Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

K.E. TSIOLKOVSKY ON IDEALS AND VALUES OF EDUCATION

Kasatkina S.N. 1 Romanov V.A. 2
1 FGBOU VPO Kaluga State University them. K.E. Tsiolkovsky
2 FGBOU VPO Tula State Pedagogical University them. L.N. Tolstoy
On the basis of analysis of scientific literature shows how, in its axiological concepts K.E. Ziolkowski explores the nature of values, their place in the universe and reality , examines the relationship between different values and can only be reflected in the structure and activity of the person. With this in mind a theory of values, one component of the philosophical foundations of the concept of education anthropocosmic where no less important occupy "the science of man himself and his property" and "science of life" , including " Sociology". The main thing is the place authors assigned priority of human and humanistic principles in the outlook of people , as it is the concept of man in anthropocosmic cosmist scholar and teacher advocates active transforming power of intelligent activity which depends the fate of the person and the entire universe. " It is proved that education (both terrestrial and space) in the pedagogical views of the outstanding humanist K.E. Tsiolkovsky is aimed at achieving the main goal - to make a person strong , powerful , does not depend on the elemental forces of nature.
scientist cosmist.
value theory
pedagogical views
universal and humanistic principles
axiological concept

В связи с определением новой стратегии развития образования в России усиливается необходимость в разработке проблем аксиологии с учетом российского менталитета, национально-исторических и культурно-педагогических традиций.

Цель осуществляемых исследований предполагает обобщение и систематизацию сложившихся в процессе исторического развития ведущих идей, теорий и концепций, прогрессивного опыта в сфере образования, непосредственно связанных с аксиологическими проблемами. К числу важных направлений относится раскрытие идеалов и ценностных ориентаций, содержащихся в отечественном педагогическом наследии [10].

В этом плане несомненный интерес представляет антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского, в основе которой лежат не только земные, но и космические идеалы и ценности [2; 3].

Имя Константина Эдуардовича Циолковского относится к той плеяде научной элиты России, которые, по мнению отечественных учёных, мечтали о лучшей жизни людей на земле и совершенстве мироустройства. Историческое значение, содержание и масштаб развиваемых ими идей ставили этих людей в один ряд с величайшими мировыми умами и обрекали носить звание великих.

По глубокому убеждению мыслителя главная задача педагогической аксиологии заключается в решении вопросов, связанных с целеполаганием, определением приоритетной системы ценностей. В связи с этим Циолковский призывал более глубоко заниматься разработкой целей образования и воспитания с учётом как вечных фундаментальных «земных» проблем жизни человека, так и «высших», космических. В созданной им антропокосмической концепции учёный развивал мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства, и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесёт с собой в космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной деятельности [6].

   В своей аксиологической концепции Циолковский исследует природу ценностей, их место в реальности и Вселенной, рассматривает взаимосвязь различных ценностей между собой, их отражение в структуре и деятельности личности. В его теории ценностей, составляющей одну из философских основ антропокосмической концепции воспитания, главное место отводится приоритету общечеловеческих и гуманистических начал в мировоззрении людей. Циолковский верил, что в мироощущении новых поколений всё большую роль будут играть категории Мира, Жизни Человека, жизнетворчества; знания о человеке как педагогической цели будут в свою очередь опираться на обновлённую философию картины мира, на высокие общечеловеческие идеалы и ценности.

 Всё это особенно актуализируется в наше время, когда процессы переориентации и стремление выработать новые аксиологические представления о Мире и Человеке многими воспринимаются как движение к более гуманистическому мировоззрению, проникнутому идеями самоценности Личности, её нерушимых прав на достойную Человека жизнь. Обострившаяся потребность в духовности, возрождении традиционных национальных и общечеловеческих ценностей ищет выхода в новых философских (или религиозных) и педагогических теориях. В этом плане антропокосмическая концепция воспитания Циолковского и базирующаяся на ней философско-педагогическая аксиология заслуживают пристального внимания и изучения.

В созданной К.Э. Циолковским «космической философии», составными частями которой являются «космическая этика» и «космическая педагогика», учёный и педагог пытается, исходя из собственного антропокосмического мировоззрения и 40-летнего педагогического опыта, раскрыть ценность Человека, его цели и перспективы на Земле и на пути в Космос к достижению счастья, совершенного и прекрасного будущего [4].

На протяжении всей своей жизни Константин Эдуардович стремился ответить на волновавшие его вопросы: «Какова цена известной нам жизни?», «Как измерить цену человека?» и «В чём заключается его ценность?», «Каковы основы нравственности?»,  «Какой тип школы желателен?», «Как оценить воспитательную деятельность той или иной школы?» и т.п.

