Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION LEVEL OF STUDENT SATISFACTION QUALITY OF TEACHING IN MEDICAL SCHOOL

Blinova E.G. 1 Gegechkori I.V. 1 Zhernakova G.N. 1 Tolkova E.I. 1
1 he Omsk State Medical Academy of the Health care Ministry of the Russian Federation
The article presents the results of a survey of students, which was aimed at evaluation of the content, organization and quality of the educational process, as part of the quality management system of higher education in the Medical University "Omsk State Medical Academy" at the department of general hygiene course hygiene of children and adolescents. As a tool for gathering information were surveyed by questionnaire with standardized rating scales for the 2012/13 academic year. Representativeness of the sample is calculated by I-SMC 08/03/01. This study aimed at identifying students´ satisfaction learning conditions, allowed us to obtain objective information for the improvement and adjustment of educational work with students.
The quality of education
the survey
evaluation of the educational process
the quality of teaching
medical school
students

Введение

В условиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов [1-3, 14]. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности вуза, позволяющее выявлять слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по и х усовершенствованию [10-12].

  Под удовлетворенностью студентов авторы понимают субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений. В данной статье приведены результаты оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (раздел 8).

Цель исследования

Определить степень удовлетворенности студентов медицинского ВУЗа качеством преподавания.

Материалы и методы исследования

В качестве инструмента сбора информации был проведен опрос по унифицированной анкете с оценочными шкалами за 2012/13 учебный год. Репрезентативность выборки рассчитана по И-СМК-03.8.01.  Оценка степени удовлетворенности потребителей осуществлялась руководителем кафедры по сводной оценке удовлетворенности студентов качеством услуги (Ui %), рассчитываемой как удельный вес суммы баллов, определенных потребителями, от максимально возможной суммы баллов. При сводной оценке степень удовлетворенности потребителей более 80% оценивалась как высокая, в интервале от 50% до 80% – как средняя, менее 50% – как низкая [11].

Обработка анкет осуществлялась в формате STATISTICA 6.1 (лицензионное соглашение BXXR904Е306823FAN10) с определением распределения частот тех или иных ответов и сопоставлением ответов на разные вопросы. Для выявления наличия статистической связи между оценкой качества преподавания на кафедре в целом и возможными факторами ее определяющими был применен корреляционный анализ Кендалла. Для оценки значимости различий использован критерий Манна-Уитни (U) – для независимых групп. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. В случае превышения достигнутого уровня значимости (р) статистического критерия этой величины, принималась нулевая гипотеза [13].

Результаты и их обсуждение

У студентов всех факультетов дисциплина гигиена входит в профессиональный цикл, в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения. Однако, если для специальности 060105 «Медико-профилактическое дело» дисциплины: общая гигиена и гигиена детей и подростков являются одними из основных для подготовки специалистов данного профиля, то для студентов других специальностей гигиена является общемедицинской дисциплиной. В связи,  с чем можно было бы ожидать различных оценок по одним и тем же критериям у студентов медико-профилактического и других факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического). И при оценке вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки данное предположение логично подтвердилось (критерий Манна-Уитни (U) =10720,2 при р=0,015) (рис. 1). Как в одной, так и в другой группах более 75% респондентов  выставляют высокие баллы (хорошо и отлично) по данному критерию. Однако в группе респондентов, представленных студентами лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов, четвертая часть студентов оценивают вклад дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки , достаточно низко (от 0 до 3 баллов), в то время как студенты медико-профилактического факультете не оценивают данный критерий ниже трех. По остальным критериям статистически значимых различий в оценках студентов различных факультетов не выявлено.

Рис. 1. Характеристика распределения бального оценивания вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки.

При оценке результатов анкетирования по критериям: «Насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры», «Помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента», «Доступность и логичность объясняемого на занятиях материала», «Дисциплина на занятиях», «Иллюстративный материал по дисциплине (таблицы, слайды, аудио, видео, муляжи)», «Объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты)», «Вклад дисциплины в формирование уровня профессиональной подготовки», «Удовлетворенность качеством преподавания на кафедре в целом» выявлены высокие показатели удовлетворенности потребителя качеством услуги – от 80,2% до 95,7%.

Средний показатель удовлетворенности студентов выявлен по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» (Ui=76,2 %). Несмотря на наличие объективных причин достаточно низкой оценки (высокие учебные нагрузки студентов 3-4 курса; для большинства анкетируемых предмет «гигиена» не является профильным; в опросе участвовало всего 39,2% студентов медико-профилактического факультета, являющихся основными участниками научно-исследовательской работы кафедры), нами проведен анализ по данному критерию в разрезе изучаемых дисциплин.

Наиболее низкие показатели удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин выявлены по результатам анкетирования студентов педиатрического факультета – Ui=70,41 % (дисциплина – общая гигиена с гигиеной детей и подростков), студентов 6 курса медико-профилактического факультета – Ui=73,2 % (дисциплина – гигиена детей и подростков) и группы студентов стоматологического и лечебного факультетов – Ui=75,86 % (дисциплина – гигиена с основами экологии человека), что подтверждается и частотным распределением показателя в разрезе изучаемых дисциплин (рис. 2).

Рис. 2. Частотное распределение показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин.

Студенты отмечают, что преподаватели кафедры:

– не предлагают участвовать в научно-исследовательской работе – 29 студентов из 323 (9%) (рис. 3);

– предлагают темы научно-исследовательской работы, но не разъясняют, как ее выполнять – 16 студентов из 323 (5%) (рис. 3);

– предлагают участвовать в научно-исследовательской работе, но не предлагаются никакие материалы для ее осуществления – 13 студентов из 323 (4%) (рис. 3.).

Рис. 3. Удельный вес бальной оценки показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе».

Полученные результаты отразились на деятельности всех сотрудников кафедры, в содержание вводных лекций и практических занятий введен раздел, посвященный работе кружка. Проведены мастер-классы по статистической обработке полученных результатов в ходе научно-исследовательской работы студентов по руководству «Дружелюбная статистика» [4]. В качестве примера использования статистического анализа в гигиенических исследованиях применены базы данных по ранее проведенным исследованиям сотрудников кафедры [5-9].

При оценке статистических связей показателя «качество преподавания на кафедре в "целом" в ходе корреляционного анализа Кендалла выявлены наиболее значимые факторы, определяющие качество преподавания. В числе, которых вопросы: 1) насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры (t=0,7; р=0,000); 2) доступность и логичность объясняемого на занятиях материала  (t=0,7; р=0,000); 3) объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты) (t=0,7; р=0,000).

Установлены прямые статистические значимые связи между показателем «качество преподавания на кафедре в целом» и «оценкой вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки» (t=0,9; р=0,000).

В связи с полученными результатами вносятся коррективы в учебный процесс в части определения содержания опроса, выбора форм и методик проведения занятий,  использования Интернет-ресурсов, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов, улучшать качество усвоения изучаемого материала, развивать профессиональное мышление [5].

Выводы

Проведенное исследование, направленное на выявление удовлетворенности студентов условиями обучения, позволило получить объективную информацию для совершенствования и корректировки учебной работы со студентами. Участие студентов в оценке содержания, организации и качества учебного процесса в целом показывает важность их взглядов и возможность их влияния на совершенствование  образовательного процесса  в ВУЗе,  что  развивает активную гражданскую позицию обучающихся.

Рецензенты:

Турчанинов Денис ВладимировичД.В., доктор медицинских наукд.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.

Сохошко Игорь АлександровичИ.А., доктор медицинских наукд.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.