Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSTIC OF THE PROCESS OF HUMANITARIZATION OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Моложавенко А.В.
In this article the author is analyze stages of the process of humanitarization of training of specialist in the continuing psychological education. The author is analyze the results of diagnostic of this process. The author is analyze opportunities of supervision of specialist. Also author is analyze levels and environments of improving the effectiveness of professional development, development. Key words: phasic model, psychological culture, supervision, model of environments of humanitarization of psychological training.

Экспериментальное диагностическое исследование супервизорских возможностей проводилось с педагогами, педагогами-психологами и преподавателями психологии средних и высших образовательных учреждений. Объектом диагностики был определен процесс гуманитаризации психологической постподготовки педагога в системе послевузовского психологического образования [2]. Предмет диагностики - определение уровней постподготовки педагога внутри ее стадий и этапов. Цель диагностического исследования - построение модели условий реализации технологических средств в процессе гуманитаризации психологической постподготовки педагога [1].

При этом мы определили, что в образовательной среде школы и вуза в процессе гуманитаризации психологической постподготовки специалисту необходимо прохождение следующих видов супервизии: наставнической, коррекционной, консультативной и экспертной.

Мы исходили из гипотезы, что:

1. В процессе наставнической супервизии, осуществляемой внутри стадии становления компонентов психологической компетентности на этапе практико-ориентированной психологической подготовки в соответствии с принципом непрерывности, супервизоры-наставники не готовы проводить с молодым специалистом в период его профессиональной адаптации наставническую супервизию, что определяет проявление затруднений в комплексном становлении и развитии у молодого специалиста компонентов психологической компетентности.

2. На стадии развития компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки в соответствии с принципом системности в ходе коррекционной супервизии могут иметь место затруднения в становлении и развитии у супервизора-наставника данных компонентов. Речь идет о прохождении педагогом двух уровней: а) уровня насыщения внутриличностных компонентов собственно психологической культуры через расширение границ профессионального опыта (свое-временная профилактика и минимизация синдрома психического выгорания;         б) уровня развития супервизором-наставником внутриличностных компонентов в процессе обучения коррекционной супервизии.

3. В связи с тем, что благодаря обучению коррекционной супервизии супервизор-наставник становится супервизором-корректором, возникает необходимость в прохождении педагогом этапа насыщения опытом и развития межличностных компонентов собственно психологической культуры. На данном этапе мы выделяем два его уровня: а) уровень насыщения межличностных компонентов собственно психологической культуры эффективным профессиональным опытом в процессе консультативной супервизии; б) уровень развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе  обучения педагога консультативной супервизии. При этом в осуществлении и обучении консультативной супервизии проявляются проблемы в освоении педагогом возможностей построения рефлексивных партнерских отношений в полисубъектной общности взаимодействия супервизора-корректора и супервизора-консультанта по поводу профессиональной деятельности супервизора-наставника.

4. На следующей стадии модели процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога определяется необходимость ориентации на принцип целостности, что содержательно выражается в совершенствовании специалистом составляющих и целостной общей психологической культуры. На этапе совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе заключительной психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-консультанта ему следует освоить уровень интеграции компонентов собственно психологической культуры в процессе экспертной супервизии, осуществляемой супервизором-экспертом. В процессе экспертной супервизии должен развернуться своеобразный внутренний полилог между прежними и новыми образами значимых Других во внутреннем диалоге, что определяет взаимопроникновение этих позиций. Сложности в интеграции компонентов собственно психологической культуры затрудняют вхождение супервизора-консультанта во внутренний полилог и выбор направления совершенствования компонентов собственно психологической культуры через объединение внутренних объектов в более общие категории, обладающие новой целостностью, требующей нового совершенствования.

Таким образом, диагностическое исследование супервизорских возможностей и способностей позволит определить степень освоения специалистом соответствующих этапов и уровней внутри стадийной модели с целью разработки технологических оснований процесса гуманитаризации психологической постподготовки в системе непрерывного психологического образования педагога.

В диагностическом исследовании приняли участие: 1) педагоги средних общеобразовательных учреждений (111 чел.); 2) педагоги-психологи средних общеобразовательных учреждений (108 чел.);  3) преподаватели психологии вузов (47 чел.).  Общее  количество испытуемых - 266 человек. Диагностика проводилась с помощью метода анкетирования.

Педагоги средних общеобразовательных учреждений достаточно высоко оценивают свои возможности и способности в реализации себя в качестве супервизоров-наставников и супервизоров-консультантов. Ниже - в качестве супервизоров-корректоров и супервизоров-экспертов. Следовательно, имеются выраженные затруднения в прохождении уровней этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-наставника в ходе коррекционной супервизии.

В целом педагоги-психологи наиболее высоко оценивают свои супервизорские возможности и способности по качеству наставничества и консультирования, ниже - по коррекции и экспертизе. Педагоги-психологи также испытывают затруднения в освоении этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры, но уже  на уровне обучения коррекционной супервизии. Это создает проблемы  и на уровнях этапа насыщения и развития межличностных компонентов в процессе психологической постподготовки педагога-психолога в качестве супервизора-корректора.

Преподаватели психологии определяют приоритет в освоении наставнической, консультативной и экспертной   супервизии. Наименьшее среднее значение зафиксировано по оценке состояния коррекционной супервизии. Следовательно, имеются затруднения в обучении преподавателей психологии как супервизоров-корректоров консультативной супервизии на уровне развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки. Соответственно, имеют место проблемы в прохождении следующей стадии по совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки и самообразования.

Анализ средних показателей позволил определить, что все респонденты достаточно высоко оценивают качество наставнического опыта, обучение которому происходит на этапе комплексного становления компонентов психологической компетентности в процессе практико-ориенти-рованной психологической подготовки молодого специалиста во взаимодействии с супервизором-наставником на соответствующей стадии. Сложности всех испытуемых локализованы на этапах стадии развития компонентов собственно психологической культуры: у педагогов в процессе прохождения коррекционной супервизии; у  педагогов-психологов в процессе обучения коррекционной супервизии; у преподавателей психологии в процессе прохождения и обучения консультативной супервизии. Соответственно, прохождение и обучение педагогов и педагогов-психологов экспертной супервизии на этапе следующей стадии (совершенст-вование компонентов собственно психологической культуры) также проблематично, а для преподавателей психологии - освоение уровней заключительного этапа по совершенствованию составляющих и целостной психологической культуры.

Представленные ниже данные свидетельствуют о статистически достоверных различиях средних показателей оценок специалистов собственных супервизорских возможностей и способностей (р≥0,0001), подтверждаемых расчетами по критерию Крускалла-Уоллиса (см. рис. 1; таблица 1).

Матрицы интеркорреляций подтверждают наличие положительной корреляционной связи, определяющей тенденцию взаимообусловленности изменений показателей супервизии у специалистов: если значения одной из четырех переменных возрастают, то значения других имеют также тенденцию к возрастанию. Другими словами, если педагог успешно осваивает коррекционную супервизию, то и другие виды супервизии имеют тенденцию к повышению эффективности (см. таб. 2).

Таблица 1. Результаты расчетов по критерию Крускалла-Уоллиса

 

Наставничество

Коррекция

Консультирование

Экспертиза

Значение

критерия

12,297

9,244

16,110

71,153

Число степеней свободы

2

2

2

2

Уровень

значимости

0,002

0,010

0,000

0,000

Таблица 2. Матрица интеркорреляций показателей супервизии у всех респондентов (коэффициент корреляции Пирсона)

 

 

Наставничество

Коррекция

Консультирование

Экспертиза

Наставничество

 

Коэффициент корреляции

1

0,569(**)

0,644(**)

0,422(**)

Уровень

Значимости

.

0,000

0,000

0,000

 

Коррекция

Коэффициент корреляции

0,569(**)

1

0,555(**)

0,703(**)

Уровень

значимости

0,000

.

0,000

0,000

 

Консультирование

Коэффициент корреляции

0,644(**)

0,555(**)

1

0,555(**)

Уровень

значимости

0,000

0,000

.

0,000

 

Экспертиза

Коэффициент корреляции

0,422(**)

0,703(**)

0,555(**)

1

Уровень

значимости

0,000

0,000

0,000

.

**  Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed)

 

p

Рис. 1. Значимость различий средних значений оценок специалистов

Таким образом, не подтвердилось предположение о том, что педагоги не готовы использовать собственные возможности и способности в реализации себя в качестве супервизора-наставника (1). Следовательно, комплексное состояние компонентов психологической компетентности позволяет специалистам осуществлять наставническую супервизию.  Полностью нашло свое  подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2) и частичное -        в  консультативной  и  экспертной  супервизии (3,4).

На основании результатов диагностического исследования было разработано экспериментальное содержание модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе непрерывного психологического  образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Борытко,  Н.М.  Методология  и  методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко,    И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. М., 2008.
  • 2. Моложавенко, А.В. Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога в системе его непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного университета. Серия «Педагоги-ческие науки».  2008. №6(30). С. 153 - 157.
  • 3. Наследов, А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. М., СПб., 2005.