Смысл жизни и ценность человека, его воспитания, заключается в том, как считал К.Э. Циолковский, чтобы «сделать как можно больше полезного для людей и стремиться к собственному духовному совершенству». Ценность человека в его духовности, - подчеркивал Константин Эдуардович.

Под словом «душа», «дух» он подразумевал «... не отдельное мифическое существо, независимое от тела и якобы оживляющее его, а совокупность свойств человека», его умственных и нравственных качеств и составляющих духовность личности. При этом Циолковский отмечал, что если у человека отсутствует хотя бы одно из перечисленных выше свойств, то «цена человеку не высокая». Тем самым учёный указывал на необходимость гармонического воспитания всех свойств человека. К оценке человека, по мнению Константина Эдуардовича, следует подходить «с космической точки зрения», «с высоты небес», иметь «высший взгляд» [7].

В иерархии ценностей аксиологической концепции Циолковского главное место отводится самому человеку. Поэтому так много внимания уделял учитель Циолковский воспитанию человека, развитию его умственных и нравственных способностей. В этой связи он настаивает на необходимости «развивать ум» и, главное, направить его на «великую пользу людям».

Не менее важно в процессе образования не забывать о нравственности. К.Э. Циолковский особенно заботится о том, чтобы человек не воспитывался как эгоист, а был бы «пригоден для общественной жизни... Если же он нравственно низок, если ум этот направлен узко-эгоистично, - писал он, - то человек не может быть поставлен на большую высоту, то есть цена его не высока». По мнению учёного, «достоинство человека выражается произведением его здоровья, нравственных качеств и ума».

Выделяя ряд таких умственных способностей человека, как память, логика, творческие способности, господство над страстями, Циолковский полагал, что все эти способности «в зачаточном состоянии прирожденны», но имеют «склонность развиваться путём воспитания». При этом, как подчёркивал учёный и педагог, наиболее важно формировать такие умственные способности, которые «нужнее всего для человечества». Обосновывая аксиологические критерии их значимости, Циолковский считал, что «свойства памяти, воображения, ума, логики и их воспроизведения можно оценивать лучше всего делами и плодами, которые даёт человек, то есть наблюдением его жизни» [6].

Cмысл и ценность образования, как отмечал педагог-космист, заключаются не только в том, чтобы «научить жить», то есть получить необходимые для этого знания, умения и навыки, чтобы удовлетворить свои потребности, но и подходить с «высшей», космической точки зрения. Нужно всеми доступными способами подвести человека к осознанию себя разумной частью окружающего мира, в плане проявления заботы о нём; к пониманию смысла жизни - «сверхцели», связанной с освоением космического пространства для создания как на Земле, так и в Космосе необходимых условий для счастливой жизни каждого.

К.Э. Циолковский считал важным не только тщательную разработку целей образования и воспитания, но и средств достижения этих целей и прежде всего через содержание образования. Он предлагал отказаться от существующих образовательных парадигм, в которых содержание образования обычно осуществляется достаточно узко трактуемым учебным материалом, а подходить к этому «с высоты небес», с позиций космического будущего человечества.

На вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы оно смогло выполнить свою главную функцию - воспитать совершенного человека, гражданина, заложить в нём те высшие культурные, духовные и нравственные ценности, которые он понесёт потом в Космос» К.Э. Циолковский давал ответ в своём проекте школы будущего. Сфера образования, школа, -  подчёркивал Константин Эдуардович, - только тогда сможет выполнить свою человекосозидающую функцию, когда её усилия, её аксиологические приоритеты будут направлены на формирование гуманистически ориентированной личности, «гражданина Вселенной», имеющего «высшую точку зрения» и руководствующегося ею в своей активно-преобразующей деятельности. И хотя сам Циолковский считал, что такая школа - «далёкий идеал», тем не менее он достаточно подробно изложил свои взгляды на содержание образования, представляющие несомненный интерес для современной школы [5].

В проекте «Какой тип школы желателен?» нашли отражение все основные идеи и принципы созданной Циолковским антропокосмической концепции воспитания. Мечтая построить ненасильственный мир в масштабах Вселенной, Циолковский предлагал начинать со школы. Его школа основана на гуманистических принципах, в ней всё для ребёнка: «отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения». Нет и строгой системы в преподавании и строгого режима. Педагог-гуманист отстаивал идею «свободы и ненасилия», считал, что в обучении нужно «пользоваться настроением, обстоятельствами и желаниями учеников», дать «как можно больше свободы и самостоятельности как учащим, так и ученикам». Главное, как отмечал Циолковский, «не надорвать молодых сил», щадить ребёнка. Но при всём этом он не игнорировал традиционные дидактические принципы.

