Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTERSEX DISTINCTIONS OF ASSOCIATIVE ACTIVITY OF SANE AND SCHIZOPHRENIC YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Vlasenkova I.N. 1 Zvereva N.V. 1, 2
1 Moscow City University of Psychology and Education
2 Mental Health Research Center of RAMS
Статья посвящена изложению результатов эмпирического клинико-психологического исследования межполовых различий ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей, больных шизофренией, в сопоставлении с нормативно развивающимися сверстниками. В исследовании принимали участие 120 детей младшего школьного возраста: 60 здоровых детей и 60 детей с диагнозами F20.8 и F21. В статье дан анализ и показаны различия ассоциативного процесса мальчиков и девочек у здоровых детей и детей, больных шизофренией, по параметрам продуктивность ассоциативной деятельности, время выполнения заданий, узнавание стимулов, коэффициент стандартности ассоциаций. Показана трансформация ассоциативной деятельности по анализируемым показателям в зависимости от модальности выполнения ассоциативного процесса. Выявлены межполовые различия по стандартности ассоциаций по всем модальностям у здоровых детей. Выделены основные закономерности ассоциирования мальчиков и девочек в норме развития и при расстройствах шизофренического спектра.
The article contains comparative results of empiric clinical psychological testing of intersex distinctions of associative activity in different modalities of children who are schizophrenics and their agemates who develop normally. 120 children of younger school age, including 60 standard children and 60 children with diagnoses F20.8 and F21 took part in the search. In the article there is analysis and distinctions of the associative process of normal and schizophrenic boys and girls. The following parameters were considered: associative activity productiveness, time of executing tasks, identification of stimulus, associations commonality index. There is shown transformation of associative activity according to the analyzed rates depending on modality of execution of associative process. There are found intersex distinctions according to associations commonality according to all modalities of healthy children. There are pointed out laws of association of boys and girls who develop normally and those under deteriorations of the schizophrenia.
intersex distinctions.
younger schoolchildren
Schizophrenia
modalities of stimuli
associative activity

Введение

Психический дизонтогенез при шизофрении представляет собой одну из важных проблем современной клинической психологии [6]. Психологами Т.К. Мелешко, С.М. Алейниковой, Н.В. Захаровой было показано диссоциативное развитие отдельных психических процессов и их компонентов у детей, страдающих расстройствами шизофренического спектра. В первую очередь это касается нарушений мышления, обнаружено своеобразие соотношения операционного и предметно-содержательного аспектов и избирательности мышления при этих расстройствах по сравнению с нормой [8]. В работе А.И. Хромова и Н.В. Зверевой выявлено, что наиболее выраженные дефициты в когнитивной сфере (память, внимание, мышление) обнаруживаются у детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра в возрастной группе от 9 до 13 лет [9]. Психиатры М.Ш. Вроно, В.М. Башина, Ю.С. Шевченко и другие указывают на своеобразие ассоциаций при шизофрении [1,2,3]. Специального исследования ассоциативной деятельности у детей с психической патологией не проводилось, доступны работы, выполненные на других контингентах испытуемых [10]. Изучение ассоциаций позволяет подойти к особенностям познавательного развития при осуществлении деятельности в различных модальностях. За последние годы появились работы, направленные на изучение психических процессов в связи с модальной спецификой их выполнения. Для детского возраста значение имеют исследования, данные о специфике становления тактильной сферы у больных шизофренией детей по сравнению со здоровыми ровесниками, своеобразии соотношения модальностей (зрительной, тактильной, слухоречевой) при осуществлении мнестической деятельности [4,7]. Отдельный интерес представляет вопрос о межполовых различиях. Известно, что в возрасте до 13-14 лет соотношение заболевших мальчиков и девочек примерно 2:1 [1,3]. Все это стало предпосылкой к изучению особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией с учетом фактора пола. Настоящее сообщение представляет отдельный фрагмент большой исследовательской программы по изучению своеобразия когнитивного дизонтогенеза при шизофрении.

Цель: изучение межполовых различий ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей, больных шизофренией в сопоставлении с нормативно развивающимися сверстниками.

