Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EVALUATION OF THE RESULTS OF DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF TUVINIAN LANGUAGE

Taryma A.K. 1
1 Tuva State University
This article discusses methods of assessing the results of ICT-competence of future Bachelors in "teacher education" profile "education in mother tongue and literature" in a bilingual environment, examines the conditions of this competence. Basic research methods and ICT components of future Bachelors-tuvinovedov: motivational, cognitive activity, and reflexive. Are three levels of ICT: low, medium, and high, as a result of the analysis of the different approaches when considering the process of ICT. Taking the ICT component composition and its content are the criteria and the most significant indicators of ICT development. On the basis of the comparative pedagogical experiment shows the efficiency of the developed method of formation ICT-competence of future Bachelors of the Tuva language bilingual environment.
bilingualism.
levels of formation of ICT-competence
informational-communication competence
the Tuvinian language teacher

Введение

Переход на двухступенчатую систему образования (бакалавры, магистры)[1], а также ориентация на стандарты третьего поколения требуют реальных изменений учебно-методической и организационной работы в многоуровневой системе подготовки студентов. При этом инновационные преобразования в образовании невозможны без процесса информатизации, который охватил сегодня все учебные заведения разных уровней. Одним из результатов процесса информации должно стать формирование у студентов, в частности будущих учителей тувинского языка, ИКТ-компетентности, которая должна обеспечить им возможность использовать современные информационные технологии к выбранной профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в разработке и реализации методики экспериментальной работы по проверке сформулированной гипотезы и доказательство эффективности разработанной структурно-логической модели формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, а также обоснование того, что заявленный в предыдущих исследованиях [2, 3] комплекс дисциплин предметно-профильной и методико-технологической подготовки представляет собой действенный механизм формирования ИКТ-компетентности.

Методы исследования

· анализ обобщенного и собственного педагогического опыта преподавания дисциплин информатического цикла для студентов по профилю «Образование в области родного (тувинского) языка и литературы»;

· наблюдение, анкетирование, тестирование;

· методы математической статистики для обработки результатов педагогического эксперимента.

Теоретическая основа исследования

Разработка теоретической основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка в условиях двуязычия позволила выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности будущих бакалавров-тувиноведов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.

Мотивационный компонент характеризуется наличием стойких познавательных интересов, направленности студента на изучение средств ИКТ, готовностью к освоению новых возможностей ИКТ для совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности, а также наличием потребности в самообразовании в области информатики и ИКТ, в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам в области ИКТ, дополнительным более глубоким изучением ряда разделов данного предмета. Для исследования мотивационной сферы будущих бакалавров тувинского языка нами была использована методика К. Замфир в модификации А.А. Реана. Данная методика уже применялась О.М. Толстых [5], в контексте развития информационной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Когнитивный компонент характеризуется обладанием будущим учителем-бакалавром тувинского языка знаниями о возможностях информационных технологий в совершенствовании педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, а также на реализацию информационно-исследовательской деятельности. При этом важной составляющей когнитивного компонента ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка является владение содержанием дисциплин предметно-профильной подготовки, которое включает требования из следующих разделов знаний: формирование личного информационного пространства, т.е. установка тувинских шрифтов (TuvaNew, BenjuatTuva), лингвистических программ, используемых в тувинской филологии, тестирующих программ, оперирование электронными учебными публикациями, цифровыми графическими изображениями, цифровым звуком, цифровым видео, работа в сети Интернет, работа с инструментальными средствами разработки мультимедийных приложений.

Деятельностный компонент подразумевает практическое использование приобретенных познаний и объединяет умения и навыки творческого применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и проявляется в разрешении различных учебных ситуаций, возникающих при изучении тувинского языка с применением информационных технологий.

Рефлексивный компонент ориентирует будущего педагога на осмысление и адекватную оценку результатов деятельности, выражаясь в умении сознательно и самостоятельно осуществлять и регулировать контроль уровня собственного развития и личностных достижений.

Результаты формирования когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов диагностировались при помощи специально разработанных тестов и анкет.

Проанализировав различные подходы к рассмотрению процесса формирования ИКТ-компетентности, а также принимая во внимание описанную в теоретической части структурно-логическую модель формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, мы обратились к трем уровням сформированности ИКТ-компетентности:

Низкий – минимально возможный уровень ИКТ-компетентности, отражающий его способность использовать знакомые средства ИКТ вне контекста профессиональной деятельности.

Средний – оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности будущего педагога, позволяющий ему целенаправленно использовать ИКТ в обучении тувинскому языку.

Высокий – перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его знания применять ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены образовательным стандартом, для проведения оценочных мероприятий и для решения нестандартных задач.

С учетом указанного выше компонентного состава ИКТ-компетентности и его содержательного наполнения были выделены следующие критерии и наиболее значимые показатели сформированности ИКТ-компетентности будущего бакалавра тувинского языка в условиях двуязычия (табл. 1):

- оценка сформированности показателя мотивационной готовности (МГ) мотивационного компонента;

- оценка сформированности теоретического показателя (ТП) когнитивного компонента;

- оценка сформированности практического показателя (ПП) деятельного компонента;

- оценка сформированности креативного показателя (КП) рефлексивного компонента.

Таблица 1

Уровни сформированности ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка

Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности

Уровень сформированности ИКТ-компетентности в баллах

Низкий

Средний

Высокий

МГ- максимальное значение 10 баллов

3

7

10

ТП - максимальное значение 15 баллов

5

10

15

ПП - максимальное значение 20 баллов

10

15

20

КП - максимальное значение 25 баллов

12

18

25

Анализ результатов выполнения входного анкетирования студентов выпускных курсов, работающих учителей, преподавателей кафедр университета для выявления самооценки уровня компьютерной грамотности личностной оценки роли и значения ИКТ-компетентности как важной составляющей профессиональной деятельности педагога, позволяет сделать следующие выводы:

1. Слабо развит мотивационный аспект изучения информатики как важного компонента современной профессиональной подготовки педагога.

2. Низкий уровень сформированности ИКТ-компетентности объясняется тем, что действующие в учебных планах система подготовки педагогов к формированию ИКТ-компетентности не соответствует требованиям современной школы.

3. Слабая информационно-технологическая подготовка преподавателей-предметников.

4. Недостаток методических разработок и дидактических материалов, учитывающих национальные особенности обучающихся.

5. Проблемы при использовании специальной и двуязычной терминологии.

Результаты исследования

В обучающем эксперименте, учитывая ограниченность контингента испытуемых, число которых жестко определялось планом набора (30 чел.), в целях организации экспериментальной (А) и контрольной (Б) подгрупп пришлось организовывать работу отдельно для каждой половины курса, состав которых не формировался специально и соответствовал распределению деканата на учебные группы.

Для проведения комплексного тестирования сформированности компонентов ИКТ-компетентности в экспериментальной подгруппе (А) в количестве 15 студентов были выделены следующие реперные точки:

· 2009–2010 уч. г. после изучения дисциплины «Информационные технологии» (конец 2 семестра);

· 2010–2011 уч. г. после изучения дисциплины «Методы математической обработки информации» и прохождения предметно-профильной учебной практики (конец 3 семестра);

· 2011–2012 уч. г. после изучения спецкурса «Информационные технологии в образовании» и прохождения технологической учебной практики (конец 5 семестра);

· 2012–2013 уч. г. после прохождения педагогической практики (конец 8 семестра).

· 2013–2014 – завершающий срез.

Ниже кратко описаны уровни формирования каждого из компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка и выявления динамики изменений, происходящих в указанные выше периоды.

В конце первого года обучения в мотивационной сфере студентов наблюдалось преобладание материальных и социальных мотивов, к которым относятся возможность получения стипендии, боязнь оказаться в числе отстающих студентов, не оправдать надежды близких людей. Следует отметить, что анализ результатов первого анкетирования, проведенного после изучения курса «Информационные технологии», показал, что студенты не видят связи между получаемыми знаниями и возможностью их применения в будущей профессиональной деятельности.

Результаты второго анкетирования, проведенного после изучения дисциплины «Методы математической обработки информации» и прохождения предметно-профильной практики в конце четвертого семестра, показали, что среди мотивов значительно выражены познавательный мотив (характеризует обучаемого как проявляющего интерес к результатам своей деятельности), состязательный мотив (показывает, насколько обучаемый придает значение высоким результатам в деятельности других) и мотив самоуважения.

Следовательно, сдвиг мотивационной сферы обучаемых ЭГ в сторону достижения успеха мы объясняем положительным влиянием предлагаемой методики на мотивационную готовность будущего бакалавра тувинского языка и динамики формирования мотивационного компонента ИКТ-компетентности.

Положительная динамика формирования когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов для экспериментальной подгруппы (А) подтверждает достоверность предположения о положительном влиянии выбранной методики на формирование ИКТ-компетентности, основанного на применении специальных методических приемов обучения (формулировка заданий на двух языках, использование регионального материала, варьирование приемов языковой коммуникации). В качестве одного из объяснений небольшой положительной динамики роста исследуемых компонентов для контрольной группы можно принять то, что изучение курса информационных технологий в этой подгруппе осуществлялось с использованием учебно-методического комплекса, которые являлись общими для всех гуманитарных специальностей.

По окончании четырехгодичного цикла экспериментальной работы была оценена эффективность разработанной методической системы формирования компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, которая была внедрена и в течение 4-х лет реализована на филологическом факультете ТувГУ в процессе обучения студентов профиля «Образование в области родного языка и литературы». На рисунке 1 показаны сопоставительные результаты начала и конца экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Уровни сформированности компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка

На заключительном (результирующем) этапе эксперимента были подвергнуты оценке результаты сформированности компонентов ИКТ-компетентности потока студентов следующего года приема (2010), которые проходили разработанный цикл методических мероприятий с учетом последовательного внесения корректив на основе текущих результатов основного экспериментального цикла. Так, по результатам первого этапа поискового эксперимента были внесены изменения в содержании спецкурса «Информационные технологии в образовании», усилено содержание модулей «ИКТ в филологии» и «Средства информационных технологий в обучении тувинскому языку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Уровни сформированности компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка

Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о возможности достижения качественно более высокого уровня формирования всех значимых компонентов ИКТ-компететности будущих учителей тувинского языка, в условиях двуязычия получила экспериментальное подтверждение.

Рецензенты:

Лапчик М.П., д.п.н., профессор, академик РАО, заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Рагулина М.И., д.п.н., профессор кафедры информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, Министерство образования и науки, г. Омск.



[1] В соответствии с введенным в действие с 1 сентября 2013 года «Законом об образовании в РФ» двухуровневая система дополнена третьей ступенью – подготовкой аспирантов.