружков – в номинациях «Дистанционный кружок по предметам гуманитарного цикла», «Дистанционный кружок по предметам естественно-научного цикла» (целевая для будущих абитуриентов).

В конкурсах участвуют 22 проекта по всем представленным номинациям. Дистанционные курсы редактируют и наполняют 24 преподавателя ЧГПУ. В настоящее время участниками конкурсов в качестве обучающихся являются 228 студентов вуза, 259 учащихся школ Чувашской Республики.

Несмотря на материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс вуза протекает малыми темпами.

В настоящее время ректоратом вуза разрабатывается индивидуальный рейтинг преподавателя, в который, на наш взгляд, необходимо внести следующие компоненты:

  • разработка электронных образовательных ресурсов;
  • создание и сопровождение дистанционного курса (по дисциплинам учебного курса, дополнительного обучения, спецкурсам и прочее);
  • разработка и регистрация электронного учебного издания;
  • проведение вебинаров, web-консультаций, web-лекций;
  • консультационная дистанционная поддержка студентов дневного и заочного отделений, обучающихся аспирантуры, докторантуры, слушателей дополнительного обучения.

Включение вышеперечисленных рейтинговых компонентов, на наш взгляд, положительно повлияет на активность применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза в образовательном процессе.

Рецензенты:

Кожанова М.Б., д.п.н., доцент, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Саранск.

Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Саранск.