Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

AGRICULTURAL PRODUCTION AND PROCESSING INDUSTRY OF DAGESTAN: ISSUES AND APPROACHES LOGISTICAL INTEGRATION

Magomedov A.M. 1
1 Dagestan State Institute of National Economy
Логистическая концепция имеет свои особенности в агропромышленном комплексе (АПК). В статье обосновывается тезис о том, что сельскохозяйственным предприятиям в основном имманентен толкаю-щий тип микрологистической системы, и целесообразно им применять микрологистическую концепцию «планирования потребностей/ресурсов» (MRP и пр.). Сельское хозяйство и перерабатывающая промыш-ленность на определенном этапе развития нуждаются в логистической интеграции. В рамках региона автор выделяет три уровня логистической интеграции сельскохозяйственного производства и перераба-тывающей промышленности: межхозяйственный, отраслевой и региональный. Для каждого уровня ин-теграции определены соответствующие институты. На примере Республики Дагестан дан анализ функ-ционирования отдельных институтов, призванных к логистической интеграции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Определена специфика и изучено состояние этих двух важней-ших звеньев продуктовой логистической цепи региона. Предложены меры по совершенствованию про-граммно-целевых методов управления и государственной поддержки интеграционных процессов сель-скохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.
Logistics concept has its own characteristics in the agro-industrial complex (APC). The article explains the thesis of that agricultural enterprises mainly immanent pusher type Micrologistical system, and appropriate them to apply the concept Micrologistical «planning needs / resources» (MRP , etc.). Agriculture and food processing industry at a certain stage of development need logistical integration. Within the region, the author identifies three levels of logistics integration of agriculture and processing industry: intercompany, sectoral and regional. For each level of integration defined the relevant institutions. On the example of the Republic of Dagestan analyzes the functioning of certain institutions designed logistics integration of agriculture and processing industry. Specificity and studied the state of the two most important parts of the product supply chain in the region. Proposed measures to improve the program and target management practices and state support for the integration of agricultural production and processing industry.
the state support.
the target program
logistics chain
manufacturing
agriculture
logistics integration
logistics
Dagestan
region
agro-industry

Логистика как новое научное направление менеджмента, охватывающее системное управление потоковыми процессами в экономике, имеет свои особенности в агропромышленном комплексе (АПК). Связано это, в первую очередь, спецификой функционирования самого комплекса, зависимостью результатов хозяйствования от множества непрогнозируемых природно-климатических факторов, условий землепользования и сезонности сельскохозяйственного производства.

Логистическая организация производства требует, чтобы нужные ресурсы (материалы, рабочая сила, финансы, информация, институты и пр.) в соответствующем количестве, требуемого качества были в определенное время в нужном месте с минимальными затратами. Часто логистику отождествляют с доставкой, материально-техническим снабжением, выхолащивая суть интегрированного, системного подхода. Автор придерживается позиции интегративного применения логистической концепции в АПК [3].

На микрологистическом уровне известны два варианта управления материальными потоками – тянущий и толкающий. Большинству сельскохозяйственных предприятий имманентен толкающий вариант. Тянущие системы («точно в срок», «канбан») могут использоваться лишь при высокой дисциплине производства и поставок. Изменчивая погода может внести существенные коррективы в планы сельскохозяйственного производства, а в последующем и в планы перерабатывающих предприятий. Однако это не означает, что сельскохозяйственные товаропроизводители вовсе не могут использовать логистику или могут обходиться без нее. Сельскохозяйственное производство на входе имеет потоки следующих элементов: земля, вода, скот, техника, семена, удобрения, химикаты, труд, финансы, информация и т.д. Если какой-либо элемент не прибудет в назначенное место в строго установленное время, производство станет под вопросом. Это обуславливает применение в сельском хозяйстве микрологистической концепции «планирования потребностей/ресурсов» (MRP и прочие её модификации). На основании планового объема производства продукции, а также технологической цепочки последовательности операций и их продолжительности рассчитывается потребность в ресурсах относительно конкретно срока. Далее задача состоит в обеспечении наличия оптимальных запасов требуемых ресурсов и их поступления в установленное время.

Применение логистической концепции в рамках одного предприятия приведет и к применению этой концепции на предприятиях, с которыми имеются горизонтальные хозяйственные связи по поставкам материалов и сбыту продукции. Формируется логистическая продуктовая цепь «производитель – потребитель» с включением в нее таких звеньев, как производство, транспортировка, хранение, переработка и потребление сельхозпродукции. Микрологистика развивается до определенного предельного уровня, однако для повышения эффективности применения логистической концепции потребуется перейти на макро-уровень [7].

Сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность являются двумя важнейшими подсистемами агропромышленного комплекса. Дополняя друг друга, они в совокупности образуют интегрированную систему новыми качественными характеристиками, ориентированными на максимальное удовлетворение спроса на продукты питания. Потребность в их интеграции возникает с момента самого общественного разделения труда между ними.

Можно выделить три уровня макрологистической интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности: межхозяйственный (межфирменный), отраслевой и региональный (рис. 1).

Рис. 1. Уровни и институты макрологистической интеграции АПК региона

На разных уровнях логистической интеграции, на потребность логистической оптимизации экономических агентов, соответственно средствам, возможностям и накопленному опыту, масштабам и сложности решаемых задач, формируются институты, которые должны обеспечить функционирование логистической системы.

На межхозяйственном уровне интеграции происходит оптимизация логистических потоков между сельхозпроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности с помощью такого института, как договор поставок сельхозсырья. Договорные отношения между ними составляют основу неформальных логистических институциональных отношений. Частое повторение такого рода неформальных отношений между участниками продуктовой цепи способствует появлению формальных правил взаимоотношений на уровне отрасли, региона и далее. Но формальные институты, типа законы, стандарты, положения нормы – это прерогатива государственных органов. Государство должно создавать институциональную среду, способствующую логистической интеграции всех звеньев продуктовой цепи, включая производство и переработку.

На макроуровне требуются механизмы государственного регулирования по сбалансированному использованию ограниченных ресурсов и социально-экономического развития территорий.

Развитие агропромышленного комплекса Дагестана является одним из приоритетных проектов руководства республики. Его реализация позволит существенно снизить уровень безработицы и социальной напряженности. Так, создание лишь одного рабочего места в плодоовощной консервной промышленности обеспечит работой 5–6 занятых в плодоовощеводстве [4].

Республика Дагестан – один из субъектов РФ, где преобладает сельское население – около 55 % (в РФ – 26,3 %). Республика также имеет лидирующие позиции по производству отдельных видов продукции. Дагестан занимает первое место по выращиванию овощей. Так, в 2012 году в республике выращено 1062,6 тыс. т овощей (7 % объема выращиваемых овощей в Российской Федерации), 352,1 тыс. тонн картофеля и 120,5 тыс. тонн фруктов. Республика снабжает плодоовощной продукцией не только свой внутренний рынок, но и вывозит её в другие регионы. На долю животноводства приходится более 58 % объема всей валовой продукции республики. Поголовье овец составляет более 5 млн, и мы занимаем по этому показателю также в России первое место.

Однако потенциал АПК республики остается в полной мере неиспользованным. Одной из основных причин такого состояния является недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры АПК и, в первую очередь, системы промышленной переработки.

Развитию перерабатывающей промышленности мешает характерный сельскому хозяйству мелкотоварный тип производства (табл. 1). Лишь 11,1 % всей продукции сельского хозяйства республики приходится на долю сельскохозяйственных организаций, а на долю хозяйств населения – 75,8 % (остальное – на долю КФХ).

Таблица 1

Производство и структура основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств РД

 

Общий объем производства, тыс. т

в 2012 г.

Структура производства (в % от общего объема производства)

Сельскохозяйственные организации

Хозяйства населения

Крестьянско-фермерские хозяйства

Картофель

352,1

0,6

99,0

0,3

Овощи

1062,6

1,0

98,5

0,5

Плоды и ягоды

120,5

7,0

90,0

3,0

Виноград

59,5

38,3

59,3

2,4

Скот и птица на убой (в убойном весе)

101,5

15,9

67,2

16,9

Молоко

732,6

15,7

65,4

18,9

Яйца, млн. шт.