Материал и методы

Обследовано 120 детей в возрасте от 8 до 11 лет, которые составили две выборки. Контрольная группа - 60 здоровых детей, учеников УВК «Измайлово» № 1118 г. Москвы, не состоящих на учёте психиатра. Экспериментальная группа - 60 детей c расстройствами шизофренического спектра, с выставленными диагнозами по МКБ-10: шизофрения детский тип F20.8 (38 человек - 12 девочек, 26 мальчиков) и шизотипическое расстройство F21 (22 человека - 10 девочек, 12 мальчиков). Дети экспериментальной группы были уравнены с контрольной выборкой испытуемых по когнитивному возрасту развития, который оценивался с помощью батареи тестов K-ABC (KaufmanAssessmentBatteryforChildren, (Kaufman&Kaufman, 1983). Дети, больные шизофренией, показавшие в результате выполнения тестов Кауфманов K-ABC коэффициент интеллекта ниже 85 не принимали дальнейшего участия в исследовании и исключались из выборки. Исследование проводилось на базе 7 клинического отделения Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН) и 3,7,10 отделений детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы.

Методический комплекс включал в себя оригинальные методики по изучению вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей: обонятельная, слуховая, зрительная («форма», «форма-цвет», «цвет»), тактильная («фактура», «стереогноз») [2,3,7]. По единой процедуре обследования последовательно предъявлялись стимулы, на которые испытуемые должны были дать свои ассоциации (в инструкции задавалось их количество). Оценивались параметры: продуктивность ассоциативной деятельности, время выполнения заданий, узнавание стимулов, коэффициент стандартности. Дополнительно применялась методика конструирования объектов для сопоставления коэффициентов стандартности при разных видах мыслительной деятельности, а также батарея тестов K-ABC для оценки интеллекта. Достоверность различий определялась с помощью критерия Манна - Уитни.

Результаты исследования

В соответствии с целью исследования был проведён анализ различий особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях между мальчиками и девочками в контрольной и экспериментальной группах. По показателям продуктивность ассоциативной деятельности, время выполнения заданий, узнавание стимулов значимых различий в ассоциировании мальчиков и девочек обнаружено не было как в группе нормы, так и в группе патологии.

Стандартность ассоциаций (коэффициент стандартности) достоверно различалась у мальчиков и девочек в контрольной группе испытуемых (таблица 1).

Таблица 1. Статистическая значимость различий по показателю коэффициент стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в контрольной группе

Коэффициент стандартности

Методики

Мальчики

Девочки

Значимость различий критерия U Манна -Уитни

Среднее

Стд. откл.

Среднее

Стд. откл.

Обонятельная

50,88

10,77

42,15

14,37

0,01

Слуховая

59,21

11,64

48,85

12,97

0,004

Зрительная «форма»

58,97

10,77

48,73

14,61

0,02

«форма-цвет»

52,38

11,04

42,77

14,14

0,02

«цвет»

50,56

20,60

49,31

17,23

0,75

Тактильная «фактура»

56,65

9,18

47,92

12,92

0,01

«стереогноз»

55,91

8,60

48,00

10,35

0,003

Конструирование объекта

59,79

11,49

51,96

13,44

0,04

Как видно из таблицы 1, статистически значимые различия по коэффициенту стандартности ассоциаций в ассоциировании мальчиков и девочек были обнаружены во всех модальностях, кроме зрительной модальности серия «цвет». Именно в этой серии зрительной модальности ассоциации мальчиков и девочек контрольной группы не отличаются разнообразием, хотя при этом они весьма продуктивны. Дети дают стандартные ассоциации с высокой частотой встречаемости и опорой на цветовой признак предъявляемой палитры стимулов. Так, например, на пятно неопределённой формы синего цвета, как правило, у мальчиков и девочек актуализируется ассоциация «лужа», на пятно зелёного цвета - ассоциация «трава», а на неопределённый размытый объект жёлтого цвета - «солнце».

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в выборке здоровых детей ассоциации мальчиков стандартнее, чем ассоциации девочек. Качественный анализ показывает, что ассоциации девочек в контрольной группе действительно разнообразнее, чем ассоциации мальчиков. Именно девочки в слуховой модальности актуализируют ассоциации с переносным смыслом («красный угол» и «Красная площадь», «звонкое имя»). В зрительной модальности чаще у девочек, чем мальчиков, встречаются единичные, редкие, ответы, например, «обёртка от букета цветов», «носок туфля», «бант», «снежинка» и т.п. В тактильной модальности ассоциации девочек также отличаются оригинальностью и своеобразием, например, монеты (один из стимулов тактильной методики) «оживают» и становятся «божьими коровками», «черепашками», «жучками», «звёздным небом» и «морскими звёздами», а ассоциации мальчиков носят более бытовой примитивный характер, отражают предметы домашнего обихода, их функции, элементы игр (диски, гвозди, фишки, кнопки и т.п.) и, соответственно, чаще встречаются.

Статистически значимые различия по коэффициенту стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в экспериментальной группе испытуемых представлены в таблице 16.

