Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE ROLE OF STUDENTS´ INDEPENDENT WORK IN THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE COURSE OF OUTPATIENT THERAPY.

Tayutina T.V. 1 Bagmet A.D. 1 Nedoruba E.A. 1 Kobzar O.N. 1 Egorov V.N. 1
1 Rostov State Medical University "Russian Ministry of Health"
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является базой для дальнейшего послевузовского образования. В высшем медицинском учебном заведении студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа. В связи с этим изучение поликлинической терапии включает в себя две практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студентов должна быть эффективной и целенаправленной. Процесс введения самостоятельной работы студентов в учебный процесс должен быть постепенным и обоснованным. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско-преподавательского состава, качественная учебно-методическая и нормативно-правовая база.
One of the major challenges facing higher education is to improve the quality of training. Classroom and extracurricular organization of independent work in the learning process, the formation of labor skills training is the foundation for further postgraduate education. In medical school, students should be trained to subsequent self-education, and the means of achieving this goal is an independent work. In this regard, the study of outpatient therapy includes two substantially identical in size and the mutual influence of the – of the learning process and the process of self-study. Therefore, students´ independent work must be efficient and focused. The introduction of the independent work of students in the learning process should be gradual and reasonable. For the effective implementation of this type of activity required readiness faculty, quality of teaching and methodical and regulatory framework.
educational process.
polyclinic therapy
self-study students

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего медицинского учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов [1,3]. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является базой для дальнейшего послевузовского образования. Таким образом, в высшем медицинском учебном заведении студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию или при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющим ведущую роль за работой студента).

Самостоятельная работа студентов при изучении медицинских дисциплин является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственными стандартами предусматривается, как правило, до 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим изучение поликлинической терапии включает в себя две практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части - процесса обучения и процесса самообучения [4,5].  Поэтому самостоятельная работа студентов должна быть эффективной и целенаправленной.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умений самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего процесса обучения.

Целями и задачами обучения на курсе поликлинической терапии являются изучение основных принципов организации лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники, особенностей организации работы врача-терапевта поликлиники, современных диагностических возможностей поликлинической службы и их рациональному использованию [2]. Помимо этого одной из приоритетных задач является развитие навыков клинического мышления в диагностике наиболее часто встречающихся терапевтических заболеваний, оценка особенностей их течения, амбулаторного лечения, первичной и вторичной профилактики, экспертизы трудоспособности.

В ходе обучения наряду с новыми данными по изучаемым вопросам обеспечивается систематизация знаний, полученных обучаемыми, ознакомление с новейшей литературой по специальности.

В итоге занятий в поликлинике студент должен знать: этиологию, патогенез, клинику и диагностику изученных форм заболеваний внутренних органов, основные вопросы врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы; уметь правильно сформулировать диагноз, определить характер лечебных мероприятий, оформить медицинскую документацию (в том числе оформление временной нетрудоспособности); определить характер и содержание реабилитационных мероприятий, первичной и вторичной профилактики.

При организации самостоятельной работы студентов важным и необходимым условием становится формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы студентов при изучении поликлинической терапии является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности [6].

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студентов при изучении поликлинической терапии являются:

1.              Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов.

2.             Углубление и расширение теоретических знаний.

3.             Формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.

4.             Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

5.             Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

6.             Развитие исследовательских умений.

7.             Использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах и практических занятиях, при написании курсовых и дипломных работ, для эффективной подготовки к итоговой аттестации.

Технологическая цепочка самостоятельной работы студента выглядит следующим образом: преподаватель определяет цели деятельности (репродуктивные, продуктивные и творческие) и конкретные формы работы, выстраивает систему мотивации студентов, обеспечивает их учебно-методическими материалами, устанавливает сроки промежуточных отчетов о проделанной работе, организует деятельность творческих групп, читает вводную лекцию, контролирует результаты самоконтроля и самокоррекции студентов, оценивает результаты их работы (индивидуальные или групповые).

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы студентов, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие этапы самостоятельной работы студентов.

Первый этап - подготовительный. Должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное планирование самостоятельной работы на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику подготовленности студентов.

Второй этап - организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые консультации, устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап - мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечит положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокорреции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Четвертый этап - контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломного проекта, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений и т.п. Контроль самостоятельной работы студента также может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяют два вида самостоятельной работы - аудиторную, под руководством преподавателя, и внеаудиторную. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания учебного процесса.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются: формирование конспектов лекций на базе рекомендуемой литературы; написание рефератов; подготовка к семинарам; составление аннотированного списка статей по отраслям знаний; выполнение микроисследований; подготовка практических разработок; выполнение домашних заданий; компьютерный текущий самоконтроль и контроль на базе электронных аттестующих тестов.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что процесс введения самостоятельной работы студентов в учебный процесс должен быть постепенным и обоснованным. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско-преподавательского состава, качественная учебно-методическая и нормативно-правовая база.

Рецензенты:

Терентьев В.П., д.м.н., заведующий кафедрой внутренних болезней № 1 Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

Чесникова А.И., д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней № 1 Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.