175,6

8,4

79,7

11,9

В структуре производства овощей, фруктов и картофеля более 95 % приходится на малые формы хозяйствования (ЛПХ и КФХ). Это значит, если бы даже сегодня появятся крупные предприятия по переработке и хранению, их мощности не будут загружены из-за отсутствия поставок сырья. Получается парадокс – производство есть, а нет поставок. Для снабжения крупного перерабатывающего предприятия должны быть задействованы сотни и более ЛПХ и КФХ. Перерабатывающему предприятию сложно иметь отношения с таким количеством контрагентов. В то же время хозяйства населения и фермерско-крестьянские хозяйства нуждаются в помощи реализации своей продукции.

Сельское население горной части республики традиционно занимается животноводством, ведет натуральное хозяйство, изготавливая домашним способом необходимые для себя продукты питания: национальные сыры и брынзу; топленое масло и творог; сушеное мясо и горскую сушеную колбасу. Скот для выпаса отгоняется в горы на летние пастбища. К фермам летних пастбищ не подведено электричество и нет автомобильных дорог. Здесь нет никаких средств механизации труда, и одна доярка может содержать не более 30 коров. Осенью скот возвращается к хозяевам и зимой содержится в хуторах вблизи оседлого аула или в самом ауле. Горное животноводство имеет свои особенности. Породы скота в горах малопродуктивные, но продукция качественная и экологически чистая. Определенная часть такой продукции идет и на продажу, но это не более четверти всей продукции.

Проблема кормов и тяжелый физический труд являются тормозом в развитии животноводства в горах. Пока не будет качественного развития инфраструктуры села (дорожная сеть, транспорт, электроснабжение, газоснабжение и т.д.) ожидать роста товарности продукции сельского хозяйства и не следует. В логистической интеграции территорий и отраслей хозяйствования решающее значение имеет именно развитие транспортной подсистемы[5]. «Транспорт нанизывает на логистическую цепь места производства и потребления, склады хранения и распределения, грузополучателей и грузоотправителей» [2].

В равнинной части республики крупные сельхозпроизводители могут использовать передовые технологии производства, хранения и переработки, а мелким следует для этого кооперироваться. Государству следует стимулировать создание кооперативов фермерских хозяйств, предоставляя им льготные кредиты на закупку сельхозтехники и оборудования для хранения и переработки сырья.

На промышленную переработку поступает не более 10 % продукции животноводства. Всего в республике девять молокоперерабатывающих предприятий, из них три предприятия в Махачкале, по одному предприятию в Кизляре, Кизилюрте, Избербаше и Дербенте. Вообще отсутствуют такие предприятия в городах Буйнакск, Хасавюрт, Каспийск, Южно-Сухокумск и во многих районах республики. Еще хуже ситуация с мясоперерабатывающими предприятиями в республике. Их всего семь предприятий, из них самые значимые «Махачкалинский», «Кизлярский» и «Урицкий» мясокомбинаты. Почти отсутствует промышленная переработка мяса и молока в таких районах, как Бабаюртовский, Ногайский, Хасавюртовский и Буйнакский. С учетом мелкотоварности производства упор следует делать на строительство небольших предприятий и формирование институциональной среды для развития бизнеса [1,6].

В дореформенные годы республика имела мощную консервную промышленность. В 1990 г. было произведено 350 млн условных банок (муб) плодоовощных консервов. Сегодня на долю продукции местных предприятий на потребительском рынке плодоовощных консервов приходится лишь 18 %. Объем производства плодоовощных консервовв 2012 г. составил 44,7 муб, что почти в 8 раза ниже уровня 1990 г. Мощности по производству плодоовощных консервов используются на четверть. Износ оборудования составляет 85 %, и менее одной трети мощностей соответствует современному уровню.

В этой связи возникает потребность в программно-целевом подходе решения задач модернизации технологического оборудования, производства и внедрения современной тары и упаковочных материалов, использования средств хранения и транспортировки по всей логистической цепи АПК. «Иногда следует увеличить затраты в отдельных звеньях цепи ради снижения общих затрат. Так, увеличивая затраты на реконструкцию перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий производства, транспортировки и хранения, можно существенно снизить потребность в … ресурсах и в целом увеличить конечные результаты» [8].

В целом на поддержку перерабатывающих отраслей АПК направляются незначительные средства. Так, на поддержку отдельных отраслей АПК республики в 2012 году было выделено из федерального и республиканского бюджетов 2516,9 млн руб., а для пищевой и перерабатывающей промышленности лишь 90,9 млн руб., т.е. 3,6 % всей помощи. При острой нехватке средства должны быть направлены именно на самые важные участки. Для перерабатывающей промышленности – это приобретение современного технологического оборудования, и данное направление следует поддержать, а не распылять средства на разные направления.

Программой развития перерабатывающей промышленности Дагестана предусмотрен рост в 2015 г. объема производства консервов на 40,3 муб [9]. Программа охватывает тринадцать существующих предприятий консервной промышленности. На долю трех предприятий из этого перечня (Хасавюртовский консервный завод, Дагагрохолдинг и Кикунинский консервный завод) приходится 80 % всей выручки консервной промышленности. Казалось бы, отраслевое министерство должно создавать все условия для наращивания производства на простаивающих предприятиях. Однако ведомственной целевой программой планируется к концу 2015 г. одинаковый прирост выручки от реализации продукции для каждого предприятия консервной промышленности, – в 2,36 раза. Это говорит о формальном подходе к планированию и использованию инструментария разработки целевых программ для получения и распределения бюджетных средств. Этой же программой предусмотрено увеличение производственных мощностей по переработке плодоовощной продукции на 40 %. Если 25 % существующих мощностей сегодня вырабатывают около 45 муб, то дополнительные мощности должны довести объем производства до 126 муб. По нашим расчетам, общая производственная мощность консервной промышленности к концу 2015 г. должна составить 252 муб. Получается, что производственные мощности будут использоваться лишь на одну треть, а это – несущественный индикатор для целевых программ.

В октябре 2013 года отраслевым министерством была принята новая ведомственная целевая программа по развитию консервной промышленности республики на 2014–2016 годы [9]. Программой предусматривается строительство двух заводов по производству консервированной продукции из томатов и строительство завода по производству плодоовощных смесей для детского питания, восстановление консервного завода в Сулейман-Стальском районе, а также реконструкцию ряда консервных предприятий. К концу планируемого периода производство плодоовощных консервов должно возрасти до 184 муб. Объем финансирования всей программы составляет 8249,7 млн руб., в том числе средства из республиканского бюджета 1474,4 млн руб., т.е. примерно 22 % к внебюджетным средствам. Принят следующий порядок господдержки предприятий консервной промышленности: из республиканского бюджета субсидируется возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для переработки плодоовощного сырья, тары и упаковки, для производства консервированной плодоовощной продукции, основного и вспомогательного сырья соответственно – 50 %, 20 % и 40 % дополнительно к затратам инвестора.

Из предусмотренных программой субсидий из республиканского бюджета на покупку технологического оборудования планируют расходовать лишь 530,4 млн руб., а на пополнение оборотных средств 873,4 млн руб. Перекос явно не в пользу технического перевооружения.

Таким образом, в целях усиления интеграционных процессов между сельхозпроизводителями и перерабатывающей промышленностью следует:

- на предприятиях АПК применять микрологистическую концепцию «планирования потребностей/ресурсов» (MRP);

- развивать социальную инфраструктуру на селе;

- оказывать государственную поддержку формам кооперации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;

- усилить воздействие институтов государственного регулирования (целевые программы, бюджетные субсидии) на техническую модернизацию и логистизацию АПК региона.

Рецензенты:

Магомедова М.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.