Таблица 2. Статистическая значимость различий по показателю коэффициент стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в экспериментальной группе

Коэффициент стандартности

Методики

Мальчики

Девочки

Значимость различий критерия U Манна -Уитни

Среднее

Стд. откл.

Среднее

Стд. откл.

Обонятельная

21,68

8,88

22,64

8,98

0,67

Слуховая

37,45

14,93

29,68

12,14

0,06*

Зрительная «форма»

36,13

11,88

34,45

12,64

0,95

«форма-цвет»

23,24

10,43

26,18

9,78

0,34

«цвет»

19,24

9,98

23,45

9,64

0,21

Тактильная «фактура»

30,39

5,77

31,50

6,30

0,61

«стереогноз»

33,61

5,34

32,36

5,21

0,39

Конструирование объектов

33,45

12,52

30,64

12,16

0,39

Примечание: P = 0,06* - значимость различий на уровне тенденции.

Как видно из таблицы 2, в группе детей, больных шизофренией, статистически значимых различий по коэффициенту стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками обнаружено не было. В слуховой модальности различия между мальчиками и девочками по данному показателю выявляются на уровне тенденции.

Рассмотрим межгрупповые различия по коэффициенту стандартности в разных методиках у детей в норме развития и при шизофрении без учета признака пола (таблица 3).

Таблица 3. Статистическая значимость различий по показателю «коэффициент стандартности» между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп

Группы

Контрольная

Экспериментальная

Значимость различий критерия U Манна - Уитни

Коэффициент стандартности в модальности

Среднее

Стд. откл.

Среднее

Стд. откл.

Обонятельная

47,10

13,09

22,03

8,86

0,0001

Зрительная «форма-цвет»

48,22

13,27

24,32

10,21

0,0001

Зрительная «цвет»

50,02

19,08

20,78

9,99

0,0001

Зрительная «форма»

54,53

13,47

35,51

12,09

0,0001

Тактильная «фактура»

52,87

11,70

30,80

5,93

0,0001

Тактильная «стереогноз»

52,48

10,11

33,15

5,28

0,0001

Слуховая

54,72

13,18

34,60

14,37

0,0001

Методика «Конструирование объекта»

56,40

12,86

32,41

12,36

0,0001

В таблице 3 модальности, в которых осуществлялась ассоциативная деятельность, представлены по возрастанию коэффициента стандартности в группе нормы. Коэффициент стандартности в группе нормы последовательно возрастает от обонятельной к зрительной и тактильной модальности, и максимальное значение достигает для слуховой модальности. В группе больных шизофренией детей коэффициент стандартности для всех модальностей достоверно ниже, чем в норме, кроме того, следует указать на несколько иную последовательность изменения коэффициента стандартности по модальностям.

Заключение

Результаты проведенного исследования выявили как общее, так и различное в межполовых различиях ассоциативной деятельности детей младшего школьного возраста в норме развития и при расстройствах шизофренического спектра. Общим оказалось, что продуктивность и временные параметры ассоциативной деятельности (динамические параметры) не дифференцируют мальчиков и девочек в каждой из выборок. При этом следует указать, что между всеми детьми в норме развития и при шизофрении различия по этим параметрам уже были показаны, и они достоверны [5]. Межполовые различия по сравниваемым выборкам были обнаружены только по коэффициенту стандартности (качественные параметры). У здоровых детей межполовые различия были выявлены по всем модальностям ассоциативной деятельности, а также по методике, направленной на предметно-содержательный аспект мышления. Сопоставляя полученные данные, можно говорить о том, что болезнь (расстройства шизофренического спектра) в определенной мере нивелирует различия по полу, по крайней мере, в тех областях ассоциативной деятельности, в которых в норме мы видим значимые расхождения между мальчиками и девочками младшего школьного возраста. Следует полагать, что в нормативной выборке исследованного возрастного интервала девочки оказываются более индивидуально своеобразными, чем мальчики того же возраста. По всей видимости, за этим стоят общие законы психического развития детей и подростков, согласно которым имеется определенная гетерохрония психического развития мальчиков и девочек.

Учет имеющихся литературных данных дает основание к продолжению исследования ассоциативной деятельности детей с расстройствами шизофренического спектра, по крайней мере, в сторону расширения возрастного интервала до подросткового и юношеского возраста.

Рецензенты:

Троицкая Л.А., д.псх.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета на факультете клинической и специальной психологии, г. Москва.

Иовчук Н.М., д.м.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета на факультете клинической и специальной психологии, г. Москва.