Так, он рекомендовал «давать все науки постепенно (от простого к сложному)», чтобы они были «по силам, способностям и желаниям каждого». «Пусть занятия (лекции) сочетаются с личным опытом учеников, ... главное расположить полученные знания в систематическом порядке». Он включал в систему наук математику и логику, с помощью которых человек сможет понять и познать Вселенную и самого человека. Он справедливо называл математику «нашим разумом», «пронизывающим все науки от начала до конца».

В формировании у учащихся космического сознания и чувств большую роль, как подчёркивал  Циолковский, играют «науки общие», к которым он относил геометрию, физику, химию, биологию, радиологию и другие; «науки описательные», дающие знания, касающиеся «земного шара», и «науки исторические» - История человечества, Возможное будущее. Интересна и перспективна сама по себе здесь мысль о началах прогностики как предмете школьного обучения.

Не меньшее значение занимают «науки о самом человеке и его свойствах» и «науки жизни», в том числе и «социология». Именно они в системе наук, предложенных Циолковским, выступают в качестве «главного основания» образования человека. Это и понятно, так как именно человек в антропокосмической концепции учёного-космиста и педагога выступает активной преобразующей силой, от разумной деятельности которой зависит судьба самого человека и всей Вселенной» [1; 6].

Он отмечал, что «наше знание - капля, а незнание - океан», что «изучение Вселенной никогда не будет закончено», по Циолковскому, «земной жизнью», а будет продолжаться и в то время, когда люди освоят космическое пространство. Образовательные программы (земная и космическая), составленные Циолковским, дополняют друг друга [6]. Главное в овладении науками - «быть смелыми, не бояться научных авторитетов, ... следовать своему разуму».

Отвечая на вопрос «Чему учить?», Циолковский советовал давать ученикам глубокие научные знания, так как только истинные знания «сделают нас свободными и счастливыми» - утверждал он. Знание «охранит человечество от всякого рода опасностей, от всеобщей гибели: взрывов земной коры и всей планеты; потери атмосферы; столкновения с небесными телами и т.п.». «Откроется возможность использования необъятных пространств хотя бы в нашей Солнечной системе. Человек построит «эфирные обиталища», где будут созданы самые благоприятные условия для жизни стариков, больных, детей, не говоря уже об остальных жителях и особенно учёных» [6].

Следовательно, образование (как земное, так и космическое) в педагогических воззрениях выдающегося гуманиста Циолковского направлено на достижение главной цели - сделать человека сильным, могущественным, не зависящим от стихийных сил природы. Только человек разумный сможет, как подчёркивал Константин Эдуардович, создать вокруг себя разумный ненасильственный мир, мир, где каждый человек обретает спокойствие и счастье. В этом он видел высший смысл образования.

В современном образовании пока, как справедливо отмечал Циолковский, преобладают «науки жизни», наиболее необходимые и доступные для большинства.

Но педагог глубоко верил, что наступит время, когда изменятся взгляды на образование, когда человек будет воспитываться как «гражданин Вселенной», проявляющий заботу о своём «большом доме» - Вселенной; о собственном совершенствовании и развитии, направляющий полученные знания на поиски лучшего общественного устройства человечества. В этом он видел основную задачу и цель перестройки школьного образования, хотя и подчёркивал, что «всё описанное им мало осуществимо и представляет далёкий идеал» [1]. Тем не менее многие прогнозы  учёного-космиста в отношении возможности познания Вселенной сбываются, следует прислушаться и к его прогнозам, касающимся образования, хотя они и кажутся нам сегодня утопичными.

Идеал К.Э. Циолковского - «совершенный человек», обладающий теми полезными качествами и, прежде всего, разумом. К высшим нравственным ценностям Константин Эдуардович относил совесть, самоотречение, сострадание, великодушие. Ученый-педагог исходил из того, что целью познания и деятельности является достижение человеком совершенной и бесконечной жизни.

Выдвинутые К.Э. Циолковским категории и ориентиры, их сущностное содержание имеют прямое отношение к сфере образования, дают возможность прогнозировать пути дальнейшего развития, познания личности и решать тесно связанные с этим вопросы формирования «совершенного человека». В своих работах он затронул множество важных проблем, связанных с созданием условий для обучения одаренных детей, разработкой философских основ содержания образования «Гражданина Вселенной» и др. [5].

Как завет учителя звучит его обращение к молодежи, которую он считал «наиболее восприимчивой ко всему новому и необычному». «Мы пока мало знаем, - писал он, - но нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, учиться, чтобы получить их и царствовать во Вселенной» [1].

Рецензенты:

Ромашина Е.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Штрекер Н.Ю., д.п.н., профессор, директор Института педагогики ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга.